Общая характеристика стиля.




Как уже было сказано раннее, Ампир представляет собой официальный имперский стиль в интерьере и архитектуре, помпезный и роскошный. Являясь выражением идей и вкусов крупной буржуазии, французский ампир преимущественное внимание уделял художественному наследию императорского Рима. Отсюда заимствовались мотивы силы и воинской мощи, монументальные формы массивных портиков, триумфальных арок, мемориальных колонн, обширных колоннад, а также военная эмблематика в архитектурных деталях и орнаменте: ликторские связки, скрещённые мечи и копья, воинские шлемы, орлы и т.д.

После египетских походов Наполеона появляются также египетские архитектурные и пластические мотивы - большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные и прямолинейные объёмы, египетский орнамент и рельеф, стилизованые сфинксы.

Ампир продолжает традицию Романтизма в плане обращения в историю, в прошлое, в данном случае, в античность и в Древний Египет. Так, характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика Пьера - Филиппа Томира и его мастерской. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники -бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов.

В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. Это противопоставление дополнительно усиливается необычной плотностью орнамента и контрастами цвета.

Для Ампира типичны яркие, режущие глаз красный, синий, белый - цвета наполеоновского флага, а также ярко-голубой, белый и золотой цвета. Золотые и бронзовые оттенки привносят в этот цветовой набор блеск богатства и звон победных литавр.

В Ампире соблюдается симметричность и равновесие форм, все элементы декора распределяются в строгой упорядоченности. Для него характерно декорирование дорогостоящими деталями, присутствие элементов на военную, римскую тематику, а также парадные и выразительные композиции.

Идеи утверждения имперского величия и воинской славы реализовались в ампире через искусство многочисленных символов и знаков. Например, в декоративном убранстве экстерьеров и интерьеров зданий, мебели, светильников, посуды и т.д. использовалась в большом количестве военная эмблематика и символы воинской славы, заимствованные из арсенала декоративных средств Древнего Рима в виде лавровых венков, трофеев, дикторских связок, орлов, факелов, повторяющейся буквы N и т.д. Использовались также многие мотивы древнеегипетских орнаментов и символов в виде характерных рельефов, сфинксов, мумий, львов и др. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера.

Характерна еще одна особенность Ампира: присущая ему регламентированность почти полностью исключила возникновение региональных течений и школ. Именно поэтому Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален и не интернационален, как, к примеру, Готика, он непримирим к народным традициям.

Таким образом, основными характеристиками стиля Ампир в искусстве стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, в поздних формах - эклектизм (смешение элементов разных стилей). Ампир отличается тяжеловесностью, четкостью форм и замысловатостью отделки. Парадность, торжественность, строгость и некоторая холодность – основные черты Ампира.

В соответствии с требованиями стиля ампир переделываются интерьеры дворцов. Стены украшают пилястрами (пилястра - вертикальный выступ стены, обычно имеющий капитель), потолки - кессонами (кессон - углубление прямоугольной или другой формы в потолке), вводят много позолоты на тёмно-синем или красном фонах или сочетают её с белым мрамором, сводя в одно декоративное целое мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпейских росписей, римских и греческих деталей, ренессансных фресок и орнаментов.

Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят торжественный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия. Ампир, подобно другим королевским стилям, служит, прежде всего, целям репрезентации – в этом его своеобразная театральность, характерная для дворцовых интерьеров со времен Людовика XIV.

Стены помещений, как и прежде, членятся на отдельные орнаментально обработанные панно прямоугольных форм, которые декорируются, к тому же, живописными картинами, часто нанесенными прямо на стену или стеновые панели. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами. Карниз, обычно подчеркнутый фризом (фриз - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы), украшенным гирляндами и фигурами лебедей и сфинксов, четко отделяет окрашенный в белый цвет и декорированный по углам потолок от стен. Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Стены оклеиваются обоями или затягиваются тканями, причём ткани драпируются, подражая формам античных одежд. В эскизах для тканей, созданных Давидом, Персье и Фонтеном, в качестве орнаментальных мотивов используется заглавная буква «N» и другие эмблемы империи: орел, звезды, пчелы, орден Почетного легиона и связки трофеев. В цветовой гамме этого периода наблюдается преобладание красных и фиолетовых, а также желтых цветов; краски снова становятся яркими.

Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы.

Стиль заимствовал элементы римского зодчества: мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений.

Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию.

Римские мотивы и египетский декор объединились в ампире, не нарушая единства стиля. Искусство Древнего Египта времен Рамзеса и Древнего Рима прочно соединились в амбициозном наполеоновском ампире.

У истоков французского ампира в архитектуре стоял зодчий К. Леду (Клод Никола Леду (1736–1806гг.), создававший пафосные и строгие произведения в стиле позднего классицизма, предшествующего ампиру.

 

Становится излюбленным мотив триумфальной арки. Архитектор Франсуа Шальгрен (1739— 1811) возвел как памятник военной славы императора величественную триумфальную арку(1806—1836) на площади Звезды (Теперь пл. Шарля де Голля). Поставленная на возвышении пологого холма, начинающегося у Елисейских полей, она завершает грандиозную панораму города. Арка, решенная в крупных формах с учетом рассмотрения ее на большом расстоянии, несет печать торжественности, парадности. Гладь стен подчеркнута усложненными тематическими скульптурными композициями. Наполеон хотел видеть Триумфальную арку на месте холма Шайо, в результате холм Шайо был выровнен и на его месте начали строительство. Высота арки 50 м, свод – 29 м.

После смерти Шальгрена в 1811 г. его приемник архитектор Густ продолжил работу, которые продолжались до крушения империи Наполеона в 1814 г. После этих событий стройку остановили. Снова строительство началось в 1830 г. с приходом к власти Луи Филиппа.

Триумфальная арка была достроена только к 1836 г. В 1840г. под аркой провезли тело Наполеона к месту упокоения. И хотя Шальгрен отошел от точного копирования арок древности, считается, что прообразом была римская арка Тита.

Также скульптурные композиции представляют сюжеты на следующие темы: похороны генерала Марсо, сражение при Абукире, сражение при Аустерлице, взятие Александрии и др. На внутренних стенах Триумфальной арки выгравировано почти 600 фамилий республиканских и наполеоновских генералов, принимавших участие в захватнических войнах, названия 128 сражений. Фамилии погибших в бою подчеркнуты.

 

Архитектор Пьер Виньон (1762-1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к форме периптера. Строительство церкви Мадлен начато в 1764 г. (арх. Констан д`Ирви). В период революции строительство прервано. В 1806 г. Наполеон поручает архитектору Виньону сделать из здания храм Военной славы в ознаменование великих побед. Перестройка завершилась только в 1842 году, уж после падения Наполеона. Здание несколько раз перестраивалось разными архитекторами: Контан Дэ Иври планировал крестообразное сооружение с куполом, после его смерти арх. Кутюр создал новый проект, подобный Пантеону. В 1806 г. Наполеон планировал сделать из церкви Зал Славы, и все было снесено и перестроено. Только в 1842 г. здание было окончательно отдано под храм.

 

Уже не раз упоминаемые Шарль Персье и Франсуа Фонтен в несколько уменьшенных пропорциях воспроизвели античную арку Септимия Севера в триумфальной арке, установленной перед комплексом Лувра (ранее — на площади Карузель, до наших дней не сохранившейся, 1806—1807) в Париже.

Также они занимались строительством новых сооружений и реставрацией внутренних помещений старых дворцов, которые император использовал в качестве резиденций в стиле наполеоновского ампира. Например, Мальмезонский дворец, построеный в 1610 г., был перестроен и украшен.

 

Повторяя колонну Траяна, воздвигнутую в память покорения Дакии (113 г. н.э.), Жан Батист Лепер и Гондуэн воздвигают Вандомскую колонну. Высота Вандомской колонны - 43.5 м. Колонна винтообразно украшена 425 барельефами скульптора Лепера по сюжетам военной компании 1805 г. Вершина колонны обнесена галереей, посередине галереи водружена статуя, изображающая Наполеона (скульптор Огюст Дюмон) в образе древнеримского императора в римской тоге. В 1871 г. колонна была снесена Парижской коммуной. После окончания революции новое правительство восстановило колонну на прежнем месте.

 

Бертель Торвальдсен (Bertel Thorvaldsen) (1770 - 1844) - один из наиболее талантливых представителей позднего западно-европейского классицизма в скульптуре. В 1781-1793 он учился в Академии художеств в Копенгагене. Спустя годы Торвальдсен был избран ее президентом. В 1797-1838 скульптор жил и работал в Неаполе, а затем в Риме, и главные его произведения созданы в римский период. Основное внимание он уделял изучению античной скульптуры и произведений Рафаэля. По мнению мастера, античность была тем эталоном, к которому должно было стремиться современное Торвальдсену искусство. Образы величественных героев древности вдохновляли скульптора на протяжении всего его творческого пути. Подобно мастерам античности Торвальдсен работал в основном в мраморе. В мраморе создана и одна из самых знаменитых его статуй - статуя античного героя Ясона. Мастер представил Ясона в легком движении, словно стремящимся навстречу подвигам и славе. Его фигура выполнена по античным канонам красоты. Скульптор ставил своей целью воплотить в этом образе идеал человека и гражданина своей эпохи. Все произведения мастера отличаются строгой гармоничной композицией, виртуозной обработкой мрамора, пластической завершенностью. Другие известные произведения Бертеля Торвальдсена: Ганимед, кормящий Зевсова орла, Венера с яблоком, Геба, все - музей Торвальдсена, Копенгаген; статуя Е.А. Остерман-Толстой, Эрмитаж, Санкт-Петербург.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-06-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: