Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями




Вопросы и задания по теме «Методика изучения частей речи»

Основная литература:

1. Львов М.Р. и др. Методика обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения» / М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1987. – С.243 – 275.

2. Львов М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – С.237 – 274.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. /Под ред. М.С. Соловейчик. – М.: Академия, 1997. – 383 с.

4. Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.

Задание 1. Познакомьтесь с методикой изучения частей речи в начальной школе по учебнику М.Р. Львова, Т.Г. Рамзаевой, Н.Н. Светловской, с. 243-270 (файл прилагается). Ответьте на вопросы для самоконтроля.

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройте лингвистические основы методики работы над частями речи:

- Как осуществляется распределение слов по частям речи?

- С каких сторон изучаются имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальной школе?

- Как распределяется материал о частях речи по классам? Каковы особенности его изучения в каждом классе?

- Назовите одну из ведущих задач изучения частей речи в начальных классах.

2. Раскройте систему изучения имен существительных во 2-4 классах: задачи, последовательность работы.

Какова методика изучения рода, числа, склонения имен существительных?

3. Расскажите о системе изучения имен прилагательных:

- какие признаки имен прилагательных изучаются в начальной школе?

- в какой последовательности материал распределяется по классам?

- какова методика изучения рода, числа и падежных окончаний имен прилагательных?

4. Раскройте систему изучения глагола как части речи: задачи, последовательность распределения учебного материала. Изложите методику изучения таких категорий глагола, как неопределенная форма глагола, число, время, лицо, личные окончания глаголов.

5. Раскройте методику работы над предлогами, местоимениями и наречиями в начальных классах (распределение материала по классам, виды упражнений, связь с орфографией). Материал по этому вопросу смотрите ниже.

 

Задание 2. Проанализируйте Примерную образовательную программу начального общего образования. Каковы результаты освоения детьми раздела «Морфология»?

Задание 3. Проанализируйте Примерную программу по русскому языку для начальной школы? Какие виды и способы деятельности формируются у обучающихся при изучении раздела «Морфология»?

Задание 4. Разработайте фрагмент урока русского языка, посвященный изучению морфологического материала (тип урока: урок изучения нового; тема – по Вашему выбору). Подготовьтесь к защите фрагмента урока по следующему плану:

1) Тема урока, класс, учебник.

2) Цели урока.

3) Какие грамматические понятия вводятся на уроке?

4) Какой языковой материал (слова, предложения, текст и т.п.) использовался для организации наблюдения учащихся над морфологическими единицами?

5) Каково содержание беседы (заданий) в процессе наблюдений учащихся над морфологическими единицами?

6) С какими признаками морфологического понятия дети знакомятся?

7) Какие виды упражнений для закрепления будут целесообразны?

 

Методика работы над предлогами, местоимениями и наречиями

Предлоги. Согласно программе работа над предлогами проводится во всех классах начальной школы, однако в качестве самостоятельной темы предлоги не изучаются.

Во 2 классе основная задача сводится к развитию у детей умения выделять предлог как слово из потока речи и писать его отдельно от других слов.

В 3 классе предлоги сопоставляются с приставками в целях закрепления навыка раздельного написания предло­гов и слитного написания приставок.

В 4 классе при изучении падежей имен существитель­ных дети узнают, с какими падежами употребляются некото­рые из предлогов, а также учащиеся знакомятся с раздельным написанием предлогов с личными местоимениями.

Первоначальное изучение предлогов имеет две основные задачи:

1) формирование навыка раздельного написания пред­логов со следующим словом, графически правильное их начертание,

2) усвоение детьми роли предлогов в предложении.

Местоимение. Необходимость изучения местоимений в начальных классах диктуется тем, что в речевой практике дети широко используют все формы местоимений и вместе с тем довольно часто допускают ошибки, например: с «им», у «их» и др. Помимо всего, употребление местоимений в речи — вопрос стилистики, устраняя повтор одного и того же слова, мы пользуемся местоимениями.

Содержа­ние сообщаемых сведений о местоимениях и их значениях можно выразить в такой таблице:

Тот, кто сообщает или спрашивает — Я

Я и другие — МЫ
Тот, к кому обращаются с речью   — ТЫ
Ты и другие — ВЫ
Тот, о ком говорят — ОН (ОНА, ОНО)
Все, о ком говорят — ОНИ

Чтобы дети научились узнавать местоимения 1-, 2- и 3-го лица, необходимо проводить систематические упраж­нения. Дополнительно к упражнениям учебника по теме «Местоимение» можно рекомендовать и такие:

1. Списать, заменяя выделенные существительные мес­тоимениями.

2. Выписать местоимения 3-го лица с предлогами и без них.

3. Списать и подчеркнуть местоимения.

4. При списывании вместо точек вписать местоимения в нужной форме.

Наречие. С наречиями учащиеся знакомятся практически в процессе анализа текстов учебника и составления своих высказываний. Уровень знаний о данной части речи не проверяется.

В начальных классах следует обратить внимание лишь на три грамматических признака наречий: неизменяе­мость, примыкание к глаголу и вопросы (как? где? куда? откуда? когда?). Первостепенная задача этой работы — вооружить детей умением распознавать среди известных им категорий слов (частей речи) наиболее употребитель­ные, часто встречающиеся наречия:

1) наречия на -о: хорошо, тепло, темно и т.д.

2) наречия сегодня, завтра, вчера, прежде, вдали и др.

Второй задачей является формирование первоначаль­ных навыков правописания наречий с суффиксами -о, -а (близко, внимательно, справа, издалека и др.).

Развитие речи — третья задача, не менее важная, чем первые две. Знакомство с наречиями происходит в процессе работы над отдельными грамматико-орфографическими темами, например:

1. В процессе выполнения упражнений на выявление связи слов в предложении, при выписывании пар взаи­мосвязанных слов:

отдыхали как? весело, пришел откуда? издалека.

2. При работе с синонимами:

веселозабавно, громкооглушительно.

3. При работе с антонимами: хорошо — плохо, близкодалеко.

Лексические упражнения желательно связывать и с тре­нировкой в написании различных орфограмм:

— безударных гласных тяжелолегко, темносветло;

— непроизносимых согласных ранопоздно, веселогрустно;

— звонких и глухих согласных высоконизко, далекоблизко.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: