КОСТЮМ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ




Романский период (IX-XII века)

 

В раннем средневековье одежда, как и ткани, изготовлялась обычно в поместье феодала для него самого и его семьи. Только в XI в. с развитием городов появляются цехи, изготовляющие одежду. В раннем средневековье одежду шили из льняных и шерстяных тканей. Шелк являлся предметом роскоши и был доступен только богатым феодалам, покупавшим его у византийских купцов.

Костюмы для высшего сословия шили из тканей преимущественно ярких цветов: синего, зеленого, пурпурного, а костюмы для простонародья — из тканей более темных расцветок: серого, коричневого. Одежду желтого цвета обычно не носили, так как этот цвет считался цветом измены и ненависти. Вообще символичность была характерна для средневековой культуры. Каждому цвету придавали особое значение.

Так, белый цвет символизировал чистоту, веру;

чёрный — скорбь, верность;

голубой — нежность.

Одежду целиком красного цвета — цвета крови — начиная со средневековья, носили палачи.

Ткани были без узорными, одежда украшалась меховой опушкой или вышитой узорной каймой. Декоративность костюма достигалась сочетанием контрастных цветов.

Классовое различие в одеждах проявлялось главным образом в качестве ткани и драгоценности отделки, а не в форме костюма, так как покрой всех одежд был еще очень прост и примитивен. В раннем средневековье преобладают накладные одежды. Обертывались вокруг тела только плащи. Тело старались закрыть как можно плотнее — в этом сказывалось влияние церкви. Женщины носили только глухие, закрытые платья, скрывавшие ноги; мужчины — одежды и длинные, и более короткие, открывавшие ноги. На формирование типа средневековой одежды влияли также климатические условия.

 

Мужской костюм

Мужская одежда состояла из двух туник, надетых друг на друга. Первоначально туники были короткими — до колена, но с середины XI в. они удлинились до середины икры, короткие ate носили только крестьяне и молодежь.

Возрастные отличия в костюме были во все времена и эпохи. Обычно пожилые люди избегали слишком коротких, слишком узких и слишком ярких одежд.

Туника короля могла доходить до пола. Туника всегда опоясывалась, а над поясом иногда был напуск. Нижняя туника — камиза — была с длинными цельнокроеными рукавами; а верхняя — котта (рис. 38) — могла быть безрукавной или с короткими широкими рукавами, из-под которых виднелись рукава камизы. Декольте было полукруглым или прямоугольным. Котту шили из более дорогих тканей, чем камизу.

Во время холодов носили еще безрукавную одежду типа жилета - рок и плащи, сначала короткие типа римского полудаментума (т. е. полукруглые), а с XI в. длинные, доходившие до самой земли. Плащи застегивали на правом плече. В народе часто надевали плащ с капюшоном— пенулу (рис. 37).

В отличие от греков и римлян мужчины обязательно носили штаны, исконно варварскую часть костюма. Штаны были или длинными, до щиколотки, узкими, но не облегающими, или в виде чулка-трико, туго облегающего ногу. Наиболее модными считались штаны красного цвета.

Обувью служили мягкие башмаки, без твердой подошвы, с заостренным носком, сшитые из ткани или цветной кожи. В народе башмаки были более мелкими и прикреплялись к ноге шнурками, крест-накрест охватывающим ногу.

Прическа была примитивной: волосы подстрижены вокруг головы до мочек ушей, а спереди — челка. В XI в. носили длинные волосы, распущенные по плечам, а головными уборами служили капюшоны и конусообразные шайки. В XI в. вошли в употребление перчатки и рукавицы.

 

Женский костюм

Женский костюм, как и мужской, состоял из двух туник, надетых одна на другую, только эти туники были длинными, до щиколотки. Под нижнюю тунику надевали полотняную рубашку - камизу. Туника назывались котта и сюрко (рис.39).

Силуэт костюма был близок к трапеции: одежда узкая в плечах и сильно расширенная книзу. Обычно платья имели глухой, закрытый ворот. Линия талии была завышена. С XI в. длинный подол юбки стали подбирать сбоку или спереди и драпировать на животе. Такая драпировка была связана с тем, что в этот период большим почетом пользовались беременные женщины, — ведь массы людей погибали в бесконечных войнах, от эпидемий холеры, чумы, и нужно было пополнять население.

Рукава у котты были длинные и узкие; у сюрко — иногда короткие и широкие, а иногда, их совсем не было. Сюрко подпоясывали поясом, спускающимся на бедра. Верхней одеждой служили длинные полукруглые плащи ярких расцветок.

Обувь из цветной кожи имела вид закрытых туфель на мягкой подошве без каблуков.

Девицы носили либо длинные, косы, либо распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем, а замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Чаще всего таким убором служил круглый платок с отверстием для лица. Этот платок закрывал целиком голову и плечи женщины белой тканью. Часто концы платка закладывали в вырез котты. В моде были также покрывала, повязки, обручи, надевавшиеся поверх платка. Украшениями служили фибулы, кольца, пояса, головные обручи. Согласно светским представлениям считалось красивым, что­бы женщина была высокой, с золотистыми локонами, темными, но не сросшимися бровями, узкой талией. Подчиняясь этикету, женщины должны были ходить мелкими шагами, опустив глаза, слегка склонив голову, умело подхватывать платье, не волоча его по земле, и т. д.

 

 

В XII в., после первых крестовых походов, в средневековой культуре начинают все больше и больше появляться светские элементы. Новое влияние ощущается в быту, в поэзии и в изобразительном искусстве, а также в костюме. В придворной жизни высшего общества большую роль стали играть женщины. Культ «прекрасной дамы», воспеваемой придворными поэтами, был связан отчасти с культом богоматери — девы Марии.

Обходя запреты церкви, костюмы высшего класса становятся более пышными, более сложными по силуэту и богатыми по отделке. При помощи костюма дворяне стараются подчеркнуть свое привилегированное положение и пренебрежение к труду. Однако в это время еще нет того заметного несоответствия между костюмами знати, горожан и народа, которое появится в последующий период.

Усовершенствованная техника шитья сделала одежду XII—XIII вв. более разнообразной, чем прежде. Как бы в противовес учению церкви о греховности тела, одежду начали шить более узкой, обрисовывающей верхнюю часть фигуры.

Мужской костюм по-прежнему состоял из двух туник — камизы и видоизменившейся котты, очень узкой в плечах и расширенной книзу при помощи клиньев, вшитых в боковые швы. Знать носила длинные котты, а народ — короткие. Благодаря длинной одежде мужская фигура приобрела женоподобный силуэт, что соответствовало идеалу красоты периода апогея культа «прекрасной дамы». Этот силуэт удлинял фигуру, что также соответствовало эстетическим представлениям того времени.

Котта могла быть безрукавной и с рукавами. Надевали её через голову — в это время впервые стали делать небольшой разрез ворота и завязки.

К камизе и котте надевались штаны и штаны-чулки. Верхней одеждой служил полукруглый плащ. Обувью служили мягкие туфли с округленными носами (рис. 40).

Пышная прическа знати состояла из завитых локонов. Горожане и крестьяне волосы стригли в виде «шапки».

В конце XII в. в Европе появляются феодальные гербы — первоначально как значки на доспехах, позволяющие отличать друг от друга закованных в латы рыцарей. В связи с тенденцией к индивидуализации, знаки эти, передаваясь из поколения в поколение, превратились постепенно в фамильные гербы, которые имели не только постоянное изображение, но и постоянные цвета. Иногда герб делился на две и даже на четыре различные по цвету части.

В тесной связи с геральдикой находилась и одежда, часто разделенная н соответствии с цветами герба по вертикали на две половины. Такая одежда называлась мипарти (рис. 41). В мипарти правая и левая стороны одежды были разных цветов, вплоть до обуви, которая соответствовала цвету штанов и верхних одежд. Мипарти носила молодежь, и особенно часто пажи.

 

Женщины носили по-прежнему рубашку-камизу и платье-котту, но уже узкое, сшитое в талию со шнуровкой сзади или сбоку. От бедер котта расширялась книзу при помощи клиньев. Рукава еще были узкими и часто такими длинными, что касались земли (рис. 43). Пояса играли чисто декоративную роль, вследствие чего их носили ниже талии, на бедрах. Верхней одеждой женщинам служили такие же, как и у мужчин, полукруглые плащи, зимой подбитые мехом. Обувь также напоминала мужскую. Волосы замужние женщины покрывали белыми платками, уложенными вокруг головы различными способами (рис. 42, 45). Платье отделывали мехом, вышитым бордюром, и украшали драгоценными камнями (рис. 44).

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: