Ф. Теннис создал очень простую — двухчленную — схему, состоящую из стадий общины и общества.




Община — это идеализированный в романтическом духе образ традиционного общества прошлого, где господствуют эмоциональные отношения между людьми, сердечная привязанность, родственные связи и религиозная традиция.

Общество имеет противоположные характеристики и возникает в процессе индустриализации, когда рвутся привычные связи, нарастает отчуждение, эмоции вытесняются рациональностью, а традиция уступает место безразличномусекуляризму.

Э. Дюркгейм и М. Вебер

Конец XIX в. проявляли двойственное отношение к идее прогресса. Так, Дюркгейм рассматривал нарастающее разделение труда как базисный социальный процесс, который ведет в конечном счете к современному индивидуализму, но может привести и к состоянию аномии. Вебер отвергал эволюционизм, доказывая, что развитие западного общества в корне отличается от развития других цивилизаций и исторически уникально: для западного общества характерен особый тип рационализма, который несет с собой современный капитализм, современную науку и рациональную правовую систему, но в то же время и нарастающую бюрократизацию общества.

Работы Дюркгейма, Вебера и других социологов того времени ознаменовали переход от эволюционизма к более статичным теориям социальных изменений. Эволюционные теории были подвергнуты критическому пересмотру из-за присущего им детерминизма и европоцентрического оптимизма, а также на эмпирической основе: их постепенно опровергали накопленные наукой факты. В первой половине XX в. завоевали популярность теории циклических изменений, отвергавшие идею долговременного прогресса.

Нечто общее с подобными теориями имеет и популярная в 1960-е гг. концепция «пяти стадий экономического роста» американского социолога и экономиста У. Ростоу.

Согласно этой концепции, любое общество закономерно проходит в своем развитии следующие пять стадий:

1. традиционное общество, основанное на аграрном хозяйстве и примитивных технологиях;

2. переходное общество, характеризующееся ростом производительности, развитием национальной территориальной и экономической интеграции, возникновением централизованного государства;

3. стадия экономического подъема, связанная с промышленным переворотом, внедрением передовых технологий;

4. стадия зрелости, или индустриального общества, проявляющаяся в бурном развитии промышленности, возникновении новых отраслей производства, широком внедрении достижений науки и техники, урбанизации и т.д.;

5. стадия развитости, называемая также эрой высокого массового потребления, когда общество в первую очередь ориентируется не на проблемы производства, а на потребление, а в экономике доминирует производство услуг.

 

Вопрос №4.

Совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других социальных действий, называется социальным процессом. Люди учатся, производят продукты, распределяют и потребляют их, принимают участие в политической борьбе, культурных преобразованиях и многих других социальных процессах.
Из всего многообразия социальных процессов можно выделить процессы, имеющие общие черты, совокупность которых позволила социологам классифицировать основные социальные процессы: кооперация, конкуренция (соперничество), приспособление, конфликт, ассимиляция, амальгамизация.

1. Слово кооперация происходит из двух латинских слов: ко – вместе и операри – работать. Кооперация может протекать в диадах (группах, состоящих из двух индивидов), малых группах, а также в больших группах (в организациях, социальных слоях или обществе).
Кооперация в примитивных обществах обычно имеет традиционные формы и протекает без осознанного решения трудиться сообща.

2. Конкуренция – это борьба между людьми, объединениями людей или обществами за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены (это могут быть деньги, власть, статус, и другие ценности). Она может быть определена как попытка достижения вознаграждения путем отстранения или опережения соперников, стремящихся к идентичным целям. Конкуренция основана на том факте, что люди никогда не могут удовлетворить все свои желания. Поэтому конкурентные отношения процветают в условиях изобилия также, каксоперничество за лучшие, высокооплачиваемые рабочие места существует в условиях полной занятости.

3. Ассимиляция – это процесс взаимного культурного проникновения, через который личности и группы приходят к.разделяемой всеми участниками процесса общей культуре. Это всегда двусторонний процесс, в котором есть возможности для проникновения элементов одной культуры в другую пропорционально численности, общественному положению и престижу носителей обеих культур. Процесс ассимиляции лучше всего проиллюстрировать на примере американизации иммигрантов, прибывающих из Европы и Азии. Прибывшие в большом количестве иммигранты в период с 1850 г. по 1913 г. образовали иммигрантские колонии в городах на севере США. Внутри этих этнических колоний (малой Италии, малой Польши и т.д.) они жили, в основном, в соответствии с образцами европейской культуры, воспринимая некоторые элементы американской культуры. Однако их дети начинают резко отвергать культуру родителей и "впитывать" культуру своей новой Родины. Они часто вступают в конфликт с родителями по поводу следования старым культурным образцам. Что касается третьего поколения, то их американизация практически завершается и "новоиспеченные" американцы чувствуют наиболее привычными американские образцы культуры.

4. Амальгамизация – биологическое смешивание двух или более этнических групп или народов после чего они становятся одной группой или народом. Так, русская нация формировалась посредством биологического смешивания многих племен и народов (поморов, варягов, западных славян, меря, мордвы, татар и др.). Расовые и национальные предрассудки, кастовая замкнутость или глубокий конфликт между ними могут создать барьер на пути амальгамизации. Если же она будет неполной, в обществе могут появиться системы, в которых положение человека будет измеряться "чистотой крови". Например, в Центральной Америке или некоторых частях Южной Америки для обладания высоким статусом необходимо испанское происхождение. Но как только процесс амальгамизации полностью заканчивается, социальная структура больше не зависит от "чистоты крови".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: