Личностные результаты:
1.Осознание связи между музыкальными и художественными образами;
2.Повышение мотивации к учебно-творческому процессу.
Метапредметные результаты:
1. Уметь осуществлять осознанный выбор способов решения учебных задач в процессе восприятия музыки и музицирования;
2. Овладеть навыками смыслового просушивания музыкальных произведений;
3. Уметь осуществлять продуктивное сотрудничество с учителем и сверстниками в процессе музыкально-творческой деятельности;
4. Владеть навыками осознанного развернутого речевого высказывания о содержании, характере, особенностях интонационно-образного языка музыки;
5. Уметь ставить и принимать учебные задачи при восприятии музыки;
Предметные результаты:
1. Знать и понимать тембровые возможности музыкальных инструментов;
2. Уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой деятельности; определять и сравнивать средства музыкальной выразительности; выражать свое отношение к музыке в речевых высказываниях, рисунках, музыкально-творческой деятельности.
Оборудование:
- презентация к уроку;
- портрет композитора – К. Сен-Санса;
- фотографии животных;
- компьютер;
- материал для выполнения творческого задания.
Аудио материал: Сюита К. Сен-Санса «Карнавал животных»: «Слон»,«Лебедь»,«Аквариум».
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся | Деятельность учеников | Планируемые результаты | |
Предметные | Универсальные учебные действия (УУД) | ||||
1. Мотивация к учебной деятельности.(1-2 минуты) Цели: -актуализировать требования к ученику с позиций учебной деятельности; -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность, развития умения устанавливать тематические рамки; -уточнить тип урока и наметить шаги учебной деятельности | Учитель обращает внимание уч-ся на своё рабочее место, на присутствующих. - Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, к нам в гости пришло много гостей. Давайте повернемся и поприветствуем их. Молодцы! А теперь потихоньку садимся. У вас замечательное настроение и все что задумали, обязательно получится. Мы начинаем урок. Создание проблемной ситуации. Установка тематических рамок. Организует уточнение типа урока и называет шаги учебной деятельности. | Организовать рабочее место учащихся, эмоционально настроить на урок. - А начнем мы его с загадки: В этой сюите – увидите сами, Ноты живые, с хвостами, усами! Бегать умеют они и летать, Ползать и плавать, кусать и хватать! Ноты мохнатые, ноты пернатые, Стройные ноты и ноты горбатые. Добрые, злые, наземные, водные. Кто же они, догадались? (ЖИВОТНЫЕ.) - Ребята, как вы думаете, как связаны урок музыки и животные? – ответы детей. (слушать музыку про животных) - Молодцы, мы с вами познакомимся с произведением «Карнавал животных». Вы подвели меня к теме урока, а звучать она будет так: МУЗЫКАЛЬНЫЙ КАРНАВАЛ ЖИВОТНЫХ. | Ученики проверяют свою готовность к уроку. приветствие уч-ся … Слушают учителя. Отгадывают загадку, Отвечают на вопросы, Делают вывод Проговаривают тему урока и шаги учебной деятельности. | Коммуникативные: - коллективное участие в исполнении. Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости в исполнении. Регулятивные: - осуществление интонационного контроля. Коммуникативные: уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения, следовать им, оформлять свои мысли в устной форме. | |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в проблемном действии.(4-5 минут) Цель: -обеспечить выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения; -выявить место индивидуального затруднения; -фиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует фиксирование индивидуального затруднения, выявление места и причины затруднения во внешней речи, обобщение актуализированных знаний. | - Ребята, умеет ли музыка рисовать? - Как рисует музыка? - Что или кого может изобразить музыка? -Давайте послушаем отрывок из сюиты Сен-Санса и попробуем угадать, какого животного «нарисовал» композитор. | Отвечают на вопросы учителя. Соотносят свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения. | Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя, структурировать знания, преобразовывать информацию из одной формы в другую). Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме, аргументировать свое мнение и позицию. Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать свое предположение, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном учебном действии. | |
3. Построение проекта выхода из затруднения.(4-5 минут) Цель: организовать постановку цели урока, составление плана действий по реализации цели достижения поставленной цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности, постановку цели урока, составление совместного плана действий. О ком не сказали? Что нам нужно, чтобы ответить на возникший вопрос? Значит, новое что-то узнаем, давайте наметим шаги, которые помогут нам ответить на вопрос, достичь цели. Обсудите в парах порядок работы. На доску вывешивается алгоритм | Сейчас закройте глаза, я включу музыку, а вы, слушая отрывок, отгадайте, кого изобразил композитор. ПРОСУШИВАНИЕ отрывка «СЛОН». Открыли глаза. - Вы догадались, о ком мы говорим? Я вам подскажу. Отгадайте загадку: Очень много силы в нем, Ростом он почти, что с дом. У него огромный нос, Будто много лет он рос! - Молодцы, ребята! Это СЛОН. (видео) И произведение называется «СЛОН». (картинка на доску) - На доске слова, выберите те слова, которые характеризуют произведение «Слон». Музыка слона звучит в низком регистре, исполняют ее музыкальные инструменты КОНТРАБАСЫ. Контрабас – самый крупный представитель скрипичного семейства. “Портрет” слона К. Сен-Санс изобрази с помощью контрабасов. В низких звуках контрабасов нам невольно чудится движение какого-то огромного существа. Контрабас самый крупный и низкий по звучанию представитель скрипичного семейства. На контрабасах приходится играть стоя. | Прослушивают музыку, С помощью учителя ставят цель урока, составляют и проговаривают план действий для достижения цели. Может ли музыка нарисовать животного? Алгоритм: -слушание -определить настроение… -муз. инстр. -описать, что услышали | Регулятивные: уметь формулировать учебную задачу, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные: уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. | |
4. Реализация построенного проекта.(10-15 минут) Цели: -реализовать построенный проект в соответствии с планом; -закрепить новые знания в речи и знаках; -зафиксировать преодоление возникшего затруднения. | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с алгоритмом, подводящий диалог, фиксирование нового знания в речи и знаках. Расширение словарного запаса - объяснение значения предложенных слов. | Закройте газа и представьте самую обаятельную, нежную, красивую, гордую из всех птиц, это - главный герой карнавала. СУШАНИЕ «ЛЕБЕДЬ» - Какую птицу вы представили? (показываю видео) - Молодцы, ребята! Это лебедь. (картинка на доску) - На доске слова, выберите те, которые характеризуют произведение «Лебедь». - Музыка «Лебедя» очень нежная, спокойная, - рисует образ красивой, гордой птицы. - Отгадайте загадку. Не хожу, и не летаю, а попробуй, догони! Я бываю золотая, ну-ка в сказку загляни! (рыбки) - Предлагаю вам прослушать отрывок из произведения «Аквариум». СУШАНИЕ «АКВАРИУМ» -Какая по характеру музыка? Подберите слова на доске. - музыка «Аквариума» загадочная и таинственная, - Что она рисует? Ответы детей- рисует подводное царство, где живут золотые рыбки. Рыбки медленно плавают в таинственных водорослях | Под руководством учителя выполняют составленный алгоритм действий. Отвечают на вопросы учителя. Фиксируют новое знание в речи Слушание муз. произведения, ответы по алгоритму после прослушивания | Умение правильно слушать музыкальное произведение, делать выводы | Познавательные: уметь добывать новые знания. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь работать по коллективному плану. Личностные: В движениях отражается восприятие каждым учеником музыки |
5. групповая творческая работа с самопроверкой Цели: - организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечить самопроверку по эталону, самооценку; -организовать выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. | Организовывает выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -обеспечивает самооценку; -организовывает выявление места и причину затруднений, работу над ошибками. Вывод: Так может музыка рисовать? Как композитору это удалось? Какими красками вы бы передали свое настроение (после выполнения задания поместить все на доске) | Самостоятельная работа Каждой группе предлагаю создать проект нашего урока из предложенных материалов. Первой группе по части «Лебедь». Второй группе по части «Аквариум». Третьей группе «Слон». | Выполняют задание самостоятельно. Называют с помощью учителя места своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Обсуждение. На доске учащимися создаётся картина настроения. | Подытоживаем увиденную картину. | Регулятивные: уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки. Познавательные: использовать знаково-символические средства. Личностные: В движениях отражается восприятие каждым учеником музыки и в красках. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |
6. Рефлексия учебной деятельности- 3-5 минуты Цель: -зафиксировать новое содержание урока; -организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Организует фиксирование нового содержания урока; рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | По проекту детей первой группы подводим итог: познакомились с сюитой «Карнавал животных К. Сен-Санса, произведениями «Слон», «Лебедь», «Аквариум». - Может ли музыка рисовать? С помощью чего она рисует? (нашего воображения). | Отвечают на вопросы учителя. | Уметь удерживать цель и сделать вывод о проделанной работе. Уметь работать с материалом для оценивания | Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий. Личностные: уметь осуществлять самооценку. |
|