Характеристика принципов права социального обеспечения




Внутреннее единство и взаимосвязь норм права социального обес­печения находит свое выражение в принципах данной отрасли права.

Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Содержание принципов права социального обеспечения официально не закреплено в законодательстве, поэтому ученые, занимающиеся исследованиями в области права социального обеспечения, по-разно­му формулируют общие принципы права социального обеспечения.

Так, например, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева называют следующие основные принципы:

• всеобщность права на социальное обеспечение;

• дифференциация социального обеспечения в зависимости от
условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) ста­жа, причин нуждаемости и других факторов;

• комплексность, т.е. гарантированность социального обеспе­чения при наступлении всех социально значимых обстоя­тельств, установленных законом;

• адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основ­ных потребностей человека.

С.И. Кобзева наряду с всеобщностью и дифференциацией, на­зывает еще ряд принципов31:

• осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;

• обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;

• гарантированность социальной помощи в случаях, когда че­ловек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;

• многообразие видов социального обеспечения;

• участие общественных объединений, представляющих интере­сы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют такие принципы, как:

• всеобщность социального обеспечения;

• предоставление социального обеспечения как работнику, быв­шему работнику, их семьям, так и каждому члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;

• установление уровня социального обеспечения, гарантирую­щего достойную жизнь человека;

• многообразие оснований и видов социального обеспечения;

• дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости
от ряда социально значимых обстоятельств;

• участие общественных объединений, представляющих интере­сы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.

Не оспаривая формулировки отдельных принципов и их полно­ту, полагаем, что с учетом реалий сегодняшней российской действи­тельности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:

1. Всеобщность и доступность социального обеспечения.

2.Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения.

3.Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны.

4.Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специ­ально предназначенных для этих целей (специальные фонды,
средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюд­жета субъектов Федерации, местных бюджетов; средства отдельных юридических и (или) физических лиц).

5. Дифференциация обеспечения на основании социально значи­мых обстоятельств.

1) Всеобщность и доступность социального обеспечения Этот принцип вытекает прежде всего из норм Конституции РФ, ст. 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспече­ния базируется на конституционном принципе равенства, закреплен­ном в ст. 19, в соответствии с которой государство гарантирует ра­венство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а так­же других обстоятельств.

Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодатель­стве о социальном обеспечении по различным видам и формам обес­печения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудо­вой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пен­сии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица пре­клонного возраста).

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государ­ственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, и лица без гражданства, постоянно прожи­вающие на территории Российской Федерации, — на тех же основа­ниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предус­мотрено федеральным законом или международными договорами Российской Федерации33.

Принцип доступности социального обеспечения находит свое воп­лощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предостав­ления и выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к челове­ку — получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как

правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды соци­ального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому — социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.

2) Всесторонность и многообразие видов социального обеспе­чения.

Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни челове­ка). Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономичес­ких условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно рас­ширялся. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), закрепив­шая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспо­собности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по не зависящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное зако­нодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.

В праве социального обеспечения России к числу таких обстоя­тельств относятся следующие: старость (т. е. достижение установ­ленного законом возраста); инвалидность; временная нетрудоспо­собность; потеря кормильца; безработица; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекар­ственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспорт­ном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение.

В последнее время появились такие новые обстоятельства, как зара­жение ВИЧ-инфекцией, участие в борьбе с терроризмом, и др.

Для некоторых видов социального обеспечения перечень таких обстоятельств закрепляется в законодательстве. Так, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»34 назы­вает виды социальных страховых рисков и страховые случаи, при наступлении которых осуществляются выплаты страхового обеспе­чения по данному закону: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профес­сиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть за­страхованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, нахо­дящихся на его иждивении.

С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денеж­ной (пенсии, пособия, компенсации), так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, одежда, средства передвижения, технические приспособления для инвалидов), а также в виде услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, для детей) и различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).

3) Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соот­ветствующих сложившемуся уровню экономики страны.

В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность госу­дарства. Статья 7 Конституции провозгласила, что Российская Фе­дерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свобод­ное развитие человека.

Между тем обеспечение достойной жизни человека в государ­стве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономи­ки страны. Государство не может отдать своим гражданам больше, чем оно само имеет. Поэтому необходимо закреплять какие-то ми­нимальные нормы обеспеченности, которые государство может га­рантировать своим гражданам.

Долгое время в качестве такого социального стандарта обеспе­ченности в нашей стране применялась такая величина, как мини­мальный размер оплаты труда (МРОТ), в привязке к которому опре­делялся размер пенсий, пособий и других социальных выплат. Но поскольку МРОТ по своей величине очень мал (с 01.06.2011 – 4611 руб, с 01.01.2013 – 5205 руб.) и не может обеспе­чить даже элементарного выживания, не говоря уже о достойной жизни, в качестве нового социального стандарта сейчас применяет­ся прожиточный минимум.

Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребитель­ской корзины, а также обязательные платежи и сборы. За 1 кв. 2012 г. прожиточный минимум по России для трудоспособного населения составляет 6827 руб, для пенсионеров – 4963 руб., для детей – 6070 руб. Потреби­тельская корзина— минимальный набор продуктов питания, не­продовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Потребительская корзина для основных социально-демографи­ческих групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, ус­танавливаемом Правительством Российской Федерации. Потреби­тельская корзина в целом по Российской Федерации устанавливает­ся федеральным законом. Применяемая на сегодняшний день действует с 01.01.2005 г.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О потребительской кор­зине в целом по Российской Федерации».

В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатичес­ких условий, национальных традиций и местных особенностей по­требления продуктов питания, непродовольственных товаров и ус­луг основными социально-демографическими группами населения.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по ос­новным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзи­ны и данных федерального органа исполнительной власти по статис­тике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродо­вольственные товары и услуги и расходов по обязательным плате­жам и сборам.

Величина прожиточного минимума на душу населения и по ос­новным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Россий­ской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой до­ход которой (доход которого) ниже величины прожиточного мини­мума, установленного в соответствующем субъекте Российской Фе­дерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным зако­ном.

4) Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей.

Согласно ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение мо­жет осуществляться как за счет государственных средств, так и за счет добровольного социального страхования, создания дополнитель­ных форм социального обеспечения и благотворительности.

Государственные средства на социальное обеспечение населения формируются из двух источников: средства бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных социальных фондов (го­сударственное социальное страхование). Государственная система социального страхования включает пенсионное страхование, меди­цинское страхование, социальное страхование (страхование по бо­лезни), страхование от несчастных случаев на производстве и про­фессиональных заболеваний.

Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантирован­ное реализации прав застрахованных.

Средства на осуществление обязательного социального страхо­вания от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в основном за счет обязательных страхо­вых взносов страхователей, в качестве которых выступают работо­датели.

Все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по груп­пам в зависимости от класса профессионального риска. Классифи­кация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессиональ­ного риска предусматривает 22 класса профессионального риска. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионалыюго риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и рас­ходования средств на осуществление обязательного социального стра­хования от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных заболеваний утверждаются Правительством Российской Феде­рации42.

Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из стра­хового тарифа. Страховые тарифы, дифференцированные по груп­пам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса про­фессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Однако многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой дея­тельностью. Поэтому параллельно с системой государственного со­циального страхования существует и государственное социальное обеспечение, которое непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания и др.).

Что касается негосударственных источников средств на социаль­ное обеспечение и социальное страхование, то это могут быть сред­ства негосударственных пенсионных фондов, отдельных юридичес­ких и (или) физических лиц в соответствии с законодательством РФ.

5) Дифференциация обеспечения на основании социально зна­чимых обстоятельств

В зависимости от основания, в праве социального обеспечения различают следующие виды дифференциации: 1) субъектная — в зависимости от определенных характеристик

субъекта, которому предоставляется тот или иной вид социального обеспечения. Здесь может применяться дифференциация в обеспечении по такому признаку, как пол (различный пенсион­ный возраст для мужчин и женщин); возраст (различные разме­ры пособия в зависимости от возраста ребенка); определенные заслуги перед государством (льготы для ветеранов Великой Оте­чественной войны и ветеранов труда); занятие определенными видами деятельности (пенсии за выслугу лет для военнослужа­щих, федеральных государственных служащих, пожизненное содержание судей); состояние здоровья (временная нетрудоспо­собность, инвалидность);

2) территориальная — в зависимости от того, где (в каких клима­тических условиях) проходила деятельность, которая дает право
на тот или иной вид социального обеспечения (работа в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие ава­рии на Чернобыльской АЭС или испытаний на Семипалатинском полигоне);

3) отраслевая — в зависимости от того, в какой отрасли народного
хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот
или иной вид социального обеспечения (пенсионное обеспече­ние летчиков гражданской авиации или шахтеров).

Контрольные вопросы и задания

1.Что понимают под принципом права?

2.Какова система принципов права и как они классифицируются?

3.Какова взаимосвязь между принципами права и правовыми нормами?

4.В чем заключается роль принципов права?

5.Назовите общеправовые и межотраслевые принципы правового ре­гулирования.

6.Что такое принцип права социального обеспечения?

7.Как формулируют принципы права социального обеспечения ученые —
специалисты в этой отрасли права?

8.Раскройте содержание принципа всеобщности и доступности соци­ального обеспечения.

9.В чем заключается сущность принципа всесторонности и многооб­разия видов социального обеспечения?

10.Как взаимосвязаны между собой уровень социального обеспечения и
уровень развития экономики страны?

11.Что такое прожиточный минимум? Кто и как его определяет?

12.Что такое потребительская корзина? Что входит в состав потре­бительской корзины?

13.За счет каких средств осуществляется социальное обеспечение в
нашей стране?

14.Что такое дифференциация в социальном обеспечении? Назовите
виды и основания для дифференциации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: