В рамках дисциплины «Психология образовательной среды» предполагается использование следующих образовательных технологий и форм организации учебных занятий:
- лекции – проводятся с использованием мультимедиа технологий (демонстрация материала посредством проектора); интерактивная доска;
- практические занятия – включают работу студентов с конкретными методиками психолого-педагогической диагностики индивидуально-психологических особенностей личности и их проявления в образовательной среде, а также анализ реальных проблемных ситуаций, поиск возможностей применения, реализации психологических технологий формирования развивающей и субъект сохраняющей образовательной среды.
- самостоятельная работа студентов – предполагает внеаудиторную работу по применению психолого-педагогического инструментария для анализа, осмысления, диагностики особенностей образовательной среды и ее субъектов: обучающихся, педагогов, администрации, родителей, также осмысление педагогических ситуаций с позиции развивающей и субъект-сохраняющей образовательной среды.
5.1. Практические и семинарские занятия, их содержание
1. Практическое занятие «Образовательная среда как психолого-педагогический феномен».
2. Практическое занятие «Современные психолого-педагогические проблемы формирования личности в образовательной среде».
3. Тренинг моделирования ситуации межличностного взаимодействия в педагогическом общении с позиции педагога.
4.5. Практическое занятие «Диагностика особенностей субъектов образовательной среды».
6.7.8.9.Экспертиза образовательной среды.
10. Тренинг межличностного взаимодействия с учетом гендерно-половых и разновозрастных особенностей субъектов образовательной среды.
|
Виды самостоятельной работы студентов
1. Выступление на семинаре.
2. Проведение эмпирического психологического исследования.
3. Систематизация и классификация материалов первоисточников по темам дисциплины.
4. Конспектирование первоисточников по темам.
5. Подготовка к текущему контролю знаний, к промежуточным аттестациям, экзамену.
6. Систематизация и осмысление материалов лекционных и практических занятий.
7. Разбор конкретных ситуаций.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям
Для текущего контроля успеваемости предполагается выполнение студентами самостоятельных домашних заданий, направленных на актуализацию умения самостоятельного научного поиска, а также способности связывать полученные научные знания с реальной практической деятельностью.
Домашняя работа №1.
На основе анализа справочной литературы (психологический словарь, философский словарь, словарь иностранных слов и выражений и др.) дайте определения понятия "образовательная среда" (4-5 определений любых авторов). Проанализируйте рассмотренные определения и сформулируйте то, которое Вам кажется наиболее точным.
Графически представьте Ваше представлении о структуре образовательной среды.
|
Опишите психолого-педагогические феномены, которые позволяют выявить и проанализировать особенности образовательной среды
Домашняя работа № 2.
В форме таблицы представьте и проанализируйте современное состояние и социально-психологические и личностные проблемы субъектов образовательной среды.
Домашняя работа №3.
.Осуществите самостоятельный поиск в периодических изданиях публикаций об эмпирической изучении образовательной среды. Выполните анализ статьи по следующей схеме:
1) название статьи, автор(-ы), источник;
2) проблема, цель работы, объект, предмет;
3) методы и методики;
4) краткие результаты.
Домашняя работа №4.
Подберите 6 -7 диагностических методик, позволяющих эмпирически определять характеристики образовательной среды и индивидуально-психологические особенности ее субъектов, проанализируйте их возможности и ограничения.
Домашняя работа №5.
Осуществите экспертизу образовательной среды по методике В.А.Ясвина.
Домашняя работа №6.
Опишите примеры конфликтов в межличностном взаимодействии в образовательной среде, используя художественную литературу, кинофильмы и другие источники: между педагогом и обучающимся или обучающимися; между педагогом и педагогом; между педагогом и родителями; между педагогом и администраций образовательной организации.
Проанализируйте поведение участников конфликта и предложите возможный конструктивный способ его разрешения.