О.М. Кошелева,
Н. А. Лаврова.
МБДОУ – ЦРР д/с «Рябинушка,
город Абакан, Республика Хакасия.
«Из маленького зернышка добра вырастают большие деревья добролюбия, доброжелания, добропорядочности. И кроны этих деревьев стремятся в божественный мир»
(Халида Шериф)
Патриотизм, любовь к Родине начинается с воспитания нравственных качеств (доброго, милосердного, гуманного отношения к людям, животным, насекомым, растениям), с воспитания любви к родному краю, к земле. Однако, далеко не всегда родители знают, на что в первую очередь обратить внимание ребенка, с чего начать, как правильно организовать игры с детьми.
Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. "Рыбе-вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину". Так говорил русский писатель Михаил Пришвин.
Началом формирования экологической направленности личности можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.
Так, в своей работе со старшими дошкольниками мы проводим опыты: «От семечка до деревца», «Поливай, согревай, ты получишь урожай», опыты с водой и снегом: «Тает, не тает», наблюдаем за свойствами воды в разное время года, а также сравниваем ростки пшеницы и зеленого лука. Дети с удовольствием участвуют в акции: «Зеленая экологическая тропа - малыш в клетке», также наблюдают за насекомыми: «Кто живет в траве?», рисуют божью коровку и кузнечика. С детьми мы ходили в зоопарк, на экскурсию: «Мир животных и насекомых». В течение года, мы с детьми ведем календарь природы, ежедневно отмечая погодные условия: дождь, солнце, снег, ветер.
Занимаясь с детьми, все чаще приходят воспоминания о далеком детстве:
... детство, далекое, веселое, пахнущее свежескошенной травой и молоком коровы, пасущейся на зеленом лугу. Мы с подругой лежим в огороде под яблоней и рассматриваем небо – облака причудливой формы не то барашка, собачки, не то крокодила. Земля, чёрная как смоль, теплая после дождя, пахнет первыми яблоками и травой: подорожником, клевером, ромашкой. А вокруг все жужжит, летают птички и разноцветные бабочки, на дворе лето.
«Не хватает рук, - говорит мама, - опять дорожки заросли одуванчиком». А мы удивляемся, что это значит, не хватает рук?
Мама, совсем юная и красивая, в платье из ситца, сажает горох на грядке, а я глупая, в крошечном фартуке, заботливо сшитыми мамиными руками, собираю горох, тот, который она еще не успела закопать в землю. Это первые воспоминания. До сих пор слышится мамин строгий голос: «Это грядки, здесь ходить нельзя». Все начинается с земли. Можете себе представить, чтобы мама сказала выполоть грядку, а мы с друзьями беззаботно пошли гулять на речку? Нет, в нашем детстве мы с сестрой идем на гору «Самохвал», родители несут с собой набранную в бутылки воду, и мы послушно шагаем рядом. Конечно, мы больше мешались под ногами и по-детски несли грабли и лейки, пытаясь хоть как – то помочь отцу.
И снова земля: грядки с морковкой, луком и чесноком, которые требуют ухода и полива. Бывало, мама сорвет первый помидор и скажет: «Налетай детвора». Довольная, тащишь в рот сочную морковку и сладкий зеленый огурец, а мама спросит: «Что, дети, вкусно?»
Положительного успеха в развитии экологических представлений в работе с детьми мы достигнем при выполнении специфических условий:
1. Обучение должно быть наглядным. В связи с этим, каждая игра сопровождается рисунком ребенка, предназначенным не только для рассмотрения ребенком вместе с взрослым, но и для выполнения различных заданий по ходу игры. Например, сравнение одуванчика летом, желтого на полянке, и одуванчика, у которого отцвел цвет, если подует ветерок, от него ничего, кроме стебелька, не останется. Дети рисуют одуванчики, рисунки вывешиваем в уголок наблюдений за растениями.
2. Систематизация обучения достигается постепенным усложнением материала.
3. Обучение должно быть доступным. Игры проводятся с повторением и несут в себе частичную новизну. Играя с детьми, мы используем нетрадиционные методы, игру с прищепками: «Прицепи яблоки к иголкам у ежика», игру с использованием ватных палочек: «Укрась вербу ватными дисками», нетрадиционные способы рисования с помощью отпечатков предметов: «Яблоко», рисование способом «Набрызг», выдувание из капли с помощи трубочки веточек деревьев. Также, играя, с детьми мы пользуемся способом «Коллаж», сочетая разнородные предметы, например, «Чудо-ель».
4. Максимально используется активность самого ребенка.
В нашей группе находится уголок природы, где дети играют с водой и песком, сравнивают камушки и гальку, изучают скорлупу орехов: кедрового и грецкого. Трогают руками веточки деревьев, засушенную листву, ракушки, перья птиц. Также в работе с детьми мы используем музыкальные звуки природы: слушаем, как идет дождь, дует ветер, звуки ручья и грома перед дождем. Применяя ИКТ технологии, мы с детьми рассматриваем слайды: «Природа, и животный мир Хакасии», «Подводный мир», «Съедобные и ядовитые грибы в лесу». В течение года мы с детьми делаем поделки с природного материала «Вот что выросло в саду», «Осенний домик», «Разноцветная елка».
В ходе проведения диагностических заданий мы выяснили, что дети при изучении отдают предпочтение дидактической игре и игровым заданиям. Поэтому, формирование экологических знаний о многообразии живой природы проводим с помощью игровых методов: дидактических игр с растениями, игровых ситуаций и заданий. В ознакомлении детей с природой используем дидактические игры с природным материалом. Обычно это овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие травянистые и комнатные растения. Старшие дошкольники должны уметь пользоваться своими знаниями, применять их в новой ситуации. Помогут научить их этому сюжетные дидактические игры, игровыми действиями которых становится изображение сюжетно-ролевых отношений, а содержание отражает жизнь природы, труд человека в ней. Именно такие игры следует проводить с детьми старшей и подготовительной к школе групп. В некоторые сюжетные дидактические игры с природным материалом можно включить сразу несколько задач в зависимости от содержания, наличия в игре определенного количества ролей. Задачи эти могут быть самыми разнообразными: от наиболее простых до более сложных. Так, например, во многих играх обязательно требуется узнать и описать растения, их части по внешним признакам. Но при этом опираться надо уже не на слово-название, как в младшей и средней группах, а на описание предмета, перечисление его характерных признаков и свойств. Узнавание и называние усложняется также новым материалом для игр. Например, в игре «магазин «Семена» предлагается узнать и назвать растение по малознакомому материалу – семенам овощей и цветов Дети, конечно, часто видят их, но обычно не обращают внимания на то, есть ли они у растений, и часто не знают их назначения.
Нами составлен комплекс дидактических игр с растениями. Он состоит из трех разделов:
1) игры с травянистыми растениями;
2) игры с овощами и фруктами;
3) игры с деревьями и кустарниками.
Ø Игры с травянистыми растениями:
Проводя игры с травянистыми растениями в подготовительной к школе группе, мы учим детей находить общие признаки всех растений (части) и отличительные черты каждого из них (строение стеблей, форма, окраска, поверхность, величина листьев, наличие цветов, их окраска, количество). Детям предлагаем дать полное описание растений. Например, говоря о листьях, они должны были отметить их форму, окраску верхней и нижней листовой пластины, поверхность. Основные задания в играх с этим материалом – описать растения и найти их по описанию, запомнить названия растений.
Ø Игры с овощами и фруктами:
С детьми подготовительной группы игры с овощами и фруктами организуем, начиная с осени, с начала учебного года. Хотя задания в них достаточно сложные, дети в некоторой мере подготовлены к их выполнению: они видят, что делают дома с овощами и фруктами, и сами принимают посильное участие в работе взрослых (перебирают овощи и фрукты на засолку, для варенья, консервирования). Помимо того, осенью всегда имеется богатый выбор природного материала для разнообразных игр.
Последовательность игр определяется постепенно усложняющимися дидактическими задачами и объемом знаний, который должны усвоить дети. Так, вначале мы проводили игры на узнавание предметов по одному признаку (на вкус, по форме, на ощупь). Затем ввели более сложную задачу, требующую знания частей растений, – составлять целое из частей. Чтобы описать предмет, нужно знать, как он выглядит, какими качествами обладает, уметь правильно определить их словом. И наконец, самое сложное задание – определить степень зрелости овощей и фруктов (дается дошкольникам после усвоения знаний об изменении внешних признаков растений по мере созревания).
Ø Игры с деревьями и кустарниками:
Знакомясь в играх с деревьями и кустарниками, дети постепенно запоминали их, учились находить отличительные признаки разных растений, называть отдельные части растений, общие внешние признаки. Поэтому программные задачи постепенно усложняем: от нахождения растения по названию до все более полного описания предметов, их подбора по принадлежности к определенному виду и выделения растения из группы других на основе характерных внешних признаков. Игры детей старшего дошкольного возраста усложняем также тем, что детям называем большее количество деревьев и кустарников (до 6-7), отличительные признаки которых они должны знать.
Игры равномерно распределены во времени учебного года и увязаны с важнейшими событиями и явлениями социально-природного характера и используется в различных видах совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей.
В своей работе с детьми мы используем следующие дидактические игры:
- игры с травянистыми растениями: «Цветочный магазин», «Приготовь лекарство», «Какого растения не стало», «Узнай и назови», «Ухаживаем за растениями»;
- игры с овощами и фруктами: «Угадай, что в руке», «Две корзины», «Вершки-корешки», «Угадай, что съел»;
- игры с деревьями и кустарниками: «Где что зреет?», «Детки на ветке», «Скорая помощь» (экологическая игра на природе).
Также проводим сюжетно-ролевые игры «Стрекоза и муравей», «Магазин «Семена», проводим эстафеты: «Кто живет в траве?», «Собери в корзинку».
В своей работе по экологическому воспитанию детей широко используем художественную литературу. Чтение рассказов, стихов, сказок о природе глубоко воздействует на чувства детей. Яркие образы героев - животных надолго сохраняются в их памяти. Книга, прочитанная в детские годы, производит порою настолько сильное впечатление, что остается в памяти на всю жизнь. Природоведческая книга помогает объяснить детям суть экологических проблем, причины их появления, дает возможность дошкольникам осмыслить окружающий мир и взаимосвязь всего живого в нем.
Использование малых фольклорных форм помогает расширить представления детей о родной природе, временах года, состоянии погоды. Чтение произведений сочетаем с восприятием ребенком родной природы в часы прогулок. Дети начинают понимать более образный язык, описательный характер природных явлений: солнышко-ведрышко, радуга-дуга, «на тонкой мокрой ножке дождик скачет по дорожке» и т.д. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.
И сегодня, выбирая профессию педагога, мы уверены, что все начинается с земли, маленькой грядки, посаженным малышом горохом и яркой хрустящей редиски. Только так ребенок учится трудиться и получает первый опыт, узнает название и пользу овощей и фруктов. Дети должны знать, каким трудом достается человеку урожай. Не зря в народе говорят: «Не потопаешь, не полопаешь». Ведь изначально ребенок несет лопату и лейку, ему интересно наблюдать за дождевым червяком в земле, майским жуком и первыми всходами урожая. А мы говорим ему: «Не мешай, не путайся под ногами. Опять вымазал руки». Недаром, говорят, если ребенку дать маленькую грядку, и самому позволить сажать редиску, горох, ему откроются знания о мире, полном гармонии, ребенок получит самые яркие впечатления о растениях, семенах, полезных вкусовых качеств овощей и фруктов. Очень важно, объяснить ребенку, что труд на земле – основа жизни, и только тот может себя считать по праву человеком, кто посадил и вырастил дерево, из семени получив плод яблони, так как из маленького семечка рождаются большие деревья.