Как не покажется странным, но семейная профилактика наркомании должна заключаться не только и даже не столько в беседах об опасности одурманивающих веществ. Гораздо важнее сформировать у ребёнка свойства и качества, обеспечивающие ему успешную социальную адаптацию, дающие ему возможность решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи наркомании.
Прежде всего, это формирование у ребёнка культуры здоровья. Культура здоровья- один из важнейших компонентов общей культуры человека, важное условие для самореализации. Вот почему так важно воспитывать у маленького человека личностные приоритеты здоровья- уже в младшем школьном возрасте мальчик или девочка должны понимать: здоровье- это одно из важнейших условий для счастливой жизни, его нужно беречь и укреплять.
А почему дети или подростки начинают использовать одурманивающие вещества? Мы уже называли тут и любопытство, и желание новых, ещё не испытанных ощущений, и стремление стать в компании своим, потребность завоевать авторитет среди сверстников.
А это значит, что второй важный секрет семейной профилактики заключается в том, чтобы помочь ребёнку освоить как можно больше способов реализации собственных потребностей, не прибегая к столь опасным способам. Только в этом случае можно говорить о существовании своеобразного внутреннего иммунитета к одурманиванию, поскольку оно теряет какое-либо значение и привлекательность для ребёнка: стоит ли рисковать, если можно достичь желаемого за счёт собственных усилий, умений.
Поэтому родителям нужно учиться создавать условия для реализации потребности ребёнка в новом, неизвестном (удовлетворение любопытства), потребности в общении и признании сверстников, а также потребности в удовольствии от собственных усилий.
|
Нередко раннее приобщение к одурманивающим веществам происходит из-за того, что ребёнок подобным образом пытается завоевать авторитет среди сверстников, войти в компанию, стать «своим». Вот почему так важно научить ребёнка контактировать со взрослыми и ровесниками, помочь ему создать «свой круг», чтобы мальчик или девочка не испытывали одиночества и смогли реализовать свою потребность в общении. И рецепт тут тот же: сделать жизнь ребёнка разнообразной, чтобы у него была возможность общаться с большим кругом людей и учиться оценивать черты характера, находить общий язык с окружающими, идти на компромиссы и отстаивать свою точку зрения.
Завершая наш непростой разговор, хочется подчеркнуть, что семья способна сформировать у ребенка устойчивость к пагубным привычкам, но вместе с тем, необдуманная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубное пристрастия.
Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих возможность детям решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи курения, алкоголя наркотиков. В первую очередь это формирование у ребят культуры здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром - важнейшая задача нас – родителей.
|
Предлагаем ответить честно на вопросы анкеты. Надеемся, ответы помогут вам самим оценить ваши отношения с детьми и возникающие проблемы.
Анкета для родителей
1. Дома мой ребенок окружен теплом и заботой. □
2. Когда мой ребенок хочет со мной серьезно поговорить, я к этому готов (готова). □
3. Я часто серьезно разговариваю с ребенком. □
4. Кроме меня, мой ребенок имеет возможность посоветоваться с другими взрослыми. □
5. Я интересуюсь тем, как мой ребенок учится, иногда помогаю делать домашние задания и посещаю школьные мероприятия. □
6. В школе, где учится мой ребенок, доброжелательная атмосфера. □
7. Я отчетливо выражаю свои требования к поведению моего ребенка. □
8. Я устанавливаю правила поведения и наказываю ребенка за нарушение правил. □
9. Когда мой ребенок уходит из дома, я знаю, куда он пошел, с кем и когда он вернется. □
10. Я не разрешаю моему ребенку гулять вне дома допоздна □
11. Друзья моего ребенка влияют на него хорошо. Они хорошо учатся, не вступают в конфликт с другими, не воруют, не курят, не употребляют спиртные напитки и т. п. □
12. Мой ребенок занимается музыкой (не менее одного часа в неделю). □
13. Мой ребенок занимается в спортивной секции. □
14. Мой ребенок старается хорошо учиться. □
15. Мой ребенок умеет принимать собственные решения. □
16. Мой ребенок умеет принимать разумные решения. □
17. Мой ребенок легко находит друзей. □
18. Мой ребенок меня никогда не обманывает. □