Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.
Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.К числу наиболее значимых оснований относятся:По масштабам решаемых социальных проблем:универсальные социальные технологии;частные социальные технологии.К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным - конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.
По уровню социальной деятельности:глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;региональные социальные технологии, дающие эффектприрешениипроблем в условиях конкретного региона;национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределахконкретного государства;муниципальные и пр.
По характеру решаемых задач:функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; - технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
По характеру воздействия на социальные процессы:формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
|
По характеру и содержанию используемых средств:
организационно-распорядительные и административные социальные технологии;социально-правовые технологии;медико-социальные технологии;психологические технологии;педагогические технологии и т.п.
Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:социальные технологии, ориентированные на созидание;социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии3.
Таким образом, социальные технологии - это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.
3 вопр.
I этап. Появление социальных технологий в виде «прототехнологий» – как технологий управления в пределах различных конкретных форм аграрных цивилизаций; это появление можно связать с появлением слоёв общества. Данный процесс был связан с возникновением общественного разделения труда и появлением в связи с этим прибавочного продукта, наличие которого и позволило возникнуть тем, чьей функцией было исключительно управлять. Поскольку всякое развитие нуждается в управлении, то возникновение «классов» управляющих, при всех огромных социальных издержках этого процесса, имело огромное значение в деле развития цивилизаций.
Всякий «правящий класс» имеет объективную задачу – управлять, управлять развитием системного целого – общества (и его отдельных структур и элементов). Разумеется, при этом его представители никогда не забывают о своих частных интересах, но это – вторично, без выполнения объективной задачи управлять никакие «эксплуататоры» немыслимы.
В этот длительный период практически отрабатываются технологии управления:
|
без СМИ;
без внедрения одной главной идеи (это начинается лишь с эпохой христианства);
без наличия массовых коммуникаций – и так далее, со всеми особенностями и ограничениями «аграрной эпохи» («первой волны», «доиндустриального общества»).
К «социальным технологиям» этого периода можно условно отнести: администрирование, законодательство, судебную систему, мораль и так далее.
«Технологичность» этого времени – на уровне ремесла: технологии управления усваиваются по преимуществу детьми правящих классов, вне специальной, письменно зафиксированной рефлексии, от старших к младшим, по принципу прямого научения (или подражания).
II. Переходный этап: 16 – 19 вв.
Этот период характеризуется:
|
изобретением массовой школы,
возникновением дисциплинированной рабочей силы Нового времени,
появлением СМИ,
возникновением науки и техники и достижением ими высокого уровня зрелости, результатом чего явилось появление нового типа мышления, связанного с идеей управления всего и вся, и, соответственно, управляемости,
появлением идеи социальных институтов, которыми можно и нужно управлять,
приходом к власти разнородного «третьего сословия».
Крайне важным было зарождение в этот период предпосылок для возникновения новых социальных технологий – использующих СМИ, массовых по охвату, базирующихся на наличии идеологических систем и пропагандистских машин.
III. Появление пропаганды в начале ХХ века в современном понимании этого слова – как отрефлексированных социальных технологий для элиты общества.
IV. Примерно с 1950-х годов – возникновение социальных технологий (в широком смысле) для нужд массового управления, на всех уровнях социально-экономической иерархии (социальных технологий в «широком» смысле этого слова). Вехами данного процесса являлись, в частности:
возникновение концепций массового общества (с начала ХХ в., Европа, США),
появление технологий массового обучения (Италия, Россия и СССР, 1900-1950-е)),
появление индустрии рекламы (в к. XIX-н. XX в.),
зарождение менеджмента (1920-30-е гг., США),
появление массовой психологии и психотерапии (1950-е гг., Европа, США),
возникновение маркетинга и связей с общественностью (1950-е гг., прежде всего США),
конфликтологии (1960-е гг., Европа, США),
NLP (1970-е гг., США).
4 вопр.
Само понятие “социальные технологии” трактуется учеными неоднозначно. Одни исследователи (Н. Стефанов, А. Зайцев) в основу определения кладут принцип деятельного целеполагания. По мнению Н. Данакина, важнейшим проявлением технологичности является процесс направленного воздействия на социальный объект. «Технология социальной работы - это алгоритм деятельности, в результате которой достигается определенная социальная цель и преобразуется объект воздействия. Эта деятельность не сводится к одноразовому акту воздействия, а представляет собой процесс, который характеризуется сменой содержания, форм, методов, которые циклично повторяются при решении каждой новой задачи в социальной работе. Технология социальной работы— это одна из отраслей социальных технологий, ориентированных на социальное обслуживание, помощь и поддержку граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Анализ многочисленных определений понятия “социальные технологии” позволяет выделить три уровня его осмысления: - Как область социологических знаний - Как часть механизма управления - как рациональный способ Классификация социальных технологий: — социально-экономические; — социально-политические; — социальные; — духовные. Принципы: 1. Точная и четкая формулировка собственных целей, применительно к данной конкретной ситуации. 2. Определение целей других лиц и организаций, на которые предполагается направлять воздействие. 3. Определение характера взаимосвязи целей других лиц и организаций, на которые оказывается воздействие, а также взаимосвязь возникающих задач. 4. Определение вероятных последствий достижения сформулированных целей. Многие цели могут оказываться по сути средством достижения других, более отдаленных или побочных целей. Поэтому, если не учитывается возможность побочных результатов, это может привести к непредвиденным последствиям. 5. Определение обстоятельств, как способствующих, так и препятствующих достижению поставленных целей, причин их существования или появления. 6. Выявление переменных проблемной ситуации — управляемых и неуправляемых. Большинство людей подходит к решению проблем со своими уже сложившимися представлениями о влияющих на них факторах. Это представление обусловлено образованием, жизненным опытом и информированностью. Стоит эти представления «законсервировать», и они лишают нас творческого подхода к постановке и решению проблемы. Виды: - инновационные(по степени новизны) - традиционные (технологии прошлого опыта). - правового обеспечения функционирования общества; - политические технологии административно-властного регулирования; - экономического функционирования общества, развития собственности; - информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей; - духовно-культурного развития; - обеспечения социального функционирования общества. Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство. Методы воздействия: - административный - распорядительный - социально – экономический - социально- педагогический - социально – психологический - юридический С начала 90-х гг. XX в. и фактически по настоящее время идет интенсивная научная разработка проблем, связанных с технологиями социальной работы. Понятие "технология социальной работы" является родовым собирательным понятием. Во-первых, технология социальной работы является прикладной частью теории социальной работы, которая изучает и разрабатывает методологические основы формы, методы и средства взаимодействия и взаимодеятельности с человеком в проблеме по выявлению его способности и готовности к активному социальному функционированию, а также выработку и реализацию программ и конкретных мер восстановления его социальности. Во-вторых, технологию социальной работы можно представить как установленную последовательность (алгоритм) деятельности по осуществлению функционирования всех личностных, инструментальных, методологических и методических средств деятельности с человеком в проблеме. В-третьих, технология социальной работы-это управление процессом субъектно-объектно-субъектного взаимодействия с человеком в проблеме в данное время и в данном социальном пространстве. В-четвертых, технологию социальной работы в самом общем понимании можно определить как человеческое знание в его продуктивном состоянии. Следует заметить, что в материальной сфере человеческой жизнедеятельности использование технологий предполагает собой жесткую логику конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата. Технология социальной работы - это иной, интегративный тип технологий, в котором органично соединены компоненты рационального и эмоционального, духовного и материального, действительного и возможного, исполнительского и творческого. Это ресурсонасыщенная технология. С ее помощью можно активизировать как объект, так и субъект взаимодействия, интенсифицируя использование их творческого потенциала. Именно в процессе реализации технологий социальной работы происходит человекотворчество, т. е. выращивание нового образа мысли и действия человека в проблеме. Технология (от греч. -искусство, мастерство, умение)- это совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки...1, продуманная система знаний, умений о том, как и каким образом цель воплощается в результат. Технология социальной работы в самом общем понимании есть человеческое знание в его продуктивном состоянии. Следует заметить, что использование технологий предполагает собой жесткую логику конкретных действий, осуществление которых сопряжено с получением намеченного результата. С их помощью можно активизировать как объект воздействия, так и субъект взаимодействия. В процессе взаимодействия происходит человекотворчество, т. е. выращивание "нового образа мысли", а значит и человека.
Источник: https://refleader.ru/otrujgatyjge.html