Реставрационные работы с лаковыми покровами




Назначение лаковых покровов:

• Для всего красочного слоя

  • Защита красочного слоя от внешних воздействий
  • Придание большей выразительности

• В качестве промежуточного слоя

  • Для придания слоям живописи цветовой интенсивности
  • Для отделения прописей от авторских слоев

Лак - раствор прозрачных пленкообразующих веществ в высыхающих маслах или органических растворителях.

Высыхает за счет двояких процессов:

1. В результате химических реакций окисления и полимеризации

2. В результате физических процессов - испарения растворителей

Классификация лаков:

  • Масляно-смоляные (масляные) - высыхающее масло + распущенная в нем смола или высыхающее масло + бальзам (смола и растворитель)добавляют воск как пластификатор
  • Смоляные лаки - лак из твердых смол, растворенных в скипидаре и его производных
  • Лаки сложного состава

Подготовительные работы перед удалением пок ровного лака:

1. Изучение лаковой пленки (осмотр и описание, картограммы)

2. Фотофиксация (обычная, макросъемка (увеличение до 10 раз), микросъемка (более сильное увеличение)

3. Обследование на люминесценцию в УФ лучах (выявляем частичные утраты, восполнения; участки, пораженные плесневыми грибами).

4. Химическое изучение состава пленки (проба с неответственных участков)

5. Подбор средств для удаление или утоньшения лакового слоя

пожухание - кракелюр

 

 

Изменения в лаковых покровах

1. Пожелтение (из-за масел и смол) - меняется колорит всей живописи

2. Лак в местах утолщений деформируется (трескается или собирается узлами)

3. Пленка кристаллизуется (помутнение и побеление)

Реставрационные работы с лаковыми покровами

1. Удаление по всей поверхности

2. Удаление локальными участками

3. Регенерация лакового слоя (восстановление прозрачности)

4. Утоньшение лакового покрытия

Удаление проводят в следующих случаях:

1) Лак изменил цвет (покоричневел)

2) Между слоями лака имеются записи

3) Под слоем лака имеются «смытости» - обнажения грунта

4) Неравномерность слоя лака (потертости, потеки, шагренизация (сгустки))

5) Сгустки лака при предыдущих реставрациях остались в углублениях (при фактурных мазках, в углублениях красочного слоя или грунта).

Елизаветы Петровны (деталь). Снятие старого испортившегося лака. На участке глаз и правой щеки временно оставлена пленка старого лака.

Удаление лака проводят в два приема:

1) Размягчение лакового слоя (наносят жидкий состав (реже - пасту).

Инструменты: кисть - при фактурном слое, тампон - при гладком. При медленном размягчении ставят компресс.

2) Удаление его — после размягчения.

Инструменты: мягкая упругая кисть - при фактурном слое, увлажненный тампон - при гладком. Довыборка из впадин - тампончик на черенке кисти (смочить раствором скипидара с отбеленным маслом, чтобы лак не затвердел) или скальпель.

Выравнивание лакового слоя - механическим путем.

При крупных неровностях - мелкая наждачная бумага, при небольших неровностях - скальпель. Остаются микрстрещины, участок обработать раствором лака (1 часть лака на 10 частей пинена).

Неизвестный художник. «Пейзаж». Расчистка картины от потемневшего лака. Неизвестный художник. «Пейзаж» (деталь). Расчистка картины от

На небе оставлены не удаленные участки лака потемневшего лака. Постепенное утонъшение лаковой пленки (две градации)

Подбор растворителя -на небольшом участке, послойно, начиная со слабого.

Растворители (некоторые составы)

1. Этиловый спирт + пинен (от 10 к 90, до 90 к 10).

2. Спирт /пинен /ацетон (1 / 2 /1) - пленки из мягких смол

3. Пинен / ацетон / вода (2/ 1 /2) - в лаковом слое остатки клея

4. Бутилацетат / пинен (скипидар) (от 1 / 1 до 1 / 3) - наиболее сильные составы

5. Промышленные растворители (№№ 646, 647) и смывки (СМ-1, АФТ-1) и др

6. Пасты - в них добавляют загуститель.

При удалении важно: Действовать в строгой последовательности (по системе, обычно с верхнего левого угла),

Осторожно с компрессами (не накладывать два раза на один участок, но и без пропусков).

 

 

Регенерация лака

Для выполнения регенерации используют регенерационный ящик. Он представляет собой фанерный прямоугольник с деревянными бортами. Высота бортов 3-4 см, края с внутренней стороны сняты фаской. Внутри фанера оклеена фланелью, драпом, фетром или иным достаточно толстым материалом, хорошо впитывающим спирт 1). Размеры и пропорции поверхности ящика бывают различными, но не превышают 0,5 м2, высота остается постоянной, Замкнутое пространство, необходимое для концентрации паров спирта, создается бортами, дном ящика и поверхностью картины, на которую ставится ящик. Увлажнение ткани на дне ящика производят разбрызгиванием спирта, при этом следят за тем, чтобы не образовывалось капель и спирт не попал на борта. Во избежание появления резких границ по краям отрегенерированного участка лаковой пленки, насыщение ткани спиртом несколько снижают вблизи бортов.

Способ Петтенкофера

Способ Петтенкофера применяется для регенерации лаковых пленок с поверхности, неглубоким разложением.

Процесс регенерации начинают с пробы на небольшом участке и в неответственном месте. Пробу делают с помощью маленького ящика размером 3х4 см. Пробой определяют, восстанавливается ли пленка данного лака парами спирта и, если восстанавливается, то сколько времени должны действовать на нее пары спирта.

Периодическим подниманием ящика и осмотром состояния лаковой пленки устанавливают время выдержки, необходимое для полной регенерации. Практически это время колеблется от 10 мин. до 2 ч.

Для регенерации всей поверхности картины подбирают подходящий по размерам ящик. Лучшими размерами будут те, при которых количество отдельных обрабатываемых участков будет минимальным. Если на картине обнаружены участки со сбитым, осыпавшимся лаком, то предварительно их покрывают слоем лака чтобы предохранить красочный слой от соприкосновения с парами спирта. Царапины на лаковой пленке, если они не задевают красочного слоя, лаком не покрывают.

Последовательным наложением ящика на участки достигаются регенерация всей площади. Обычно наложение ящика начинают с угла картины. Следующий участок выбирают, отступя от регенерированного на расстояние, меньшее ширины ящика, или же ставят ящик на противоположную сторону. При обработке соседних участков ящик ставят с небольшим заходом на уже регенерированный, чтобы избежать неравномерности регенерации на границах между ними. Нельзя регенерировать соседний участок, не дав лаку предыдущего затвердеть; ящик может прилипнуть к размягченному лаку и непоправимо повредить его. Продолжительность затвердевания пленки зависит от степени размягчения лака и занимает обычно несколько часов, а в отдельных, особенно сложных случаях — до суток.

Картина небольшого размера /до 0,5 м2/ можно регенерировать в один прием ящиком, превышающим размер авторского полотна или деревянного основания картины. Чаще всего таким способом регенерируют небольшие картины, написанные на тонких досках.

Для одновременной регенерации лака на картине значительной величины на стол натягивают материал типа байки или сукна и закрепляют по краям так, чтобы не образовывалось складок. Площадь закрепленной ткани при этом несколько превышает площадь картины. Картину со всех сторон обивают широкими рейками таким образом, чтобы их края равномерно выступали над поверхностью картины на 3-4 см. В углах картины рейки должны плотно подходить одна к другой. Ткань увлажняют спиртом, а картину кладут на нее сверху, обеспечивая необходимое расстояние между живописью и поверхностью ткани за счет выступающих реек. Пары спирта действуют в основном в вертикальном направлении сверху вниз или снизу вверх, поэтому положение байки относительно регенерируемой поверхности /над или под нею/ равнозначно. Во избежание стекания лака и скопления паров спирта в какой-либо части ящика важно, чтобы картина находилась в горизонтальном положении.

Недостатком способа Петтенкофера является длительность процесса.

2. Способ Ракитина

Регенерация по способу В.Г.Ракитина применяется для восстановления прозрачности пленки при глубоком разложении лака. Работу выполняют следующим образом.

Участок картины, соответствующий величина регенерационного ящика, быстро протирают марлей 2), смоченной в дистиллированной воде и отжатой, а затем — сухой, чтобы удалить излишки воды и равномерно распределить небольшое количество влаги по участку. Сразу же после этого ставят ящик. Поскольку влага начинает испаряться тотчас после протирки, процесс надо проводить очень быстро. По той же причине не следует брать участки размером больше 30x40 см.

Глубинное действие паров спирта длится первые 5-6 мин, после чего процесс идет по пути обычной регенерации по способу Петтенкофера, т.е. сплавления поверхностных слоев лака. Поэтому держать ящик на картине дольше 6 мин нецелесообразно. Свежерегенерированный лак затвердевает в течение 6-10 мин.

Если процесс регенерации за указанное время не завершился, его повторяют тем же приемом. Немедленно после затвердевания вновь протирают лак влажным марлевым тампоном. Лак сразу же сильно белеет — разлагается. После протирки сухой марлей снова ставят регенерационный ящик, но время выдержки уменьшают до 3-4 мин. Процесс повторяют до тех пор, пока не получат удовлетворительного результата, причем время выдержка необходимо последовательно сокращать, чтобы избежать чрезмерного размягчения лаковой пленки.

Этим же способом восстанавливают разложившийся лак в составе связующего красочного слоя.

Для успешного проведения процесса регенерации лака, независимо от способа работы, необходимо соблюдение определенных условий. Помещение, в котором восстанавливают лак, должно быть без пыли, хорошо совещено, иметь нормальную температуру и влажность. Особенно опасно понижение температуры и повышение влажности: помимо того что замедляется процесс регенерации, свежевосстановленный лак вместо затвердевания сразу же разлагается. Сама картина перед началом регенерации должна быть хорошо просушена от влаги, которая была употреблена в предыдущих процессах реставрации.

После окончания регенерации картину убирают в светлый шкаф со стеклянными стенками, чтобы предохранить ее от пыли, воздушных токов /сквозняков/ и резкой смены температуры и влажности.

Возможные осложнения

Регенерация лака — один из сложных процессов реставрации, требующий большой осторожностью. В процессе регенерации возможны следующие осложнения:

1. Регенерация вызвала помутнение пленки и образование пористости.
Это явление происходит в том случае, когда картина покрыта масляным или тонированным лаком. Прозрачность пленки масляного лака парами спирта не восстанавливается.

2. При регенерации способом последовательного наложения ящика на отдельные участки нередко образуются полосы по границам участков. Эти полосы очень трудно ликвидировать, поэтому надо избегать их появления.

3. Длительное воздействие паров спирта вызывает излишнее размягчение лаковой пленки, что может привести к изменению фактуры лака на данном участке, к образованию капель и затеков лака, а в худшем случае — к потеку и смещению лессировок. Такое изменение лаковой пленки исправить нельзя.

4. Иногда процесс регенерации не дает желаемого результата из-за посторонних веществ, попавших на поверхность картины. Этим веществом может оказаться клей, недостаточно тщательно удаленный при предыдущих процессах реставрации, остатки воска, белковых веществ и пр. В таких случаях необходимо определить, что именно находится на поверхности лака, удалить это вещество соответствующим растворителем и повторить регенерацию.

5. При работе по способу Ракитина необходима особая осторожность, тщательность и точность выполнения процессов. Малейшая небрежность может погубить лак. Если влага распределена по поверхности неравномерно, то в местах образования капель возможно возникновение глубоких очагов разрушения, напоминающих язвы. Ликвидировать их очень трудно. В случае, когда регенерационный ящик остается на картине чрезмерно долго, воздействие паров спирта вызывает собирание лака в капли и непоправимо портит его.

Если же на регенерируемом участке верхний слой живописи выполнен лессировками, то эти лессировки собираются вместе с каплями покрывного лака.

6. При многократной обработки одного и того же участка поспешная протирка мягкого лака влажным тампоном может привести к сдвигу верхних лаковых слоев.

Противопоказание

Совершенно противопоказан метод регенерации с предварительным увлажнением на картинах, где разложение лака достигло последней стадии — порошкования. Никакие касания к лаку, а тем более протирки, недопустимы. В таких случаях сначала нужно закрепить порошок осторожной пропиткой свежим лаком из мягких смол, а затем, после тщательной просушки, регенерировать.

 

 

Схема прибора для регенерации лака по методу Е.В. Кудрявцева

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: