Тема. Уравнение состояния идеального газа. Изотермический, изобарный, изохорный процессы.
Физика, 10 класс
автор Афанасик Татьяна Михайловна,
учитель физики Слонимского районного общеобразовательного лицея
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: ПК, интерактивная доска, учебник Жилко В.В. Физика: учебное пособие для 11 класса общеобразоват. шк. с рус. яз. обучения, 2002 г., сигнальные карточки для учащихся.
Цели урока для учителя.
Учащиеся на конец урока:
1. знают смысл уравнения Менделеева-Клапейрона и газовых законов;
2. умеют описывать изопроцессы;
3. умеют решать качественные задачи с использованием законов идеального газа.
Цели урока для учащихся.
Я могу:
1. записать уравнение Менделеева-Клапейрона и назвать все физические величины, входящие в него;
2. из уравнения состояния получить уравнение Клапейрона и уравнения изопроцессов;
3. определить, как изменяется один из параметров газа, если изменяются другие.
НАШТОБУЗУ (на столе у каждого учащегося)
1. обозначение физических величин, характеризующих состояние газа (p,V,T,m,M,ν – уточняются в ходе работы);
2. знание определений изопроцессов (название, постоянная физическая величина)
3. запись уравнения состояния и газовых законов;
4. границы применимости уравнения состояния идеального газа (1 пункт);
5. границы применимости газовых законов (2 пункта);
6. графики изопроцессов в осях p-V, V-T, p-T (всего 9 графиков)
7. умение определить, как изменяется один из параметров газа, если изменяются другие.
Методы и задания.
Этап. Мотивация и целеполагание.
Задача учителя: актуализировать субъективные знания учащихся, создать ситуация для самостоятельного формулирования целей учащимися.
1. Повторение материала в форме фронтальной беседы
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1.1. Задает вопрос на выбор правильного ответа и обоснование своего ответа. Какие утверждения будут справедливы для идеального газа? | Работа в парах. Из предложенных утверждений выбирают правильные. | На доске проецируются утверждения для выбора (приложение 1, слайд 2) |
1.2. Организует проверку | Учащийся, выбранный случайно, представляет работу пары. Остальные дополняют или исправляют. | |
1.3. Задает вопрос Как вы думаете, какими физическими величинами можно описать состояние идеального газа? | Учащиеся называют свои варианты | На доске записываются все варианты предложенные учащимися (слайд 3) |
2. Озвучивание целей языком учащихся.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
2. 2.1. Задает вопрос Зная тему урока, как считаете, что вы сможете делать в конце урока? Фиксирует на доске цели, сформулированные учащимися, открывает шторку для сравнения целей. | 2-3 учащихся на выбор называют цели. | На доске закрытые шторкой цели, записанные учителем (приложение 2, слайд 4) |
этап. Изучение нового материала
Задача учителя: организовать познавательную деятельность учащихся для достижения поставленных целей урока.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Оборудование |
1. Записывает уравнение Менделеева-Клапейрона, называет его уравнением состояния идеального газа. Записывает уравнение Клапейрона ![]() | Учащиеся называют физические величины, входящие в него. Сравнивают с предложенными ими ранее величинами (пункт 1.3) Дополняют НАШТОБУЗУ (п.1) | На доске ответ учащихся на вопрос 1.3 (слайд 3 с записями) Слайд 5 для записей |
2. Предлагает учащимся связать между собой параметры идеального газа в двух различных состояниях. | Работают в парах, один из результатов записывают на доске, корректируют свои записи | На доске модель задачи. Газ в состоянии 1 с параметрами m, M, p1, V1, T1 переходит в состояние 2 с параметрами m, M, p2, V2, T2 (слайд 6,7) |
3. Предлагает учащимся заполнить таблицу с белыми пятнами (приложение 3). Изотермический процесс заполняет для примера. 4. Предлагает сформулировать границы применимости газовых законов. 5. Проводит обратную связь с помощью сигнальных карточек. | Работают в парах учебником (§21, 22), обсуждают, заполняют таблицу. Сравнивают с правильным вариантом, исправляют и дополняют свои таблицы. Формулируют границы применимости, выделяют два пункта, согласно НАШТОБУЗУ. | На доске таблица с белыми пятнами (Приложение 3, слайд 8). На доске заполненная таблица (Приложение 4, слайд 9). |
6. Организует решение качественных задач на изменение одного из параметров идеального газа. | Работают в парах, сформированных случайным образом. Случайно выбранные учащиеся озвучивают ответы. | Условия задач, распечатанные для каждого учащегося (Приложение 5). Слайд 10 на доске. |