В используемой форме МХК представляет собой таблицу, в которой по горизонтали помещены сведения по всем трем подструктурам индивидуальности, а по вертикали - учащиеся данного класса. Фамилии учеников располагаются не в алфавитном порядке, а ранжируются по успеваемости: открывают список ученики с низкой успеваемостью, далее идут ученики со средней успеваемостью и замыкают список ученики с высокой успеваемостью обучения. Внутри каждой группы проводится дополнительное ранжирование учеников по общему уровню развития способностей. Таким образом, ученики со слабой успеваемостью в обучении и слабыми способностями оказываются в верхней части МХК, т.е. под более пристальным взглядом учителя.
Первые пять граф, содержат общие диагностирующие сведения об учениках. Информация, содержащиеся в них, дает возможность выявить учеников, наиболее нуждающихся в индивидуализации, а также установить причины, которые мешают способным ученикам заниматься в полную силу индивидуальных возможностей. В графе 1 содержатся сведения об успеваемости учеников по иностранному языку (оценка в центре графы), по гуманитарным дисциплинам (в левом верхнем углу) и по точным дисциплинам (в правом верхнем углу).
Если отметка по иностранному языку ниже отметок по другим гуманитарным дисциплинам, учитель может сделать предварительный вывод (но только предварительный, требующий обязательного уточнения) о том, что ученик по каким-то причинам не использует все свои потенциальные возможности для овладения иностранным языком
В графе 2 под номерами указаны мотивы, по которым ученики изучают иностранный язык. Номер мотива совпадает с тем номером, которым данный мотив обозначен в анкете, предлагаемой для сбора сведений по личностной подструктуре (см. анкету). Необходимо знать номенклатуру мотивов, руководствуясь которыми ученик изучает наш предмет. Это помогает найти правильную стратегию индивидуализации в отношении каждого ученика. Зная строение мотивационной сферы, можно перестраивать ее в желаемом для процесса обучения направлении.
|
В графе 3 под литерами указан соответствующий уровень интереса к иностранному языку как учебному предмету: А - учить не хочу, неинтересно; Б - учить хочу, но стало неинтересно; В - учить хочу, учу с прежним интересом; Г - учить хочу, стало еще интереснее (в сравнении с началом обучения в 4-м классе). Уровень интереса небезразлично знать, прежде всего, потому, что вместе с ведущими мотивами он определяет отношение к иностранному языку в целом.
В графе 4 указаны имеющиеся у учеников пробелы в усвоении материала. Обычно указываются номера уроков, материал которых учеником по каким-либо причинам не был усвоен. Знания о пробелах в усвоении материала помогают сделать более целенаправленными дополнительные занятия, а также подсказывают учителю, какие опоры следует предложить ученику, чтобы он мог работать в одном режиме с классом при усвоении нового материала.
В графе 5 даются сведения об общем уровне развития способностей. Они помогают установить правильный диагноз, найти верный тон в отношениях с учениками.
Далее в графах с 6 по 13 содержатся сведения об уровне развития каждой отдельной способности. Располагая ими, учитель может, с одной стороны, развивать недостающие способности при помощи специальных упражнений, а с другой, - учитывать с самого первого урока недостающие способности в процессе обучения, реализуя тем самым профилактическую функцию индивидуализации. Отметим, что в данном разделе МХК указываются не только способности к различению, имитации и др., но также даны стороны речевой деятельности, этапы работы, на которых каждая из способностей, играет ведущую роль (см. заголовки подпараграфа «Индивидная подструктура»). Это значительно упрощает управление процессом усвоения нового материала, формирования соответствующих навыков. Учителю легко определить для каждого ученика «критические точки урока», где усвоение нового материала будет затруднено отсутствием или недостаточным развитием соответствующей способности.
|
Для управления процессом индивидуализированного обучения важно иметь сведения о приемах учения, показывающих, насколько рациональным именно для него способом ученик умеет выполнять различные учебные задания (работать с опорами, выполнять упражнения различных типов, работать в парах различного состава: сильный - сильный, сильный - слабый, слабый-слабый и т.д., работать над иностранным языком дома). В графу 14 заносятся только те учебные умения, которыми ученик еще не владеет должным образом. Перед новым заданием ученикам обязательно дается памятка, содержащая рекомендации или алгоритмы действий по наиболее рациональному его выполнению. Если ученик, по каким-либо причинам не успел вместе с классом овладеть умением, то напротив его фамилии ставится арабская цифра, под которой значится в списке данное умение: умение вести себя на уроке иностранного языка (1), умение организовать самостоятельную работу дома (2), умение овладевать словами иностранного языка в классе (3), умение выполнять условно-речевые упражнения (4), умение организовать работу в паре (5), умение овладевать чтением про себя (6), умение выполнять упражнения на проверку понимания прочитанного (7), умение овладевать грамматической стороной речи (8), умение овладевать высказыванием по заданной ситуации (9), умение правильно вести беседу (10), умение овладевать пониманием на слух иноязычных текстов (11). Рядом, в скобках, римской цифрой обозначается один из пяти возможных уровней владения учебным умением, на котором находится в данный момент ученик: нулевой (0) - не знает и не умеет выполнять учебное действие; первый (I) - только знает, но еще не умеет выполнять учебное действие; второй (П) - знает и умеет выполнять учебное действие, но с преимущественной направленностью внимания на способ выполнения учебного действия; третий (Ш) - знает и умеет выполнять учебное действие с направленностью внимания уже на речевую цель высказывания; четвертый (IV) - ученик не просто умеет выполнять действие с большой степенью автоматизированности, но умеет это делать наиболее эффективным для него способом.
|
Раздел «Субъектная подструктура» представляет собой графу (14), все записи, в которой делаются простым карандашом. Последнее нужно для того, чтобы любой значок можно было стереть в тот момент, когда ученик полностью овладеет данным учебным умением.
Далее, в графах 15-26 помещены сведения о личностных особенностях учеников. (Сфера ЖИС - «Сфера желаний, интересов, склонностей», КД - «Контекст деятельности», ЭЧС - «Эмоционально-чувственная сфера», М - «Мировоззрение».) Графа 15 отведена для учета любимых предметов ученика. Они служат косвенными показателями направленности стержневых интересов учеников. Знание этого позволяет воспитывать у учащихся положительное отношение к иностранному языку. Каждому ученику необходимо показать, каким образом иностранный язык может служить средством удовлетворения его внеурочных и учебных интересов (графа 16). В графе 15 также учитывается любимый учитель, как человек наиболее авторитетный для данного ученика. Поэтому можно обратиться за помощью к своим коллегам, если они более авторитетны для какой-то группы учеников класса. Для данного класса весьма желательно, чтобы свое отношение к иностранному языку высказали учителя математики, истории, физкультуры, наиболее авторитетные, по мнению ребят, члены педагогического коллектива. В графе 15 для экономии места указывается не фамилия любимого учителя, а предмет, который он ведет.
В графе 16 располагаются сведения о внеучебных увлечениях, интересах, склонностях и любимых занятиях учеников. При этом указываются только области интересов и увлечений (например, нумизматика, танцы, рыбная ловля и т. п.), уточнения, необходимые для более полного учета данной сферы личности с целью вызова коммуникативной мотивации, происходят перед прохождением каждой темы при помощи специальной анкеты.
В графе 17 «Сфера желаний, интересов, склонностей» (ЖИС) содержатся сведения о профессиональных намерениях учащихся. Знаком "+" обозначается осознание учениками необходимости иностранного языка для дальнейшей учебы, а двумя знаками "++" - для будущей профессии. Знак означает, что ученик не считает нужным знание иностранного языка для будущей профессии. Данные этой графы позволяют соотнести прохождение каждой темы с профориентацией ученика. Если удается убедить ученика в том, что иностранный язык потребуется для его будущей профессии, то изучение данного предмета приобретает для него личностный смысл и становится значительно эффективнее.
Помещенные в МХК данные по сфере ЖИС дают возможность, кроме перечисленного выше: а) организовать общение по интересам в парах, группах, а также выбрать общие, интересные для большинства учащихся проблемы, актуальные события для коллективного обсуждения; б) удовлетворять и развивать внеучебные интересы учащихся через урочные и отсроченные индивидуальные задания; в) учить учащихся удовлетворять свои интересы и увлечения посредством иностранного языка.
В графе 18 помещены сведения о совместном контексте внеучебной деятельности (КД) учеников класса. Сокращения типа 6 - всегда вместе, 16 - музыкальная школа, кино и т. д. означают, что данный ученик живет рядом и чаще всего проводит свое свободное время с Надей В. (порядковый номер 6 означает номер в списке класса), а с Леной Л. вместе ходит в музыкальную школу. Остальные сведения по данному компоненту личностной подструктуры содержатся в сфере ЖИС. Специфика контекста деятельности заставляет добывать сведения о нем средствами оперативного учета. Для этого, однако, не требуется каких-либо дополнительных усилий со стороны учителя. Он, как правило, всегда находится в курсе событий школы, жизни города, страны, планеты.
Графы 19-21 в МХК отводятся для учета эмоционально-чувственной сферы (ЭЧС). В графе 19 фиксируется характер направленности эмоциональных переживаний. Выделяются два вида направленности: интраверсированность (И) - замкнутость на себя, на свой собственный внутренний мир, на свои переживания, и экстраверсированность (Э) - общительность, открытость, направленность своих переживаний на других. Замечено, что ученики-экстраверты, как правило, лучше успевают по иностранному языку: у них почти в два раза выше речевой статус, они более желаемы как речевые партнеры, они более активны на уроках, часто узурпируют время говорения интравертов. Поэтому направленность эмоциональных переживаний служит в определенной степени прогностическим показателем успешности в обучении (наряду со способностями). Интравертов с первого дня обучения необходимо окружать особой заботой и вниманием. В графе 21 ЭЧС указываются «запретные зоны», т.е. сугубо личные, интимные стороны внутреннего мира ученика, вторжение в которые приводит к отрицательным эмоциональным переживаниям, способным воздвигнуть «смысловой барьер» между учеником и учителем (например, разговор об отце, если его нет, описание внешности ученика, который сам стесняется своей внешности и т.п.).
В графе 22 «Мировоззрение» шифруются различные виды направленности личности: И - индивидуалистическая (эгоистическая); К - коллективистическая; О - общественная; У - узкобытовая. Не только классному руководителю, но и учителю иностранного языка необходимо иметь представление об общей направленности учеников класса. С одной стороны, мировоззрение тесно связано с речевой деятельностью и чаще всего проявляется в двустороннем общении людей. Научить отстаивать свои взгляды, убеждения при общении с зарубежными сверстниками - прямая обязанность учителя. С другой стороны, благодаря своим свойствам, мировоззрение помогает прогнозировать речевые поступки учащихся в различных ситуациях общения, моделируемых на уроке, и, значит, заблаговременно снабжать их необходимым речевым материалом.
Графы 23-26 содержат сведения, необходимые для учета статуса личности ученика: деловой статус, речевой статус, круг желаемых речевых партнеров, референтную группу. Деловой статус определяется числом предпочтений, полученных учеником в качестве желаемого делового партнера. Речевой статус определяется числом предпочтений, полученных им в качестве желаемого речевого партнера. Цифры в соответствующих графах указывают количество полученных предпочтений.
Создать благоприятный психологический климат речевого коллектива помогают сведения графы 26 МХК, в которой содержатся сведения о референтных группах, т.е. о круге лиц, наиболее авторитетных для данного ученика. Для того чтобы ученик желал и мог проявить свою индивидуальность в общении, моделируемом на уроке, он должен чувствовать себя раскрепощенным в речевом отношении, не опасаться насмешек со стороны авторитетных для него товарищей ни во время урока, ни после, него. Воспитание речевого коллектива происходит намного быстрее и эффективнее, если оно в первую очередь касается популярных учеников. Они, как правило, являются лидерами референтных групп, и остальные ученики сверяют по ним свое поведение.
Для управления процессом обучения необходимо также знать желаемых речевых партнеров ученика. В МХК есть и эти сведения: в графе 25 желаемые речевые партнеры зашифрованы цифрами, соответствующими порядковому номеру фамилии ученика в списке класса. Знаком (->•) обозначены односторонние симпатии, (-л-) - взаимные. В квадрате помечен речевой партнер, с которым ученик хотел бы постоянно сидеть на уроке иностранного языка. Знак (+), поставленный над квадратом, означает, что его желание удовлетворено. Знак (-) показывает, что ученик сидит не с тем, с кем ему хотелось бы. Внизу каждой клетки графы указаны также и нежелательные речевые партнеры ученика. Важно так воспитать речевой коллектив, чтобы каждый ученик мог общаться с каждым, оказывая партнеру необходимую помощь и поддержку. Но, вместе с тем, нельзя не считаться с феноменом психологической совместимости. В зависимости от того, кто подобран в речевые партнеры, ученики могут испытывать взаимное или одностороннее облегчение. Графа 25 МХК дает возможность организовать общение учеников с учетом взаимных симпатий. Это приводит к максимальным результатам в овладении речевой деятельностью при минимальных психологических «затратах» со стороны каждого ученика.
Завершают МХК графы «Стратегия индивидуализации» (27) и «Тактика индивидуализации» (28), которые заполняются на основе целенаправленного анализа сведений, содержащихся во всех трех подструктурах индивидуальности ученика. Покажем алгоритм использования МХК для нахождения правильной стратегии и тактики индивидуализации.
1) Прежде всего, мы выявляем, в меру ли всех своих потенциальных возможностей занимаются ученики. Для этого следует обратиться к первым пяти графам МХК. Если успеваемость по иностранному языку ниже успеваемости по дисциплинам гуманитарного цикла, то, очевидно, ученик занимается ниже своих возможностей (данное предложение носит самый общий характер и обязательно уточняется при анализе способностей). Сравнение отметок позволяет выявить учеников, наиболее остро нуждающихся в индивидуализации.
2) Устанавливаются причины, мешающие достижению оптимального результата. В самом общем рассмотрении их может быть три:
а) ученику не хватает способностей или по каким-либо причинам у него образовались пробелы в усвоении материала (индивидная подструктура);
б) ученик не умеет учиться, т.е. не сформирован в достаточной мере индивидуальный стиль учебной деятельности (субъектная подструктура);
в) ученик достаточно «прохладно» относится к предмету: у него низкий уровень интереса и мотивации (личностная подструктура). Часто, однако, эти причины проявляются в различных сочетаниях или комплексно (наиболее тяжелый случай), поэтому для установления точного диагноза приходится более тщательно знакомиться с каждой из подструктур.
3) Предпочтительнее прежде обратиться к индивидной подструктуре и проанализировать в первую очередь способности «круглых троечников», а также тех учеников, которые по иностранному языку успевают хуже, чем по другим гуманитарным дисциплинам. Если сравнение со способностями хорошо и отлично успевающих учеников не выявляет существенной разницы, значит, дело в личностной подструктуре и надо искать неполадки в мотивационной сфере.
4) Определяется общее отношение к предмету на основе анализа ведущих мотивов (графа 2) и уровня интереса к изучению иностранного языка (графа 3). Графа 17 также может внести определенную ясность в установление диагноза. Из нее можно выяснить, считает ли ученик необходимым знание иностранного языка для будущей профессии или учебы, т.е. имеет ли для ученика изучение данного предмета личностный смысл. Если в упомянутых графах все обстоит благополучно, следует проанализировать статус личности ученика (графы 23-26): возможно, проявить способности в полную меру ученику мешает его неблагополучное положение в системе межличностных отношений, сложившихся в группе.
5) После этого следует обратиться к анализу субъектной подструктуры. Если нет неполадок в личностной и индивидной подструктурах, то причины неблагополучия могут скрываться в уровне сформированности учебных умений. В первую очередь надо установить, умеют ли ученики работать с опорами, призванными компенсировать наиболее неразвитые способности. Опыт показывает: если ученик нуждается в индивидной индивидуализации, ему неминуемо нужна индивидуализация субъектная.
Для того чтобы обнаруженные неполадки в каждой из подструктур при дальнейшей работе были видны невооруженным глазом, они отмечаются в МХК красным цветом. Составление МХК требует определенных средств, которыми являются анкеты и тесты.
АНКЕТА
для сбора сведений по компонентам личностной подструктуры
Класс___ Фамилия ______
Успеваемость по
1) Иностранному языку - 4. Химии-
2. Русскому языку - 5. Математике -
3. Литературе - 6. Физике -
(1) С желанием ли и интересом ты приступил к изучению иностранного языка в 4-м классе? Подчеркни нужное: да нет
(2) Как обстоят дела теперь? Обведи кружочком вариант, который тебе подходит:
а) учить не хочу, не интересно;
б) учить хочу, но стало не интересно;
в)учить хочу и учу с прежним интересом;
г) учить хочу, стало еще интереснее.
(3) Что побуждает тебя изучать иностранный язык? Ниже перечислены возможные причины. Прочти их внимательно. Выбери подходящие и обозначь их цифрами в порядке значимости для тебя.
(1) Родители хотят, чтобы я знал хотя бы один иностранный язык.
(2) Считаю, что каждый образованный человек должен знать хотя бы один иностранный язык.
(3) Привлекает возможность обсуждать события, общаться с ребятами на иностранном языке.
(4) Иностранный язык необходим для дальнейшей учебы, будущей профессии.
(5) Изучаю иностранный язык, потому что он стоит в программе.
(6) Изучаю иностранный язык, потому что люблю и уважаю своего учителя.
(7) Учитель всегда интересно, по-новому проводит уроки.
(8) Мне нравится узнавать, как устроен язык.
(9) Иностранный язык служит средством получения знаний о том, что мне интересно.
(10) У меня хорошие отметки по всем другим предметам, и я хочу, чтобы по иностранному языку отметка была тоже хорошей.
(11) Хочу знать язык не хуже моих товарищей.
Если есть другие причины, то напиши их.
(4) Назови товарищей из подгруппы, с которыми у тебя есть общие дела (например, Миша Иванов - играем в шахматы, Света Петрова - всегда вместе, Саша Голубев - вместе ходим в музыкальную школу).
(5) Назови трех товарищей из подгруппы, с которыми ты чаще всего обсуждаешь интересующие тебя события, дела и т.д.
а) б) в)
(6) Назови трех товарищей из подгруппы, с которыми ты разговариваешь редко, а) б) в)
(7) Назови трех товарищей, с кем бы ты хотел сидеть на уроке иностранного языка.
(8) Если бы тебе пришлось перейти в другую школу или отправиться в дальний поход и т.д., кого бы из учеников подгруппы ты взял с собой?
(9) К мнению каких учеников из подгруппы ты обычно прислушиваешься, чье мнение тебе важно?___
Сообщи о себе:
10) Твои любимые предметы.
11) Твой любимый учитель и предмет, который он преподает.
12) Твои любимые занятя, увлечения, интересы.
13) В каких кружках, секциях ты занимаешься.
14) Считаешь литы себя разговорчивым (подчеркни нужное: нет, немного, достаточно, очень)?
15) Кем собираешься стать после школы?
16) Считаешь ли ты, что иностранный язык потребуется тебе для будущей профессии?
Пповедение всех анкет и тестов занимает в целом два-три часа, а данные используются в течение всего курса обучения, иногда несколько уточняясь в начале учебного года.
Методические задачи
1. Найдите ошибки и противоречия в следующем рассуждении: «Главное в мотивации - чтобы она побуждала к какой-либо деятельности. Ученик N очень любит своих родителей и всегда делает то, что они ему советуют. Именно поэтому он учит иностранный язык с удовольствием. Следовательно, у ученика N налицо достаточная мотивация к изучению иностранного языка».
2. Соотнесите перечисленные ниже термины с одним из двух понятий:
индивидуализация | - способность к имитации - продуктивная деятельность - содержание материалов - учет способностей - учет уровня владения языком - деловой статус ученика - умение выполнять упражнение - учет уровня способностей - профилактики ошибок - интерес - ступень обучения - алгоритмы выполнения заданий | дифференциация |
2. Ознакомьтесь с отрывком разговора двух учителей:
А: Почему у вас так много двоек в четверти?
Б: Совершенно перестали учиться. Не выполняют домашние задания. Не пойму, что происходит.
А: А что тут понимать? Они обязаны учиться, на то они и ученики! Вы что им, нянька? У них у каждого родители есть. Заставьте!
Б:... (Что бы Вы сказали?)
3. Ознакомьтесь с отрывком беседы учителя с инспектором. Как Вы думаете, почему учитель так ответил?
И: Скажите, зачем вы тратили время урока, чтобы объяснить ученикам, зачем выполнять то или иное упражнение?
У: Надеюсь, что это время окупится сторицей.
4. Ознакомьтесь с высказыванием завуча, побывавшего на уроке: «Вы трижды обращались с вопросом к Пете С., а он не включался в работу. Не кажется ли вам, что это непозволительная роскошь - тратить время на таких, как он?!»
а) скажите, придерживаетесь ли Вы точки зрения завуча?
б) скажите, почему Петя С. не включился в работу?
в) предложите возможные способы мотивации подобных учащихся.