Уровни общего образования




Исследование образования как социального института при помощи

структуралистской парадигмы позволяет выявить следующее:

1) позиции образования как структурирующей структуры со своими конкретными свойствами (способность к самовоспроизводству, единство объективного и субъективного, управляемость со стороны органов власти и управления);

2) как происходит структурная трансформация образования под воздействием экономических, социально-политических, социокультурных факторов;

Образование как факт бытия (морфология) и факт сознания (субъективные диспозиции).

 

8. Функционалистская парадигма. тесно связана со структуралистской парадигмой, так как функция является одним из основных понятий структурного функционализма. Во-первых, функция влияет на устойчивость социальной системы, во-вторых, она принадлежит всем структурным элементам системы и, в-третьих, через функции эти элементы выполняют свои цели и задачи. Функция является связью между целым (системой образования как социальным институтом) и его структурными элементами. В рамках функциональной парадигмы система образования и его сегменты рассматриваются через его функции, назначение которых – нивелирование

Любых социальных различий, исправление социального статуса. Поэтому важен анализ образования с точки зрения функциональности/дисфункциональности, функциональной необходимости, функционального единства и т.п.

Проблемы, которые можно изучать в рамках функциональной парадигмы:

1. Функциональная трансформация образования под воздействием экономических, социально-политических, социокультурных факторов.

2. Устойчивость/вариативность функций (традиционалистская – менеджерская) субъектов образовательного процесса (директора, школы, декана факультета, ректора).

3. Изменение содержания функций руководителей различного уровня.

4. Степень функциональности функции (функция – дисфункция): положительно или отрицательно влияет введение системы платного обучения в вузах на качество подготовки специалистов и на удовлетворение потребностей экономики в специалистах соответствующего профиля, организационное оформление студентов контрактной и бюджетной форм и его влияние на мотивационную и коммуникативную среды в группе.

5. Источники функций: объективные условия и субъективные диспозиции (финансирование, правовая база, способы кооптации ректоров и деканов).

6. Степень проявленности функций: латентные и скрытые (например, репетиторство).

7. Влияние введния ЕГЭ на демократизацию образования.

При изучении функций образования весьма уместен факторный анализ, который учитывает влияние на образовательный процесс ряда факторов (риски, соотношение цены и качества образования, продолжительность обучения, образовательные достижения, влияние коммуникативного круга и типа личности руководителя).

 

 

9. Феноменологическая парадигма. Теоретическим фундаментом данной парадигмы является феноменология Э. Гуссерля. Эта парадигма включает в себя понимающую социологию (А. Щютц), символический интеракционизм (Дж. Мид, Ч. Кули, Томас), этнометодологию, социальную конструкцию реальности (П. Бергер и Т. Лукман), обоснованную теорию (А. Страус и Дж. Корбин).

Главное в рамках феноменологической парадигмы – описать феномены (чувственный опыт, воображение и т.д.). Цель феноменологии – выяснить смысл жизненного мира, который каждый участник конструирует сам и воспринимает этот мир по-своему. Феноменология направлена на восстановление человеческой субъективности, которая как внутренняя ситуация поможет поддержать порядок и согласие в обществе. Применяя феноменологическую парадигму в рамках социологии образования, можно изучать внутренний мир участников образовательного процесса: мотивы, ценности, потребности, цели, интересы субъектов этого процесса.

Символический интеракционизм акцентирует внимание исследователей на межличностные отношения между различными участниками образовательного процесса: преподавателями и преподавателями, учащимися и преподавателями, учащимися и учащимися.

Этнометодология исследует процедуры и методы конструирования повседневности участниками взаимодействия.

«Понимающая социология» интересуется явлениями исключительно изнутри, то есть субъективными элементами познания: интересами, мотивами, ценностями субъекта, которые включены в социальное познание.

В рамках феноменологической парадигмы можно исследовать следующие проблемы:

Образование как субъектный и интерсубъективный жизненный мир.

1. Типы знаний учащихся и преподавателей друг о друге(стереотипными, опытные, неопределенные)

2. Образовательное пространство: авторитарное, диалоговое.

3. Типы подходов преподавателей к учащимся, стратегии их умиротворения.

4. Характер и степень включенности участников образовательного процесса в группу; поведенческо-деятельностная среда, коммуникативно-референтная среда.

5. Анализ труднодоступных участков образовательной среды (например, неформальной организации учебных заведений), где через участие в общении происходит индивидуализация и самореализация субъектов образовательного процесса.

6. Отчуждение. Изучение этого явления в образовательном процессе позволяет выявить эффективность методов обучения.

7. Возможности феноменологического подхода в изучении общих для образования проблем: неравенства, модернизации, воспроизводства и т.д

10. Гуманистическая парадигма. Эта парадигма имеет «марксистское» происхождение и акцентирует внимание на конфликтном характере взаимодействий личности и системы образования. Основной функцией образования в рамках гуманистической парадигмы считают репродуктивную. В то же время образование выступает основным механизмом социального тестирования, отбора и распределения индивидов по социальным группам и слоям. Образование воспроизводит существующую социальную структуру общества и тем самым воспроизводит социальное, профессиональное и культурное неравенство, на основе которого строится эта социальная структура. Неравенство заложено в образовании в виде «скрытого учебного плана». Таким образом, образование, особенно в современном обществе, фундаментальным образом определяет место и роль человека в социальной структуре.

В рамках гуманистической парадигмы можно изучать следующие жизненно важные проблемы:

1. Потребность в получении образования. Потребность в получении образования раскрывается через такие показатели, как: эффективность, доступность образования талантам и необходимость пополнять рабочие места квалифицированными работниками;

2. Проблемы вузов. В какой степени высшее учебное заведение является местом воспроизводства социальной структуры, взаимной изоляции классов и слоев, порождает чувство социальной несправедливости, неравенства шансов для вертикальной мобильности. Какие факторы влияют на усиление социального неравенства (социальное происхождение, статус родителей, уровень образования родителей, финансы). Степень доступности качественного среднего и высшего образования для представителей социальных низов. Последствия усиленной социальной дифференциации в системе образования для развития общества и экономики.

3. Школа – вуз. Трехслойная структура системы учебных учреждений среднего образования: элитные гимназии, лицеи, спецшколы. Факторы влияния на доступ к качественному среднему и другому типу образованию: материальное положение семьи, тип поселения, связи семьи. Какие выходы из этой ситуации являются более перспективными: открытое образование, изменение форм управления и контроль деятельности образовательных учреждений, создание школьных попечительских советов как общественно-государственных органов, качество образования, ЕГЭ как эффективный фактор отбора наиболее подготовленных абитуриентов.

4. Образование и социальная мобильность. Факторы, влияющие на интерес к высшему образованию: тип поселения, самодостаточная ценность образования. Формы обучения: дневное, заочное, вечернее как феномен второго образования. Взаимосвязь образования и социальной мобильности раскрывается через такие показатели, как качество образования, мобильность, жизненные шансы.

 

11. Концепции социального неравенства в образовании. В современной социологии образования взаимосвязь образования и системы социального неравенства – одна из центральных проблем. Образовательные ресурсы – ограничены. Можно выделить 4 типа представлений о неравенстве С.О.:

1. Технократический подход – представление об образовании, как подготовки специалистов для экономической деятельности, следует так распределить ресурсы, чтобы получить максимум выгод и минимум затрат. Образование нужно дать тем, кто способен и хочет получать образование. Равный доступ к конкуренции за эти ресурсы. Основная проблема – справедливость классификации людей.

2. Подход гражданских прав - рассматривает образование, как право человека. Каждый человек имеет равные права на свою долю. Справедливость = равенство.

3. Подходы постмодерна (феминизм, индивидуальный подход) – представление об учащемся складывается как об уникальной личности. Равенство возможно только в гибких образовательных системах, которые могут подходить под индивидуальные программы.

4. Компенсаторный подход – рассматривается образование как механизм восстановления социальной справедливости. Равенство можно и нужно нарушать, если этого требует справедливость. Второй вариант: образование – компенсация затрат человека при исполнении определенной функции.

Бернстайн – теория лингвистических кодов. Неудачи в образовании связанны с языком. Сравнивал вербальные и невербальные показатели выходцев из рабочих семей и пришел к выводу, что они выполняли задания, связанные с языком хуже. Система образования строится на ограниченном языке, а выходцы из рабочих семей говорят на общем – провалы. Теория эмпирически не подтвердилась.

Боулз, Гиттис – теория соответствия. Педагогика для элиты развивает лидерские качества, а для рабочих – послушание. Эта теория была преобразована в теорию сопротивления.

Уиллс. Отношения между молодежью и школой как партизанская война. Рабочая молодежь – неудачники, которые превращаются в борцов. Но итоги восстания все равно приводят к возврату к рабочему.

Бурдье – теория образовательного неравенства. Образовательные успехи зависят не только от личных усилий, но и от культурного капитала (габитус). Культурный капитал способствует развитию независимо от социального положения. Образовательное неравенство формируется еще задолго до школы – первичный классовый эффект. Ребенок из низов часто выбирает траектории, приводящие к занятию позиций с низким статусом, даже при наличии хороших показателей в школе. В 2000 годы теория Будье была опровергнута исследованием Хаббарда и Бродерии.преподаватели не ценят больше наличие элитной культуры, они ценят хорошую учебу, отсутствие проблем с поведением, предпочтение к девочкам, принадлежность к высокостатусным группам.

Теория социальной дифференциации доступа к образованию. Как образовательное неравенство влияет на социальное неравенство. Результат исследования: снижение неравенства в образовательных возможностях не приводят к снижению социального неравенства. Классовое происхождение влияет на принятие решения. Умеренный успех семья может расценивать как достаточный, если ребенок достиг более высокого статуса, чем у его семьи сейчас. Низкостатусные семьи раньше достигают удовлетворение успеха детей. Ценность образования для разных классов разная.

Помимо внешних причин есть еще и внутренние.. использование барьеров не только ограничивает, но и стимулирует.

12. Учение как вид социокультурной деятельности. Учение означает основное внутреннее содержание образования.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков, необходимых в конечном счете для выполнения трудовой деятельности. Особенность учебной деятельности состоит в том, что она прямо служит средством психологического развития индивида.

Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это прежде всего процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Сообщая учащимся знания, преподаватель учит их мыслить и наблюдать, выражать понятое в речи. Ученик овладевает не только знаниями, но и способом самостоятельно мыслить, добывать знания. Хорошо организованное обучение носит воспитывающий характер. В процессе обучения формируется личность ученика: ее направленность, волевые черты характера, способности и т. д.

Требуется обратить внимание на культурные ценности, по поводу освоения которых «складывается процесс учения как вид социокультурной деятельности», и рассмотреть социологию образования как подотрасль социологии культуры

Для обозначения этого процесса используется ряд терминов: учение, обучение, научение, образование и др. Чем же учение отличается от образования, что в нем такого, что делает его относительно самостоятельным? Концепции учения тяготеют к трем направлениям. Среди них усвоение: 1) знаний, 2) опыта, 3) культуры.

Последовательный же социокультурный подход к анализу учения предполагает в качестве ведущей категории «ценность», которую он определяет как основную категорию и социологии культуры, и социологии образования.

Учение выражает основное содержание образования. В свою очередь образование можно рассматривать как определенную систему учебных форм деятельности. Оно интегрирует различные виды учебной деятельности в единую социальную систему, ориентируя их на социальный заказ, на социокультурные потребности общества».

Что нового вносит «социологический» анализ учения ставшее уже традиционным пониманием образования? Новым, пожалуй, в данном случае следует признать попытку представить систему образования как сумму технологий процесса учения. С этой точки зрения вполне уместен вопрос о моделировании феномена образования и его места в системе общественных потребностей. Метод моделирования сам по себе не вызывает возражений, вряд ли моделирование образовательных процессов нуждается в оправдании. Еще древние конструкторы и архитекторы прежде чем приступить к строительству различных механизмов, сооружений, зданий, часто создавали их уменьшенные модели. Известны и теоретические модели социальных конструкций

13. Понятие учебного процесса. - совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагога и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков, формирование умения применять их в жизни, на практике, развитие самостоятельного мышления, наблюдательности и других познавательных способностей и личностных качеств учащихся.

Преподавание - это деятельность педагога (преподавателя) по сообщению учебной информации, контролю за ходом и итогами организованного учения. Говоря о взаимодействии педагога и учащихся, следует иметь в виду, что при этом управляющей стороной является педагог. Именно он воздействует на учащегося, сообщает ему учебную информацию, формирует у него знания, умения и навыки, воспитывает качества его личности. Без педагогического руководства, без педагогического воздействия нет и педагогического процесса, нет учебного процесса. В то же время, как бы активно ни стремился педагог эффективно организовать учебный процесс, если при этом нет активной деятельности самих учащихся к предмету, процесс обучения фактически не протекает.

Содержание процесса обучения определяется содержанием образования, которое реализуется в ходе учебного процесса. Содержание образования отражено в учебной программе соответствующего предмета, курса. В содержании образования воплощены общие цели, стоящие перед соответствующей системой образования, а также цели конкретного учебного процесса. Эти цели определяют выбор педагогических средств осуществления процесса обучения

Процесс обучения призван осуществлять три основные функции:

Образовательная функция заключается в формировании у учащихся системы научных, технических, и производственных знаний - фактов, законов, закономерностей.

Воспитательная функция проявляется в том, что обучение постоянно - воспитывает учащихся. Основная задача педагога (преподавателя)максимально использовать воспитательные возможности процесса обучения для формирования у учащихся лучших качеств.

Развивающая функция проявляется в формировании у учащихся рациональных приемов мышления: анализа, синтеза, сравнения, обобщениях.

14. Социально-психологический аспект образования. Образование и личность. В рамках образования социальная психология рассматривает социальные взаимодействия и обучение. Социальные взаимодействия и обучение - это направление в психологической науке, рассматривающее процессы и механизмы учения в связи с природой и особенностями социальных взаимодействий.

Образование на сегодняшний день - это главный источник передачи ценностей, оно позволяет:

-осуществлять адаптацию к новым жизненным условиям,

- удерживать процесс воспроизводства социального опыта,-

закрепить в общественном сознании и практике новые ориентиры общественного развития.
Современная школа, отвечающая задачам современных социокультурных условий, должна выстраивать свою работу по заданным направлениям, подбирать людей под свои задачи и «выращивать» свою образовательную среду и создавать собственный менталитет. Коллектив, создающий новую школу, должен отчетливо представлять, зачем и как он должен работать и насколько уникальным будет деятельность, чтобы понимать и оценивать значение нелегкого педагогического труда.

Личность - феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием. Структура личности - целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения. Личность - саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.

Посредством образования происходит трансляция культуры от одного поколения другому.

С одной стороны, на образование оказывают влияние экономическая и политическая сферы общественной жизни, а также социокультурная среда — национальные, региональные, религиозные традиции (поэтому модели и формы образования значительно отличаются друг от друга: можно говорить о русской, американской, французской системах образования).

С другой стороны, образование — относительно самостоятельная подсистема социальной жизни, которая может оказывать влияние на все сферы жизни общества. Так, модернизация образования в стране позволяет в дальнейшем повысить качество трудовых ресурсов и, следовательно, способствовать развитию экономики. Гражданское образование способствует демократизации политической сферы общества, юридическое — укреплению правовой культуры. В целом качественное образование формирует гармоничную личность как в общекультурном плане, так и в профессиональном.

Образование имеет большое значение не только для общества, но и для индивида. В современном обществе образование — это основной «социальный лифт», который позволяет талантливому человеку подняться из самых низов общественной жизни и добиться высокого социального статуса.

 

 

15. Образование как фактор социальной дифференциации и социальной мобильности.

В последние несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации был связан с достижениями науки и образования. Образование выступает не только одним из важных факторов социализации и социокультурной интеграции человека, но также повышения уровня социально-экономической мобильности.

П. Сорокин под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта от одной социальной позиции к другой. П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Одним из лифтов вертикальной мобильности служит образование.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

- с одной стороны, глобализация и ᴨȇренос отношений соᴨȇрничества из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в область информационных технологий требует определенного уровня образования и культуры;

- с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обесᴨȇчить, во-ᴨȇрвых, преемственность положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных ценностей, необходимых для возникающих социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной собственности и предпринимательства богатство стало общепризнанным критерием социального усᴨȇха, социальной защищенности и возможности продвижения в высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие ᴨȇредовых технологий дает толчок появлению множества новых профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности как добровольной, ориентированной на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального престижа" указывал во-ᴨȇрвых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии.

Проблема женской мобильности, связанной с образованием, в условиях трансформирующегося общества приобретает достаточно большое значение для любой социальной структуры. Однако для России характерной особенностью является серьезное влияние на возможность "восхождения" женщины "советского гендерного порядка".

Показательным является то, что хотя женщины составляют более половины населения России, численность их в органах как представительной, так и законодательной власти крайне мала, а женщина в роли политического лидера представляет собой редкое исключение.В качестве отличительной черты большинства россиянок сохраняется навязанное гендерным порядком советского общества принятие роли работника второго сорта на рынке труда.

 

16. Образование как социальный институт, структурный компонент. Социальные институты — ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества. В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования, благодаря которому накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции передаются новому поколению людей и усваиваются им.

Зарождение образования, как общественного института, функционирующего для передачи письменности и научных знаний, является важной составной частью великого поворота в жизни общества – перехода от первобытной общины к классовому обществу, от варварства к цивилизации, что означало колоссальный шаг по пути социального прогресса. К признакам социального института относятся:

§ совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

§ система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

§ система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

§ материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

§ общественно признанная миссия, цель, идеология.

Образование — социальный институт культуры, обеспечивающий воспроизводство и развитие общества путем организованной передачи социального опыта в виде знаний, умений, навыков. К основным функциям образования относят адаптационную (подготовку к жизни и труду в обществе), профессиональную (обучение специалистов), гражданскую (подготовку- гражданина), обще культурную (приобщение к культурным ценностям), гуманистическую (раскрытие личностного потенциала) и т.д.

 

17. Уровни образования и виды образовательных учреждений.

Уровни образования:

В соответствии с «Законом об образовании Российской Федерации", образование в нашей стране делится на общее и профессиональное.

Уровни общего образования

· начальное общее, (начальная школа)

· основное общее (9 классов)

· и полное общее, которое раньше называлось просто средним. (11 классов).

Причем основное общее образование является обязательным. Оно соответствует 9 классам школьного обучения. Человек, который получил аттестат об окончании основного общего образования, может выбирать, продолжать ли общее образование или начинать образование профессиональное.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: