Рабочая программа дисциплины. Цели освоения дисциплины. Место дисциплины в структуре ОПОП ВО бакалавриата




Рабочая программа дисциплины

«Психология образовательной среды»

 

для студентов всех форм обучения

направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование(050400.62)

профили подготовки «Психология образования»,

«Психология и педагогика дошкольного образования»

 

 

Екатеринбург

РГППУ


 

Рабочая программа дисциплины «Психология образовательной среды». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 18с.

 

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (050400.62)

 

Автор: кандидат педагогических наук, О. Н. Шахматова

доцент кафедры психологии образования

и профессионального развития,

профессор кафедры

 

Рецензент: кандидат психологических наук,

доцент, доцент УРФУ А.А. Печеркина

 

Одобрена на заседании кафедры психологии образования и профессионального развития. Протокол от 18 июня 2015 г. № 19.

 

Заведующий кафедрой психологии

образования и профессионального

развития Э.Ф. Зеер

 

Рекомендована к печати методической комиссией Факультета психологии и педагогики РГППУ. Протокол от 26 июня 2015 г. № 10.

 

Председатель методической комиссии ФПП О. В. Мухлынина

 

 

Зам. директора научной библиотеки Е.Н. Билева

 

Декан ФПП И. И. Хасанова

 

© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-

педагогический университет», 2015

© Шахматова О.Н., 2015

Цели освоения дисциплины

Целью освоения дисциплины «Психология образовательной среды» является: формирование целостного представления о психолого-педагогической деятельности психолога образования, направленной на создание развивающей и субъект - сохраняющей образовательной среды. Образовательная среда выступает важнейшим фактором, определяющим условия успешности воспитания и обучения и реализации личности в рамках личностно-ориентированного и компетентностного подхода. Основная цель образовательной среды - максимально развить заложенный творческий потенциал личности всех ее основных субъектов: обучающихся, педагогов, родителей, администрации.

Развивающая образовательная среда представляет собой комплекс психолого-педагогических социокультурных условий, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности обучающихся и профессионального становления личности педагогов.

 

. Субъект-сохраняющая образовательная среда способствует созданию и сохранению психологических предпосылок формирования и поддержания психического здоровья субъектов и адаптивности их функционирования и развития. Образовательная среда способна обеспечить комплекс возможностей для развития личностного потенциала всех субъектов образовательного процесса: обучающихся, их родителей, педагогов, администрации и др.

 

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО бакалавриата

Дисциплина «Психология образовательной среды» относится к второму модулю вариативной части Профессионального цикла дисциплин ОПОП бакалавриата.

Данная дисциплина читается студентам на четвертом курсе в 8 (последнем) семестре и является во многом интегративным и завершающим курсом в профессиональной подготовке. Она базируется на следующих дисциплинах базовой части учебного плана: «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности», «Поликультурное образование», «Этнопсихология в образовательном пространстве» др.

Указанные дисциплины формируют у студентов базовые представления об основах взаимодействия в образовательной среде, психологических особенностях и условиях, определяющих его результативность и эффективность, а также способствующих поддержанию оптимального психологического климата.

 

 

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В целом, дисциплина ориентирована на формирование у студентов следующих компетенций, предложенных в ФГОС:

общекультурные компетенции (ОК):

способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);

профессиональные компетенции (ПК), которые являются общими для всех видов профессиональной деятельности (ОПК):

способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6);

способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12);

в деятельности по психолого-педагогическому сопровождению дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования (ПКПП):

готов применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);

способен осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);

способен осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);

способен эффективно взаимодействовать с педагогами образовательного учреждения и другими специалистами по вопросам развития детей в игровой и учебной деятельности (ПКПП-6).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- особенности взаимодействия в условиях образовательного пространства в современных условиях;

- варианты и особенности коммуникативного поведения участников образовательного процесса с учетом этнокультурной, конфессиональной и т.п. принадлежности;

- основные факторы, определяющие создание условий для организации взаимодействия в современной образовательной среде.

 

Уметь:

- взаимодействовать с субъектами образовательного процесса;

- разрешать конфликты и предотвращать возникновение напряжения во взаимодействии участников образовательного процесса;

- применять в образовательном процессе знания этнокультурных, конфессиональных, гендерно-половых и возрастных особенностей субъектов образовательной среды.

 

 

Владеть:

- современными методами исследований в области психологии межличностного взаимодействия в образовательной среде;

- конкретными методиками психолого-педагогической диагностики особенностей проявления индивидуально-психологических особенностей личности в условиях образовательной среды;

- современными технологиями формирования и создания условий для развития развивающей субъект-сохраняющей образовательной среды.

СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, в том числе 40 часов аудиторных занятий (из них лекций – 20 часов, практических занятий – 20 часов), 68 часов самостоятельной работы.

Дисциплина изучается на четвертом курсе, в восьмом семестре, экзамен – восьмой семестр.


Таблица 1.

Трудоемкость дисциплины для профилей «Психология образования» и «Психология и педагогика дошкольного образования»

Объемы учебной работы Форма обучения
Очная Заочная с полным сроком Заочная с сокращенным сроком Заочная с применением дистанционных технологий с сокращенным сроком
Виды и объем учебной работы в ч.
Общая трудоемкость дисциплины        
Аудиторные занятия        
лекции        
практические занятия        
лабораторные работы - - - -
текущие консультации - - -  
переаттестация - - *36 *36
Самостоятельная работа        
изучение теоретического курса        
домашние задания        
подготовка к экзамену        
Вид промежуточного контроля входной, текущий, промежуточный контроль входной, текущий, промежуточный контроль входной, текущий, промежуточный контроль входной, текущий, промежуточный контроль

4.2 Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часа.

Таблица 2.

Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)  
Лекция Практические занятия Самостоятельная работа    
  Теоретический анализ феномена образовательная среда, и особенности изучения в психолого-педагогической науке.             Входной контроль. Домашняя работа №1  
  Современные психологические проблемы формирования личности и образовательной среды.               Домашняя работа №2  
  Методологические подходы и основные модели образовательной среды: 3.1. Эколого-личностная модель образовательной среды 3.2. Психодинамическая модель образовательной среды.   3-4         Текущий контроль. Домашняя работа №3.Семинар  
  Методы изучения и диагностики образовательной среды и проявления в ней индивидуально-психологических характеристик ее субъектов.     4-5          
Домашняя работа №4  
  Экспертиза образовательной среды по методике В.А.Ясвина   6-9         Домашняя работа №5  
  Гендерно-половой аспект межличностных отношений в образовательной среде.               Подготовка к семинару.Промежуточный контроль  
  Итого             Экзамен  

 

Таблица 3

Тематический план

 

Наименование темы дисциплины Содержание темы
  Теоретический анализ феномена образовательная среда и особенности ее изучения в психолого-педагогической литературе . Рассмотрение образовательной среды в научной литературе. Походы к изучению феномена образовательная среда. Специфика образовательной среды. Изучение образовательной среды в Отечественной психологии. Структура образовательной среды. Основные феномены, особенности взаимодействия: психологический климат, имидж образовательного учреждения, напряженность образовательной среды, педагогические конфликты и т.д.
  Современные психологические проблемы формирования личности и образовательной среды Психологические аспекты социальных проблем. Проблема раскрытия характера социальной среды, которая определяет развитие человека. Проблема особенностей современного человека на всех этапах возрастного развития. Проблема выявления принципов, путей, условий, перспектив, системы образования, обеспечивающие оптимальное развитие растущего человека.
  Методологические подходы к исследованию и модели образовательной среды.. Деятельностный подход. Средовой подход. Экопсихологический подход. Субъектный и психосоциальный подходы. Компетентностный подход. Эколого-личностная модель образовательной среды. Коммуникативно-ориентированная модель образовательной среды. Антрополого-психологическая модель. Психодидактическая модель.
  Методы изучения и диагностики образовательной среды и проявления в ней индивидуально-психологических характеристик ее субъектов.   Наблюдение, изучение документов, беседа, личностные опросники, тесты.
  Экспертиза образовательной среды. Экспертиза образовательной среды как метод исследования. Этапы экспертизы образовательной среды. Модальность как качественно-типологическая характеристика образовательной среды. Параметры экспертизы образовательной среды.
  Гендерно-половой аспект межличностных отношений в образовательной среде. Виды образовательной среды. Типы учащихся по Лесгафту. Особенности формирования межличностного восприятия и взаимоотношений в образовательной среде.

 

 

Таблица 4.

Матрица компетенций

Темы дисциплины Количество часов Формируемые компетенции
ОК-1 ОПК-6 ОПК-12 ПКПП-2 ПКПП-3 ПКПП-5 ПКПП-6
Теоретический анализ феномена образовательная среда и особенности ее изучения в психолого-педагогической литературе   +              
Современные психологические проблемы формирования личности и образовательной среды   +     +   +    
Методологические подходы к исследованию и модели образовательной среды..   + +       +    
Методы изучения и диагностики образовательной среды и проявления в ней индивидуально-психологических характеристик ее субъектов.         + + + +  
Экспертиза образовательной ср Экспертиза образовательной среды.
    + + + + + +  
Гендерно-половой аспект межличностных отношений в образовательной среде.   + + + + +   +  
Всего                  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: