Тема 5.5 Архитектура и живопись классицизма: ампир (2 ч.)




 

Вид учебного занятия: лекция.

Цель учебного занятия: узнать о развитии архитектуры и живописи ампира

План занятия:

1. История ампира

2. Общая характеристика стиля

 

Содержание занятия:

История Ампира. Стиль Ампир (от французского "style Empire" - "имперский стиль") появился во Франции в начале XIX в. с приходом к власти императора Наполеона I в 1804 году. С этого момента начинается распространение буквально насаждаемого императорского властью помпезного, торжественного стиля. Главные особенности Ампира - его парадный пафос и вычурное, нарочитое великолепие.

В ноябре 1799 года Наполеон Бонапарт совершил государственный переворот во Франции, в результате которого стал первым консулом, фактически сосредоточив тем самым в своих руках всю полноту власти. 18 мая 1804 он был провозглашен императором. Наполеон, помимо своих будущих военных кампаний, размышляет и о достойном его как императора окружающем интерьере и архитектуре. И появляется Ампир - стиль, рожденный не в прогрессивных умах, а по высочайшему повелению императора. Наполеон I вместе с крупной буржуазией были заинтересованы в таком официальном искусстве, которое подчёркивало бы значимость империи, власти императора, его личности.

 

В целом Ампир сохраняет общую ориентацию позднего классицизма XVIII века на образцы и формы классического античного искусства. Но всё же Ампир коренным образом отличается от классицизма: мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Наполеон, рожденный в семье мелких аристократов, стремился походить на древнеримских императоров, неравнодушный к их блеску и ореолу славы. Художникам французской Империи было строго указано брать за образец формы искусства Древнего Рима. Отсюда заимствовались мотивы силы и воинской мощи, монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок, мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военная эмблематика в архитектурных деталях и орнаменте: скрещённые мечи и копья, воинские шлемы, орлы и т.п.

Интересно, что ведущую роль в формировании императорского стиля играл не архитектор, а живописец Жак-Луи Давид - пылкий сторонник Наполеона и его придворный "первый художник". Ещё накануне Великой французской революции (1789) этот художник в своих картинах "Клятва Горациев" (1784), "Брут" (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима. Давид участвовал в первой французской революции и затем стал прославлять императора Наполеона так же, как когда-то прославлял идеалы свободы римской республики. Став первым живописцем империи, Жак-Луи разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде.

Однако сам император желал ещё большей пышности и великолепия. Его придворными архитекторами стали Шарль Персье и Пьер Франсуа Леонар Фонтен, ранее учившиеся в Италии, в Риме. Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компьен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюильри, воздвигли Триумфальную арку на площади Каррузель в Париже. Ещё одна Триумфальная арка была построена по проекту Жана-Франсуа Шальгрена.

Однако бывало, что в своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода и в плохо отапливаемых парижских Салонах, и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки», авторами были Персье и Фонтен. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».

Являясь выражением имперских притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство, этот стиль насильственно насаждался на чуждую ему почву завоеванных стран, хотя в итоге ни одна из побежденных Наполеоном стран, по существу, не приняла этого стиля. И только одна страна - победительница Россия добровольно приняла «стиль Империи», т.к. она сама становилась могущественной империей.

«Русский ампир» был мягче, свободнее и пластичнее французского, и делился на две ветви: столичную и провинциальную.

Заканчивается существование Ампира вместе с отречением Наполеона от престола в 1814 и началом реставрации Бурбонов. В середине XIX века ампир сменился различными эклектичными течениями, знаменовавшими собой кризис художественной системы классицизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: