Тема урока: Зимушка-зима. Пейзаж родной земли.
Тип урока: урок формирования предметных навыков и умений.
Форма: фронтальная и индивидуальная.
Цель урока:
1. Заинтересовать детей к красоте окружающего мира и характерным особенностям зимы.
2. Создание зимнего пейзажа.
3. Научить изображать пейзаж с помощью линии, пятна, мазка и цвета.
4. Научить работать в технике «по - сырому»
5. Создать образ зимнего пейзажа.
Задача урока:
Воспитательные:
· Формировать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость, к изобразительному искусству и литературе.
Образовательные:
· Активизировать интерес к искусству и к природе;
· Формировать умение самостоятельно находить решение творческих задач, отвечающей к выбранной технике (рисовать в технике по сырому);
· Расширить представления учащихся о зиме;
· Учить детей эмоциональному восприятию произведений художников.
Развивающие:
· Развить память, внимание, кругозор учащихся;
· Развивать пространственное мышление;
· Развивать творческое, художественное мышление и фантазию;
· Развивать умение чувствовать и понимание значение цвета при восприятии произведения живописи;
· Развивать умение оценивать свою деятельность и работу товарища при классических критериях.
Методы:
· На освоение знаний: 1) простота, доступность изложения материала;
2) включение диалога «ученик и учитель»;
· На повышение интереса к предмету.
Оборудование:
· Для учителя: 1) плакаты, иллюстрации, методические таблицы.
· Для детей: 1) альбомный лист А4;
2) акварель;
3) кисть;
4) вода, тряпочка;
5) карандаши.
6) стирательная резинка.
7) палитра.
Структура урока:
1. Организационный момент — 3 мин.
2. Активизация и постановка познавательной задачи, определение целей и задач урока - 3 мин.
3. Основной этап урока с показом иллюстраций - 5 мин. (литературный, художественный)
Прочитать отрывок из стихотворения А.С. Пушкина «Мороз и солнце, день чудесный…»;
4. Практическая часть урока - 20 мин.
5. Выставка детских работ - 5 мин.
6. Рефлексия. - 3 мин.
7. Заключение и домашнее задание. - 3 мин.
1. Организационный момент:
Активизация и постановка познавательной задачи.
3. Основной этап урока:
Учитель: а какого цвета снег?
Ответ детей...
Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть- еще не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (см. картинки 1и 2)
Перед вами картины: А.А.Пластова «Первый снег» и И.Э.Грабаря «Мартовское снег». Художники изображают то, что они видят. А запахи увидеть нельзя. На картине Аркадия Александровича Пластова можно почувствовать свежесть. Вот, наверное, так пахнет первый снег. И передана эта свежесть цветом. Для своей картины «Первый снег» А. Пластов выбрал неяркие цвета. Снежинки падают с серо-сиреневого неба, блестят и переливаются на фоне светло- коричневой степи. И, девочка, которая стоит на запорошенном снегом крыльце, нежная, как снежинка. Девочка в платьице. Ей холодно, а уходить ей не хочется. Уж очень ей нравится падающий снег. А вот на картине ворона. Как вы думаете, зачем ее написал художник?
Ответ детей...
Учитель:
Правильно! Большая, серая, с чёрными крыльями птица на снегу словно темное пятно на белой бумаге. От этого снег становится ещё белей.
Вторая зимняя картина: И.Э. Грабаря «Мартовский снег».
Учитель:
Почему, как вы думаете, художник назвал картину «Мартовским
снег!», а не «Шла девочка за водой», как в русской народной песне?
Ответ детей…
Учитель:
Правильно! Главный - он, снег. Снег уходящей зимы.
Он ещёпо-зимнему пышен, но недолго ему осталось лежать на земле уже светит весеннее яркое, теплое солнце.
Чем ближе к весне, тем ярче солнце и ярче тени. Вот синие, а вот голубые теми их отбросили на снег деревья.
Художник написал снег мелкими дробными - мазками. Матки сливаются в наших глазах в единое целое, они колеблются, дрожат, переливаются. (см. картинку 2)
Учитель:
Что изображено на этой картине?
Ответ детей…
Учитель:
Художник Б.М. Кустодиев приглашает нас на парадное гуляние, на масленичной неделе. В честь весеннего праздника пекли блины, как солнце, золотистые и круглые. (см. картинку 3)
Учитель:
Какое настроение несёт картина?
Ответ детей...
Учитель: Какие краски применял художник?
Любуясь многоцветием снега, мы чувствуем родную русскую зиму!
А вот еще зимние пейзажи. Внимательно посмотрите на них В. К. Бялыцкий - Бируля «Зима», И.И.Левитан «Март», А.К.Саврасов «Зима», М.М.Гермашев «Лиловый снег». (см. картинки 4, 5, 6, 7)
4. Практическая часть урока:
Красота русской природы не оставила кого-либо равнодушным. Каждый из вас уже видит, чувствует свой пейзаж, да и какими цветами будете работать, вы уже определились. Работать будем на альбомном листе в технике «по- сырому». Мы уже пользовались этой техникой, давайте вспомним ее: -Альбомный лист смачивается водой. Наносится фон - небо, облака, земля (снег!). Когда чуть подсохнет, выполняем основные детали нашего рисунка. Заканчиваем работу прорисовкой деталей тоненькой кисточкой. Далее наносятся блики и тени. (учитель демонстрирует работу «по-сырому» на мольберте)
Учитель индивидуально помогает советами детям в творческой работе.
5. Выставка детских работ:
Детские работы вывешивается на доске. Радуемся удачным работах. Можно сделать замечания по ошибкам (но только в форме советов).
6. Рефлексия (учитель задаёт вопросы детям по теме урока):
Какие художники пейзажисты вам запомнились?
1. Какого цвета снег?
2. Какие ассоциации вызывает русская зимушка- зима?
3. Какая из картин затронула больше всего, разбудила в вас особенные
4.Что вы ощущаете, глядя на пейзажи родной земли?
5.Понравился ли вам урок и почему?
7. Заключение и домашнее задание:
Давайте вместе полюбуемся замечательными пейзажами, которые вы сегодня написали. Я думаю, что за такую дружную плодотворную замечательную работу похвалить можно всех ребят. Всем большое спасибо! И устроить небольшую выставку ваших работ.
8. Литература:
1. Авсисян, О. А. Натура и рисование по представлению / О.А. Авсисян. - М.: Изобразительное искусство, 1985.
2. Изобразительное искусство и художественный труд» Б. М. Неменского. Москва, «Просвещение» 2010 год
3. «Первые шаги в мире искусства» Н.А. Горяева. Москва. «Просвещение» 1991год
4. Энциклопедия школы развития личности Кирилла и Мефодия. «Учимся понимать живопись» ООО «Кирилл и Мефодий», М..2007г.
5. Картинки из интернет – ресурсов:
· https://pbs.twimg.com/media/DJmv-yxX0AAtA1W.jpg
· https://arktika63.ru/zuzebirld/6014
· https://www.mirkrestikom.ru/uploads/info/item_full/1851-n-kystodiev-maslenica-nabor-dlya-vishivaniya-mp.jpg
· https://pandia.ru/text/80/041/images/image003_86.jpg
· https://regnum.ru/uploads/pictures/news/2016/04/08/regnum_picture_14600732981242308_normal.jpg
· https://artpoisk.info/files/images/15599.jpg
· https://www.artsait.ru/art/g/germashev/img/20.jpg