Тема: Организация декоративной композиции




Лекция 1.1. (2 час.)

 

 

Основные вопросы:

1.Оптические иллюзии

2. Особенности построения монокомпозиции

3. Оверлеппинг в декоративной композиции

 

 

В области соотношений: малое рядом с большим кажется еще меньше. Вертикали, заключенные в прямоугольник, делают его шире. В области направлений: диагональ, пересекающая две параллельные линии, делает их кажущимися непараллельными.

В области инерции: заданное направление мысленно продолжается, хотя линия, выражающая это направление, уже оборвалась. Кривые линии заставляют глаз искать центры дуг, из которых они слагаются.

Особенности построения монокомпозиции

Монокомпозиция – художественное произведение, заключенное в рамки формата, заданного автором или ситуацией.

Монокомпозиция всегда строится на плоскости, ограниченной заданными размерами, поэтому располагать все элементы нужно так, чтобы создавалось впечатление замкнутости: А) близость мотивов к границам плоскости мешает созданию замкнутой структуры, поэтому необходимо определить минимальное расстояние от краев плоскости; Б) большую роль играет общий характер силуэта – для четкого восприятия он должен иметь форму, близкую к простым геометрическим фигурам. Если монокомпозиция является сложной и состоит из множества мотивов, их следует сгруппировать так, чтобы внимание акцентировалось на центральной части плоскости (например, по кругу в нужном направлении). Все элементы художественного произведения, независимо от сложности композиции, должны быть в равновесии.

Оверлеппинг в декоративной композиции

Оверлеппинг – частичное совпадение или наложение одной формы на другую. Возможны два случая оверлеппинга: Один объект находится впереди другого и контур переднего изображается полностью, а находящийся на дальнем плане частично перекрыт и его контур перекрывается в двух местах. Незавершенность способствует сплоченности и непрерывности.

Контур одной из изобразительных частей заблокирован в двух точках пересечения.

Объект, имеющий непрерывный сплошной контур, будет восприниматься находящимся впереди другого, а объект с прерванным контуром займет заднюю позицию. Один объект находится впереди другого, но контуры обоих предметов изображаются полностью, т.к. одно и то же пространство принадлежит сразу двум объектам (или нескольким для группы предметов).

Завершенность разрушает, исчезает пространственность, т.к. пока контуры пересекаются, но не прерывают друг друга, пространственный эффект ослаблен. Такая неопределенность уничтожает соподчинение главного и второстепенного, переднего и дальнего в первом случае. Обе изобразительные единицы являются одновременно и целыми, и сокращенными, обе находятся и на переднем плане, и сзади. Пропадает ясность взаимных отношений одного объекта с другим.

Изображение каждого предмета претендует на завершенность, но его целостность нарушается вторжением другого, при этом непонятно, какой именно объект вторгается. Действие оверлеппинга можно максимально усилить за счет введения тональных или цветовых контрастов в местах наложения одного объекта на другой.

Оверлеппинг можно использовать в сочетании с приемом членения изобразительной плоскости на части и введением тональных или цветовых контрастов. При оверлеппинге, когда изображаются контуры обоих предметов, наблюдается стремление уменьшить или нарушить единство целого посредством раскалывания композиции на две части. Подобную тенденцию можно усилить или ослабить путем перекомпоновки объектов. Если структурные линии планов совпадают, то момент членения ослабевает. Такой прием используют при минимальном или максимальном наложении плоскостей.

Создается впечатление напряженности, объекты стремятся в одну из двух крайностей: либо полного совпадения, либо размежевания (при минимальном наложении). Чтобы уменьшить напряженность композиции и сохранить общую схему группировки объектов, следует подвинуть их в сторону совпадения структурных линий.

Построение пространства

Изображение глубины на плоскости. Отсчитать расстояние, соответствующее расстоянию между различными пространственными планами, при этом изображение условно делится на три плана: передний, средний и дальний. Передний и дальний планы не видятся отчетливо, второй план мы видим ясно, рельефно. Если мы хотим, чтобы все было видно одинаково, то необходимо дальний план приблизить к среднему, а первый отодвинуть на уровень второго отчетливого плана. Тогда все планы выстроятся в положение среднего.

Изображение сохраняет все начертательные свойства глубинности и приобретает условие двухмерной свободы, когда первый план не выпирает бесконечно, а глубина является неизмеримой. В цветовой композиции это происходит так: цвета, движущиеся в глубину (холодные), займут первый план в контрасте с нарастающей величиной фигуры переднего плана. Цвета третьего плана (теплые) наоборот приближаются к зрителю.

Сложившиеся системы перспективы:

Линейная. Пространство в глубину движется от переднего плана, т.е. от рамы и краев плоскости, когда параллельные линии сходятся в точках на горизонте;

Обратная, когда художник находится в точке схождения и пространство развивается от него назад, расширяясь в глубину;

Двухмерная. Художник находится в среднем плане изобразительного пространства. При этом происходит уменьшение значимости заднего и переднего планов, которые соответственно деформируются.

Композиция выразительная, т.к. все планы приравниваются к среднему, наиболее активному. Он как бы зажимается передним и задним планами. При двухмерной перспективе глубина картины считывается легко, ближний и дальний планы не являются разновременными моментами в процессе зрительного восприятия.

Двухмерная перспектива больше всего подходит для изображения пространства в декоративной композиции.

Сферическое восприятие пространства

Луч нашего зрения при охвате окружающего пространства чертит полусферу. Поэтому все вертикали и горизонтали искривляются внутри этой полусферы.

Вследствие этого их изображение на плоскости будет осуществляться изогнутыми линиями (Петров-Водкин).

Способы организации пространства

Недопустимо в композиции декоративного характера передавать пространство с использованием линейной перспективы. Если же необходимо изобразить различные перспективные планы, то нужно располагать планы условно, за счет фронтального изображения объектов друг над другом. В декоративной живописи объем показывается условно, минимальной модулировкой или темным пятном в теневой части, либо округлые предметы изображаются абсолютно плоскими.

Степень условности передачи объема во всех планах одинакова. Если предметы, не входящие в передний план, воспринимаются удаленными, возможна корректировка цветом, т.е. дальний план подтягивается на уровень переднего, а передний отодвигается на дальний план и эти два плана фиксируются за счет встречи на среднем уровне и распределения цвета в плоскости формата. На дальнем плане композиции должны преобладать теплые, лучше желто-красные цвета.

На переднем – цвета, имеющие концентрическое движение (уход внутрь себя и удаление от зрителя одновременно (холодные сине-зеленые и сине-фиолетовые).

Усилить впечатление декоративности композиции можно следующими приемами: 1) оверлеппинг;

2) членение плоскости на части;

3) насыщение орнаментом;

4) дробление изображения;

5) введение постоянного модуля и фиксация его цветом (прием Филонова).

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Библиотечная система ЭБС «Лань»

2. Электронная информационно-образовательная среда организации (официальный сайт КИПУ).

3. ЭБС «Лань» https://e.lanbook.com/

4.ЭБС «Университетская библиотека online» https://biblioclub.ru/

5.ЭБС «БиблиоРоссика» https://www.bibliorossica.com/

6.Электронный каталог Российской национальной библиотеки https://primo.nlr.ru/primo_library/libweb/action/search.do

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: