До 1980-х годов стандартной являлась ситуация, когда за 7 лет (типичный срок сотрудничества фирмы с венчурным капиталистом) одна из десяти финансируемых компаний разорялась, три возвращали вложенные инвестиции, три удваивали их, двоим удавалось увеличить их в 5 раз, а одна добивалась увеличения начальных капиталовложений в 10 раз. По такой формуле инвесторам удавалось зарабатывать от 20% до 30% годовой прибыли. Впоследствии венчурные капиталисты разработали серию правил, которая помогала устанавливать им желаемую цену на акции. Последняя зависит от того, как много средств было вложено в компанию и как долго она финансировалась до того момента, как стала прибыльной. По подобному сценарию финансировались такие "монстры", как Apple Computer, Sun Microsystems and Compaq Computer.
Бум Интернет компаний коренным образом изменил систему венчурного финансирования. Привычное правило, когда венчурный фонд "не дает добро" компании открыто продавать свои акции на рынке, пока она не станет прибыльной, отошло в сторону. Теперь перспективная фирма может привлекать капитал от относительно небогатых индивидуальных инвесторов, которые взяли на себя роль венчурных капиталистов, финансирующих проекты на средней и поздней стадии их развития. В качестве примера можно назвать уже упоминавшуюся фирму Red Hat. На базе разрабатываемой ей операционной системы Linux требовалось создать броузер, почтовую программу, сервер электронной торговли и обеспечить безопасность информации лучше, чем это делают ее конкуренты - Sun Microsystems и Microsoft. Все эти проблемы были успешно решены за счет денег средних индивидуальных инвесторов.
Мирный венчур
Минпромнауки объявило о том, что до конца ноября 2003 года в правительство будет внесен проект концепции развития до 2010 года венчурной индустрии в науке (создание венчурных фондов для финансирования высокорисковых hi-tech компаний), на базе которой до середины следующего года должен быть утвержден комплекс практических мер. Однако, по словам практиков, для поддержки венчурного финансирования не нужно принимать никаких дополнительных законов. Сейчас Минпромнауки продолжает согласование концепции венчурного инвестирования со всеми заинтересованными ведомствами, а в начале ноября в Интернете с проектом концепции смогли ознакомиться все желающие. Министр промышленности, науки и технологий Илья Клебанов заявлял, что "государство собирается создать нормативно-правовую базу для долговременных рисковых вложений в инновации". По словам министра, во всем мире венчурное инвестирование развивается с пятидесятых годов, но в России соответствующие законы до сих пор отсутствуют. Венчурное кредитование отличается от обычного готовностью инвесторов рисковать в ожидании сверхприбылей от будущих аналогов Xerox или Microsoft, когда доходы от одного проекта с лихвой компенсируют потери во всех прочих.
|
По оценке первого замглавы Минпромнауки Андрея Фурсенко, в последние годы в отечественные высокие технологии уже вложено $1,5 млрд., а объем этого рынка сегодня составляет не менее 4 миллиардов. При правильной политике государства эти цифры могут расти на миллиард - полтора ежегодно, считает г-н Фурсенко. Если раньше российские инновации финансировали в основном зарубежные источники - в первую очередь ЕБРР, то сейчас, говорит заместитель министра, к ним собираются присоединиться некоторые российские компании - ИБГ "НИКойл", "ЮКОС", "Базовый элемент".
|
Как считает Андрей Фурсенко, для развития венчурного финансирования не нужен отдельный закон, надо лишь доработать старые. Например, чтобы избежать двойного налогообложения венчурных фондов, сначала каждый инвестор платит налоги с прибыли, которую он вносит в фонд, а затем налогами облагается уже прибыль от коммерчески успешных проектов. "Это несправедливо, - считает г-н Фурсенко, - поэтому во всем мире такие фонды сидят в оффшорных зонах". По этому вопросу имеется редкое согласие меду бизнесменами и государственными чиновниками. Так старший адвокат питерского офиса юридической компании Baker & McKenzie Сергей Носов выразил общее мнение: "Все, что может сделать государство, - создать специальное налогообложение, а отдельный закон приведет лишь к бюрократизации". Перспективы сейчас таковы, что есть все основания ожидать снижения контроля над деятельностью рискового предпринимательства в России. Как это будет выглядеть на практике - можно будет узнать в скорости после президентских выборов, перемен в правительстве и последующей реорганизации основных министерств и ведомств, к числу которых относится и наше Министерство промышленности, науки и технологий.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.sciteclibrary.ru/