Вторая мировая война изменила геополитическую карту Европы и расстановку сил на международной арене. Если до войны главную роль в мировой политике играли 6 великих держав – США, Великобритания, Германия, Франция, Япония и СССР, то теперь ситуация изменилась. Германия и Япония потерпели военное поражение, капитулировали и были оккупированы войсками антигитлеровской коалиции. Франция после 4 лет немецкой оккупации и военных действий на ее территории потеряла свой прежний политический вес. Война также подорвала экономику Великобритании, которая оказалась в сильной зависимости от американской помощи. Сильнейшими мировыми сверхдержавами в послевоенный период стали Соединенные Штаты Америки и Советский Союз.
США за годы войны увеличили свою экономическую мощь почти в 2 раза, контролируя половину мировых производственных мощностей и имея самые передовые технологии, а также обладая с 1945 г. атомным оружием. Советский Союз, в свою очередь, имел огромные ресурсы, самую большую армию в мире, его войска занимали территорию Центральной и Восточной Европы, включая значительную часть Германии.
Контуры нового мирового устройства, отражавшего изменившееся соотношение сил, были определены на двух конференциях «большой тройки» (руководителей СССР, США и Великобритании) – в Ялте в феврале и в пригороде Берлина Потсдаме в июле-августе 1945 года.
· Там были приняты решения о временном разделении побежденной Германии на 4 оккупационные зоны – советскую, американскую, английскую и французскую. Германия и государства, являвшиеся ее союзниками, должны были выплатить победившим странам репарации в счет возмещения нанесенного войной ущерба.
|
· Было решено передать Советскому Союзу часть германской территории – большую половину Восточной Пруссии с центром в Кенигсберге (она была переименована в Калининградскую область РСФСР, а Кенигсберг – в г. Калининград). От Японии к СССР переходили Южный Сахалин и Курильские острова.
· На Ялтинской конференции было принято решение о создании международной Организации Объединенных Наций – ООН (вместо Лиги Наций, которая во время войны фактически прекратила свою деятельность) и утвержден механизм ее функционирования. ООН учредила международная конференция в Сан-Франциско (США) в апреле-июне 1945 г. На ней представители 51 государства мира подписали Устав ООН, в котором провозглашалась задача развития сотрудничества между странами ради сохранения и укрепления международного мира. Советской стороне удалось добиться того, что членами ООН стали, наряду с СССР, Украинская и Белорусская союзные республики. Таким образом, Советский Союз имел три голоса в Генеральной Ассамблее ООН – общем собрании представителей состоящих в ней государств, которое принимало решения по большинству голосов. Однако решения Генеральной Ассамблеи имели только рекомендательный характер. Главным же и наиболее влиятельным органом ООН стал ее Совет Безопасности, включающий представителей 15 государств: 10 государств выбирались Генассамблеей на определенное время, а 5 государств являлись постоянными членами Совета. Статус государств – постоянных членов Совета Безопасности получили победители во Второй мировой войне: СССР, США, Великобритания, Франция и Китайская Республика. Постоянные члены обладали правом вето в отношении любого решения, принятого Советом большинством голосов. Полномочия Совета были очень широкими: в соответствии с Уставом ООН он имел право использовать весь арсенал средств для поддержания порядка на мировой арене, включая применение различных санкций и даже военной силы против тех государств, которые нарушают международное право и создают угрозу миру. Статус постоянного члена Совбеза ООН с правом вето существенно повысил степень влияния Советского Союза на мировую политику.
|
· Ялтинская конференция приняла Декларацию об освобожденной Европе, в которой державы-победительницы объявляли себя ответственными за политическое и социально-экономическое будущее Европы, освобожденной от нацизма. При этом говорилось, что в европейских странах должны установиться демократические системы, основанные на свободных выборах.
В то же время за закрытыми дверями конференций 1945 года руководители держав-победительниц договаривались о новом разделе между собой сфер влияния в Европе. В результате американцы и англичане де-факто признали право СССР на преобладающее влияние в странах Центральной и Восточной Европы, занятых Красной армией (кроме Австрии).
Образовавшаяся новая система международных отношений, основанная на доминировании двух сверхдержав и регулировании мировой политики при помощи механизмов ООН, получила наименование Ялтинско-Потсдамской системы.
Однако вскоре между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции возникли и стали нарастать противоречия. Первоначально они были связаны с проблемами на Востоке. Советский Союз поднял вопрос о передаче ему части турецкой территории в Закавказье, а также о создании своей военной базы в Турции для контроля над черноморскими проливами. США и Великобритания выступили на стороне Турции против этого, а также потребовали вывода советских войск с территории Ирана, куда они были введены во время войны. В то же время западные государства проявляли недовольство все большим подчинением Москве правительств восточноевропейских стран, в которых власть постепенно сосредотачивалась в руках местных коммунистических партий.
|
В марте 1946 г. бывший британский премьер-министр У. Черчилль произнес в американском городе Фултоне в присутствии президента США Г. Трумэна речь, в которой заявил, что ликвидация демократии в большинстве стран Восточной Европы означает разделение Европейского континента «железным занавесом», и призвал к объединению Великобритании и США для сдерживания «советской экспансии».
Спустя год, в марте 1947 г. президент США Трумэн в своей речи в американском конгрессе провозгласил «доктрину Трумэна», или «доктрину сдерживания коммунизма». Она состояла в том, что США как лидер «свободного мира» должны вести борьбу против распространения в мире советской сферы влияния и установления режимов коммунистического («тоталитарного») типа.
«Фултонская речь» Черчилля и провозглашение «доктрины Трумэна» знаменовали начало «холодной войны» между двумя блоками государств – Западным (капиталистическим) во главе с США и Восточным (социалистическим) во главе с СССР.
Восточный блок составили государства Центральной и Восточной Европы, освобожденные в 1944-1945 гг. советскими войсками: Польша, Румыния, Болгария, Венгрия, Чехословакия, Югославия (советские войска оказали поддержку югославским партизанам). В них первоначально были созданы коалиционные многопартийные правительства, но с доминированием коммунистов, которые контролировали силовые структуры и важнейшие государственные учреждения. Затем некоммунистические силы стали постепенно отстраняться от власти (в Венгрии это назвали «тактикой салями»). На протяжении 1945-1948 гг. власть в этих странах, получивших наименование «народных демократий», была полностью монополизирована коммунистическими партиями, и утвердились системы советского типа. В них было провозглашено строительство социализма, проведены соответствующие социально-экономические преобразования, а государства стали официально называться «народными» или «социалистическими» республиками. То же произошло и в Албании, в освобождении которой Советский Союз непосредственно не участвовал, но оказывал существенную помощь местным коммунистическим партизанам. Для руководства деятельностью коммунистических партий в 1947 г. было образовано Информационное бюро коммунистических и рабочих партий (Коминформбюро), линию которого задавало руководство ВКП(б).
В 1948 г. в процессе формирования Восточного блока государств под руководством СССР возникла проблема, связанная со стремлением Федеративной Народной Республики Югославии (ФНРЮ) во главе с И. Броз Тито к проведению самостоятельной политики. Югославское руководство выдвинуло идею федеративного объединения «народно-демократических» балканских государств, против которой выступила Москва. Отказ Тито подчиниться директивам советского руководства привел к советско-югославскому конфликту. В 1948 г. Коминформ осудил политику Югославской компартии и исключил ее из своих рядов. В 1949 г. СССР аннулировал договор о дружбе с Югославией и разорвал с ней дипломатические отношения. В Советском Союзе была развернута широкомасштабная антиюгославская кампания, руководителей ФНРЮ именовали фашистами, убийцами и т.п. Однако при помощи политического давления извне сместить правительство Тито не удалось, так как его существование не зависело от присутствия в стране советских войск, а имело прочную опору в правящей коммунистической партии и югославских вооруженных силах, которые сыграли главную роль в освобождении страны от немецкой оккупации.
Начало «холодной войны» и образование Восточного и Западного противостоящих блоков отразилось в обострении в конце 40-х гг. германского вопроса. Советский Союз, войска которого занимали восточную часть Германии, выступал за то, чтобы после освобождения от нацизма она была единым государством. Это должно было обеспечить условия для взимания с нее репараций в полном объеме. Однако западные государства (США, Великобритания, Франция), оккупировавшие западную часть германской территории, опасались, что СССР при помощи немецких коммунистов попытается поставить всю объединенную Германию под свой контроль, превратив ее в страну «народной демократии». Поэтому был взят курс на создание отдельного западногерманского государства. В 1947-1948 годах произошло объединение американской, английской и французской оккупационных зон в Западной Германии. На нее было распространено действие «плана Маршалла» – американской программы широкомасштабной экономической помощи Западной Европе. Наряду с введением там новой валюты – западногерманской марки, это означало экономическое отделение Западной Германии от Восточной. В ответ Советский Союз попытался применить давление на бывших союзников: в 1948 г. он ввел блокаду Западного Берлина (хотя Берлин находился в советской зоне оккупации, его западная часть находилась под американо-англо-французским контролем). Но хотя подача электроэнергии и доступ грузов в Западный Берлин наземным путем были перекрыты, товары продолжали перебрасываться в блокированную часть города американской транспортной авиацией по «воздушному мосту». Не достигнув своей цели, блокада Западного Берлина была снята в 1949 году. Берлинский кризис 1948-1949 гг. стал первым серьезным международным кризисом периода «холодной войны».
В 1949 г. были образованы два немецких государства, вошедшие в противостоящие международные блоки. На западе страны возникла Федеративная Республика Германии (ФРГ) со столицей в Бонне, на востоке – Германская Демократическая Республика (ГДР) со столицей в Берлине (восточном). В ГДР установилась система «народной демократии», и она стала частью Восточного блока.
Берлинский кризис ускорил оформление военно-политического союза западных государств. В апреле 1949 г. была создана Организация Североатлантического Договора (НАТО), в которую вошли США и 11 стран Западной Европы (в первой половине 50-х гг. к НАТО присоединились Греция, Турция и ФРГ).
В том же 1949 году СССР и страны Восточной Европы объединились в Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В него вошли Советский Союз, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Албания (участвовала до 1961 г.), в 1950 г. присоединилась ГДР. В Уставе СЭВ его целью провозглашалась организация планомерного экономического и культурного сотрудничества между входящими в него странами. СЭВ был призван экономически скрепить Восточный блок.
Затем СССР и государства «народной демократии» начали подготовку к созданию общих военных структур, завершившуюся в 1955 г. подписанием в Варшаве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи и созданием на его основе военно-политической Организации Варшавского Договора (ОВД). В ОВД вошли СССР, Болгария, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Чехословакия и Албания. В рамках ОВД существовало Объединенное командование Вооруженных Сил и Политический консультативный комитет – орган, координирующий внешнеполитическую деятельность государств-участников организации. Штаб ОВД располагался в Москве. В результате создания ОВД присутствие советских войск на территории Польши, Румынии, Венгрии, ГДР получило юридическое закрепление.
После смерти И. Сталина появились условия для нормализации советско-югославских отношений. В 1955 г. нормальные отношения СССР с Югославией были восстановлены. Ответственность за конфликт с этой страной новое советское руководство возложило на Берию. В связи с нормализацией советско-югославских отношений в 1956 г. было распущено Коминформбюро, которое использовалось ранее главным образом для антиюгославской пропаганды.
Однако вскоре в лагере «народных демократий» возник новый острый кризис. В связи с разоблачением культа личности Сталина в странах Восточной Европы стали открыто проявляться критические настроения в отношении власти коммунистических партий, их политики и подчиненности Советскому Союзу. Особенно кризисная ситуация возникла в 1956 г. в Польше и Венгрии, где дело дошло до массовых протестных демонстраций. Недовольство распространялось даже внутри самих правящих партий этих стран. Такое положение угрожало потерей советского контроля над этими странами.
В Польской Народной Республике кризис в конечном итоге удалось преодолеть после визита в Варшаву советской делегации во главе с Н. Хрущевым. Вследствие достигнутого соглашения с поляками из руководства местной коммунистической партии (она называлась ПОРП – Польская объединенная рабочая партия) были выведены наиболее консервативные деятели. В Москву отозвали советского маршала Константина Рокоссовского, назначенного в 1945 г. министром обороны Польши. В области социально-экономической политики последовал отказ от тех мер, которые вызывали наибольшее неприятие со стороны населения, в частности, сплошной коллективизации сельского хозяйства. В результате положение в Польше стабилизировалось.
В Венгерской Народной Республике кризис принял самые острые формы и вылился не только в многотысячные демонстрации, но и в вооруженное восстание. Под воздействием массовых уличных выступлений руководство правящей коммунистической партии (она называлась ВПТ – Венгерская партия трудящихся) перешло в руки реформаторски настроенных деятелей. Они сформировали новое правительство страны во главе с Имре Надем, включавшее также представителей других партий, которые получили возможность действовать свободно. Провозгласив программу реформ, правительство Надя поставило вопрос о выводе из Венгрии советских войск. Для того, чтобы не допустить выхода Венгрии из Восточного блока, советское правительство решило использовать силу. В начале ноября 1956 г. по приказу главнокомандующего Объединенными Вооруженными Силами ОВД маршала Ивана Конева в столицу Венгрии Будапешт и другие венгерские города были введены советские воинские части, которые в течение нескольких дней боев подавили сопротивление отрядов венгерских повстанцев и отдельных подразделений венгерской армии. В Будапеште было создано лояльное Москве правительство во главе с Я. Кадаром, а свергнутого премьера И. Надя арестовали и впоследствии расстреляли. (В начале 1990-х гг. советское военное вмешательство в события в Венгрии было официально осуждено руководством СССР и Российской Федерации как нарушение принципов международного права).
Таким образом, для сохранения своей сферы влияния в Центральной и Восточной Европе СССР готов был использовать все возможные средства, включая вооруженную силу. Это вновь проявилось в Чехословацких событиях 1968 года.
В начале 1968 г. к руководству Коммунистической партией Чехословакии пришла группа реформаторов во главе с Алекандром Дубчеком, которая начала проводить в Чехословацкой Социалистической Республике (ЧССР) экономические и политические преобразования. Внедрение в экономику рыночных механизмов и политическая демократизация были направлены на создание в стране «социализма с человеческим лицом». В ходе преобразований, получивших наименование «Пражской весны», в ЧССР исчезла цензура, и возродился политический плюрализм. Все это вызывало сильную озабоченность у руководства СССР, которое опасалось демонтажа режима власти чехословацкой компартии и выхода ЧССР из Восточного блока. Для недопущения такого развития событий в августе 1968 г. в Чехословакию были введены войска СССР и других государств ОВД. Реформы «Пражской весны» были аннулированы, Дубчек отстранен от власти и отправлен в ссылку.
В связи с Чехословацкими событиями советское руководство сформулировало в 1968 г. принцип отношений со странами «народной демократии» («социалистическим содружеством»), согласно которому СССР имел право вмешиваться в их внутренние дела в случае возникновения угрозы сохранению в них социалистического строя (эта позиция получила на Западе наименование «доктрина Брежнева»).
Но задачи сохранения своей сферы влияния в Центральной и Восточной Европе Советский Союз решал не только с помощью силовых средств, но и посредством экономических методов. Страны СЭВ снабжались советским сырьем по льготным ценам, что фактически означало их субсидирование за счет бюджета СССР. Хотя контроль над Центральной и Восточной Европой не приносил Советскому Союзу экономических дивидендов, он был нужен для сохранения на западных границах СССР «буферной зоны», где размещались советские военные базы.
Еще одна проблема во взаимоотношениях СССР со странами «социалистического лагеря» возникла в связи с советско-китайским конфликтом. В 1949 г. к власти в Китае, победив в гражданской войне, пришла Коммунистическая партия (КПК) во главе с Мао Цзедуном. Была образована Китайская Народная Республика (КНР) – дружественное СССР государство «народной демократии». Однако решения ХХ съезда КПСС в 1956 г. вызвали недовольство в руководстве КПК, которое выступило против развертывания критики культа личности Сталина. Мао Цзедун увидел также в выдвинутой на ХХ съезде КПСС установке на «мирное сосуществование государств с различным общественным строем» недопустимую уступку мировому капитализму. Советские руководители обвинялись Пекином в «ревизионизме» - идеологических и политических отклонениях от марксизма-ленинизма. Москва в ответ обвиняла китайских лидеров в «догматизме», «левацком сектантстве». Идя на конфликт с КПСС по идеологическим вопросам, КПК не желала признавать лидирующую роль Москвы в международном коммунистическом движении, добиваясь расширения в нем собственного влияния. В обстановке нарастания межпартийных и межгосударственных противоречий СССР в 1960 г. отозвал из КНР всех советских специалистов и потребовал возвращения ранее выданных кредитов.
В дальнейшем отношения между СССР и КНР продолжали ухудшаться и с середины 60-х гг. стали враждебными. Отношения между правящими коммунистическими партиями двух стран были разорваны. Пекин предъявил Москве территориальные претензии, потребовав вернуть земли площадью несколько тысяч квадратных километров в Сибири и на Дальнем Востоке, которые в XIX веке были присоединены к России в результате «неравноправных договоров» с Китаем. На советско-китайской границе начались многочисленные инциденты, а в 1969 г. произошло вооруженное столкновение на острове Даманский на реке Уссури. Китайские войска атаковали этот принадлежащий СССР остров, бои за него продолжались в течение двух недель. Потери обеих сторон исчислялись сотнями человек. Для того, чтобы отбить остров у китайцев советским войскам пришлось применить систему залпового огня «Град». Конфликт на о. Даманский знаменовал апогей советско-китайского противостояния.
На сторону китайцев в конфликте с СССР стала также правящая коммунистическая партия Народной Социалистической Республики Албании во главе с Энвером Ходжей. Албания вышла из состава СЭВ и ОВД и в 1961 г. полностью порвала отношения с СССР.
Хотя в отношениях с Западным блоком капиталистических государств на ХХ съезде КПСС была провозглашена доктрина «мирного сосуществования», оно трактовалось в СССР как «специфическая форма классовой борьбы». «Холодная война» продолжалась, оба противостоящих блока старались превзойти друг друга в производстве вооружений. В этой гонке вооружений, являвшейся ключевым аспектом «холодной войны», сверхдержавы соревновались прежде всего в создании и совершенствовании ядерных боезарядов и средств их доставки к территории противника. В 1953 г. СССР испытал водородную бомбу, к 1957 г. добился кратковременного превосходства в области межконтинентальных баллистических ракет, подтверждением чему являлся запуск первого искусственного спутника Земли.
Обычные вооружения в этих новых условиях стали играть второстепенную роль, и появилась возможность для их сокращения. К середине 50-х гг. Вооруженные Силы СССР насчитывали 5,4 млн. чел. В результате проведенных в 1955-1958 гг. сокращений их численность уменьшилась более чем на 2 млн. чел. и составила около 3,3 млн. чел. (хотя и после этого численность Советской Армии продолжала втрое превосходить численность американской). Одновременно был сокращен надводный военный флот, так как приоритет отдавался производству ракетоносных подводных лодок.
Другим аспектом «холодной войны» была борьба СССР и США за влияние в Третьем мире, т.е. среди развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки. С конца 40-х гг. происходил распад колониальной системы, освобождающие азиатские и африканские страны становились суверенными государствами. И Западный, и Восточный блоки стремились привлечь их на свою сторону в глобальной конфронтации. При этом СССР действовал под лозунгами борьбы против «западного империализма и колониализма», а США декларировали противодействие «экспансии тоталитарного коммунизма».
В 50-е годы СССР начал оказывать новым независимым государствам крупную материальную, военную, научно-техническую помощь. Большие советские кредиты были предоставлены Индии, Египту, Сирии и др. Советский Союз помогал сооружать в развивающихся странах промышленные объекты, на работу туда отправлялись советские специалисты, причем эта помощь чаще всего оказывалась на безвозмездной основе. Утверждение позиций в Третьем мире было важно для СССР в плане расширения его геополитического влияния.
В 70-е гг. вовлеченность СССР в дела Третьего мира еще более возросла, экспорт туда советских вооружений увеличивался. Советский Союз сконцентрировал усилия на закреплении своего влияния, во-первых, в тех государствах, которые располагались в стратегически важных регионах мира и подходили для размещения там советских военных баз (Эфиопия, Южный Йемен, Сирия, Ангола), и, во-вторых, в тех странах, которые обладали богатыми запасами природных ресурсов (как, например, Ирак с его нефтью). При этом СССР оказывал помощь прежде всего странам социалистической ориентации, в которых провозглашалась цель строительства социализма и устанавливались системы, близкие к советской (однопартийная система, централизованное планирование экономики и т.п.).
В начале 60-х гг. к Восточному блоку присоединилась Республика Куба – островное государство в Карибском море, где в 1959 г. была свергнута правая диктатура, к власти пришло революционное правительство во главе с Фиделем Кастро, и постепенно утвердился режим власти Коммунистической партии. США стремились свергнуть правительство Кастро, которое обратилось за помощью к СССР. В 1962 г. Советский Союз начал тайно обустраивать на Кубе свою военную базу, разместив там ядерные ракеты, нацеленные на находившиеся в непосредственной близости Соединенные Штаты. Когда американцы узнали об этом, они установили военно-морскую блокаду Кубы и потребовали немедленного вывода оттуда советских ракет. Президент США Джон Кеннеди заявил, что в случае отказа убрать советские ракеты они будут уничтожены. Советское руководство во главе с Н. Хрущевым не уступало. Войска СССР и США, а также их союзники в ОВД и НАТО, были приведены в полную боевую готовность. Так Карибский кризис 1962 года поставил мир на грань ядерной войны с фатальными для человечества последствиями. Однако смертельного столкновения все же удалось избежать. Руководители СССР и США установили прямой контакт, и в результате их интенсивных переговоров было достигнуто соглашение об урегулировании кризиса. Обе стороны пошли на компромисс: СССР вывозил свои ракеты с Кубы, а США – с территории Турции, откуда они угрожали Советскому Союзу. Кроме того, США гарантировали безопасность Кубы и обещали не пытаться свергнуть режим Кастро силовым путем.
После разрешения Карибского кризиса «холодная война» продолжалась, но степень конфронтации между противостоящими блоками на мировой арене несколько снизилась. Кризис продемонстрировал осознание руководителями противостоящих сверхдержав того, что глобальная ядерная война, угрожающая гибелью человечества, не может быть средством разрешения межгосударственных противоречий. Во всем мире развернулась общественная кампания за запрещение ядерных вооружений, этого требовали, в частности, видные ученые (в СССР – А. Сахаров). Все это создало предпосылки для заключения в 1963 г. в Москве Договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах (в атмосфере, под водой и в космосе), который подписали ядерные державы – СССР, США и Великобритания. Однако этот договор не запрещал ядерные испытания под землей, и они продолжались, способствуя дальнейшему совершенствованию ядерного оружия.
Во второй половине 60-х гг. СССР добился равенства с США по стратегическим вооружениям – между ними был достигнут ракетно-ядерный паритет. Ядерная война в этих условиях не могла принести победу ни одной из сторон, вне зависимости от того, кто нанес бы первый удар. Война неизбежно вела бы к тому, что называли «гарантированным взаимным уничтожением». Такая ситуация составила основу процесса разрядки международной напряженности в период конца 60-х – 70-х годов. В этот период между СССР и государствами Запада был подписан ряд договоров и соглашений о контроле над вооружениями и укреплении международной безопасности.
В 1968 г. СССР, США и Великобритания подписали Договор о нераспространении ядерного оружия, к которому впоследствии присоединилось большинство стран мира. Подписавшие договор ядерные государства обязались не передавать и не продавать технологии производства ядерного оружия другим странам. Контроль над выполнением договора был возложен на структуры ООН.
В 70-е гг. СССР и США заключили два договора об ограничении стратегических наступательных вооружений: Договор ОСВ-1 в 1972 г. и Договор ОСВ-2 в 1979 г. Ими ограничивалось количество пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет (МБР) и баллистических ракет, запускаемых с подводных лодок (БРПЛ), которые могли иметь обе сверхдержавы (Договор ОСВ-2 не вступил в силу из-за обострившейся в конце 70-х гг. международной обстановки).
В том же 1972 г. был подписан советско-американский Договор об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО). Он запрещал развертывание систем противоракетной обороны в масштабах всей страны, допуская размещение противоракетного оружия лишь в двух ограниченных районах по выбору правительств. Запрещение развития систем защиты от ракетно-ядерного нападения было призвано снизить угрозу начала ядерной войны между сверхдержавами.
Однако все эти договоры не означали полного отказа от гонки вооружений. Договоры отсекали ее малоперспективные направления, чтобы можно было сосредоточить ресурсы на более перспективных. Так, договоры по ПРО и ОСВ были заключены после того, как к началу 70-х гг. появился новый вид ядерного оружия – баллистические ракеты с разделяющимися головными частями. Ядерные ракеты могли теперь нести по нескольку боеголовок, каждая из которых поражала собственную цель. В этих условиях увеличивать количество пусковых установок ракет или противоракет было с военной точки зрения малоэффективно, гораздо больший эффект давало увеличение количества ударных боеголовок, а это договорами не запрещалось. Таким образом, а период разрядки происходило не прекращение, а регулирование гонки вооружений, хотя она в ситуации «гарантированного взаимного уничтожения» потеряла смысл с чисто военной точки зрения: даже малого количества ядерного оружия у СССР и США хватало, чтобы полностью уничтожить друг друга и вызвать глобальную катастрофу. Гонка вооружений продолжалась главным образом потому, что она отвечала интересам влиятельных социальных групп, связанных с вооруженными силами и военной промышленностью, которые образовывали военно-промышленные комплексы (ВПК) США, СССР и союзных им государств.
Важным аспектом «разрядки» являлось улучшение отношений между СССР и странами Западной Европы.
После выхода Франции в 1966 г. из военной организации НАТО советско-французские связи укрепились, развивалось экономическое взаимодействие. В 1971 г. главами двух государств была подписана декларация о принципах сотрудничества между СССР и Францией.
Улучшились и отношения Советского Союза с Федеративной Республикой Германии. Этому способствовал приход к власти в ФРГ в конце 60-х гг. Социал-демократической партии во главе с В. Брандтом, который провозгласил «новую восточную политику», ориентированную на диалог с ГДР и СССР. В 1970 г. между СССР и ФРГ был заключен Московский договор о признании европейских территориальных и политических реальностей, возникших после Второй мировой войны. ФРГ официально признавала восточную границу с Польшей, установленную по итогам войны, т.е. передачу Польше части территории, входившей ранее в состав германского государства. Бонн также отказывался от претензий на бывшую Восточную Пруссию, вошедшую в состав СССР как Калининградская область РСФСР. Подтверждение нерушимости послевоенных границ в Европе способствовало укреплению международной безопасности.
Следующим шагом на этом пути стало проведение в 1975 г. в столице Финляндии Хельсинки общеевропейского Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. На нем главы 33 европейских стран, принадлежащих к обоим блокам, а также США и Канады, подписали Заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе – Хельсинкский акт, в котором окончательно закреплялись границы между государствами, возникшие после Второй мировой войны и провозглашались принципы мирного сосуществования. Поскольку территориальные приобретения по итогам войны получили именно СССР и социалистические государства, это соответствовало в первую очередь их интересам. В то же время положения Хельсинкского акта о соблюдении в подписавших его странах прав и свобод человека составили международно-правовую базу для развития в СССР диссидентского движения. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в последующие годы проводилось регулярно, а с 1995 г. трансформировалось в постоянно действующую Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).
С конца 70-х гг. международная обстановка вновь начала накаляться, что означало окончание периода разрядки. Чувствуя, что продолжать военное соревнование с Западом в условиях экономической стагнации и технологического отставания становится все труднее, партийно-государственное руководство решило усилить позиции СССР в «холодной войне» посредством развертывания в европейской части страны новых мощных ядерных ракет. Это были баллистические ракеты средней дальности с разделяющимися головными частями РСД-10 (зарубежное наименование - СС-20), нацеленные на страны Западной Европы. НАТО, со своей стороны, в 1983 г. разместило в западноевропейских странах аналогичные американские ракеты, нацеленные на СССР. Советский Союз ответил размещением своих ракет также на территории ГДР и Чехословакии; советско-американские переговоры о ракетах средней дальности, которые велись в Женеве, были прерваны. Обострение проблемы, связанной с ракетами в Европе, привело к ухудшению отношений Советского Союза как с США, так и, в первую очередь, с западноевропейскими странами, которые ранее выступали активными проводниками политики разрядки.
Другим фактором, усилившим на рубеже 70-х и 80-х годов «холодную войну», стало введение советских войск в Афганистан в 1979 г. Этому предшествовал произошедший в этой стране 1978 г. военный переворот, приведший к власти просоветскую Народно-демократическую партию. В стране установилось система «народной демократии» и было провозглашено строительство социализма. Однако значительная часть населения не признала легитимность нового режима, что привело к гражданской войне. Для того, чтобы сохранить власть и победить в войне, афганское правительство пригласило в страну советские войска. Введенный в Афганистан «ограниченный контингент советских войск» численностью 80 тыс. чел. принял на себя основную тяжесть войны с местными повстанцами (моджахедами). При этом правительство страны поставили под контроль СССР: премьер и глава правящей партии Х. Амин был убит советским спецназом и заменен полностью лояльным Москве Б. Кармалем.
Большинство стран членов ООН осудило советскую интервенцию. США в знак протеста отказались ратифицировать подписанный в июне 1979 г. договор ОСВ-2 и ввели эмбарго на поставки в Советский Союз зерна, что больно ударило по его экономике. Почти все развитые страны мира объявили СССР и его союзникам научно-технический бойкот. Международный координационный комитет по экспортному контролю установил запрет на ввоз в СССР широкого круга наукоемкой продукции и технологий. В связи с введением войск в Афганистан резко ухудшились отношения СССР не только с западными государствами, но и с Китаем, который осудил «советскую агрессию» вблизи своих границ. Ущерб был нанесен и отношениям Советского Союза с развивающимися странами Третьего мира. Международное осуждение оккупации Афганистана символически выразилось в бойкоте 65 странами (в первую очередь, западными) московской Олимпиады 1980 года. В ответ социалистический лагерь не послал своих представителей на следующую Олимпиаду в Лос-Анджелесе (США) в 1984 г.
Обострению международной напряженности способствовали и события в Польской Народной Республике. Здесь в 1980 г. начались протестные выступления и стачки рабочих, недовольных режимом власти ПОРП и его политикой. Движение возглавило независимое профсоюзное объединение «Солидарность», выдвинувшее требования политических и экономических реформ. Массовое оппозиционное движение приняло такой размах, что советское руководство обсуждало возможность введения в Польшу войск для его силового подавления, как это было сделано в Венгрии в 1956 г. и в Чехословакии в 1968 г. Но в конечном итоге был реализован другой вариант: в 1981 г. польский генерал Войцех Ярузельский объявил в стране военное положение и фактически установил военную диктатуру, опиравшуюся на советскую поддержку. Оппозиция была вновь вытеснена в подполье. Такие действия польских властей, одобренные Москвой, вызвали в мире – особенно на Западе - негативную общественную реакцию, что еще больше усугубило системное противостояние на международной арене.