Урок музыки в 5 классе
Тема урока: «Музыка в театре, кино и на телевидении», урок № 17
Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.
1. Задачи:
1. направленные на достижения личностных результатов:
· развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющегося в эмоционально-ценностном, заинтересованном отношении к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров;
· формирование целостного взгляда на мир, отношение к красоте;
· развитие вокально-хоровых навыков;
· наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать свое отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой
2. направленные на достижения метапредметных результатов:
· освоение способов решения проблем поискового характера в процессе восприятия музыки;
· размышление о воздействии музыки на человека, ее взаимосвязи с жизнью и другими видами искусства;
· проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями;
· овладение логическими действиями сравнения, обобщения.
3. направленные на достижения предметных результатов:
· знание жанров музыки (опера, балет);
· осознание значения музыки в синтетических видах искусства:в театре, кино, на телевидении;
· умение эмоционально и осознанно относиться к музыке.
· сотрудничество в ходе реализации коллективных творческих проектов и заданий.
Структура и ход урока:
У: Ребята! Отгадайте загадки.
1. Он работает играя.
(Есть профессия такая!)
Он на сцене с давних пор.
|
Та профессия - (актер)
2. Он спектаклем заправляет,
Наизусть все сцены знает,
Учит он как роль играть.
Как профессию назвать? (режиссер)
3. «Меню» в театре составляют
На весь сезон из разных пьес.
И только то, в него включают,
Что вызывает интерес? (репертуар)
4. Пачку, пуанты надела Марина,
На сцену впорхнула, она - (балерина)
5. Со звонком он в зал придет,
Место нужное займет.
Посмотрев спектакль хороший
Будет хлопать он в ладоши? (зритель)
6. Есть у каждого в квартире
Он расскажет: что же в мире
Происходит каждый день.
Говорить ему не лень.
Папа смотрит там футбол
И кричит все время – «Гол!»,
Мама любит сериалы,
Что идут на всех каналах,
Ну, а я, - «Спокойной ночи»
И мультфильмы очень, очень! (телевизор)
У: Мы отгадали все загадки, и думаю, что вы догадались, о чем сегодня на нашем уроке пойдет речь?
Д: О театре, кино и телевидении.
У: Правильно, тема нашего урока Музыка в театре, кино и на телевидении.
-А так как у нас урок музыки, то что, мы должны будем выяснить?
Д: Какую роль играет музыка в этих видах искусства.
Будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст, для театральных постановок и кинофильмов.
У: Послушайте внимательно
Опера «Снегурочка» - автор русский композитор Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У:- Кто автор оперы? Кто нам скажет, на какой литературный сюжет написано это музыкальное произведение. Опера написана на сюжет весенней сказки русского писателя и драматурга Александра Николаевича Островского. Давайте вспомним, что такое опера – музыкальный спектакль, в котором сценическое действие тесно связано с вокальной музыкой.
|
У: Послушайте фрагмент оперы «Пляска скоморохов». Кто такие скоморохи? Скоморохи – это музыканты, народные стихотворцы. Они веселили людей шутками, разыгрывали сценические представления. Зимой скоморохи потешали народ на святках и Масленице, летом – на Троицу. Когда народ собирался на праздник, тут и являлись скоморохи с бубнами и струнными гудками.
Опера «Садко» - Николай Андреевич Римский – Корсаков.
У: Опера «Садко» написана на сюжет новгородской былины «Садко».
У: Послушайте фрагмент оперы «Ария Садко». Что такое ария? Ария – главная музыкальная характеристика героя оперы (раскрытие душевных переживаний), исполняется одним певцом в сопровождении оркестра. Это первая музыкальная характеристика главного героя оперы. В песне Садко изливает свою печаль и думы заветные.
Ой, ты темная дубравушка,
Расступись, дай мне дороженьку –
Сквозь туман, слезу горючую,
Я не вижу света белого.
Всколыхнись ты трость дерево, -
Разбуди-ка Ильмень озеро
Людям стали уж не надобны,
Мои гусельки яровчаты.
Слушай, ты волна зыбучая,
Ты раздольице широкое,
Про мою участь горькую,
Да про думушку заветную.
- Каким музыкальным инструментом сопровождает свою песню Садко?
Балет «Щелкунчик» - русский композитор Петр Ильич Чайковский.
У: - Балет написан на сюжет сказки Эрнста Теодора Амадея Гофмана. Эрст Гофман – немецкий писатель, композитор и художник. Вспомним, что такое балет – музыкально-танцевальный спектакль, в котором все действующие лица только танцуют.
У: -Послушайте фрагмент балета «Адажио». В балете адажио — танцевальный номер в исполнении одного, двух, либо большего числа солистов, являющий собой центральную часть произведения.