Необходимость постепенных и осторожных реформ, чтобы избежать нового дворцового переворота
Задание 4: Характер внутренней политики.
Подумайте и запишите в тетрадь "Какой носит характер внутренняя политика"? Молодцы! Противоречивый!
Императрица вдохновлялась идеей просвещенной монархии. О просвещенной монархии в XVIII в. писали Вольтер, Руссо и другие просветители. Они обличали несправедливости окружающей их жизни, но думали, что просвещенный правитель сможет все изменить. Нужно лишь издать совершенные законы и следить, чтобы они строго исполнялись. Навязывать такой порядок силой, считали лучшие умы 18 столетия, нельзя. Это деспотизм. Необходимо убедить людей, что законы нужны для общего блага. А убеждать можно лишь образованных подданных у которых развит разум. Поэтому главный инструмент исправления общества — просвещение. Чем больше будет школ, университетов, книг, тем лучше. Постепенно, по мере просвещения общества монарх должен расширять права и свободы подданных. Но спешить с дарованием прав и свобод не стоит, чтобы не попастьв положение дрессировщика, спустившего с цепи неприрученного медведя. Идеям просвещенного абсолютизма пытались следоватьмногие европейские монархи, в частности прусский король Фридрих II. Но создать «союз мыслителей и королей» не удалось.
Задания 5. Заполните самостоятельно таблицу из пункта 2 «Просвещённый абсолютизм»
Мероприятия в духе "Просвещенного абсолютизма" | Мероприятия по усилению репрессивных мер |
Задание 6. Для закрепления своей внутренней политики и своего положения Екатерина созвал а Уложенной комиссия, состоящая из выборных членов для создания чего ________ (вставь пропущенное слово). Как вы считаете, почему деятельность Уложенной комиссии закончилась неудачей? (запиши)
З адание 7. Почему правление Екатерины называется " Золотым веком» российского дворянства. Какие привилегии они получили? Перечисли и запиши.
Задание 8. Прочитай и запиши:
1. Усилена централизация управления, контроль власти на местах
2. Ряд реформ способствовал экономическому развитию страны, предпринимательства
3.Дворянство окончательно превращено в привилегированное сословие России
4. Ужесточение крепостничества, бесправие крестьянства
Задание 8. Раскройте и запишите значение понятий:
Век Просвещения -
Просвещенный абсолютизм -
Секуляризация -
Уложенная комиссия -
А затем выучим.
Оценка за рабочий лист и выполненные задания
Проверим себя, что поняли, что узнали. (оценка за тест). не торопитесь, есть возможность посмотреть в учебник, но не списать!
Тест "Внутренняя политика Екатерины 2"
Каким образом Екатерина II пришла к власти?
1) по наследству после смерти своего отца 2) в результате дворцового переворота
3) в результате избрания на Земском соборе 4) по завещанию своего брата
2. Как назывался журнал, который издавала Екатерина II?
1) Куранты 2) Ведомости 3) Всякая всячина 4) Закон и порядок
Как назывался документ, составленный Екатериной II для Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?
1) Указ 2) Наказ 3) Приказ 4) Уложение
4. Какой слой населения не был представлен выборными представителями в Уложенной комиссии?
1) дворяне 2) горожане 3) казаки 4) помещичьи крестьяне
Правление Екатерины II получило название «золотого века» российского дворянства. Что стало одной из причин такого названия?
1) для дворян были введены дополнительные обязанности 2) дворяне снова должны были служить в течение 25 лет
3) срок службы дворян был ограничен десятью годами 4) дворяне получили от государства более 50 млн гектаров земли
6. В годы правления Екатерины II проходило изъятие церковных земель и церковной собственности в пользу государства. Как называется этот процесс?
1) приватизация 2) секуляризация 3) национализация 4) инвентаризация
7. В каком году была проведена губернская реформа, согласно которой вместо 15 было создано 50 губерний и введена двухуровневая система административно-территориального устройства?
1) 1762 г. 2) 1764 г. 3) 1767 г. 4) 1775 г.
8. Какие права предоставляла Жалованная грамота дворянству 1785 г.? Выберите из списка три верных ответа. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) право составлять жалобы и ходатайства губернатору 2) право избирать в губерниях и уездах дворянские собрания
3) право избирать постоянных представителей в Государственную думу
4) право получать мануфактуры от промышленников, если это соответствует интересам дворянина
5) право избирать губернских и уездных предводителей дворянства 6) право казнить помещичьих крестьян
9. В каком году была издана Жалованная грамота городам? 1) 1762 г. 2) 1767 г. 3) 1775 г. 4) 1785 г.
10. Как называлось открытое в Петербурге учебное заведение для девушек дворянского происхождения?
1) Петербургский университет 2) Смольный институт 3) Царскосельский лицей 4) Гатчинский колледж
11. Назовите фамилию издателя книг, который за свою деятельность был отправлен Екатериной II в Шлиссельбургскую крепость. 1) А.Н. Радищев 2) А.В. Суворов 3) Н.И. Новиков 4) Б.П. Шереметев
12. Отметьте название внутренней политики Екатерины II, связанной с преобразованием по инициативе монарха отдельных сфер жизни общества, установлением законов для всех сословий и развитием системы образования.
1) развитый абсолютизм 2) просвещённый абсолютизм 3) самодержавный абсолютизм 4) парламентская монархия
Дорогие ребята, на этом нашего сегодняшнее занятие закончено. Есть вопросы - пишите. С уважением, ваш учитель истории.