Рюрик из племени рарогов,




прозываемый Варяжским, а затем Новгородским.

Князь, управлявший Новгородом.

Годы жизни: называют 806—879 г.г.

Годы правления в Новгороде: 864—879 г.г.

Рюрик был сыном бодричского князя Годлава (Годослава,убит в 808 г.)
и Умилы, дочери новгородского князя и старейшины новгородского Вече —Гостомысла.

О смерти же Рюрика в Летописи сообщается под 6387 годом (879).

 

 

Некоторые авторы[i][1] выводят его год рождения позже — 806 г., я думаю, что это невероятно. См. сноску 1 в конце текста статьи (переход двойным щелчком по по надстрочной «единице» при слове «авторы» в начале абзаца).

Предполагается происхождение его имени:

— от древне-исландского Hroerikr (Hroðrekr), буквально «славный могуществом».

— Рюрик — родовое славянское имя, означающее «сокол», который у славян также назывался рарогом, также называемый в летописях Рорик, Рерик, Юрик. [ii] [2]

О происхождении Рюрика существует много версий, основными из которых являются норманнская и западно-славянская.

Такая странная разноголосица об историческом лице, возможно, и не удивляла бы, если бы речь не шла о человеке, который встал во главе династического рода и внес в существовавшее государство славян нововведения, изменившие принцип управления государством, выросшего в современную Россию. Сейчас, в 2011 году, когда есть возможность по крупице собрать материалы об этой личности и докопаться до более или менее цельной истории о нём, эта разноголосица выглядит еще более странной. И читая авторов, опровергающих друг друга на базе одних и тех же сведений, невольно думаешь, что истина, если она будет найдена и согласована с подавляющим большинством исследователей, сильно помешает кое-кому «от науки» и кое-кому «от политики», поэтому поиском этой истины специалисты «от истории» не занимаются с энтузиазмом. Тексты же славянских летописей, при желании, можно почитать на сайтах Интернета[iii][3]

Во-первых, упорно реанимируется мнение, что никакой цивилизации славян до 8—9 в. н. э. не было. Написано масса подобных «исторических трудов», на этих трудах почивает масса зарубежных и наших российских «авторитетов», отстаивающих своё авторитетство. Поговаривают о влиянии системы зарубежных подачек-кормушек, так называемых грантов, которые также стимулируют сохранение идеи вышеупомянутых «исторических трудов»; кто против — от «кормушки» подальше.

Если речь идет об истории германских племен и, в частности, франков, кельтов, бриттов, то любые исторические анналы воспринимаются без сомнения в их правдивости, все мифы, сказания — с почтением, а как же «...это дошло до сего времени из глубины веков...». Но как только речь заходит об истории славян и, конкретно, о Руси, то любые письменные источники объявляются фальсификацией и сочинениями в угоду..., а мифы, сказания славян достойны только усмешки — не было ж ничего! Те же «Бертинские летописи»: до смешного — всё заслуживает внимания, кроме упоминаний о Рюрике. А как же: там назван какой-то Ютландский то ли Рюрик, то ли Рерик, то ли Рорик! Вполне достаточно, чтобы не поверить в существование Рюрика — сына ободритского князя Годлава (Годослава). Правда, следует признать, что Ютландия в тех же местах, что и ободритский конгломерат племен, уже поэтому история Рёрика и Рюрика так перемешана толкователями летописей и анналов, что разобраться непросто. Но есть разделяющие моменты: у Рёрика Ютландского был старший брат Харальд, а у Рюрика Варяжского было два брата и оба младше его. Не сходятся даты смерти: 873 г. — у Рёрика, и 879 г. — у Рюрика. Харальд родился в 856 г. и был старше Рёрика. А Рюрик родился в 806 году (т. е. был бы на 50 лет старше своего «старшего брата»). Есть и другие подробности.

Поэтому, если все же все письменные источники сопоставить, проанализировать, приложить факты из археологии, исследований генетической генеалогии и вдумчиво, вдумчиво, без предвзятости, но и без махрового скепсиса...?!

Начнем с того: а было ли государство славян, или Рюрик из «стада баранов» сделал крепкое княжество, выросшее в государство?

Хотя история руссов по некоторым источникам началась много раньше, до Р. Х. как минимум за 4—5 тысяч лет, но для начала помяну о временах в 3 веке до н. э., о «дарственной» Александра Македонского славянским вождям, в которой он, называя их милыми себе перечисляет: «...храбрственному Великосану, мудрому Асану, счастному Авехасану вечне поздравляю, яко самех вас лицем к лицу любезне целую, сердечно приемлю яко други по сердцу моему...». Он, с присущем ему нахальством, «закрепляет» право владения славянами их земель от моря Варяжского (Балтийского) до моря Хвалимского (Каспийского). Тут придется признать одно из двух: или Македонский по глупости уровнял себя с дикими племенами, или он не желал получить хорошую взбучку от хорошо организованного народа и решил заполучить их в союзники. Последнее более вероятно. «Грамота Александра Македонского Славянам» впервые упоминается чешским историком Вацлавом Гайком в «Чешской Хронике» (чешской летописи), описывающей события 1348 года и находившейся в Брненском архиве. В 1516 году чешский историк Иосиф Первольф из Варшавского университета находит копию этой грамоты на латинском языке. В 1551 году этот документ печатается на польском языке, в 1596 году — на немецком языке, в 1601 — на итальянском. Документ становится широко известен в Европе. Обратившись ко времени Александра Македонского, довольно большое число исследователей пришло к убеждению, что документ подлинный. Появление его полностью укладывается в требования той далёкой эпохи. В Грамоте упоминается двенадцатый год царствования Александра. Эта дата падает на 324 год до н. э. (предпоследний год его жизни).

Далее помяну о том, что в 470 г. н. э. при Нелионе славянский князь Одоакар пришёл с Дуная и завоевал Рим, все сокровища города раздал воинам и 14 лет правил в нём. 3атем он был разбит готами, отошёл до Ровени и там был убит готами. Его воины осели между Вислой и Одером на землях западных славян. Они говорили по-словенски, имели русые волосы и белые лица.

680 год: Прошел VI Вселенский Константинопольский собор, на котором заседали и подписали этот собор СЛАВЯНСКИЕ епископы. Очень сомневаюсь, чтобы на заседания подобного уровня, да ещё с правом голоса и подписи, могли появиться ЕПИСКОПЫот несуществующих славян.

839 год: В Британской летописи под 839 годом помещён рассказ о том, что весною этого года в Ингельгейм прибыли РУССКИЕ ПОСЛЫиз государства, расположенного на Днепре. До посещения Ингельгейма эти русские послы побывали также в Византии. Если государство не существует или не признано, то его послы не разъезжают по государствам.

Недавно переведена и издана старинная книга Мауро Орбини «Книга историография початия имени, славы и разширения народа славянского.» Она фигурирует и под другим названием — «Славянское царство». Автору трудно приписать какое-то излишнее почтение славянам, просто он пытается быть объективным и, перелопатив громадное количество исторических материалов, которые были доступны ему — крупному деятелю церкви в Италии — он изложил свои выводы. И выводы эти подтверждают, что славянские племена ИЗДАВНА имели очень высокую организацию, владели огромной территорией и никто из них не нуждался в правителях «со стороны».

Пройдитесь по полям Интернета на тему о Древней Руси, и Вы легко обнаружите массу материалов о Западной, Северной (Ильменьской) и Восточной (Антской) Руси, которые достаточно активно общались между собой, даже приходили порой на помощь друг другу, иногда воевали друг с другом. Но факты говорят о том, что:

— в древней Руси ремёсла достигли высокого развития. Византийцы отмечают, что Русь в ремёслах занимала одно из первых мест. Кольчуга на Руси появилась на 200 лет раньше, чем в Европе. Оружие Олега и Святослава было русское: шлем, броня, лук, копьё, стрелы, лишь мечь был общеевропейского образца.

— в культурном отношении Русь намного опережала норманнов. На Руси деньги повторно начали печатать при Владимире Святом, а в Швеции лишь во второй половине XI в. До Владимира на Руси ходили арабские дирхемы.

— Богатство Руси и обилие городов было известно во всех соседних странах. Недаром скандинавские саги называли Русь «Гардарик», т. е. «государство» или «страна городов».

— Русское Право в письменном Своде появилось в 1016 г., но само Право было сформировано гораздо раньше, что видно из договоров с Грецией в первой половине X в. Скандинавское право появилось лишь в 1103 г. В нашем Праве не было смертной казни, она появилась позднее и заимствовано у германцев через Псков и Новгород. Скандинавы же много взяли из нашей «Правды».

— Восточные славяне пользовались письменностью задолго до прихода варягов (надпись на сосуде из села Алеканово, берестяные грамоты Новгорода и Смоленска и т. д.). В найденных берестяных грамотах Новгорода и Смоленска отражены самые обыкновенные, житейские просьбы, например, муж просит жену прислать рубаху. А на Западе в это время даже короли не умели расписываться.

— В Новгороде найден водопровод конца XI века и канализация, которых в Европе ещё не знали.

— Когда Европа утопала в грязи, в Новгороде уже ходили по деревянным мостовым. В XI веке деревом мостили уже все улицы, а также дворы внутри усадеб. Однообразие исполнения мостовых позволяет утверждать, что они делались за государственный счет по единым размерам. Мостовые подновлялись каждые 20 лет за счет укладки нового слоя поверх старого. По обеим сторонам делались ограждения — парапеты из трех рядов бревен высотой 40 сантиметров, а также водосточные сооружения. В Париже мостовые появились лишь в XII веке, а в Лондоне — в XV.

— к примеру, в Швеции насчитывалось всего 7 городов (сведения Монтелиуса Оскара (1843—1921 гг.) шведского археолога, автора хронологической системы, разделившей доисторическую эпоху Европы на несколько периодов).

— Баварский географ IX в., современник Олега Вещего, сообщает, что уличи-лютичи, жившие в Причерноморье, имели в то время 318 городов, а бужане — 231 город, у волынян было 70 городов, а у северян — 325.

Многие из этих городов исчезли с лица земли. Наши летописи насчитывают более 300 городов, где происходили те или иные события. Но сколько городов не попало в летописи?

Существует множество источников, которые указывают, что на Западе существовало славянское объединение племен до 1168 г. (правда, с какого времени — установить труднее, но уходит во времена до Р. Х.); затем они были окончательно покорены германцами и исчезли с лица земли, а восточная Русь и Южная продолжали развиваться.

Интересны сведения арабского географа и путешественника Ибн Хаукаля Абдул-Касим-Мухамед) X века, родом из Багдада. Он путешествовал более 30 лет по разным странам. В своей «Книге путей и стран» («Китаб ал-масалик ва-л-мамалик»), Ибн Хаукаль говорит, в частности, о трех центрах Руси: «…И русов три группы. Одна группа, ближайшая к Булгару, царь их в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая главная из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в горде Салау. (Третья) группа их, называемая ал-Арсанийа, и царь их сидит в Арсе, городе их».

В этом отрывке любопытно то, что арабский географ не отрицает существования трех дислокаций славянских племен, причем у двух этих дислокаций он отметил наличие царей, а у Славии новгородской он царя не помянул, да их и не было: у новгородцев были воеводы и князья.

Арабский историк аль Балхи в середине X в. вторит или цитирует географа Ибн Хаукаля: «Есть три племени русов. Одно ближе к болгарам, царь их живет в Куяба (Киеве). Второе племя называется славия — новгородское и третье — Артания, а царь его живет в Арте»...

То есть говорить о какой-то «дремучести» и «неспособности» славян, по сравнению с западными странами: франков, готов, скандинавов и других — будет крайне некорректно по отношению к славянам.

Сами немцы опровергали норманистские выдумки. Мекленбургский юрист Иоганн Фридрих фон Хемниц приводил легенду, согласно которой Рюрик с братьями были сыновьями князя Годлава (Годлиба, Годелайба), погибшего в 808 г. в битве с данами. [ Chemnitz J. Fr. Genealogia rerum, dominorum et ducum Megapolensium. — 1629.]

Фридрих Виггер называл его князем варягов. [ Wigger F. Mecklenburgische Annalen bis zum Jahre 1066. — Schwerin, 1860. — S. 105—106.]

Варягов призвали лишь северные племена — словени Новгородцы, (как основной инициатор призвания). Послали к варягам-словенам, к руси, как добавил последующий летописец. Словенский и русский языки — одно и то же. Пришельцы не могли быть германцами. Не могли же они славянский язык назвать своим. Варяги пришли с юго-западного угла Балтики, а там в IX в. жили славяне, от Эльбы до Одера. Их города: Венета, Волин (Юлин), Любеч (Любек), Розток (Росток), Рюрик (Рерик).

Теперь любопытно, а что за славяне эти новгородцы, которые «призвали князя Рюрика», и что их заставило это сделать, и правда ли, что у них не было своих князей?

В этой связи привлекает внимание летописная (ПВЛ)[iv][4] фраза: «Новугородьци, та суть людье ноугородьци от рода варяжьска, преже бо беша словени». Так читаем в Повести временных лет. В Новгородской Первой летописи текст не дословно, но по смыслу дублируется: «И суть новгородьстии людие до днешняго дни от рода варяжьска». То есть сами новгородцы пришли от варяжских племен на землю р. Ладоги и озера Ильменя.

Сохранилась информация из летописи, называемой Иоакимовой, скопированная В. Н. Татищевым, повествующая о событиях первой половины девятого века, косвенно поясняющих, что толкнуло новгородцев к «призванию варягов». По словам Татищева, «о князех русских старобытных Нестор монах не добре сведом бе... а святитель Иоаким, добре сведомы, написа...» следующее: жили некогда два брата-«первопредка», Словен и Скиф. Словен «иде к полуночи и град великий созда», а Скиф остался «у Понта и Меотиса». Прошли сотни лет, славянами правил князь Вандал, у которого были три сына: Избор, Владимир и Столпосвят. Каждый из них «построил по единому граду» и правил в нем. Владимир «имел жену от варяг Адвинду» и основал династию, правившую словенами много поколений. Через девять поколений после Владимира Древнего правил словенский князь Гостомысл, после смерти которого, и был «призван» Рюрик.

Вот это первая информация, которую относят к фантазийной наших предков, но сравнивая её с историей западных славян вильцев, ободритов, невольно отмечаешь, что Иакимовская летопись вполне точно отражает те времена жизни славян вообще и ильменских словен, в частности. В ходе общего движения арийцев, когда племена действительно продвинулись «к полуночи», а затем в 7 в. часть славян «возвратились» на восток, где, сливаясь с балтами и скифами, образовали русский народ Приильменья. И возвратились эти славяне в район Балтики с земли вандалов, вильцев (вендов, бодричей, рарогов), польско-германских славян, почему предки новгородской династии и считались «сыновьями князя Вандала».

Можно привести и сведения из «Книги Велеса», которую Н. Р. Гусева [v] [5] достаточно убедительно обосновывает как источник, заслуживающий доверия. А книга повествует нам, как часть древних славянских племен, живших в районе Южного Урала (вскрытый в наше время Аркаим и несколько десятков других городов) отделились во главе со Старцем Ильмером и пошли в район Балтики и осели в районе Ладоги, затем оз. Моикса (переименованного ими после в озеро Ильмень). Здесь обосновались, построили ряд городов, один из них Словенск по имени князя Словена. А произошло это в 3099 году от сотворения мира, т. е. 2409 г. до н. э.

И с того времени эти места стали обжитыми для славянских племен вместе с другими, жившими в округе. По крайней мере, когда в начале четвертого века нашей эры на Русколань (на Буса Белояра) напали готы под управлением Германареха, то на помощь им пришли князья северной Руси под предводительством Словена — потомка Словена, основателя Словенска Старого. Это о том, с какого времени славяне на Ладоге.

Теперь о связях Славян южного побережья Балтики с Ладожскими славянами. Примем во внимание такие сведения, что родоначальником основного княжеского (велико-герцогского) рода бодричей (мекленбургская традиция) называет Вышеслава, сына Гензериха — короля Вандалов. Вышеслав считается первым королём Вендов и Ободритов, по подсчётам Иоганна Фридриха Хемница (XVII век) правил 16 лет и умер в 700 г. Был женат на Адолле, принцессе саксонской, от которой дочь Саллинга (вышла за князя лангобардов), сын Аларик — второй король Вендов и Ободритов. Далее по Хемницу правили Альберик, Иоганн, Радагаст, Вышеслав, Оритберт I, Оритберт II и Вицислав. При этом власть переходила от отца к сыну.

Саксон Грамматик в своих «Деяниях данов» упоминает Радбарда — конунга Гардарики (Руси), сюжеты о котором перекликаются со сведениями о королях Оритберте I и Оритберте II. По Хемницу имя «Оритберт» заимствовано у лангобардов (матерью Оритберта I называется дочь короля лангобардов).

Девятый король бодричей (ободритов) ВИЦИСЛАВ упомянут в ряде раннесредневековых источников (Витсан, Витсаб, Витсин), из которых известно и время его смерти — 795 или 798 г. У Вицислава было трое сыновей: Драговид (Дражко), Славомир и Годелайб (Годлав) —впоследствии отец Рюрика от новгородской княжны Умилы. Вот по одной ветви мы и добрались до Рюрика.

Теперь о том, почему Рюрик с братьями отправились с южнобалтийского побережья на Восток? Дело в том (как я уже упоминал выше по тексту), что у вандальских королей со времени «завещания» Гензериха (V век) существовала «очередная» система наследования, по которой власть всегда получал старший представитель правящего рода.

 

 

Приведу выдержку из статьи сайта https://varing.livejournal.com/4334.html:

«...При этом сыновья не успевшего занять королевский трон правителя не получали никаких прав на престол и оставались вне главной «очереди». Годлав был убит раньше своего старшего брата и при жизни так и не стал королём. По этой причине Рюрик с братьями был вынужден отправиться в периферийную Ладогу, где с этого времени началась славная история государства Российского.

Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из «рода Русского», а вовсе не иноземным властителем, как желают представить те, кто всю русскую историю мыслит только под иностранным господством.

Пока рано ставить точку в исследованиях древней русской истории, ссылаясь на то, что узнать о ней что-то большее мы вряд ли сможем. Новые факты и открытия постоянно обогащают историческую науку и наши знания о прошлом.

«...Появляются всё новые доказательства того, что русская история началась не с мифа, придуманного средневековыми политиками и книжниками, а продолжена реальным князем Рюриком, родившемся в королевской династии в русской Прибалтике тысячу двести лет назад...» (источник: Сборник «Традиции и современность». 2006. № 1. – С. 7—19).

Во время правления у франков Карла Великого бодричи воевали на его стороне против лютичей и саксов, а их князь Дражко (Траско, Драговит) признал себя вассалом императора франков. Но народ не поддерживал князя в его начинании и ему приходилось бежать из страны. Усилившиеся в начале IX века датчане в 808 году выступили против Каролингов и их союзников. Готфрид Датский взял штурмом Рерик, пленил и повесил князя Годлава (отца Рюрика), разрушил сам город, а большее число жителей (ремесленников и торговцев) переселил в Хедебю.

Об отце Рюрика (Годлаве, Годелейбе) известно, что матерью его была славянка, дочь Рандвера, отец же его Гальфдан (Хальфдан) вагрско-фризский (вагры — племя балтийских славян). Причем он не имеет никакого отношения к Хальфдану Норвежскому (Черному), сын которого — Харальд затем объединил земли Норвегии, т. е. этот Харальд не мог быть братом Рюрика Новгородского, как некоторые его пытаются отожествлять.

Жена Годлава Умила (во время нападения Готфрида) с двумя детьми, возможно беременная третьим, скорее всего, была отправлена заранее в безопасное место, где смогла выростить детей.

Русь на побережье Балтики только одна — ругии, а они — славяне, согласно самим же германцам. Русь летописная делится на две части: та, что уже была в Новгородских землях и участвовала в призвании той руси заморской, т. е. Рюрика с его «варягами». Русь заморская поклонялась тем же богам, что и словене, говорила на том же языке, что и словене (всех норманнских слов в древнерусском не больше сотни).

В истории славянского народа «вильцы, вельты» тоже можно собрать крупицы информации о будущих новгородцах [vi] [6].

В состав Вильцев (вельтов, велетов, волотов) входило много древнеславянских племен, в том числе и бодричи (ободриты), от которых ведут своё «древо» князя (старейшины, знать) словен приильменских, а не только новгородских. Но в данном случае отметим «древо» новгородских до Гостомысла и далее.

И если конгломерат племен вильцы (велеты), объединявший славян, распался, то бодричский союз фигурирует в VIII—XII вв. Он представлял собой федеративное объединение бодричей, рарогов (ререгов, вагров), полабов, глинян, смолян, варнов, древан. Крупнейший город — Рерик (Рарог?) на побережье Балтийского моря. Другие центры: Старгард, Любице, Велеград, Варнов, Зверин, Илово, Добин (около Висмара).»

Этот отрывок текста сайта и другие статьи говорят о том, что упоминаемый по истории Новгорода, Гостомысл имел родственные корни на земле западных славян, а территория их примыкала к славянам на юговосточном побережии Балтики.

 

Далее, по мнению доктора ист. наук. Е. В. Кузнецова, обращает на себя внимание родство прозвища Рюрик-Рорик, названия племени ререгов, т. е. рарогов, и города Рерика с именем духа огня у западных славян — Рарога. Вероятно, это Сварожич, и просто уменьшительное от «Сварог». Между тем, сокол-рарог, камнем падающий на добычу (толкуемый и как трезубец) — тотемный знак рода Рюриковичей, а до них и Рескупоридов и Спартокидов Приазовья. Рароги известны, из описания современников, как славянское племя обитавшее в 1 тысячелетии н. э. на юге Ютландии на землях будущего Мекленбурга.

Теперь хочется спросить: если на побережьи Балтики существовало огромное государственное объединение славян, ничуть не хуже по устройству других западных стран, и оно до некоторого времени простиралось и включало земли ильменьских словян, которые затем были отделены от них враждующими соседями, то почему этих славян надо считать дикими и неспособными к самостоятельному управлению? Неспособными до такой степени, что они пошли на беспрецендентный шаг в истории народов Европы и сами пригласили «чужаков», чтобы владели ими и управляли. Никто, нигде и никогда так не поступал, за исключением случаев, когда линия наследственных правителей по мужской линии прерывалась. Тогда приглашали из других краёв, но не чужаков, а имеющих право по линии родства. Здесь линия наследственных правителей по мужской линии прервалась на новгородском Гостомысле и возникла ситуация «...земля наша большая, а наряду в ней нет...». Не порядка в ней нет, как трактуют заинтересованные авторы, а «наряда » нет — наследственного князя, который имеет право стать во главе. И не принебрегли Вадимом Храбрым, который тоже был потомком древнего княжеского рода и мог стать претендентом, но в это время Вадим служил у булгарского хана, не имел такого военного опыта и не имел такой дружины опытных воинов, а Рюрик подходил по всем статьям: был опытнейший предводитель, державший в страхе многие европейские страны и намеревавшийся высадиться в Англии. Рюрик наследовал по линии древнего Ютландского рода бодричей, который вырос в «ветвях родов» от Вандала к Гостомыслу. В Ксантентских анналах упомянуто, что в 845 году «королем ободритов» стал некто Рорик, и есть все основания для отождествления его с Рориком, приглашенным новгородцами, потому как Рёрик Ютландский к ругам не имеет никакого отношения, Ютландия севернее. Из разных источников и разных сторон подтверждается, что Рюрик не мифический персонаж, а то, что «его не называют в новгородских летописях в числе новгородских князей», ни о чем не говорит. Он собственно был ободритский князь племени ругов, пригласили —-правил.

Далее ещё один из аргументов из серии «против»: почему первым князем Новгорода назван Олег Вещий — это дело летописцев. В истории западных славян и смежных народов достаточно достоверно называют династию от князей ободритов до управителей Новгорода, вплоть до девятого колена [vii] [7] до Рюрика. Почему летописцы Новгорода первым князем называют Олега Вещего? Может быть, как первого объединителя и новгородской и киевской Руси, а потом и остальных княжеств, которые были повосточнее от Новгорода?

Бернгард Латома и Фредерик Хамница занимались генеалогией Рюрика, Байер, ссылаясь на них, называет отцом Рюрика Годлава, который жил около 840 г. — (год неверен, поскольку в 808 г. отец Рюрика был убит). Да, Годлав был сыном князя Витислава, о котором сохранились ясные исторические указания. В Иоакимовской летописи говорится, что Рюрик не порвал с Западом, а получал дань, когда умер Годлав.

В 1841 г. в Мекленбурге существовала легенда о бывших князьях, умерших на Востоке.

 

Далее попытаемся уточнить, кто же такой Гостомысл, по подсказке которого и состоялось приглашение Рюрика к Ильменьским славянам?

Гостомысл, 839—859 г. г. Известен как справедливый правитель и первый законодатель. Ввел свод законов, так называемый «Наряд». Названный «владыкой славян», к которому обратились закавказские князья в 853 г., — этот титул назван наряду с суверенными государями.

При очередном отражении грабительского набега князь Буривой, возглавлявший оборону, был убит и ильмерцы были обложены данью [viii] [8]. Терпели недолго, восстали. Возглавил их сын Буривоя, Гостомысл. К нему присоединились все племена, пострадавшие от викингов. Совместными усилиями пришельцев побили «и изгнаше за море». В ходе войны сложилась коалиция из словен, руси, кривичей, чуди, веси и мерян. А горький урок скандинавского нашествия многому научил. Никто не желал снова попасть под завоевателей. Поэтому племена, входившие в союз, решили и дальше быть вместе. Каждое из них «свою волость имяху», поддерживало прежние обычаи, у кого финские, у кого славянские. Но во главе федерации поставили общего Великого князя. Им стал Гостомысл.

Сведения об этой личности сохранились в новгородских, северных летописях, в западных источниках. Под его властью собралась внушительная держава, она охватывала нынешние Ленинградскую, Новгородскую, Псковскую, Тверскую, Ярославскую, Московскую, Владимирскую, Смоленскую области, часть Карелии. И Гостомысл, чтобы подчеркнуть свой ранг, показать разницу с племенными князьями, принял тюркский титул «каган». Впрочем, удивляться этому не стоит. Его титул в ту эпоху был хорошо известен славянам по другим великим державам — Тюркскому, Аварскому, Хазарскому каганатам. Знали его и в Западной Европе, Византии. В переводе «каган» означает «великий». Так называли не просто государя, а правителя над несколькими народами, объединенными в одно государство. Это как раз соответствовало положению Гостомысла.

Возникшая федерация была уже не по зубам викингам.

Когда Гостомысл умер, новгородцы еще рядили, судили. Примеряли кандидатуру Вадима Храброго, находившегося на службе у булгарского хана, даже позволили ему чуть покняжить. Вадим Храбрый (859—862), представитель старой Словенской династии, существовавшей в Словенске до Витислава, потомок Избора, брата Столпосвета. Занял престол после смерти Гостомысла, но не был поддержан новгородским Вече, которое два с половиной года спустя призвало на княжение внука Гостомысла Рюрика. Главной претензией Вече к Вадиму было нарушение им «Наряда», установленного Гостомыслом.

А про Рюрика на Ладоге бесспорно знали, потому что Рюрик был удачливым и довольно талантливым предводителем разношерстного войска, состоявшего из западных словен и наёмников норманнских, но после смерти Людовика I потерял права на Фрисландию. С этого момента Рюрик со своей дружиной и другими норманнскими племенами стали совершать набеги на многие европейские государства. Его полководческий талант сделал его некоронованным королем норманнов [ix] [9]. В течение семи последующих лет имя Рюрика становится широкоизвестным. Слава ходила за Рюриком по пятам. В 854 году Рюрик основательно бьёт своих давних врагов — датчан, проходит с грабежами по скандинавским городам, подвластных датскому королю. Он захватывает земли в верховьях Рейна и Фридланд, тем самым возвращая себе отцовское наследство. В летописях упоминается, что за этот военный поход он получает прозвище Ютландский. Однако следует отнестись к этой информации с осторожностью: о Новгородском ли идет речь или о Рёрике Норвежском, который воевал эти земли, но родился на 50 лет позже Рюрика Новгородского?

В набегах на Балтике Рюрик накопил богатую добычу и на эти средства он мог навербовать новое войско наёмников. Однако Рюрик понимал, что оставаясь в этих краях он будет вынужден воевать не переставая.

И то, что он из родственных новгородцам ободритов, и то, что он был приглашен — не столь уж невероятный случай. Вопрос в том, что заставило новгородцев (или значительную частьовгородцев) прибегнуть к «призванию»князя Рюрика, и почему Рюрик согласился принять приглашение?

Дело в том, что новгородские земли стали чаще грабить. Их пытались грабить и раньше, причем несколько раз, то безуспешно, то с некоторым успехом. Но в последние перед «призванием» Рюрика годы попытки были почти ежегодными. Северная Русь богатела, формировались торговые пути из стран Средней и Малой Азий, да и с юга Византия, Хазария тоже тащились по водному пути «из варяг в греки». В самом ладожском племенном объединении начали проявляться тенденции отделения от Новгорода (Ладога, Псков, и другие города). Это следовало немедленно пресечь и требовалась «волевая рука», а такая рука была в варяжском краю — Рюрик, родственник Гостомысла.

Гостомысл решил передать власть своему внуку Рюрику, который был сыном его дочери Умилы. Кроме того, его отец правил по соседству в Бьярмии и жил с Гостомыслом в мире. Приход Рюрика к власти в Новгороде позволял объединить Новгородские, Ладожские, Олонецкие, Поморские и Бьярмские земли в единое государство. Новгород при этом становился стольным градом всех пяти земель. Поэтому, после некоторых размышлений, старейшины Новгорода решили, что Гостомысл посоветовал очень разумно.

К мнению Гостомысла не могли не прислушаться — уважаемый старейшина Вече, князь древнего рода, доблестный и неоднократный защитник Новгорода от варяжских набегов, успешный политик и дипломат (Гостомысл установил дипломатические отношения с Византией). «Бертинские анналы» сообщают, что в 839 г. «послы кагана Руси» прибыли в Константинополь. Император Феофил несказанно обрадовался. Он полагал крайне важным наладить дружбу со столь сильным государством.

Но Гостомысл старел (в 839 г. ему уже должно было быть 70 лет), наследники его (два сына) погибли в борьбе по защите Новгорода, наследственная ветвь пресеклась, потому не стало «наряду» — достойного преемника князя, т. е. нарушился порядок преемственности власти.

А Рюрик, хоть и успешно воевал, но осознавал, что западные славяне стали утрачивать свою самостоятельность в борьбе с соседними германскими королями, поэтому он тоже был заинтересован где-то понадежнее осесть и, наверное, должен быть благодарен тем, кто его позвал. Он и вел себя, как нормальный благодарный человек — срубил себе городок-крепость, разослал сторожевые отряды на ключевые рубежи и стал наводить порядок. С новгородцами оговорил в 864 г. условия («...и выступает этот Юрик-новосёл: "Что, — говорит, — честное обчество, возьмите меня в совет к себе, и будь я над вами как домовой хозяин. Только можете ли вы за наряд платить мне половину белочьего хвоста?" Сметили и погадали граждане новгородцы и сказали: "Можем и платить будем половину белочьего хвоста"...). Где же тут захват власти?

Рюрик был опытным воином. Приняв княжение в Ладоге, он первым делом позаботился понадежнее прикрыть границы своей державы. Один из отрядов направил к кривичам в Изборск. Этот форпост держал под наблюдением водные дороги через Чудское озеро и реку Великую, прикрывал княжество от набегов эстонцев и латышей. Другой отряд расположился в Белоозере. Он контролировал путь на Волгу, взял под защиту племя весь от нападений Хазарского каганата.

Ему новгородцы платили «половину белочьего хвоста», как обещали, а потом решили избавиться. Что там новгородцы предъявили, кто их подбил (возможно, хазарские купцы и послы — есть такое предположение, возможно, ввязались полоцкие князья и изборские, чтобы не дать укрепиться Новгороду). Кто и зачем — можно искать, но главное — новгородцы нарушили договор, а договор с Рюриком безнаказанно нарушать было нельзя. Судя по тексту в новгородских летописях, против него не все новгородцы были единодушны, были и за него, и он ввязался в борьбу в 869 г., т. е. через пять лет после договора на поддерживание «Наряда», разработанного Гостомыслом, за нарушение которого новгородцы сместили Вадима Храброго. Ввязался в борьбу теперь уже за власть, за свою судьбу, а не как наемный защитник рубежей Новгородской земли.

В этой борьбе ему не мог помешать Вадим Храбрый — представитель древнего княжеского рода от Владимира Старого. Род утратил право передачи власти при кончине Столпосвета, а власть подхватил представитель другой ветви Витислав — сын Ариберта II, князя ободритов. К этой же ветви через 4 ступени принадлежал Гостомысл. Рюрик, в этом случае, защитил свою честь и достоинство от нарушения некоторыми новгородцами договора призвания на поддержание «Наряда» и в то же время не дал утратить власть княжеской ветви (не менее древнего рода), к которой сам принадлежал.

Моё мнение по поводу «Завоевателя» Рюрика: некоторые авторы заявляют: «...отсюда можно сделать вывод: Рюрик силой захватил Новгород, убил новгородского князя Вадима Храброго и его соратников и, следовательно, был завоевателем...». Во-первых, Рюрик хоть и был завоевателем в других землях Западной Европы, но в земли новгородские и соседние с ними он пришел и сел вначале скромно в почтительном расстоянии от Новгорода и прожил несколько лет (видно пытался разобраться, зачем его все-таки позвали) и только потом сразился с Вадимом Хоробрым (Храбрым). Я усматриваю здесь вариант противоборства в среде новгородцев, когда одни желали отменить порядки Вече и ввести крепкую княжескую власть, поскольку «народные решения» были не оперативными и чаще всего выливались в простые склоки. А другие (скорее всего, жреческий с воеводским) слои Новгорода хотели сохранить власть в своих руках в виде Вече, которое научились использовать в своих целях. Рюрик примкнул к «своей» из противоборствующих сторон и стал применять силу при исполнении своих обязательств — его же для этого и позвали. При чем тут ярлык «завоевателя»?

А вот кто бы сомневался, что против Рюрика выступило жречество и воеводство! Дело в том, что Рюрик привык надеяться на себя и свой меч, во многих городах и странах разрушал храмы и капища. Наверняка Рюрик знал о том, как враги разрушили храм Святовита на острове Руян, и никого боги не испепелили. Для него, принявшего веру христианскую, роль волхвов в жизни общества была не священна. При вечевом правлении волхвы оказывали сильное влияние на настроение масс, а Рюрик хоть и принял крещение, но пробыл много лет в кругу варягов, вряд ли серьезно считался с их мнением. Варяги и с богами-то в своих походах привыкли общаться без посредничества жрецов, выполняя самостоятельно немудрящие ритуалы, под надзором и распоряжением своего предводителя. А Рюрик был таким предводителем и весьма авторитетным. Поэтому с ним нельзя было шутки шутить: сначала позвать, а потом послать — за ненадобностью!

Вроде все понятно о Рюрике и о его «призвании» новгоро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: