Андреева Ирина Анатольевна – учитель высшей категории
«ГБОУ Порховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» г. Порхов
Технологическая карта занятия
Предмет | ЛОГОПЕДИЯ |
Класс | 1 класс |
УМК | Коррекционная работа с детьми с ЗПР по профилактики и коррекции дисграфии |
Тема занятия | «Дифференциация И-У» (В гостях у Лисы и Журавля) |
Целевая установка | Коррекционно-образовательные задачи: ü наблюдать за образованием гласных звуков, правильно произносить гласные звуки; ü учить различать графическое изображение строчных гласных букв по их элементам; ü наблюдать за смыслоразличительной ролью гласных звуков (букв); ü работа над ударением; ü формировать дисграфическую зоркость; ü ввести в активный словарь новые слова: лик, мушка, шпулька и т.д.; ü развивать связную речь. Коррекционно-развивающие задачи: ü развивать взаимодействие всех анализаторов: зрительного, слухового, кинестетического; ü формировать умение проверять себя и оценивать результаты учебной деятельности; Достижение личностных результатов: ü формировать навыки самоконтроля и самооценки речевой и учебно-практической деятельности; ü воспитывать доброжелательность, терпимость, чувство взаимопомощи, уважение к мнению других; |
Оборудование | ü Презентация к занятию PowerPoint. ü Зеркала, магнитная доска, буквы из ниток на картоне, карточки и-у. ü Старшеклассники в костюмах лисы и журавля. ü Стихи, фразеологизмы по теме занятия. ü Екатерина Железнова «Весёлая логоритмика». Детская музыка -2006. ü Слайды русской народной сказки «Лиса и журавль», автор Биневская Т.Н. |
|
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме:
«Гласные звуки и буквы».
Презентация по теме урока.
Слайд 1. | -В некотором царстве, в некотором государстве жили-были гласные звуки, но никто никогда их не видел. Государство было совсем крохотное, так как звуков было мало: Воздух свободно идёт через рот Нет препятствий разных Голос участвует, голос поёт, Звук получается… -Сядет тот, кто назовет гласные звуки и покажет их артикуляцию. - Распознайте звуки по беззвучной артикуляции? - Начиная работу, мы выделили признаки, по которым различаем гласные звуки. Вспомните данные признаки. - Внимание, внимание! Ещё одно напоминание! Если вы будете стараться правильно произносить все звуки речи, над которыми мы с вами работали весь год, то сказка обязательно здесь появится. | -По-очереди отвечают, глядя в зеркала. Озвучивают признаки гласных звуков. Делают вывод: -произносятся при помощи голоса -не встречают преграды во рту -поются -образуют слог Звук не можем мы увидеть И не можем в руки взять. Озорного невидимку Можем ухом различать. А ещё – произносить, Но не трогать и носить. | Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала. Регулятивные УУД Учатся слушать поставленные вопросы и отвечать на них, контролируя правильное произношение поставленных звуков. Коммуникативные УУД Учатся строить ответы на вопросы, слушать собеседников. | ||
Дисграфическая минутка.
Слайды 2,3,4,5.
Показ звуковичка и буковичка после вывода.
| -Мы учились обозначать гласные звуки буквами. - Рассмотрите элементы букв на магнитной доске и послушайте стихи. - Сколько элементов используется при написании каждой буквы? - Какие элементы одинаковые? - Чем отличаются рукописные буквы? - Обведите букву пальчиком с закрытыми глазами и назовите её. | -Звуки мы произносим и слышим.
-Буквы мы видим, пишем.
Петельки и крючочки, закорючки, точки.
Бегали толпою и поодиночке,
Ссорились, мирились, прыгали без дела
Наконец без дела жить им надоело.
Эй, крючки, петельки
Собирайтесь вместе,
Становитесь в строчки
И шагайте слаженно
По листу бумажному!
Собирают буквы на магнитной доске.
«Пишут» на парте, в воздухе, обводят буквы из ниток, наклеенные на картоне с закрытыми глазами.
Анализируют и дают характеристику:
![]() | Познавательные УУД Учатся осуществлять актуализацию изученного материала. Регулятивные УУД Учатся осуществлять контроль, проверять и оценивать результаты своей деятельности. | ||
Развитие и обогащение словаря
Дифференциация право-лево.
Слайд 6
| - Сейчас прозвучат загадки, внимательно слушайте, но ротики на замок! - Поднимите правую или левую руку соответственно 1-ой букве, которую вы написали бы в слове-отгадке. 1.Распускает хвост павлином, Ходит важным господином, По земле ногами - стук, Как зовут его … 2.Две антенны на макушке, А сама сидит в избушке, На себе её везёт, Очень медленно ползёт. 3.Весь мир обшивает, Что сошьет не надевает. 4. Похож он сильно на гадюку, Но взять такого можно в руку. Ведь он совсем не ядовит И у него не грозный вид. Лягушек ловит возле луж Змеючка маленькая… | -Поднимают карточку правой или левой рукой. -Записывают слова в два столбика и проверяют (взаимопроверка). | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Развитие и обогащение словаря
Проведение наблюдений над образованием, звучанием и написанием слов.
Слайды 7,8,9.
| - Соберите слово из звуков: первый [л,] - второй [и] – третий [к] - Рассмотрите картинку. Произнесите слова-названия изображённых предметов. -Произнесите только гласный звук в слове. - Свободно ли проходит воздух при произнесении данного звуков? Встречает преграды струя воздуха? - При произнесении гласного звука струя воздуха свободно проходит, не встречает преграду во рту. Это один из главных признаков гласных звуков. - Запишите слова лик-лук. Далее отрабатываются следующие пары слов: - Сейчас сыграем в игру «Скажи наоборот» с закрытыми глазами. Отвечать будет тот, кому я положу руку на правое плечо! -Посмотрите внимательно на слайд, что появилось? | Рассматривают картинку на экране. Произносят слова-названия изображённых предметов. Произносят гласные звуки в словах. Поворачиваются друг к другу, смотрят на положении губ во время произнесения. Наблюдают и делают вывод о произнесении согласных звуков. Учащиеся объясняют лексическое значение слов и делают вывод о том, для чего они нужны. Самостоятельно записывают слова-названия. Самостоятельно проверяют правописание: сверяют с образцом на экране. - Ударение. | Познавательные УУД Учатся правильно произносить слова, учатся их различать. Наблюдать за произнесением слов. Регулятивные УУД Учатся принимать учебную задачу и следовать ей в познавательной деятельности. Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с учителем во время работы по наблюдению за словами, формулировать несложные выводы, излагая свою мысль грамотно. | ||
Работа над ударением.
Слайд 10
| - Ударение - это выделение в слове одного из слогов. -Слог, который произносится в слове с большей силой голоса, чем другой, называется ударным. Другие слоги называются безударными. -Отгадайте загадки: Носят чай и воду Хозяину в угоду; При нём живут, Пока не упадут. Эти формы у клубков, У планет и колобков, Если сжать их всех на и То получатся … кружки | - Ударный слог, ударный слог Он назван так недаром. Эй, невидимка – молоток, отметь его ударом. И молоток стучит, стучит. И чётко речь моя звучит. -Проговаривают слова, выделяя голосом ударный слог. -Делают вывод: Ударный гласный произносится более громко и длительно, чем безударный! - Составляют предложения: На столе стояли кружки. Кружки висели на ниточках. | Познавательные УУД Учатся воспринимать слово как объект изучения, материал для анализа. Выделять ударный слог при произнесении слова (большей силой голоса, протяжным произношением). Делают вывод о смыслоразличительной роли ударения. | ||
Сюрпризный момент.
Физкультминутка.
Слайды 11,12,13
| -Отгадайте загадки: Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок темно- красный, Бродит по болотам разным, Ловит в них лягушек, Зеленых попрыгушек. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее… - Почему к нам пришли Лиса и Журавль? - Какую 2-ую букву нужно писать? | - Отгадывают загадки Входят Лиса и Журавль. Беседуют с детьми: над чем сегодня работают, хвалят их за хорошую учёбу и предлагают посмотреть мультфильм. Далее проводят с учащимися физкультминутку. | Коммуникативные УУД Учатся взаимодействовать с новыми персонажами урока. | ||
Развитие речи.
Работа над осмыслением содержания фразеологизмов.
Слайды 14,15
| - Лиса и журавль просят вспомнить слова из сказки: Не солоно хлебавши! Как аукнулось так и откликнулось! -Объясняют выражения, демонстрируя толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова и словарь фразеологизмов. - Устойчивые выражения или фразеологизмы люди употребляют в своей речи, чтобы речь была более выразительной. | - Дети читают определения. -Лиса читает строки: У меня теперь есть Друг, Преданный и верный. Без него я как без рук, Если откровенно. Мы гуляем по лесу Весело играем, В школу к вам, ребята, Дружно мы шагаем. -Делают вывод о пользе словарей и о дружбе. | Коммуникативные УУД Приводят примеры из личного опыта о том, как важно уметь дружить и почему соль ценилась на вес золота. | ||
Шифровка.
Развитие внимания, памяти, мышления.
Слайды 16,17,18
| -Лиса и Журавль предлагают расшифровать слова, отгадать загадки: 1. Под дождем они гуляют, Щипать травку обожают, «Кря» кричат, всё это шутки, Ну конечно это -… 2. Красные лапки, щиплют за пятки, Беги без оглядки. 3. Квохчут, хлопочут, детей созывают, Всех под крылья собирают. 4. В лесу на ветках сидят, Одно "ку-ку" они твердят, Года всем считают, птенцов своих теряют. -Игра: «4-ый лишний». | - Учащиеся выполняют задание с помощью персонажей и логопеда. - Объясняют итог игры «4-ый лишний». | Регулятивные УУД Учатся принимать и сохранять учебную задачу. | ||
Рефлексия.
Итог занятия.
Слайды 19,20(удалён)
| - Ребята, какие буквы мы учились различать на занятии? - Чем они отличаются? - Назовите пары слов с чередующимися и-у. - Чему вас научили Лиса и Журавль? -Вы хотите исполнить песню «Настоящий друг»? Лиса и Журавль дарят детям слайды фото в рамочках-сердечках и раскраски. | -Поднимают руку, отвечают на вопросы, поют песню и получают раскраски. | Регулятивные УУД Учатся самостоятельно адекватно оценивать степень усвоения речевого материала, изученного на занятии. |
|