В психическом развитии слепого ребенка




Министерство культуры и массовых коммуникаций

Российской Федерации

Администрация Тульской области

Российская государственная библиотека для слепых

ГУК ТО «Тульская областная специальная

Библиотека для слепых»

СОЗДАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТАКТИЛЬНЫХ

РУКОДЕЛЬНЫХ КНИГ

ДЛЯ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

И РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ

Материалы международной

Научно-практической конференции

(12-15 сентября 2005 г., Тула)

 

Тула, 2005


ББК Т78.342:74.33

С 58

 

Составители:

А. М. Чуканова, Е. Н. Брешенкова

Рецензент:

доктор психологических наук, профессор Л.И. Плаксина

Компьютерный набор и верстка:

Н. П. Мызенкова, В. А. Филимонова

 

Редактор:

А. И. Кардашина

 

Ответственная за выпуск:

А. М. Чуканова

 

Создание и использование тактильных рукодельных книг для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов: материалы междунар. науч.-практ. конф. (12-15 сент. 2005 г., Тула) / М-во культуры и массовых коммуникаций Рос. Федерации, Адм. Тульской обл., РГБС, ТОСБС; сост.: А.М. Чуканова, Е.Н. Брешенкова; рец. Л.И. Плаксина; компьютерный набор и верстка Н.П. Мызенковой, В.А. Филимоновой; ред. А.И. Кардашина; отв. за вып. А.М. Чуканова. – Тула, 2006. – 74 с.: ил.

 

Цель данного сборника – обобщение опыта российских и зарубежных коллег по созданию и использованию тактильных рукодельных книг и дидактических пособий, а также отражение их использования в практической деятельности.


От составителей

Цель данного сборника – обобщение опыта создания и использования тактильных рукодельных книг и дидактических пособий по организации обслуживания детей с ограниченными возможностями.

Материалы сборника позволят найти нужные решения в этом издательском направлении библиотеки, наметить перспективы развития и представить складывающиеся к настоящему моменту связи библиотек с другими учреждениями и организациями, занимающимися этой проблемой.

Просим всех заинтересованных лиц присылать материалы и предложения для дальнейшего развития этого опыта.

Благодарим всех, кто принял участие в обсуждении этой актуальной темы.

Выражаем особую благодарность фонду FORCE за оказанную поддержку.


РОЛЬ ТАКТИЛЬНОЙ КНИГИ

В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СЛЕПОГО РЕБЕНКА

Плаксина Л.И.,

доктор психологических наук,

профессор, г. Москва

Анализ состояния зрения населения Земли в настоящее время вызывает у многих офтальмологов, психологов, дефектологов, специалистов, работающих со слепыми (библиотечные работники) всех стран тревогу из-за возрастающего количества детей, подверженных глазным заболеваниям. По данным Всемирной организации здравоохранения, детскому населению, наряду с другими заболеваниями, угрожает потеря зрения. Связано это с общей тенденцией ухудшения здоровья детей, с интенсификацией процесса обучения в школе, обострением проблем социальной адаптации.

Снижение зрения сказывается на всем ходе психического развития детей с нарушением зрения, особенно это, касается формирования понятий и понимания значений слов. Склонность детей с недостатком зрения к чисто словесному знакомству с окружающим особенно опасна, т.к. образные представления действительности, формирующиеся на основе вербальных знаний, не дают ребенку адекватного восприятия мира. Словесное знакомство с окружающим приводит лишь к видимости знания. По существу дети понаслышке судят о многих предметах, словесно обозначают их, но неясно себе их представляют и мало знают о них. В результате в процессе обучения и при тщательных обследованиях обнаруживаются бедность знаний, пониженный уровень развития мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и других психических процессов, что подчеркивает необходимость управления процессом восприятия слабовидящих детей путем применения специальных методических приемов и способов, ведущих к осмысленному рассматриванию, стремлению находить существенное в объекте или изображении, используя не только зрение, но и все сохранные анализаторы.

Нам необходимо сложить такую систему средств: книг, пособий, игрушек, которые смогли бы помочь ребенку понять окружающий мир с помощью упражнения сохранных анализаторов. На мой взгляд, эта система уже начала складываться, и начало ей положили не педагоги и психологи, а специализированные библиотеки для слепых, библиотекари, владеющие более совершенными технологиями по изданию различных книг, включая книги по Брайлю, ими ищутся современные технологии в тиражировании рельефно-графических книг, ими разработаны и первые тактильные книги для слепых детей. Тактильные книги помогают понять слепому ребенку, как устроен мир, с помощью тактильной чувствительности.

Роль тактильной книг заключается в формировании у ребенка первоначальных знаний о сенсорных эталонах – основ ориентации ребенка на форму, структуру, пространственное положение, осязаемые признаки, позволяющие ребенку с сенсорной депривацией сознательно управлять предметными действиями.

Большая роль при работе с тактильной книгой на всех этапах ее применения и во всех возрастных границах отводится осязанию. В раннем возрасте нормально видящий ребенок стремится больше узнать об окружающем мире, у него быстро формируется чувственный опыт на основе зрительного восприятия, создаются яркие эмоционально насыщенные представления. Слепые дети наоборот очень часто бояться неизвестности, боятся брать в руки незнакомые предметы, что способствует низкому уровню развития чувственного опыта, эмоциональной отзывчивости, наблюдается социальная депривация. Тактильная книга поможет ребенку воспринимать и понимать окружающий мир как с помощью остаточного зрения, так и с помощью руки. Данная книга дает возможность сформировать взаимодействие системы «рука – глаз». Преодолевая проблему социальной и сенсорной депривации, невоспитанности, неразвитости, она сможет выполнять роль коммуникации и общения: общения ребенка со сверстниками или окружающими его взрослыми, средством передачи адекватной информации об окружающем мире с использованием «мануального представления о мире».

Понятие «мануальное представление о мире» пока еще не вошло ни в науку, ни в практику, вследствие чего на современном этапе развития тифлопсихологии нет научного определения данного понятия, а технологии выпуска тактильных книг не освещены в достаточной мере. Мы не можем выпускать их и в большом количестве, так как все выпущенные рукотворные тактильные книги – эксклюзивны и особенно дороги, в них вкладываются не только рукотворные умения правильно строить рельефно-графическое изображение, но и душа человека, работающего над ней.

Тактильная книга необходима для слепого ребенка – она является средством вхождения в мир, средством социализации ребенка. Ребенок с нарушением зрения начинает ощущать, что у него есть собственная книжка, которая помогает понять ее содержание самостоятельно, без помощи взрослых и учит его общению. Необходимо научить ребенка, чтобы его руки и пальцы действовали согласованно и выполняли поисковую и контролирующую функции. Следует закрепить знание слепого ребенка о том, что от правой руки поступает первоначальная информация о границе страницы, о наличии иллюстраций, о качестве материала, левая рука контролирует и закрепляет знания, полученные от правой руки. Для этого тактильная книга должна изготовляться в соответствии с требованиями безопасности и создавать приятное впечатление. Объекты, изображенные на иллюстрациях не должны вызывать ранений детской руки. Структура и содержание тактильной книги предполагает использование «объемной иллюстративной» информации, выполненной в виде реальных объектов, плоскопечатного текста и текста по Брайлю. Важно, чтобы сначала ребенок познакомился с предметом, о котором идет речь в книге, изучил его, а потом прочитал текст, соответствующий содержанию иллюстрации.

Отмечу, что тактильная книга делает слепого ребенка счастливым. Через эту книгу он узнает основные свойства и качества предметов окружающего мира (мягкий, пластичный, твердый). Благодаря совместному общению с матерью и книгой ребенок способен открывать новые непознанные страницы жизни. Полагаю, что со временем тактильная книга станет первой книгой, развивающей понимание у слепого, как устроен мир, и считаю, что эти книги должны быть озвучены.

Однако необходимо обратить внимание на то, что до сих пор не разработаны и теоретически не обоснованы единые подходы и методические рекомендации по работе с тактильной книги, по ее созданию, поэтому следует консолидировать внимание всех специалистов (педагогов, психологов, дефектологов, библиотечных работников) для изучения этой проблемы. Частичные попытки создать рекомендации есть, однако необходимо осуществить комплексные теоретические и научно-практические исследования, экспериментально апробировать методики использования тактильных книг в специализированных учреждениях, отлицензировать технологию издания таких книг, создать фонды книг при специализированных библиотеках и видеоматериалов, рассказывающих об их внедрении в практику.

Подводя итог, хочу отметить, что необходимо создать научно-методический коллектив, который бы занялся научными исследованиями проблемы изготовления и внедрения тактильных книг и дидактических пособий на тактильной основе разработал бы научные рекомендации по изготовлению тактильных книг, а также учебно-методические пособия по их применению.


ТАКТИЛЬНАЯ РУКОДЕЛЬНАЯ КНИГА –



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: