Требования, предъявляемые к изучению дисциплины




Кафедра «Мировая экономика и статистика»

И.А. Краснобокая

 

СТАТИСТИКА

 

Методические указания

по самостоятельной работе студентов

 

 

Дисциплина – «Статистика»

Специальность – 080601 «Статистика»

 

Печатается по решению редакционно-

Издательского совета Орел ГТУ

 

 

Орел 2008

Автор: канд. эконом. наук, доц. каф. МЭиС И.А. Краснобокая

 

Рецензент: д-р эконом. наук, проф. каф. ЭиМ С.А. Никитин

 

Методические указания по самостоятельной работе студентов по дисциплине «Статистика» содержат общие положения, требования, предъявляемые к изучению дисциплины, необходимые рекомендации по работе с учебной и научной литературой, тематику курсовых работ, тестовые и контрольные вопросы, задачи для подготовки к экзамену и список рекомендуемой литературы.

Предназначены студентам специальности 080601 «Статистика» очной формы обучения, изучающим дисциплину «Статистика».

Редактор Е.Е. Кононова

Технический редактор С.И. Трофимов

 

Орловский государственный технический университет

Лицензия ИД №00670 от 05.01.2000 г.

 

Подписано к печати 29.09.2008 г. Формат 60х84 1/16

Печать офсетная. Усл. печ. л. 4,0. Тираж 10 экз.

Заказ №________

 

Отпечатано с готового оригинал-макета

в ООО «СтройИндустрияИнвест»

302020, г. Орел, Наугорское шоссе, 29.

© ОрелГТУ, 2008


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………….  
1. Общие положения……………………………………………..  
2. Требования, предъявляемые к изучению дисциплины……...  
3. Календарно-тематический план самостоятельной работы студентов по дисциплине………………..……………………  
4. Работа с учебной и научной литературой по дисциплине….  
5. Тематика курсовой работы по дисциплине…………………  
6. Тестовые задания для промежуточного контроля знаний по дисциплине…………………………………………………  
6.1 Тесты по общей теории статистики  
6.2 Тесты по микроэкономической статистике  
6.3 Тесты по макроэкономической статистике  
7. Вопросы для самоконтроля и подготовки к экзамену по дисциплине……………………………………………………….  
8. Типовые задачи для подготовки к экзамену по дисциплине.  
Рекомендуемая литература по дисциплине ……………………  

 


Введение

 

Получение специального образования в вузах предполагает активную самостоятельную работу студентов, на которую отводится свыше сорока процентов общего бюджета времени.

Самостоятельная работа студента ведется преимущественно в свободное время для подготовки к лекционным, практическим занятиям, текущей и итоговой аттестации. Вместе с тем самостоятельную работу возможно проводить и в аудиторное время под руководством преподавателя.

Самостоятельная работа студента подчиняется целям формирования качеств, предусмотренных квалификационной характеристикой специалиста - выпускника высшего учебного заведения; формирования понимания ее как обязательной работы, осуществляемой как в аудиторное, так и во внеаудиторное время; развития мотивов, побуждающих к сознательному и систематическому ее осуществлению; обучения рациональным приемам самостоятельной работы; организации работы, включающей планирование, контроль за ходом самостоятельной работы как в самом учебном заведении, так и вне его.

Методические указания по самостоятельной работе студентов составлены в соответствии с требованиями ГОС ВПО и учебным планом специальности 080601 «Статистика», рабочей программы дисциплины «Статистика», и окажут практическую и методическую помощь студентам при изучении данной дисциплины.

 


ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Успешная работа студентов на практических занятиях, а в последующем и при аттестации, во многом зависит от выполнения заданий по само­стоятельной (индивидуальной) работе. Эти задания даются по соответствующим темам дисциплины и включают самостоятельное изу­чение и проработку рекомендуемой литературы (без рассмотре­ния выносимых вопросов на лекциях); решение задач, произ­водственных ситуаций; работу с материалами статистических ежегодников.

Самостоятельная работа студентов обязательно контролируется: проверяется выполнение текущих и домашних заданий, контрольных работ, проводится устный или письменный опрос, тестирование.

Студентам необходимо помнить, что самостоятельная работа должна носить систематический характер, а не ориентироваться на так называемый «штурм» во время экзаменационной сессии. Она не должна сводиться только к подготовке к очередным практическим занятиям, а также во время экзаменационной сессии; или восприниматься только как самостоятельная работа с книгой, завершенность этого процесса требует решительного усиления в ней практических упражнений, позволяющих студентам самостоятельно овладеть необходимым профессиональным мастерством, развивать у себя профессиональные навыки, умения и качества. Все это только за время аудиторных часов невозможно осуществить на должном уровне.

Практические занятия, предусмотренные учебным планом, позволяют получить только элементарные умения, но не навыки. Отдача от самостоятельной работы повышается, когда и преподаватели, и студенты понимают ее как обязательную работу, пронизывающую весь процесс обучения и осуществляемую в аудиторное (под руководством преподавателя) и во внеаудиторное время.

Учебу и самостоятельную работу студентов следует рассматривать как специфическую деятельность, требующую определенной подготовки к ней, овладения знаниями, навыками, начиная с первого курса обучения.

Самостоятельная работа начинается уже на лекциях, где студент должен уметь составить конспект, и дополнить его во время самостоятельной работы с литературой.

Самостоятельная работа может дать полный эффект лишь при осознанном отношении самого студента к ней и развитии у него мотивов, формирующих такое отношение. Необходимо заметить, что родовое латинское понятие «студент» расшифровывается как «усердно работающий, жаждущий знаний». В современной дидактике широкое признание получила концепция, согласно которой студентов надо не столько «наполнять» знаниями, сколько готовить самостоятельно приобретать их в процессе повседневной деятельности.

При изучении дисциплины «Статистика» большую роль в приобретении навыков играет практикум, выполняемый студентами самостоятельно в домашних условиях. Задания практикума строятся с нарастающей сложностью по темам дисциплины, что позволяет выработать навыки самостоятельного поиска при решении ситуационных задач. Так, первые задания практикума требуют приобретения навыков поиска статистического материала, его выборки, графического отображения, выявления зависимостей, определения изменений динамических рядов, обобщения и умения сделать выводы по расчетам.

Большое значение в процессе обучения имеет научно-исследовательская работа студентов, цель которой научить их поиску новых знаний, формированию умения письменно излагать свои мысли, подготовить их к необходимости занятий творческой работой и после окончания вуза. В процессе подготовки научной работы студент учится самостоятельно работать с научной литературой, знакомится с последними публикациями по исследуемой проблеме. Это позволяет ему по-иному осмысливать учебный материал дисциплины, так как, изучая литературу, студент сталкивается с различными точками зрения, учится обобщать и излагать материал.

Для получения хороших профессиональных знаний студентов по статистике в высших учебных заведениях необходимо создание системы организации самостоятельной работы, включающей в себя как организационные, так и методические мероприятия.

Естественно, самостоятельная работа, как сложный и основной вид умственного труда, имеет свои закономерности, методику организации и определенную взаимосвязь между ее составными частями. Оказать помощь студенту в организаций самостоятельной работы, предостеречь от возмож­ных ошибок и излишней, непроизводительной траты времени, дать необходи­мые рекомендации – таковы цели данных методических указаний.

 


Требования, предъявляемые к изучению дисциплины

 

В результате изучения материала дисциплины «Статистика» студент должен иметь представление о роли статистики в современном мире; истории ее развития; о статистическом мышлении; о методике статистического исследования; о системе экономико-статистических показателей; о системном подходе при статистическом исследовании хозяйственной деятельности предприятия и обеспечении его конкурентоспособности на рынке.

В результате обучения студент должен:

- знать:особенности статистического анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей, характеризующих состояние и управление деятельностью предприятия; основы современного предвидения и учета возникновения позитивных и негативных тенденций экономического развития, разработки мероприятий по локализации и устранению недостатков, определения потребности в изменениях и нововведениях; современные статистические методы получения и обобщения характеристик, агрегирования информации и ее обработки с помощью информационных технологий; статистические показатели, методику их расчета и особенности их интерпретации; формы статистической отчетности в России.

- уметь:организовать и провести статистическое наблюдение; строить статистические таблицы; исчислять обобщающие статистические показатели; анализировать статистические данные и формулировать выводы, вытекающие из анализа данных; применять статистические методы при анализе и проектировании систем управления, при разработке управленческих решений; использовать особенности статистического анализа и обобщения экономических, социальных и организационных показателей; грамотно использовать навыки ведения статистического учета; способы оценки трудовых ресурсов, производительности и оплаты труда, уровня использования финансовых и производственных ресурсов, состояния национального богатства, уровня жизни населения, занятости и безработицы, ресурсов финансового сектора экономики; особенности статистического моделирования и построения прогнозных значений показателей финансово-экономической деятельности исследуемых объектов хозяйствования на основе изучения их динамики и закономерностей развития.

- владеть: специальной статистической терминологией и лексикой дисциплины; навыками самостоятельного овладения новыми знаниями; методиками статистической обработки социально-экономической информации и разработки рекомендаций по использованию выявленных резервов повышения эффективности производственно-хозяйственной и финансовой деятельности; навыками работы с источниками первичной информации по вопросам оценки производственно-хозяйственной и финансовой деятельности и ее экономико-статистического анализа.

Приобретенные студентом в процессе изучения дисциплины «Статистика» знания и умения могут быть использованы в практической профессиональной деятельности, а именно:

- для получения и обобщения социально-экономической информации и ее обработки с использованием информационных технологий;

- для анализа и прогнозирования коммерческой деятельности с применением количественных экономико-математических моделей и методов;

- для аналитической обработки учетной и отчетной информации с целью принятия хозяйственных решений и получения оценки эффективности функционирования объектов.

В процессе самостоятельной работы студентам следует уделить особое внимание современным задачам и тенденциям развития статистики.

При изучении дисциплины студентам следует руководствоваться «Программой по дисциплине «Статистика» для студентов высших учебных заведений, построенной на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, использовать учебники, а также учебно-методичес­кие пособия и методические указания для студентов по дисциплине «Статистика». Рекомендуемый список литературы по дисциплине приведен в конце методических указаний.

Работа студентов специальности 080601 «Статистика» над изучением дисциплины «Статистика» складывается из следующих основных элементов:

1. Лекция преследует цель ознакомить студентов с соответствующей тематическому плану, темой дисциплины, с ее основными вопросами, определениями и понятиями, предметом и методикой самостоятельной работы по теме.

2. Практические занятия - это творческий процесс, главной задачей которого является научить студентов самостоятельно мыслить, аргументировано излагать, углублять и закреплять знания, полученные на лекционных занятиях и в процессе самостоятельной работы, уметь применять приобретенные знания на практике, а также критически воспринимать прочитанное, услышанное и экономически обосновывать свою точку зрения. Каждое практическое занятие требует от студентов особой подготовки: изучение рекомендуемой литературы, просмотр конспекта лек­ций и при необходимости составление тезисов выступлений по отдельным вопросам темы.

Практические занятия проводятся в соответствии с планом, который со­держит основные вопросы, подлежащие рассмотрению. Для фор­мирования у студентов практических навыков преимущественно все практические занятия предусматривают решение (выполнение) задач, про­изводственных ситуаций, тестов, проведения деловых игр, в том числе на основе использования финансовой, бухгалтерской документации и реальной статистической информации.

На практическом занятии возможно сочетание обсуждения вопросов в форме развернутой беседы с докладами по наиболее актуальным и сложным проблемам темы. Более или менее ши­рокое привлечение докладов зависит от степени подготовленно­сти группы (студентов), от изучаемой темы и пр.

3. Самостоятельная работа - является основным методом глубокого и творческого изучения дисциплины. Она слагается из изучения рекомендованной программой дисциплины обязательной литературы (произведений отечественных и зарубежных ученых, учебных пособий и дополнительной литературы), а также из самостоятельного решения практических задач и тестовых заданий, выполнения курсовой работы. Приступая к изучению дисциплины, в первую очередь необходимо уяснить основ­ное содержание и «границы» каждой темы по учебным пособиям. Только пос­ле этого следует приступить к изучению и конспектированию основных положений материалов рекомендованных программой. При ином порядке работы изучение рекомендованных источников может оказаться неглубоким, важные моменты могут быть упущены. При изучении дисциплины необходимо стремиться к тому, чтобы понять и раскрыть связь теоретических положений с изучаемой проблемой, вопросом, с каждой темой, а также связь с практикой и задачами статистики на современном этапе развития. Рекомендуется обратить внимание на связь изучаемой темы с будущей профессиональной деятельностью, на выработку навыков решения практических задач, посвященных экономико-статистическому анализу первичной статистической информации.

4. Курсовая работа является одним из видов самостоятельной работы студентов, выполняемой под руководством преподавателя. Курсовая работа выполняется на основе знаний, полученных студентами при изучении общей теории статистики, микроэкономической статистики, макроэкономической статистики и на материалах конкретных предприятий промышленности, торговли и других отраслей экономики, кредитно-финансовых государственных учреждений и организаций различных форм собственности.

Курсовая работа имеет целью:

- систематизацию, закрепление и расширение теоретических знаний, полученных студентами в процессе изучения статистической науки;

- приобретение практических навыков применения научных методов статистического исследования деятельности предприятий, организаций, учреждений и решения конкретных задач в области микро- и макроэкономической статистики;

- повышение качества профессиональной подготовки экономистов-статистиков в соответствии с современными квалификационными требованиями.

Выполнение курсовой работы по дисциплине «Статистика» предполагает изучение не только учебно-методического и нормативного материала, научной литературы, монографий, статей в сборниках научных трудов и периодических изданиях по выбранной теме, но и изучение практического опыта по организации и проведению статистической работы на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Основными практическими материалами для курсовой работы являются отчеты предприятий, организаций, учреждений, их подразделений за последние три года, бизнес-план, данные первичных бухгалтерских документов и периодической бухгалтерской, финансовой, статистической отчетности, а также материалы и сборники Росстата.

При написании курсовой работы студент должен применить основные методы и приемы статистического анализа производственно-хозяйственной, экономической и коммерческой деятельности предприятий, организаций и учреждений, раскрыть выполнение производственной программы за отчетный период и изменения по сравнению с прошлыми периодами, установить тенденцию развития во времени, определить влияние факторов на динамику результативных показателей с использованием методов статистики, оценить достигнутые результаты, выявить неиспользованные резервы роста объемов производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), повышения эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, снижения себестоимости продукции и роста доходности, повышения финансовой устойчивости, деловой и инвестиционной активности, и указать пути устранения выявленных недостатков.

Выбор темы курсовой работы студентом производится самостоятельно с учетом профессиональных интересов, специализации и возможности получения исходных данных об объекте исследования. Перечень тем курсовых работ по дисциплине «Статистика» представлен в разделе 5. Выбранная студентом тема закрепляется руководителем в задании на выполнение курсовой работы.

Текущий контроль за ходом выполнения курсовой работы, проверка завершенной работы осуществляется руководителем курсовой работы.

5. Тестирование как вид самостоятельной работы, требует от студента более тщательного изучения учебного материала, акцентирования внимания на определениях, терминах, содержании и классификации понятий. Блок тестовых заданий распределен по каждому разделу дисциплины и представлен в разделе 6 методических указаний.

6. Подготовка к зачету и экзамену, как один из самых ответственных видов самостоятельной работы, требует от студента максимального внимания и усердия. Методические указания содержат перечень контрольных вопросов и типовых задач по всему курсу статистики. Контрольные вопросы, представленные в разделе 7, обобщают весь изученный теоретический материал дисциплины, а типовые задачи представленные в разделе 8, закрепляют полученные в ходе аудиторных практических занятий расчетно-аналитические навыки и умения. Представленные контрольные вопросы и типовые задачи предназначены для подготовки к заключительному экзамену по дисциплине.

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: