Андреева Ирина Анатольевна – учитель высшей категории




Андреева Ирина Анатольевна – учитель высшей категории

«ГБОУ Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Порхов

Технологическая карта занятия

Предмет ЛОГОПЕДИЯ
Класс 1 класс
УМК Коррекционная работа с детьми с ЗПР по профилактики и коррекции дисграфии
Тема занятия «Дифференциация И-У» (В гостях у Лисы и Журавля)
Целевая установка Коррекционно-образовательные задачи: ü наблюдать за образованием гласных звуков, правильно произносить гласные звуки; ü учить различать графическое изображение строчных гласных букв по их элементам; ü наблюдать за смыслоразличительной ролью гласных звуков (букв); ü работа над ударением; ü формировать дисграфическую зоркость; ü ввести в активный словарь новые слова: лик, мушка, шпулька и т.д.; ü развивать связную речь. Коррекционно-развивающие задачи: ü развивать взаимодействие всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического; ü формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности; Достижение личностных результатов: ü формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности; ü воспитывать доброжелательность, терпимость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других;
Оборудование ü Презентация к занятию PowerPoint. ü Зеркала, магнитная доска, буквы из ниток на картоне, карточки и-у. ü Старшеклассники в костюмах лисы и журавля. ü Стихи, фразеологизмы по теме занятия. ü Екатерина Железнова «Весёлая логоритмика». Детская музыка -2006. ü Слайды русской народной сказки «Лиса и журавль», автор Биневская Т.Н.

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент. Актуализация знаний по теме: «Гласные звуки и буквы».   Презентация по теме урока.

Слайд 1.

  -В некотором царстве, в некотором государстве жили-были гласные звуки, но никто никогда их не видел. Государство было совсем крохотное, так как звуков было мало: Воздух свободно идёт через рот Нет препятствий разных Голос участвует, голос поёт, Звук получается… -Сядет тот, кто назовет гласные звуки и покажет их артикуляцию. - Распознайте звуки по беззвучной артикуляции? - Начиная работу, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки. - Внимание, внимание! Ещё одно напоминание! Если вы будете стараться правильно произносить все звуки речи, над которыми мы с вами работали весь год, то сказка обязательно здесь появится.       -По-очереди отвечают, глядя в зеркала.     Озвучивают признаки гласных звуков.   Делают вывод: -произносятся при помощи голоса -не встречают преграды во рту -поются -образуют слог Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить.   Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.   Регулятивные УУД Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них, контролируя правильное произношение поставленных звуков.   Коммуникативные УУД Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников.
Дисграфическая минутка.

Слайды 2,3,4,5.

 

Показ звуковичка и буковичка после вывода.

 

 

 

-Мы учились обозначать гласные звуки буквами.   - Рассмотрите элементы букв на магнитной доске и послушайте стихи.     - Сколько элементов используется при написании каждой буквы? - Какие элементы одинаковые? - Чем отличаются рукописные буквы? - Обведите букву пальчиком с закрытыми глазами и назовите её.   -Звуки мы произносим и слышим. -Буквы мы видим, пишем. Петельки и крючочки, закорючки, точки. Бегали толпою и поодиночке, Ссорились, мирились, прыгали без дела Наконец без дела жить им надоело. Эй, крючки, петельки Собирайтесь вместе, Становитесь в строчки И шагайте слаженно По листу бумажному!   Собирают буквы на магнитной доске. «Пишут» на парте, в воздухе, обводят буквы из ниток, наклеенные на картоне с закрытыми глазами. Анализируют и дают характеристику: - рукописнаястрочная буква –и- состоит из двух элементов: 2 крючочка! - рукописнаястрочная буква –у- состоит из двух элементов: 1 крючочек и петелька вниз! Рукой пишу букву на строке. Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала.     Регулятивные УУД Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности.
Развитие и обогащение словаря Дифференциация право-лево. Слайд 6   - Сейчас прозвучат загадки, внимательно слушайте, но ротики на замок! - Поднимите правую или левую руку соответственно 1-ой букве, которую вы написали бы в слове-отгадке. 1.Распускает хвост павлином, Ходит важным господином, По земле ногами - стук, Как зовут его … 2.Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везёт, Очень медленно ползёт. 3.Весь мир обшивает, Что сошьет не надевает. 4. Похож он сильно на гадюку, Но взять такого можно в руку. Ведь он совсем не ядовит И у него не грозный вид. Лягушек ловит возле луж Змеючка маленькая…   -Поднимают карточку правой или левой рукой.   -Записывают слова в два столбика и проверяют (взаимопроверка).     Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Развитие и обогащение словаря Проведение наблюдений над образованием, звучанием и написанием слов. Слайды 7,8,9.   - Соберите слово из звуков: первый [л,] - второй [и] – третий [к] - Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов. -Произнесите только гласный звук в слове. - Свободно ли проходит воздух при произнесении данного звуков? Встречает преграды струя воздуха? - При произнесении гласного звука струя воздуха свободно проходит, не встречает преграду во рту. Это один из главных признаков гласных звуков. - Запишите слова лик-лук. Далее отрабатываются следующие пары слов: - Сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот» с закрытыми глазами. Отвечать будет тот, кому я положу руку на правое плечо!   -Посмотрите внимательно на слайд, что появилось? Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов.   Произносят гласные звуки в словах.   Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения. Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков. Учащиеся объясняют лексическое значение слов и делают вывод о том, для чего они нужны.   Самостоятельно записывают слова-названия. Самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране.   - Ударение. Познавательные УУД Учатся правильно произносить слова, учатся их различать. Наблюдать за произнесением слов.   Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за словами, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно.
Работа над ударением. Слайд 10 - Ударение - это выделение в слове одного из слогов.   -Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другой, называется ударным. Другие слоги называются безударными. -Отгадайте загадки: Носят чай и воду Хозяину в угоду; При нём живут, Пока не упадут. Эти формы у клубков, У планет и колобков, Если сжать их всех на и То получатся … кружки - Ударный слог, ударный слог Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток, отметь его ударом. И молоток стучит, стучит. И чётко речь моя звучит. -Проговаривают слова, выделяя голосом ударный слог. -Делают вывод: Ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударный! - Составляют предложения: На столе стояли кружки. Кружки висели на ниточках. Познавательные УУД Учатся воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Делают вывод о смыслоразличительной роли ударения.
Сюрпризный момент. Физкультминутка. Слайды 11,12,13 Демонстрация мультслайдов.   -Отгадайте загадки: Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок темно- красный, Бродит по болотам разным, Ловит в них лягушек, Зеленых попрыгушек. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее… - Почему к нам пришли Лиса и Журавль? - Какую 2-ую букву нужно писать?   - Отгадывают загадки     Входят Лиса и Журавль.     Беседуют с детьми: над чем сегодня работают, хвалят их за хорошую учёбу и предлагают посмотреть мультфильм.   Далее проводят с учащимися физкультминутку.   Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с новыми персонажами урока.  
Развитие речи. Работа над осмыслением содержания фразеологизмов. Слайды 14,15     - Лиса и журавль просят вспомнить слова из сказки: Не солоно хлебавши! Как аукнулось так и откликнулось!   -Объясняют выражения, демонстрируя толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова и словарь фразеологизмов.   - Устойчивые выражения или фразеологизмы люди употребляют в своей речи, чтобы речь была более выразительной.       - Дети читают определения. -Лиса читает строки: У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем по лесу Весело играем, В школу к вам, ребята, Дружно мы шагаем.   -Делают вывод о пользе словарей и о дружбе.   Коммуникативные УУД Приводят примеры из личного опыта о том, как важно уметь дружить и почему соль ценилась на вес золота.
Шифровка. Развитие внимания, памяти, мышления. Слайды 16,17,18   -Лиса и Журавль предлагают расшифровать слова, отгадать загадки: 1. Под дождем они гуляют, Щипать травку обожают, «Кря» кричат, всё это шутки, Ну конечно это -… 2. Красные лапки, щиплют за пятки, Беги без оглядки. 3. Квохчут, хлопочут, детей созывают, Всех под крылья собирают. 4. В лесу на ветках сидят, Одно "ку-ку" они твердят, Года всем считают, птенцов своих теряют. -Игра: «4-ый лишний».   - Учащиеся выполняют задание с помощью персонажей и логопеда.   - Объясняют итог игры «4-ый лишний».   Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу.
Рефлексия. Итог занятия. Слайды 19,20(удалён)     - Ребята, какие буквы мы учились различать на занятии? - Чем они отличаются? - Назовите пары слов с чередующимися и-у. - Чему вас научили Лиса и Журавль? -Вы хотите исполнить песню «Настоящий друг»? Лиса и Журавль дарят детям слайды фото в рамочках-сердечках и раскраски.     -Поднимают руку, отвечают на вопросы, поют песню и получают раскраски.   Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения речевого материала, изученного на занятии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: