Этап. Изучение нового материала




Тема. Уравнение состояния идеального газа. Изотермический, изобарный, изохорный процессы.

Физика, 10 класс

автор Афанасик Татьяна Михайловна,

учитель физики Слонимского районного общеобразовательного лицея

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник Жилко В.В. Физика: учебное пособие для 11 класса общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения, 2002 г., сигнальные карточки для учащихся.

Цели урока для учителя.

Учащиеся на конец урока:

1. знают смысл уравнения Менделеева-Клапейрона и газовых законов;

2. умеют описывать изопроцессы;

3. умеют решать качественные задачи с использованием законов идеального газа.

Цели урока для учащихся.

Я могу:

1. записать уравнение Менделеева-Клапейрона и назвать все физические величины, входящие в него;

2. из уравнения состояния получить уравнение Клапейрона и уравнения изопроцессов;

3. определить, как изменяется один из параметров газа, если изменяются другие.

НАШТОБУЗУ (на столе у каждого учащегося)

1. обозначение физических величин, характеризующих состояние газа (p,V,T,m,M,ν – уточняются в ходе работы);

2. знание определений изопроцессов (название, постоянная физическая величина)

3. запись уравнения состояния и газовых законов;

4. границы применимости уравнения состояния идеального газа (1 пункт);

5. границы применимости газовых законов (2 пункта);

6. графики изопроцессов в осях p-V, V-T, p-T (всего 9 графиков)

7. умение определить, как изменяется один из параметров газа, если изменяются другие.

 

Методы и задания.

Этап. Мотивация и целеполагание.

Задача учителя: актуализировать субъективные знания учащихся, создать ситуация для самостоятельного формулирования целей учащимися.

1. Повторение материала в форме фронтальной беседы

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
1.1. Задает вопрос на выбор правильного ответа и обоснование своего ответа. Какие утверждения будут справедливы для идеального газа? Работа в парах. Из предложенных утверждений выбирают правильные. На доске проецируются утверждения для выбора (приложение 1, слайд 2)
1.2. Организует проверку Учащийся, выбранный случайно, представляет работу пары. Остальные дополняют или исправляют.  
1.3. Задает вопрос Как вы думаете, какими физическими величинами можно описать состояние идеального газа? Учащиеся называют свои варианты На доске записываются все варианты предложенные учащимися (слайд 3)

 

2. Озвучивание целей языком учащихся.

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
2. 2.1. Задает вопрос Зная тему урока, как считаете, что вы сможете делать в конце урока? Фиксирует на доске цели, сформулированные учащимися, открывает шторку для сравнения целей. 2-3 учащихся на выбор называют цели. На доске закрытые шторкой цели, записанные учителем (приложение 2, слайд 4)

 

этап. Изучение нового материала

Задача учителя: организовать познавательную деятельность учащихся для достижения поставленных целей урока.

 

Деятельность учителя Деятельность учащихся Оборудование
1. Записывает уравнение Менделеева-Клапейрона, называет его уравнением состояния идеального газа. Записывает уравнение Клапейрона   Учащиеся называют физические величины, входящие в него. Сравнивают с предложенными ими ранее величинами (пункт 1.3) Дополняют НАШТОБУЗУ (п.1)   На доске ответ учащихся на вопрос 1.3 (слайд 3 с записями) Слайд 5 для записей
2. Предлагает учащимся связать между собой параметры идеального газа в двух различных состояниях. Работают в парах, один из результатов записывают на доске, корректируют свои записи На доске модель задачи. Газ в состоянии 1 с параметрами m, M, p1, V1, T1 переходит в состояние 2 с параметрами m, M, p2, V2, T2 (слайд 6,7)
3. Предлагает учащимся заполнить таблицу с белыми пятнами (приложение 3). Изотермический процесс заполняет для примера. 4. Предлагает сформулировать границы применимости газовых законов. 5. Проводит обратную связь с помощью сигнальных карточек. Работают в парах учебником (§21, 22), обсуждают, заполняют таблицу. Сравнивают с правильным вариантом, исправляют и дополняют свои таблицы.   Формулируют границы применимости, выделяют два пункта, согласно НАШТОБУЗУ. На доске таблица с белыми пятнами (Приложение 3, слайд 8).   На доске заполненная таблица (Приложение 4, слайд 9).
6. Организует решение качественных задач на изменение одного из параметров идеального газа. Работают в парах, сформированных случайным образом. Случайно выбранные учащиеся озвучивают ответы. Условия задач, распечатанные для каждого учащегося (Приложение 5). Слайд 10 на доске.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: