Внутреннее единство и взаимосвязь норм права социального обеспечения находит свое выражение в принципах данной отрасли права.
Правовые принципы всегда были предметом научного анализа. Содержание принципов права социального обеспечения официально не закреплено в законодательстве, поэтому ученые, занимающиеся исследованиями в области права социального обеспечения, по-разному формулируют общие принципы права социального обеспечения.
Так, например, Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева называют следующие основные принципы:
• всеобщность права на социальное обеспечение;
• дифференциация социального обеспечения в зависимости от
условий труда (вредные, тяжелые и пр.), природно-климатической зоны, продолжительности трудового (страхового) стажа, причин нуждаемости и других факторов;
• комплексность, т.е. гарантированность социального обеспечения при наступлении всех социально значимых обстоятельств, установленных законом;
• адекватность уровня обеспечения для удовлетворения основных потребностей человека.
С.И. Кобзева наряду с всеобщностью и дифференциацией, называет еще ряд принципов31:
• осуществление социального обеспечения за счет как страховых платежей, так и средств бюджета;
• обязанность государства гарантировать уровень социального обеспечения не ниже прожиточного минимума;
• гарантированность социальной помощи в случаях, когда человек нуждается в ней в силу обстоятельств, признаваемых социально значимыми;
• многообразие видов социального обеспечения;
• участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
|
М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова называют такие принципы, как:
• всеобщность социального обеспечения;
• предоставление социального обеспечения как работнику, бывшему работнику, их семьям, так и каждому члену общества без какой-либо связи с трудовой деятельностью;
• установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека;
• многообразие оснований и видов социального обеспечения;
• дифференциация условий и норм обеспечения в зависимости
от ряда социально значимых обстоятельств;
• участие общественных объединений, представляющих интересы граждан, в разработке, принятии и осуществлении решений по вопросам социального обеспечения и защиты их прав.
Не оспаривая формулировки отдельных принципов и их полноту, полагаем, что с учетом реалий сегодняшней российской действительности можно назвать следующие принципы права социального обеспечения:
1. Всеобщность и доступность социального обеспечения.
2.Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения.
3.Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны.
4.Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей (специальные фонды,
средства бюджетов всех уровней: федерального бюджета, бюджета субъектов Федерации, местных бюджетов; средства отдельных юридических и (или) физических лиц).
5. Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств.
1) Всеобщность и доступность социального обеспечения Этот принцип вытекает прежде всего из норм Конституции РФ, ст. 39 которой закрепляет, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, принцип всеобщности социального обеспечения базируется на конституционном принципе равенства, закрепленном в ст. 19, в соответствии с которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
|
Принцип всеобщности воплощается и в отраслевом законодательстве о социальном обеспечении по различным видам и формам обеспечения. Так, в пенсионном обеспечении он проявляется в том, что право на пенсию имеют граждане, не только занимавшиеся трудовой или иной общественно полезной деятельностью (трудовые пенсии), но и те, кто не работал (дети-сироты, инвалиды, лица преклонного возраста).
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию имеют не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — на тех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральным законом или международными договорами Российской Федерации33.
|
Принцип доступности социального обеспечения находит свое воплощение в нормах, закрепляющих порядок назначения, предоставления и выплаты отдельных видов социального обеспечения. Вся система социальной защиты населения в нашей стране построена таким образом, чтобы быть максимально приближенной к человеку — получателю тех или иных видов социального обеспечения. Как
правило, обеспечение происходит по месту работы, учебы, службы или по месту жительства обеспечиваемого. Отдельные виды социального обеспечения могут предоставляться непосредственно на дому — социальное обслуживание, медицинская помощь, выплата пенсии с доставкой на дом пенсионеру и т.д.
2) Всесторонность и многообразие видов социального обеспечения.
Реализация данного принципа предполагает, что государство предоставляет помощь своим гражданам при всех обстоятельствах, когда они в такой помощи нуждаются (все стороны жизни человека). Содержание этого принципа постоянно изменяется с развитием общества. Если первоначально перечень оснований (социальных рисков), при наступлении которых у человека возникало право на социальное обеспечение, охватывал лишь утрату трудоспособности, старость и вдовство, то по мере изменения социально-экономических условий и развития цивилизации этот перечень непрерывно расширялся. Всеобщая Декларация прав человека (1948 г.), закрепившая право каждого как члена общества на социальное обеспечение, относит к таким основаниям не только старость, утрату трудоспособности (временную или постоянную), вдовство, но и безработицу, а также все иные случаи, когда человек по не зависящим от него причинам теряет источник средств к существованию. Кроме того, в качестве самостоятельных оснований для социального обеспечения Декларация закрепляет материнство и детство. Национальное законодательство различных стран конкретизирует круг оснований для социального обеспечения.
В праве социального обеспечения России к числу таких обстоятельств относятся следующие: старость (т. е. достижение установленного законом возраста); инвалидность; временная нетрудоспособность; потеря кормильца; безработица; рождение ребенка; смерть человека; нуждаемость в медицинской помощи и лечении, лекарственной помощи, протезно-ортопедической помощи, в транспортном средстве либо средстве передвижения; бедность; воспитание детей в семье; материнство и отцовство; вынужденное переселение.
В последнее время появились такие новые обстоятельства, как заражение ВИЧ-инфекцией, участие в борьбе с терроризмом, и др.
Для некоторых видов социального обеспечения перечень таких обстоятельств закрепляется в законодательстве. Так, Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования»34 называет виды социальных страховых рисков и страховые случаи, при наступлении которых осуществляются выплаты страхового обеспечения по данному закону: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.
С многообразием оснований социального обеспечения неразрывно связано и многообразие его видов. Оно проявляется в установлении и фактическом предоставлении гражданам обеспечения как в денежной (пенсии, пособия, компенсации), так и в натуральной форме (продукты питания, медикаменты, одежда, средства передвижения, технические приспособления для инвалидов), а также в виде услуг (социальное обслуживание на дому, в стационарных учреждениях для престарелых и инвалидов, для детей) и различных льгот (по проезду, оплате коммунальных услуг и т.д.).
3) Социальное обеспечение предоставляется в размерах, соответствующих сложившемуся уровню экономики страны.
В ст. 2 Конституции РФ закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. Статья 7 Конституции провозгласила, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Между тем обеспечение достойной жизни человека в государстве во многом зависит от сложившегося уровня развития экономики страны. Государство не может отдать своим гражданам больше, чем оно само имеет. Поэтому необходимо закреплять какие-то минимальные нормы обеспеченности, которые государство может гарантировать своим гражданам.
Долгое время в качестве такого социального стандарта обеспеченности в нашей стране применялась такая величина, как минимальный размер оплаты труда (МРОТ), в привязке к которому определялся размер пенсий, пособий и других социальных выплат. Но поскольку МРОТ по своей величине очень мал (с 01.06.2011 – 4611 руб, с 01.01.2013 – 5205 руб.) и не может обеспечить даже элементарного выживания, не говоря уже о достойной жизни, в качестве нового социального стандарта сейчас применяется прожиточный минимум.
Прожиточный минимум — это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы. За 1 кв. 2012 г. прожиточный минимум по России для трудоспособного населения составляет 6827 руб, для пенсионеров – 4963 руб., для детей – 6070 руб. Потребительская корзина— минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в 5 лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых с участием общероссийских объединений профсоюзов, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом. Применяемая на сегодняшний день действует с 01.01.2005 г.
Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации».
В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации, и в субъектах Российской Федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.
Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации — в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.
Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.
4) Социальное обеспечение осуществляется за счет средств, специально предназначенных для этих целей.
Согласно ст. 39 Конституции РФ социальное обеспечение может осуществляться как за счет государственных средств, так и за счет добровольного социального страхования, создания дополнительных форм социального обеспечения и благотворительности.
Государственные средства на социальное обеспечение населения формируются из двух источников: средства бюджетов всех уровней и средства государственных внебюджетных социальных фондов (государственное социальное страхование). Государственная система социального страхования включает пенсионное страхование, медицинское страхование, социальное страхование (страхование по болезни), страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Государственное социальное страхование носит обязательный характер, что находит выражение в обязанности уплаты страховых взносов и в обязанности предоставления обеспечения, гарантированное реализации прав застрахованных.
Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются в основном за счет обязательных страховых взносов страхователей, в качестве которых выступают работодатели.
Все отрасли (подотрасли) экономики дифференцируются по группам в зависимости от класса профессионального риска. Классификация отраслей (подотраслей) экономики по классам профессионального риска предусматривает 22 класса профессионального риска. Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионалыюго риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний утверждаются Правительством Российской Федерации42.
Страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа. Страховые тарифы, дифференцированные по группам отраслей (подотраслей) экономики в зависимости от класса профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
Однако многие виды социального обеспечения предоставляются человеку как члену общества без всякой связи с его трудовой деятельностью. Поэтому параллельно с системой государственного социального страхования существует и государственное социальное обеспечение, которое непосредственно финансируется за счет средств бюджетов всех уровней (социальные пенсии, ежемесячные пособия на детей, социальная помощь на дому, социальное обслуживание в учреждениях социального обслуживания и др.).
Что касается негосударственных источников средств на социальное обеспечение и социальное страхование, то это могут быть средства негосударственных пенсионных фондов, отдельных юридических и (или) физических лиц в соответствии с законодательством РФ.
5) Дифференциация обеспечения на основании социально значимых обстоятельств
В зависимости от основания, в праве социального обеспечения различают следующие виды дифференциации: 1) субъектная — в зависимости от определенных характеристик
субъекта, которому предоставляется тот или иной вид социального обеспечения. Здесь может применяться дифференциация в обеспечении по такому признаку, как пол (различный пенсионный возраст для мужчин и женщин); возраст (различные размеры пособия в зависимости от возраста ребенка); определенные заслуги перед государством (льготы для ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда); занятие определенными видами деятельности (пенсии за выслугу лет для военнослужащих, федеральных государственных служащих, пожизненное содержание судей); состояние здоровья (временная нетрудоспособность, инвалидность);
2) территориальная — в зависимости от того, где (в каких климатических условиях) проходила деятельность, которая дает право
на тот или иной вид социального обеспечения (работа в районах
Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; территории, пострадавшие от радиационного заражения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или испытаний на Семипалатинском полигоне);
3) отраслевая — в зависимости от того, в какой отрасли народного
хозяйства осуществлялась деятельность, дающая право на тот
или иной вид социального обеспечения (пенсионное обеспечение летчиков гражданской авиации или шахтеров).
Контрольные вопросы и задания
1.Что понимают под принципом права?
2.Какова система принципов права и как они классифицируются?
3.Какова взаимосвязь между принципами права и правовыми нормами?
4.В чем заключается роль принципов права?
5.Назовите общеправовые и межотраслевые принципы правового регулирования.
6.Что такое принцип права социального обеспечения?
7.Как формулируют принципы права социального обеспечения ученые —
специалисты в этой отрасли права?
8.Раскройте содержание принципа всеобщности и доступности социального обеспечения.
9.В чем заключается сущность принципа всесторонности и многообразия видов социального обеспечения?
10.Как взаимосвязаны между собой уровень социального обеспечения и
уровень развития экономики страны?
11.Что такое прожиточный минимум? Кто и как его определяет?
12.Что такое потребительская корзина? Что входит в состав потребительской корзины?
13.За счет каких средств осуществляется социальное обеспечение в
нашей стране?
14.Что такое дифференциация в социальном обеспечении? Назовите
виды и основания для дифференциации.