Тренинг толерантности для обучающихся 12–14 лет
Цель: формирование у обучающихся установки на толерантное поведение.
Задачи:
· Обучающие:
o познакомить учащихся с понятием «толерантность»;
o раскрыть характеристики толерантного и не толерантного человека;
o сравнить способы поведения приятия и неприятия других людей;
o научить анализировать ситуацию с позиции другого человека.
· Воспитательные:
o воспитывать толерантное отношение к личностным особенностям людей;
o воспитывать внимательное отношение к себе и другим.
· Развивающие:
o развивать навыки рефлексии;
o развивать способность осознавать свои чувства;
o развивать навыки саморегуляции;
o развивать коммуникативные навыки.
Методы: групповой дискуссии, игрового моделирования, рисуночный.
Возраст участников: 12-14 лет.
Материалы: бумажные обручи с надписями различных социальных ролей, клубок ниток.
Структура занятия:
Первый этап – организационный: создание психологической комфортности в группе, знакомство участников друг с другом и с психологом.
Второй этап – формулирование темы занятия, основных целей;
Третий этап – игровой: система упражнений.
Заключительная часть: рефлексия занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Первый этап – организационный (15 мин.)
Учащиеся называют свои имена (они написаны на бейджиках) и отличительное качество. Психолог делает акцент на важности называть людей по именам (одно из известных правил общения).
Ведущий – рассказывает о правилах поведения на занятиях.
Правила поведения:
- Доверительный стиль общения.
- Общение по принципу "Здесь и теперь".
- Искренность в общении.
- Конфиденциальность всего происходящего в группе.
- Активное участие в происходящем.
- Оцениваем не участника, а его действия и поступки.
- Уважение говорящего.
Второй этап: формулирование темы занятия, основных целей (5 мин.).
Психолог. Тема нашего сегодняшнего занятия – толерантность. Что это такое? Это качество человека, которое включает в себя: уважение других людей, их права быть не такими, как мы; признание равенства всех людей на земле; признание того, что могут существовать различные точки зрения.
Мы сказали, что толерантность включает в себя признание права людей быть другим. А чем люди могут отличаться друг от друга? (ответы: языком, религией, традициями, возрастом, полом, интересами, мнениями, цветом кожи, внешним видом).
Третий этап – игровой (60 мин.)
Упражнение «Линейка»
Цель: осознание характеристик толерантного и нетолерантного человека.
Психолог: Давайте посмотрим, поняли ли вы, что такое толерантность. У двери класса встаньте те, кто считает, что для толерантного человека характерно «неприятие, отвержение других; представление о том, что ты, твоя страна, твои традиции лучше других». А у окна – те, кто считает, что для толерантного человека свойственно абсолютное принятие мнения других, отказ от своего мнения, своих традиций. Вы можете занять и промежуточную позицию, ближе к тому или другому полюсу (учащиеся располагаются в классе согласно своему решению, далее проводится опрос отдельных учащихся о причине их выбора).
Правы оказались те, кто занял промежуточное положение, но ближе к окну. Оно означает, что толерантный человек может иметь и отстаивать свое мнение, но в тоже время с уважением относиться к мнению других.
А как ведет себя не толерантный человек? Он позволяет себе: оскорбления, насмешки, предубеждение.
Позицию человека по отношению к другому можно отразить в следующих вариантах:
«Я хороший – ты плохой»;
«Я плохой – ты хороший»;
«Я плохой – ты плохой»;
«Я хороший – ты хороший».
Последний вариант отражает позицию толерантного человека. То есть первый шаг к развитию толерантности – уважение к себе, своей стране, своим традициям.
Упражнение на невербальную поддержку
Цель: развитие лучших качеств детей – желания помочь ближнему, видеть нуждающихся в помощи.
Участники с закрытыми глазами ходят по комнате. Ведущий дотрагивается до одного из участников, а он в это время издает сигнал бедствия (SOS). Те, кто находится ближе всего, берут его за руки с двух сторон, остальные с закрытыми глазами образуют «круг защиты».
Затем проводится интервью с «терпящим бедствие» – что ты почувствовал, когда по твоему сигналу к тебе подошли «спасатели»?
Упражнение «Примерка социальных ролей»
Цель: формирование милосердия и эмпатии к различным социальным группам.
Осознание степени толерантности по отношению к мнению другого человека.
Формирование коммуникативных навыков.
Участникам группы анонимно одеваются на головы бумажные обручи с надписями социальных ролей (президент, банкир, бомж, директор школы, алкоголик, «панк», ВИЧ инфицированный, пенсионер, "гасторбайтер", олигарх и др.).
Участники должны подходить друг к другу и обращаться с просьбами, вопросами, но при этом не называть социальную роль, которую играет человек.
Затем следует обсуждение: комфортно ли чувствовали себя? Догадывались ли о социальном статусе своего героя, если да, то по каким признакам? Насколько мы терпимы к другим людям?
Упражнение "Мостик"
Цель: формирование способности анализировать ситуацию с позиции другого человека. Формирование механизмов социальной перцепции: эмпатии, идентификации.
На полу рисуется узкая дорожка – "мостик", по которому с разных сторон должны одновременно пройти два человека. Внизу под мостиком "река". Участники делятся на две равные группы и расходятся по разным "берегам". Способы преодоления "мостика" могут быть любые, но с одним условием, – участники не должны друг с другом заранее договариваться.
Рекомендации ведущему: Необходимо обратить внимание на способы взаимодействия членов группы, и каким образом достигается взаимопонимание.
Затем следует обсуждение: что можно сказать о способах преодоления мостика? Насколько мы готовы уступать другому человеку? Часто ли это происходит в жизни?