Тема 5. Методика разработки разделов: «Исследование и анализ рынка сбыта», «Конкуренция»




 

План проведения занятия

1. Опрос по основным вопросам темы:

- - структура и содержание раздела «Исследование и анализ рынка сбыта»

- методология исследование рынка сбыта.

- оценка конъюнктуры рынка.

- структура и содержание раздела «Конкуренция и конкурентное преимущество»

- оценка конкурентоспособности продукции (услуг).

- оценка конкурентоспособности предприятия.

2. Прослушивание докладов, рефератов, анализ их содержания с группой

3. Выполнение и разбор тестовых заданий

4. Решение типовых задач

5. Формулировка задания для самостоятельной работы

 

Вопросы, выносимые на обсуждение. Тексты задач

1. Перечислите этапы исследования рынка в процессе бизнес-планирования.

2. Что такое дизайн исследования рынка?

3. Что такое сегментация рынка? Для чего она используется?

4. По каким основным признакам можно классифицировать рынки?

5. Какие цели достигает предприятие с помощью сегментации рынка?

6. По каким признакам можно сегментировать рынок?

7. Что такое целевой рынок, рыночная ниша?

8. В чем отличие ниши от сегмента рынка?

9. В чем отличие маркетинга, ориентирующегося на вертикальную нишу, от маркетинга, ориентирующегося на горизонтальную нишу?

10. Каковы критерии оценки привлекательности рынка?

11. Какие показатели характеризуют конъюнктуру рынка?

12. Какие факторы могут быть использованы для оценки преимущества в конкуренции (конкурентоспособности)?

13. Раскройте сущность понятий конъюнктуры рынка, спроса, емкости рынка.

14. Каким образом осуществляется позиционирование рынка?

15. Охарактеризуйте методы прогнозирования, используемые в практике бизнес-планирования.

16. Что такое конкурентоспособность предприятия?

17. Какие способы оценки конкурентоспособности предприятия вам известны? Раскройте их сущность.

18. Какие требования предъявляются к выбору факторов оценки конкурентоспособности предприятия в бизнес-плане?

19. Охарактеризуйте вероятные методы конкурентной борьбы в зависимости от степени доминирования фирмы на конкурентной карте рынка.

20. Какие вам известны недобросовестные методы конкуренции? Почему их использование нерационально в расчете на долгосрочную перспективу деятельности фирмы?

Задачи для самостоятельной работы:

Задача 1. Население города обслуживают пять фирм по пошиву одежды с объемом реализации: 1 – 200 тыс. руб.;2 – 730 тыс. руб.; 3 – 125 тыс. руб.; 4 – 573 тыс. руб.; 5 – 330 тыс. руб. Определить емкость рынка, долю рынка каждой фирмы. Возможно ли увеличение емкости рынка, если платежеспособный спрос населения на данный вид услуг, по данным опроса экспертов, составил 2500 тыс. руб.

Задача 2. В бизнес-плане фирмы определена цель: обойти конкурирующую фирму по показателю доли рынка. Определить, достигнута ли цель, если общий объем рынка данного товара составляет 3900 тыс. руб. Доля рынка фирмы – 22 %, конкурента – 25 %. В анализируемом периоде фирмы дополнительно реализовано 1120 изделий по цене 125 руб. за каждое, а объем реализации фирмы-конкурента увеличился на 2%.

Список литературы

1. Бизнес-планирование: учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 815 с.

2. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. З. Черняка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 519 с.

3. Ушаков, И. И. Бизнес-план / И. И. Ушаков. - СПб.: Питер, 2008. - 222 с. - Кол-во экземпляров – 2.

4. Бизнес-планирование на компьютере / И. А. Баев - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316 с.

5. Пивоваров, К. В. Бизнес-планирование: [учебно-метод. пособие] / К. В. Пивоваров. - Изд. 8-е. - М.: Дашков и К, 2007. - 162 с.

6. Романова, М. В.Бизнес-планирование: учеб. пособие / М. В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ- ИНФРА-М, 2007. - 238 с.

7. Савельева, Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Н. А. Савельева, И. Ю. Бринк. -. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

8. Вест А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособие / Алан Вест; пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2004. – 478 с.

9. Вест А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособие / Алан Вест; пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2004.

10. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / РЭА им. Г. В. Плеханова; Под. ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 477 с. - Кол-во экземпляров – 2.

Тема 6. Методика подготовки плана маркетинга

План проведения занятия

1. Опрос по основным вопросам темы:

- структура и содержание раздела «План маркетинга»

- стратегия маркетинга

- товарная политика

- ценовая политика

- сбытовая политика

- разработка бюджета маркетинга

- методика разработки производственного плана

- расчет потребности в долгосрочных активах

- расчет потребности в оборотных активах

2. Прослушивание докладов, рефератов, анализ их содержания с группой

3. Выполнение и разбор тестовых заданий

4. Решение типовых задач

5. Формулировка задания для самостоятельной работы

 

Вопросы, выносимые на обсуждение. Тексты задач

 

1. В чем основная идея, заложенная в теории и практике маркетинга?

2. Из каких основных этапов состоит блок-схема маркетингового исследования?

3. Что означают понятия «микросреда и макросреда» с точки зрения маркетинговых исследований?

4. Что включают в себя контролируемые и неконтролируемые

факторы?

5. В чем особенности изучения «конъюнктуры рынка»?

6. Каковы основные направления маркетинговых исследования?

7. Назовите известные вам стратегии маркетинга и принципы их классификации.

8. Назовите основные виды товарных стратегий фирмы.

9. Существует ли связь между стадиями жизненного цикла товара и товарными стратегиями?

10. Каково влияние концепции жизненного цикла товара на выбор ценовой стратегии?

11. Что включает в себя ценовая тактика?

12. Раскройте сущность методов ценообразования.

13. В чем заключается рыночное страхование цен?

14. Что представляет собой инструментарий комплекса маркетинговых коммуникаций?

15. Укажите последовательность отражения рекламной деятельности в бизнес-плане.

16. Какие виды рекламных средств могут быть использованы при разработке рекламной деятельности в бизнес-плане?

17. Какие показатели используются для оценки эффективности рекламных средств?

19. По каким двум направлениям в бизнес-плане проводится анализ эффективности мероприятий рекламной кампании?

Задачи для самостоятельной работы:

Задача 1. Основной задачей ценовой политики бизнес-плана предприятия, специализирующегося на изготовлении женского платья, является ежегодное получение целевой прибыли в размере 800 тыс. руб. Средний уровень цен аналогичной продукции на рынке колеблется от 600 до 800 руб. Постоянные затраты равны 1470 тыс. руб. Переменные затраты в расчете на единицу продукции составляют 560 руб. Мощность предприятия – 10 000 изделий в год. Определить цену женского платья на основе графика безубыточности.

Задача 2. В бизнес-плане предприятия указана цена товара – 800 рублей. Срок поставки – через три месяца, начиная со дня подписания контракта. Цены будут рассматриваться в зависимости от номинального индекса заработной платы и среднего индекса цен на материалы и сырье. В бизнес-плане оговорено, что 80% роста затрат будет включено в новую цену, а 20% будет погашено самим производителем. Доля материальных затрат в цене товара – 50%, доля заработной платы в цене – 22%. Индекс цен на материалы составил 1,15. Индекс роста заработной платы – 1,02. Определить скользящую цену на продукцию предприятия.

 

Список литературы

1. Бизнес-планирование: учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 815 с.

2. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. З. Черняка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 519 с.

3. Ушаков, И. И. Бизнес-план / И. И. Ушаков. - СПб.: Питер, 2008. - 222 с. - Кол-во экземпляров – 2.

4. Бизнес-планирование на компьютере / И. А. Баев - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316 с.

5. Пивоваров, К. В. Бизнес-планирование: [учебно-метод. пособие] / К. В. Пивоваров. - Изд. 8-е. - М.: Дашков и К, 2007. - 162 с.

6. Романова, М. В.Бизнес-планирование: учеб. пособие / М. В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ- ИНФРА-М, 2007. - 238 с.

7. Савельева, Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Н. А. Савельева, И. Ю. Бринк. -. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

8. Вест А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособие / Алан Вест; пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2004. – 478 с.

9. Вест А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособие / Алан Вест; пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2004.

10. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / РЭА им. Г. В. Плеханова; Под. ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 477 с. - Кол-во экземпляров – 2.

11. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая // Справочная правовая система «Консультант плюс», «Гарант».

 

Тема 7. Методика подготовки плана производства

 

План проведения занятия

1. Опрос по основным вопросам темы:

- структура и содержание раздела «План производства

- методика разработки производственного плана

- определение потребности в основном оборудовании

- производственная программа

- расчет материальных затрат

- расчет затрат на оплату труда

- составление прогноза затрат бизнес-плана

2. Прослушивание докладов, рефератов, анализ их содержания с группой

3. Выполнение и разбор тестовых заданий

4. Решение типовых задач

5. Формулировка задания для самостоятельной работы

 

Вопросы, выносимые на обсуждение. Тексты задач

1. Какова последовательность изложения материала в разделе бизнес-плана «План производства»?

2. В каком случае производится расчет производственной мощности и потребности в оборотных средствах?

3. Как обосновывается в бизнес-плане производственная программа?

4. Какая связь существует между производственной программой и прогнозом продаж?

5. Какие сведения приводятся в бизнес-плане о субподрядчиках?

6. Укажите порядок отражения в бизнес-плане потребности в ресурсах.

7. Каков порядок расчета норматива оборотных средств по запасам сырья, основных и вспомогательных материалов?

8. Как определяется норматив оборотных средств по малоценным быстроизнашивающимся предметам и запасным частям?

9. Какие сведения приводятся в бизнес-плане по прогнозу затрат?

 

Задачи для самостоятельной работы:

Задача 1. Определите производственную мощность цеха и коэффициент использования мощности при следующих условиях: количество однотипных станков в цехе 100 единиц, с 1 ноября будет установлено еще 30 единиц, с 1 мая планируется выбытие 6 единиц, число рабочих дней в году 258, режим работы двухсменный, продолжительность смены – 8 часов, регламентированный процент простоев на ремонт оборудования – 6%, производительность одного станка –5 деталей в час; план выпуска за год – 1 700 000 деталей.

Задача 2. В цехе машиностроительного завода три группы станков: шлифовальные – 5 ед., строгальные – 11 ед., револьверные – 12 ед. Норма времени на обработку единицы изделия в каждой группе станков соответственно: 0,5 часа, 1,1 часа, 1,5 часа. Определите производственную мощность цеха, если известно, что режим работы двухсменный, продолжительность смены – 8 час; регламентированные простои оборудования составляют 7% от режимного фонда времени, число рабочих дней в году – 255.

Задача 3. Определите норматив оборотных средств предприятия по запасам сырья и материалов, если известно, что среднегодовое потребление материалов – 3 000 тыс. руб., величина транспортного запаса – 4 дня, подготовительного запаса – 1 день, текущего складского запаса – 10 дней, гарантийный страховой запас составляет 5% от величины текущего складского запаса.

 

Тема 8. Методика подготовки финансового плана

 

План проведения занятия

1. Опрос по основным вопросам темы:

- структура и содержание раздела «Финансовый план»

- финансово-экономические показатели бизнес-плана

- планирование основных финансовых показателей

- план прибыли и убытков

- план движения денежных средств.

2. Прослушивание докладов, рефератов, анализ их содержания с группой

3. Выполнение и разбор тестовых заданий

4. Решение типовых задач

5. Формулировка задания для самостоятельной работы

 

Вопросы, выносимые на обсуждение. Тексты задач

 

1. Как осуществляется приведение форм финансовой отчетности к требованиям международных стандартов?

2. Перечислите основные показатели финансово-экономического состояния предприятия. Как определяются эти показатели?

4. По каким направлениям выполняется анализ финансового состояния предприятия?

5. Опишите алгоритм получения комплексной оценки финансово-экономического состояния предприятия.

6. Какие методы финансового прогнозирования используются в бизнес-планировании?

7. В чем заключается финансовая оценка проекта?

8. Как определяются критический объем продаж и запас финансовой прочности?

9. Обоснуйте необходимость анализа безубыточности для разработки бизнес-планов.

10. Действительно ли постоянные издержки всегда остаются неизменными при изменении объема продаж компании?

11. Дайте определение точки безубыточности.

12. Какие экономические и финансовые показатели должны быть проанализированы при прогнозировании финансовых результатов проекта?

13. Перечислите этапы финансового планирования.

14. Перечислите основные методы финансового планирования.

15. Какова последовательность этапов анализа финансовых планов?

16. Как можно классифицировать финансовые планы по срокам действия?

17. Какие четыре обязательных условия (компонента) составляют инфраструктуру финансового планирования предприятия?

18. Перечислите основные методы прогнозирования.

19. Прокоментируйте, каким образом ниже приведенные факторы влияют на потребность фирмы в привлечении внешних источников финансирования:

а) темп прироста объема реализации; б) использование мощностей; в) рентабельность

Список литературы

1. Бизнес-планирование: учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 815 с.

2. Бизнес-планирование: учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 815 с.

3. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. З. Черняка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 519 с.

4. Ушаков, И. И. Бизнес-план / И. И. Ушаков. - СПб.: Питер, 2008. - 222 с.

5. Бизнес-планирование на компьютере / И. А. Баев - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316 с.

6. Пивоваров, К. В. Бизнес-планирование: [учебно-метод. пособие] / К. В. Пивоваров. - Изд. 8-е. - М.: Дашков и К, 2007. - 162 с.

7. Планирование на предприятии: практ. пособие / под ред. Ю. Н. Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

8. Романова, М. В.Бизнес-планирование: учеб. пособие / М. В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ- ИНФРА-М, 2007. - 238 с.

9. Сухова, Л.Ф.Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Сухова, Н. А. Чернова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 159 с.

10. Савельева, Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Н. А. Савельева, И. Ю. Бринк. -. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

11. Ершов В. Ф. Бизнес-проектирование: руководство по применению / В. Ф. Ершов. - СПБ: ПИТЕР, 2005. - 288 с.

12. Вест А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособие / Алан Вест; пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2004.

13. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / РЭА им. Г. В. Плеханова; Под. ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 477 с.

14. Баринов, В. А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие для студ. учрежд. среднего проф. образования / В. А. Баринов - М: Форум: Инфра-М, 2003. - 271 с.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая // Справочная правовая система «Консультант плюс», «Гарант».

Тема 9. Оценка риска. Оценка эффективности реализации бизнес-плана

 

План проведения занятия

1. Опрос по основным вопросам темы:

- структура и содержание раздела «Оценка риска»

- анализ рисков

- оценка риска проекта

- оценка потерь риска

- расчет показателей оценки финансово-экономической эффективности бизнес-плана

2. Прослушивание докладов, рефератов, анализ их содержания с группой

3. Выполнение и разбор тестовых заданий

4. Решение типовых задач

5. Формулировка задания для самостоятельной работы

 

Вопросы, выносимые на обсуждение. Тексты задач

 

1. Что понимается под риском?

2. Что такое анализ риска?

3. Чем отличаются качественный и количественный анализ рисков?

4. Каковы возможности количественного описания риска?

5. Какие основные виды рисков присущи бизнес-проекту?

6. Раскройте сущность методики количественной оценки рисков.

7. Как производится оценка риска бизнес-проекта с использованием принципа бизнес-планирования – многовариантность?

8. Какие сценарии называются пессимистичными и какие – оптимистичными?

9. Раскройте сущность оценки риска бизнес-проекта на основе показателей производственного, финансового и производственно-финансового левериджей.

10. Какие вы можете предложить организационные меры по профилактике и нейтрализации рисков?

11. В чем состоит программа страхования рисков?

12. Какие показатели необходимо рассчитать для обоснования финансово-экономической целесообразности реализации бизнес-плана.

13. Расчет каких показателей характеризует эффективность инвестиционного проекта?

14. Приведите расчет чистого приведенного дохода (NPV)

15. Приведите расчет внутренней нормы доходности инвестиционного проекта (IRR)

16. Что является определяющим критерием уровня доходности?

17. Охарактеризуйте методику оценки оптимального срока реализации инвестиционного проекта.

18. Что подразумевается под состоятельностью проектов?

19. Как осуществляется сравнительный анализ проектов различной продолжительности?

Задачи для самостоятельной работы:

Задача 1. Вы имеете возможность профинансировать проект продолжительностью 3 года. Величина требуемых инвестиций –150000 долл., доход по годам ожидается в размере соответственно 75000; 60000; 80000 долл. Стоит ли принимать это предложение, если приемлемая ставка дисконтирования 10%? Критерием определения целесообразности является NPV проекта.

Задача 2. Проект, требующий инвестиции в размере 95000 долл., будет генерировать доходы в течение 5 лет в сумме 22000 долл. ежегодно. Стоит ли принять этот проект, если приемлемая ставка дисконтирования 12 %?

Задача 3. Предприятие рассматривает целесообразность приобретения новой технологической линии. На рынке имеются две модели со следующими параметрами (тыс. ден.ед.):

Показатели М1 М2
Цена    
Генерируемый годовой доход    
Срок эксплуатации 8 лет 12 лет
Ликвидационная стоимость    
Требуемая норма прибыли 11% 11%

 

Обоснуйте целесообразность выбора той или иной технологической линии.

 

Список литературы

1. Бизнес-планирование: учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 815 с.

2. Бизнес-планирование: учебник для студентов вузов / под ред. В. М. Попова, С. И. Ляпунова, С. Г. Млодик. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 815 с.

3. Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. В. З. Черняка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 519 с.

4. Ушаков, И. И. Бизнес-план / И. И. Ушаков. - СПб.: Питер, 2008. - 222 с.

5. Бизнес-планирование на компьютере / И. А. Баев - Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 316 с.

6. Пивоваров, К. В. Бизнес-планирование: [учебно-метод. пособие] / К. В. Пивоваров. - Изд. 8-е. - М.: Дашков и К, 2007. - 162 с.

7. Планирование на предприятии: практ. пособие / под ред. Ю. Н. Лапыгина. - М.: Омега-Л, 2007. - 304 с.

8. Романова, М. В.Бизнес-планирование: учеб. пособие / М. В. Романова. - М.: ИД ФОРУМ- ИНФРА-М, 2007. - 238 с.

9. Сухова, Л.Ф.Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: учеб. пособие для студентов вузов / Л. Ф. Сухова, Н. А. Чернова. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 159 с.

10. Савельева, Н. А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Н. А. Савельева, И. Ю. Бринк. -. Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.

11. Ершов В. Ф. Бизнес-проектирование: руководство по применению / В. Ф. Ершов. - СПБ: ПИТЕР, 2005. - 288 с.

12. Вест А. Бизнес-план: учеб.-практ. пособие / Алан Вест; пер. с англ. Н. И. Алмазовой и И. Ю. Булиной. - 3-е изд. - М.: Проспект, 2004.

13. Финансовый бизнес-план: Учеб. пособие / РЭА им. Г. В. Плеханова; Под. ред. В. М. Попова. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 477 с.

14. Баринов, В. А. Бизнес-планирование: Учеб. пособие для студ. учрежд. среднего проф. образования / В. А. Баринов - М: Форум: Инфра-М, 2003. - 271 с.

15. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая. Часть вторая // Справочная правовая система «Консультант плюс», «Гарант».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: