Влияние экологических представлений на формирование патриотизма, интереса и любви к Родине, Родному краю у детей старшего дошкольного возраста.




О.М. Кошелева,

Н. А. Лаврова.

МБДОУ – ЦРР д/с «Рябинушка,

город Абакан, Республика Хакасия.

 

«Из маленького зернышка добра вырастают большие деревья добролюбия, доброжелания, добропорядочности. И кроны этих деревьев стремятся в божественный мир»

(Халида Шериф)

Патриотизм, любовь к Родине начинается с воспитания нравственных качеств (доброго, милосердного, гуманного отношения к людям, животным, насекомым, растениям), с воспитания любви к родному краю, к земле. Однако, далеко не всегда родители знают, на что в первую очередь обратить внимание ребенка, с чего начать, как правильно организовать игры с детьми.

Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.

Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Так, в своей работе со старшими дошкольниками мы проводим опыты: «От семечка до деревца», «Поливай, согревай, ты получишь урожай», опыты с водой и снегом: «Тает, не тает», наблюдаем за свойствами воды в разное время года, а также сравниваем ростки пшеницы и зеленого лука. Дети с удовольствием участвуют в акции: «Зеленая экологическая тропа - малыш в клетке», также наблюдают за насекомыми: «Кто живет в траве?», рисуют божью коровку и кузнечика. С детьми мы ходили в зоопарк, на экскурсию: «Мир животных и насекомых». В течение года, мы с детьми ведем календарь природы, ежедневно отмечая погодные условия: дождь, солнце, снег, ветер.

Занимаясь с детьми, все чаще приходят воспоминания о далеком детстве:

... детство, далекое, веселое, пахнущее свежескошенной травой и молоком коровы, пасущейся на зеленом лугу. Мы с подругой лежим в огороде под яблоней и рассматриваем небо – облака причудливой формы не то барашка, собачки, не то крокодила. Земля, чёрная как смоль, теплая после дождя, пахнет первыми яблоками и травой: подорожником, клевером, ромашкой. А вокруг все жужжит, летают птички и разноцветные бабочки, на дворе лето.

«Не хватает рук, - говорит мама, - опять дорожки заросли одуванчиком». А мы удивляемся, что это значит, не хватает рук?

Мама, совсем юная и красивая, в платье из ситца, сажает горох на грядке, а я глупая, в крошечном фартуке, заботливо сшитыми мамиными руками, собираю горох, тот, который она еще не успела закопать в землю. Это первые воспоминания. До сих пор слышится мамин строгий голос: «Это грядки, здесь ходить нельзя». Все начинается с земли. Можете себе представить, чтобы мама сказала выполоть грядку, а мы с друзьями беззаботно пошли гулять на речку? Нет, в нашем детстве мы с сестрой идем на гору «Самохвал», родители несут с собой набранную в бутылки воду, и мы послушно шагаем рядом. Конечно, мы больше мешались под ногами и по-детски несли грабли и лейки, пытаясь хоть как – то помочь отцу.

И снова земля: грядки с морковкой, луком и чесноком, которые требуют ухода и полива. Бывало, мама сорвет первый помидор и скажет: «Налетай детвора». Довольная, тащишь в рот сочную морковку и сладкий зеленый огурец, а мама спросит: «Что, дети, вкусно?»

Положительного успеха в развитии экологических представлений в работе с детьми мы достигнем при выполнении специфических условий:

1. Обучение должно быть наглядным. В связи с этим, каждая игра сопровождается рисунком ребенка, предназначенным не только для рассмотрения ребенком вместе с взрослым, но и для выполнения различных заданий по ходу игры. Например, сравнение одуванчика летом, желтого на полянке, и одуванчика, у которого отцвел цвет, если подует ветерок, от него ничего, кроме стебелька, не останется. Дети рисуют одуванчики, рисунки вывешиваем в уголок наблюдений за растениями.

2. Систематизация обучения достигается постепенным усложнением материала.

3. Обучение должно быть доступным. Игры проводятся с повторением и несут в себе частичную новизну. Играя с детьми, мы используем нетрадиционные методы, игру с прищепками: «Прицепи яблоки к иголкам у ежика», игру с использованием ватных палочек: «Укрась вербу ватными дисками», нетрадиционные способы рисования с помощью отпечатков предметов: «Яблоко», рисование способом «Набрызг», выдувание из капли с помощи трубочки веточек деревьев. Также, играя, с детьми мы пользуемся способом «Коллаж», сочетая разнородные предметы, например, «Чудо-ель».

4. Максимально используется активность самого ребенка.

В нашей группе находится уголок природы, где дети играют с водой и песком, сравнивают камушки и гальку, изучают скорлупу орехов: кедрового и грецкого. Трогают руками веточки деревьев, засушенную листву, ракушки, перья птиц. Также в работе с детьми мы используем музыкальные звуки природы: слушаем, как идет дождь, дует ветер, звуки ручья и грома перед дождем. Применяя ИКТ технологии, мы с детьми рассматриваем слайды: «Природа, и животный мир Хакасии», «Подводный мир», «Съедобные и ядовитые грибы в лесу». В течение года мы с детьми делаем поделки с природного материала «Вот что выросло в саду», «Осенний домик», «Разноцветная елка».

В ходе проведения диагностических заданий мы выяснили, что дети при изучении отдают предпочтение дидактической игре и игровым заданиям. Поэтому, формирование экологических знаний о многообразии живой природы проводим с помощью игровых методов: дидактических игр с растениями, игровых ситуаций и заданий. В ознакомлении детей с природой используем дидактические игры с природным материалом. Обычно это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарни­ков, цветущие травянистые и комнатные растения. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. По­могут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изо­бражение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старшей и под­готовительной к школе групп. В некоторые сюжетные дидактические игры с при­родным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличия в игре опре­деленного количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее простых до более сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения, их части по внеш­ним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово-название, как в младшей и средней группах, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр. Например, в игре «магазин «Семена» предлагается узнать и назвать расте­ние по малознакомому материалу – семенам овощей и цветов Дети, конечно, часто видят их, но обычно не обращают внимания на то, есть ли они у растений, и час­то не знают их назначения.

Нами составлен комплекс дидактических игр с растениями. Он состоит из трех разделов:

1) игры с травянистыми растениями;

2) игры с овощами и фруктами;

3) игры с деревьями и кустарниками.

Ø Игры с травянистыми растениями:

Проводя игры с травянистыми растениями в подготовительной к школе группе, мы учим детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, фор­ма, окраска, поверхность, вели­чина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). Де­тям предлагаем дать полное описание растений. На­пример, говоря о листьях, они должны были отметить их форму, окраску верхней и нижней листовой пластины, поверх­ность. Основные задания в играх с этим материалом – описать растения и найти их по описанию, запомнить названия растений.

Ø Игры с овощами и фруктами:

С детьми подготовительной группы игры с овощами и фруктами организуем, начиная с осе­ни, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточ­но сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засол­ку, для варенья, консервирования). Помимо того, осенью всегда имеется богатый выбор природного материала для разнообразных игр.

Последовательность игр определяется постепенно усложняющимися дидактическими задачами и объемом знаний, который должны усвоить дети. Так, вначале мы проводили игры на узнавание предметов по одному при­знаку (на вкус, по форме, на ощупь). Затем ввели более сложную задачу, требующую знания частей растений, – составлять целое из частей. Чтобы описать предмет, нужно знать, как он выглядит, какими качест­вами обладает, уметь правильно определить их словом. И наконец, самое сложное задание – определить степень зрелости овощей и фруктов (дается дошкольникам после усвоения знаний об изменении внешних признаков расте­ний по мере созревания).

Ø Игры с деревьями и кустарниками:

Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминали их, учились находить отличитель­ные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программ­ные задачи постепенно усложняем: от нахождения ра­стения по названию до все более полного описания предметов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе харак­терных внешних признаков. Игры детей старшего до­школьного возраста усложняем также тем, что детям на­зываем большее количество де­ревьев и кустарников (до 6-7), отличительные признаки кото­рых они должны знать.

Игры равномерно распределены во времени учебного года и увязаны с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера и используется в различных видах совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.

В своей работе с детьми мы используем следующие дидактические игры:

- игры с травянистыми растениями: «Цветочный магазин», «Приготовь лекарство», «Какого растения не стало», «Узнай и назови», «Ухаживаем за растениями»;

- игры с овощами и фруктами: «Угадай, что в руке», «Две корзины», «Вершки-корешки», «Угадай, что съел»;

- игры с деревьями и кустарниками: «Где что зреет?», «Детки на ветке», «Скорая помощь» (экологическая игра на природе).

Также проводим сюжетно-ролевые игры «Стрекоза и муравей», «Магазин «Семена», проводим эстафеты: «Кто живет в траве?», «Собери в корзинку».

В своей работе по экологическому воспитанию детей широко используем художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Природоведческая книга помогает объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность дошкольникам осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем.

Использование малых фольклорных форм помогает расширить представления детей о родной природе, временах года, состоянии погоды. Чтение произведений сочетаем с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок. Дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений: солнышко-ведрышко, радуга-дуга, «на тонкой мокрой ножке дождик скачет по дорожке» и т.д. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.

И сегодня, выбирая профессию педагога, мы уверены, что все начинается с земли, маленькой грядки, посаженным малышом горохом и яркой хрустящей редиски. Только так ребенок учится трудиться и получает первый опыт, узнает название и пользу овощей и фруктов. Дети должны знать, каким трудом достается человеку урожай. Не зря в народе говорят: «Не потопаешь, не полопаешь». Ведь изначально ребенок несет лопату и лейку, ему интересно наблюдать за дождевым червяком в земле, майским жуком и первыми всходами урожая. А мы говорим ему: «Не мешай, не путайся под ногами. Опять вымазал руки». Недаром, говорят, если ребенку дать маленькую грядку, и самому позволить сажать редиску, горох, ему откроются знания о мире, полном гармонии, ребенок получит самые яркие впечатления о растениях, семенах, полезных вкусовых качеств овощей и фруктов. Очень важно, объяснить ребенку, что труд на земле – основа жизни, и только тот может себя считать по праву человеком, кто посадил и вырастил дерево, из семени получив плод яблони, так как из маленького семечка рождаются большие деревья.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: