Постиндустриальное производство




В конце 90-х годов модно было утверждать, что «Новая экономика» становится основой экономического роста. После краха высокотехнологических компаний в 2000-2002 годах об этом уже не говорят. Наоборот, новую экономику считают чуть ли не локомотивом «мирового кризиса», обвиняют в создании структурных дисбалансов. Для начала поговорим о том, что же такое «новая экономика». Под «новой экономикой» подразумевают постиндустриальные отрасли экономики. Сюда относятся отрасли, которые обеспечивают инновативность экономики, производят и внедряют в индустриальный сектор новые технологии. Сюда относятся отрасли, которые обеспечивают формирование рынка и продвижение товара к покупателю, формирование новых рынков. Сюда относятся отрасли, которые осваивают инвестиции в «человеческий фактор» - прежде всего образование. Журналисты и специалисты, слабо понимающие современные тенденции в экономике, придерживающиеся старых представлений времен господства индустриального уклада, выработали более формальное и менее адекватное представление об экономике.

 

Вопрос №2.

1. Выделяют три основных теории конфликта:

1. Концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера (1913–2003). Согласно этой концепции, обществу присуще социальное неравенство, и отсюда – постоянная психологическая неудовлетворенность его членов, напряженность в отношениях между индивидами и группами. Социальный конфликт в данном случае понимается как борьба за ценности, за определенный социальный статус, власть и ресурсы, целью которой является нейтрализация или уничтожение соперников.

2. Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа (р. 1929). В соответствии с этой моделью любое общество опирается на принуждение одних его членов другими (неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти), разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия и как результат изменение социальной структуры самого общества;

3. Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга (1910–1993) состоит в том, что все конфликты имеют общие образцы развития. Их подробное изучение и анализ предоставляют возможность создать «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия.

Общество риска

Ульрих Бек в рамках своих работ разработал концепцию «общества риска». Основной причиной возникновения «общества риска» он считает глобальное изменение производственных отношений, начавшееся во второй половине XX в. Именно поэтому для У. Бека риск − это вероятность физической угрозы, вызываемая в первую очередь технологическими процессами. Исследователь также отмечает, что с развитием технологической и научной базы риски не только не исчезают, но производятся в еще большем количестве. Риски начинают угрожать не только жизни индивида, но и всему обществу в целом. Производство рисков осуществляется не только на предприятиях, но и во всех сферах жизнедеятельности общества: экономической, политической, социальной, что становится особенностью рисков модернизации. Суть измене-ния возникновения рисков состоит в том, что «логика производства богатства» индустриального общества заменяется «логикой производства риска».. Так в результате модернизации общество становится «обществом риска».

Таким образом, «общество риска» для У. Бека − это общество, которое генерирует риски. Ученый обосновывает этот вывод, полагая, что риск может быть определен как систематическое взаимодействие общества с угрозами и опасностями, которые порождаются процессом модернизации как таковым. Исходя из того, что производство рисков осуществляется во всех сферах жизнедеятельности общества.

Общество потребления»

— социально-философский труд Жана Бодрийяра, написанный в 1970 году. Русский перевод Е. А. Самарской издан в 2006 году издательствами «Республика» и «Культурная Революция» в серии «Мыслители XX века».

Бодрийяр рассматривает потребление как цепную психологическую реакцию, которая направляется современной магией, природа которой бессознательна. Потребление предметов больше не связано с их сущностью — речь идёт скорее об отчужденных знаках предметов, которые существуют лишь в связи друг с другом. Избыток предметов потребления указывает на «мнимое» изобилие, которое Бодрийяр противопоставляет «подлинному» изобилию, существовавшему, по его мнению, при собирательном способе хозяйствования. Бодрийяр считает, что общество потребления — это общество самообмана, где невозможны ни подлинные чувства, ни культура, и где даже изобилие является следствием тщательно маскируемого и защищаемого дефицита, имеющего смысл структурного закона выживания современного мира. В этом его идеи перекликаются с теорией дефицитной экономики. Бодрийяр рассматривает потребление в отрыве от естественной природы, считая его следствием возведённой в культ социальной дифференции, направленной на оправдание в любых условиях необходимости экономического роста. В этом он полемизирует, в частности, с Гэлбрейтом, допускающим существование у потребителя рациональных потребностей. Бодрийяр считает, что в манипулировании потреблением содержится объяснение парадоксов современной цивилизации, для которой равно необходимы бедность, войны и эстетическая медицина, преследующие одну и ту же цель — создание уходящих в бесконечность целей для наращивания производства.

 

Вопрос №3.

1. Маркс сделал понятие социальной революции центральным понятием философии истории. Действительно, социальная революция представляет собой важнейший, особый тип социальных изменений, отличающийся спрессованностью во времени и тотальностью перемен.

Социальная революция — свержение государственных и классовых структур общества и замена их новым социальным порядком, радикально отличающимся от предшествующего. С. Хантингтон определяет революцию как «внутренние быстрые, фундаментальные и насильственные изменения в господствующих ценностях и мифах общества, его политических институтах, социальной структуре, руководстве, способах деятельности и политике правительства».

Социальная реформа — определенная разновидность социального изменения. Различие между реформой и революцией обычно усматривается в том, что реформа — это изменение, реализуемое на основе существующих в обществе ценностей, а революция — радикальный отказ от существующих ценностей во имя переориентации на другие. Обычно сторонники революционных преобразований уверяют, что именно они отстаивают подлинные ценности всего общества, класса или народа, тогда как их противники считают, что защищают традиционные ценности от людей, желающих их подорвать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: