Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).




Цветкова Полина Евгеньевна ОБ-РЛ-11

13.05.20. Занятие рассчитано на 3 занятия. Задание и ответы присылать после третьего занятия.

Тема: Учитель-информатор, учитель-собеседник, учитель-комментатор.

Задание 1: Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль текста. Какую роль играет в этом тесте 1 предложение? (укажите роль педагога)

Тема текста: использование в речи диалектной лексики в обучающих целях.

Основная мысль: Не нужно бояться использовать региональную. диалектную лексику в обучении детей, поскольку речь народа — самая живая, ею очень метко и лаконично можно назвать множество явлений, для которых нет короткого синонима в одно слово в литературном русском языке. Это серьезный недостаток, так как приходится одно-единственное слово заменять целыми предложениями для пояснения смысла.

Первое предложение в тексте играет роль вступления, или ознакомительной вставки, с помощью которой читатель настраивается на восприятие информации о творчестве С.Т.Аксакова и его своеобразии.

Размышления к использованию региональной лексики в произведениях С. Т. Аксакова

Своеобразие мастерства С. Т. Аксакова заключается в том, что образы, созданные им, кажутся «почти действительнее самой действительности» (Ф. М. Достоевский). Язык писателя обладает той простотой, которая свойственна лишь мастеру. Способы использования региональной лексики в произведении С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова — внука» осознаются в процессе осознания и понимания окружающего мира Сережей Багровым. Материальный мир, который ощущает и пытается осознать герой, прослеживается в его восклицании «Сколько новых предметов, сколько новых слов!», свидетельствующем о процессе постижения ребенком мира посредством слова.

Те фразы, которые еще не знакомы нашему герою, но на которые и автор хотел бы обратить внимание читателя, выделены авторским курсивом. Они-то (эти слова) поражают героя свежестью, меткостью смыслового выражения, являются свидетельством богатства русского языка: «Румяная Матреша имела чудесный голос и была запевалой. Отношение С. Т. Аксакова к народной речи сродни В. И. Далю, который рекомендовал изучать и усваивать русскую речь народа… Введение в текст новых для героя слов сопровождается детальным описанием предмета или явления, с которым мальчик сталкивается впервые. Причем использование перифраз и других способов отражает наивно-непосредственное мировосприятие ребенка.

Толкование новых для героя слов через более понятное, уже известное выглядит следующим образом. «Белые, чистые пески с грядами разноцветной гальки, то есть камешков, широко расстилались перед нами ». Но возможны пояснительные конструкции или авторский комментарий. Например: «По всему водяному пространству, особенно посреди Волги, играли беляки: так называются всплески воды, когда гребни валов, достигнув крайней высоты, вдруг обрушиваются в брызги и белую пену».

Таким образом, познание ребенком окружающего мира посредством слова находит отражение в системе используемых речевых средств.

Задание 2: Какие образы возникают у Вас при чтении первого отрывка? Сформулируйте свой вывод на основании прочитанного отрывка (укажите роль педагога).

У меня перед глазами возникает образ писателя, который бережно выделяет курсивом (или, скорее, подчеркивает на рукописи) те слова, на которые хочет обратить внимание читателя. Также благодаря пояснительным комментариям С.Т.Аксакова воображение очень ярко рисует каменистый берег реки, усыпанный разноцветной галькой и простирающийся на много километров вправо и влево. Кроме того всплывает образ широкой Волги, ветер на которой поднимает валы, на верхушках которых видны белые гребни — то есть беляки.

Автор статьи одобрительно относится к использованию живого разговорного языка народа в произведениях для детей. Чётко прослеживается мысль, что в обучении детей родному языку диалектная лексика играет не последнюю роль. Он поддерживает инициативу С.Т.Аксакова, который подобно Далю, обогащает своё произведение «Детские годы Багрова — внука» региональной лексикой. По его мнению, это не только пополняет словарный запас ребенка, но и помогает в познании повседневных вещей, природы, быта. Кроме того, использование перифразов и других лексических средств писатель отражает наивное и непосредственное, как у всех детей, восприятие окружающего мира. Роль педагога заключается в том, что он должен познакомить юного читателя с системой используемых С.Т.Аксаковым речевых средств диалектной, живой речи народа с целью расширения кругозора ребёнка, а также знакомства с бытом, особенной культуры родного края, т.к. язык есть воплощение культуры народа.

Другая важная особенность произведений С. Т. Аксакова заключается в этнографической достоверности повествования. Знакомство героя с неизвестными ему сторонами деревенской жизни отражено в использовании диалектных слов, создающих местный колорит, вносит в повествование особую экспрессию, ощущение свежести и яркости изображаемого. Для повествования употребление диалектизмов — и память о детстве, которую он бережно и благородно хранит, и свидетельство искренней, преданной, горячей любви к родной природе, родным местам, народному языку, это и возможность передать «свежим» словом суть предмета, запомнившегося навсегда.

Писатель создает поэтический мир семьи, показывает ребенка в окружении матери, сестры, отца на фоне российской природы. Рождаются образы Матери-природы, Человека-сына. И вот она сама природа! … Мы проехали мимо пруда: на грязных и отлогих берегах его еще виднелись ледяные закрайки; стадо уток плавало посредине. Я просил отца застрелить уточку, но отец отвечал, что «уточки далеко и что никакое ружье до них не достанет». Лукавит отец, как-то непонятно ведут себя взрослые.

А в природе все может случиться: то много бликов и отражений, то может прошуметь ливень с грозой и окончиться солнечной улыбкой; может наплыть облако и обернуться радугой… В «Детских годах Багрова-внука» две различные стихии: ручьи слез и воды — чем-то родственны друг другу. Вот и образ отца, который «очень любил всякие воды, особенно ключевые».

Следы недавно сбывшей воды везде были приметны: сухие прутья, солома, облепленная илом и землей, уже высохшая от солнца, висели клочьями на зеленых кустах; стволы огромных деревьев высоко от корней были плотно как будто обмазаны также высохшею тиной и песком…

С. Т. Аксаков использует языковые средства говоров, которые расширяют кругозор как героя, так и читателя. Яровые хлеба: овсы, полбы и пшеницы… (полба — южн. злак. растение между ячменем и пшеницей). Диалектизмы выделяются кавычками, курсивом, имеются сноски. Прежнее русло Демы называлось старицей. Лексическим диалектизмам отведена строго определенная цель: они являются косвенным указанием на место действия, служат реалистическому описанию (знакомят с бытом: нары, светец, куделя, лучина, обычаями местных жителей: водосвятие, сорочины).

Особую роль играют этнографические диалектизмы — слова, называющие вещи, предметы, явления, характерные для быта, хозяйства и не имеющие параллелей в литературном языке: колода, ларь, позумент и др. Ряд таких слов имеет близкие параллели в литературном языке, однако полная замена диалектизмов нежелательна, поскольку теряется экспрессивность речи.

Под региональной лексикой следует понимать лексику, характеризующую территориальные страты XIX века — диалект и просторечие. Это особенно важно для изучения особенностей русского языка XIX века Оренбургской губернии, как территории говоров позднего заселения. Не случайно русские народные говоры являются источником фольклора и фольклорной лексики, глубоко поэтичной по своей природе. Под воздействием литературного языка на базе диалектов возникают другие промежуточные образования (городские, региональные и областные, обиходно-разговорные формы языка). Границы между этими образованиями весьма зыбки, текучи и неустойчивы.

Таким образом, жизнь и быт крестьян, их профессионально-промысловая деятельность, описание быта и образа жизни героев произведений С. Т. Аксакова переданы живым народным языком, отражающим определенный уровень культуры, поскольку язык — воплощение культуры.

Задание 3: Какие образы возникают у Вас при чтении второго отрывка? Составьте вопросный план по второму отрывку (4-5 вопросов) или составьте диалог (учитель-ученик).

Особенно яркие возникают образы природы: во-первых, широкое озеро с остатками льда по кромке берега, в середине которого плавает стая уток, представляется также образ милосердного отца, который лукавит с сыном, чтобы воспитать в нём любовь ко всему животному — в том числе к промысловым птицам.

Благодаря детальному и исчерпывающему описанию рисуется воображением картина после паводка, когда везде торчит сухая солома, ветки, все в иле и тине, а также картина засеянных яровыми культурами полей. очень достоверен образ реки Дёмы, хотя подбородного описания в тексте мы и не видим, но одно лишь упоминание знакомой местности способствует работе фантазии, воображении компенсирует недочеты памяти и вот уже перед глазами — спокойная река с зелёными берегами, на которых стеной встают высокие стройные деревья, а вода достаточно прозрачна, чтобы можно увидеть проплывающуюся косяками рыбу...

Вопросный план:

1) Какова ещё одна, кроме использования диалектной речи, особенность повествования С.Т.Аксакова?

2) Что служит фоном для изображения поэтического мира семьи в произведении С.Т.Аксакова «Детские годы Багрова — внука»?

3) Какие две различные стихии в «Детских годах Багрова — внука» С.Т.Аксаков сближает и делает родственными?

4) Какова функция языковых средств говоров, введенных С.Т.Аксаковом в произведение?

5) Чем примечательны русские народные говоры и источником чего они являются?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: