Тема. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ
1.1. Внимание
Психическая активность человека обусловлена необходимостью постоянно приспосабливать свое поведение к непрерывным изменениям внешней среды и своего положения в ней посредством преобразования этой среды. Однако никакое преобразование невозможно без познания. Поэтому познавательные процессы занимают важнейшее место в психике человека.
Необходимой предпосылкой рассмотрения познавательных процессов личности является внимание. Внимание - это сосредоточенность и направленность сознания человека на конкретные предметы и явления при отвлечении от всего постороннего, обеспечивающие их четкое отражение. Как правило, состояние внимания проявляется в сенсорных, анемических, мыслительных и двигательных процессах.
Физиологически внимание объясняется концентрацией возбуждения в определенных участках коры головного мозга при одновременном торможении остальных участков коры. Причем очаг оптимальной возбудимости постоянно перемещается с одних участков коры мозга в другие. Более того, внимание возникает лишь на фоне общего бодрствования организма, связанного с активной мозговой деятельностью.
Генетически первым является внимание, которое Н.Н. Ланге назвал рефлекторным. Примером рефлекторного внимания может быть поворот головы, глаз животного или человека. Подобные рефлекторные движения, совершаемые автоматически, направлены на улучшение условий для восприятия звуков или зрительных образов. Рефлекторное внимание относится к психофизиологическому уровню психики.
Рефлекторное внимание является низшей и самой простой формой непроизвольного внимания. При определенных условиях рефлекторное внимание может стать непроизвольным. Например, при встрече с любимым человеком рефлекторные движения навстречу ему мы можем рассматривать как непроизвольное внимание, так как эти движения, хотя и определяются свойствами раздражителя, внешними, физическими чертами любимого человека, в конечном счете являются реакцией на его духовную сущность.
|
Непроизвольное внимание, так же как и рефлекторное, проявляется автоматически, без участия сознания и мобилизуется на физические параметры среды. Однако не все изменения внешней среды вызывают непроизвольное внимание. Объектом внимания становятся те предметы и явления, которые имеют определенные особенности, выделяющие их из окружающей среды. Такие физические свойства вещей, как их новизна, яркость, контрастность, неожиданность и др., выступают побудительным сигналом к непроизвольному вниманию. Например, красный квадрат быстрее замечается среди серых квадратов; крупный предмет среди маленьких предметов сразу привлекает внимание. Непроизвольное внимание вызывают также те предметы, к которым человек проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение. Так, удивление, восторг, страх и т.п., вызванные конкретным предметом, надолго приковывают внимание человека.
Более высокой формой внимания является произвольное внимание. Его можно определить как организованную направленность сознания на объект. Побудительной причиной произвольного внимания выступают уже не физические свойства предметов и явлений, в внутренние психические причины - сознательные волевые усилия личности. Произвольное внимание развилось в процессе трудовой деятельности людей. Дело в том, что в процессе труда человек сосредоточивается прежде всего не на том, что для него представляет интерес и что для него приятно, а на том, что он должен делать. Поэтому возникновение произвольного внимания к конкретному предмету обусловлено постановкой целей деятельности. Благодаря наличию произвольного внимания человек способен избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, существенное, принимать правильные решения, осуществлять задачи, возникающие в деятельности.
|
Нередко случаются ситуации, когда та или иная деятельность так захватывает человека, что для поддержания внимания ему не требуется волевых усилий. В подобных ситуациях волевое произвольное внимание трансформируется в другую форму, которую называют послепроизвольным, или вторично-непроизвольным, вниманием Для этой формы характерно то, что место воли в ней занимает логика действий, затягивает сам процесс. Например, студент, выполняя задание по математике, правильно решает трудную задачу, испытывает от этого радость и, забыв обо всем на свете, продолжает решать одну задачу за другой, получая от самого процесса удовольствие.
Внимание характеризуется различными качествами, или свойствами. К ним относятся: объем, устойчивость, концентрация, распределение и переключение внимания.
Объем внимания измеряется тем количеством объектов, которое может отчетливо восприниматься одновременно. Как правило, для взрослого человека объем внимания в среднем составляет 4 - 6 объектов. Основным условием расширения объема внимания является умение группировать, систематизировать, объединять по смыслу воспринимаемый материал.
|
Устойчивость проявляется в длительном удержании внимания на чем-либо. Она зависит от особенностей объекта и активности личности. Чем сложнее объект и менее однообразен, чем сильнее интерес к деятельности, чем важнее и более значима она для человека, тем более длительным и интенсивным будет сосредоточение сознания человека на этой деятельности и ее объектах. Устойчивость внимания характеризуется не только длительностью его протекания, но и концентрацией.
Концентрация внимания - это степень сосредоточения сознания на объекте. Максимальная сосредоточенность человека является важным условием его успеха в деятельности. Однако высокая концентрация на одном объекте может привести к трудности распределения и переключения внимания.
Распределение внимания - это свойство, с которым связано умение одновременно выполнять несколько действий или вести наблюдение сразу за несколькими объектами. Во многих профессиях (водитель, летчик, диспетчер, преподаватель и др.) это свойство внимания приобретает особо важное значение. Для эффективного распределения внимания рекомендуют совмещать разные виды деятельности, например умственную и двигательную.
Переключение внимания означает преднамеренный переход личности от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой. Необходимость переключения внимания может быть обусловлена особенностями протекания самой деятельности, требованиями гигиены умственного труда. Например, учебная деятельность, в процессе которой происходит поэтапное изучение материала, усвоение разных учебных предметов, предполагает смену видов и форм активности студентов, переключение их внимания. Переключение внимания помогает также предотвращать утомление, повышать устойчивость внимания, поддерживать необходимый уровень работоспособности.
В трудовой деятельности, которая требует быстрых и согласованных действий, все перечисленные свойства внимания тесно связаны друг с другом, границы между ними практически неуловимы, все они являются сторонами единого акта внимания.
Внимание - одна из составляющих познавательного процесса. Но, сохраняясь длительно, оно становится уже состоянием. Время превращает его в черту характера и свойство личности. Например, устойчивой личностной особенностью является рассеянность как показатель слабости произвольного внимания. Рассеянность есть неспособность к длительному интенсивному сосредоточению. Она может быть результатом неправильного воспитания ребенка, следствием плохого состояния здоровья, общего расстройства нервной системы, органических заболеваний мозга. Человек с такой чертой характера и свойством личности не может заниматься определенными видами деятельности. Так, рассеянный водитель рано или поздно попадет в беду, совершит дорожно-транспортное происшествие.
1.2. Ощущения
Приспособление организма к окружающей среде предполагает постоянный обмен информацией между средой и организмом. Этот обмен осуществляется с помощью органов чувств, которые получают, отбирают, накапливают информацию и направляют ее в мозг. И.П.Павлов сложную деятельность органов чувств назвал анализаторной, а системы клеток, которые непосредственно осуществляют анализ внешних материальных раздражителей, - анализаторами. Анализатор состоит из периферического отдела, или рецептора, являющегося трансформатором внешней энергии в нервный процесс; афферентных (центростремительных) и эфферентных (центробежных) нервов, соединяющих рецептор с центральным отделом анализатора; подкорковых и корковых отделов, или мозгового конца, осуществляющего переработку нервных импульсов, приходящих от рецептора. Определенным клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Например, пространственно разными точками в коре представлены органы зрения, слуха и др.
Нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор, составляет физиологическую основу ощущения. Ощущение есть ответ организма на внешнее раздражение Мы ощущаем свет, звук, вкус и другие качества раздражителей. Соответственно видам ощущений выделяют пять рецепторов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.
Ощущение - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений, воздействующих на органы чувств непосредственно. Именно с ощущений начинается отражение действительности. Благодаря ощущениям мы можем определить движение и положение нашего тела, узнать о таких свойствах предметов, как запах, шероховатость, твердость и т.п. Например, зрительные ощущения дают человеку возможность узнать цвет предметов, их величину, пропорции, конструкцию, объем, пространственное расположение.
Наши органы чувств отличаются друг от друга разной степенью чувствительности к отображаемым ими явлениям. Высокая чувствительность присуща зрительному и слуховому анализаторам, в то время как чувствительность осязательного анализатора является достаточно низкой. Поэтому не всякий внешний раздражитель может вызывать ощущения. Минимальная сила раздражителя, при которой возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом чувствительности. Чем меньше величина порога, тем выше чувствительность данного анализатора. Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения, который определяется максимальной силой раздражителя, приводящей к возникновению соответствующего ощущения.
Под воздействием различных физиологических и психологических факторов, таких как функциональное состояние рецептора, длительность раздражителя, возраст человека, характер его деятельности и др., величина абсолютных порогов чувствительности может меняться. Изменение чувствительности анализатора наблюдается и при приспособлении органов чувств к действующему раздражителю. Такое явление принято называть адаптацией. Особенно наглядно адаптация проявляется в области зрения. Так, например, зрительная адаптация к темноте наблюдается при переходе из ярко освещенного помещения в темное: вначале мы ничего не видим и только через некоторое время постепенно начинаем различать очертания окружающих предметов. Адаптация помогает предохранять органы чувств от чрезмерного раздражения в случае необычайно сильных воздействий.
Способность анализаторов различать раздражения изменяется и при взаимодействии разных видов ощущений. Общая закономерность здесь состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов. Исследования показали, что чувствительность зрительного анализатора повышается при слабом охлаждении кожи, негромких звуках и слабых вкусовых ощущениях. В то же время наблюдается ухудшение зрительной чувствительности, если в качестве слухового раздражителя применяются очень громкие звуки. Известны факты повышения зрительной, слуховой, тактильной и обонятельной чувствительности под влиянием слабых болевых раздражений.
В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, а в других, наоборот, ее снижение, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности. Часто, в случае нарушения деятельности одного из анализаторов, можно наблюдать повышение чувствительности других. Происходит как бы своеобразная компенсация: человек потерял слух, но у него обостряется зрение и действия других анализаторов. Кроме того, сенсибилизация может быть достигнута и в результате специальных упражнений. Например, у детей, занимающихся музыкой, развивают звуковысотный слух.
Взаимосвязь ощущений проявляется и в так называемой синестезии. Синестезия - переход одного вида ощущений в другой и получение на этой основе единого оригинального ощущения. Примером синестезии может служить понятие «цветной слух». Оно означает, что музыкальные слуховые образы имеют и зрительный аспект художественного воздействия. На этом основана проблема окрашенности поэтического звука, проявившая себя в творчестве символистов. Этот же эффект лежит в основе цветового видения музыки, которым обладали некоторые композиторы и живописцы, что вызвало к жизни светомузыку, пионером которой был русский композитор и пианист А.Н.Скрябин. Для осознания же музыкального начала в живописи особенно много сделал литовский художник М.К.Чюрленис. Он прославился своими симфониями красок. Синестезия достаточно часто встречается у художников. Зрительные ощущения блестящей или шероховатой поверхности изображаемого предмета нередко вызывают у художников тактильные ощущения, они как бы чувствуют руками материал, из которого сделан этот предмет.
Восприятие
Упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы предметов и явлений приводит к развитию психики человека на уровне восприятия.
В основе восприятия лежат два вида нервных связей. Во-первых, это связи, образующиеся в пределах одного анализатора, но раздражитель может быть комплексным, например, мелодия, представляющая собой сочетание отдельных звуков, воздействующих на слуховой анализатор. Во-вторых, межанализаторные связи, т.е. связи, образующиеся в пределах разных анализаторов. Благодаря этим связям мы можем отражать в восприятии такие свойства предметов, для которых нет специально приспособленных анализаторов. Поэтому в восприятии мы глубже познаем мир, чем в ощущениях.
Восприятие - это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств. Садясь за парту, мы видим ее цвет, прямоугольную форму, чувствуем твердость дерева, гладкую поверхность, т.е. посредством ощущения определяем отдельные свойства парты. Одновременно у нас возникает целостный образ парты со всеми ее свойствами - конструкции, цвета, твердости материала и т.п. Можно сказать, что восприятие выражается совокупностью образных ощущений. При этом оно не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с такими присущими ей особенностями, как предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.
Предметность восприятия определяется как отнесенность сведений, получаемых из внешнего мира, к предметам этого мира. Предметность формируется только в том случае, когда осуществляется взаимодействие анализаторов с самими предметами. Если нарушаются двигательные процессы в анализаторах и контакт с предметом невозможен, то предметного отражения не происходит. Так, при сохранении чувствительности зрительного анализатора, но при полной неподвижности глазных яблок больной теряет возможность восприятия и способен лишь ощущать все видимое как сплошной световой поток.
Целостность и неразрывно связанная с нею структурность восприятия означают, что психика нормального человека настроена на восприятие именно предметов, а не отдельных линий, пятен и т.п. В одном из экспериментов людям предлагался рисунок, состоящий из отдельных штрихов и линий, которые изображали треугольник и квадрат. Автоматически, без вмешательства сознания, все на рисунке увидели одно и то же: треугольник и квадрат. Другими словами, живя в мире целостных и структурированных предметов и их изображений, люди выработали способность именно так воспринимать все, что их окружает.
Ориентироваться в бесконечно многообразном и изменчивом мире человеку помогает такое свойство восприятия, как константность. Благодаря этому свойству человек воспринимает окружающие предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т.д. Известно, что изображение предмета, в том числе на сетчатке, увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Действительно, при изменении дистанции наблюдения величина изображения предмета на сетчатке глаза изменяется, а вот его воспринимаемая величина остается почти неизменной. Интересен факт, сообщаемый верхолазами. Оказывается, они сначала видят людей и машины на земле очень маленькими, но вскоре константность восстанавливается, и все предметы воспринимаются ими такими, какими они должны быть, т.е. нормальной величины. Получается, что сетчаточные размеры изображений психика человека игнорирует. Для восприятия важнее предметность, важнее подстроиться к особенностям воспринимаемого предмета и условиям его существования. Таким образом, константность обеспечивает относительную стабильность внешнего мира, отражая единство предмета и условий его существования.
Восприятие предмета тесно связано с его осмыслением, пониманием его сущности. В противном случае нельзя было бы говорить о принадлежности воспринятого предмета к той или иной категории, к определенному классу предметов. Другими словами, восприятие всегда предполагает некоторое толкование полученных органами чувств данных о предметах и явлениях внешнего мира.
Восприятие зависит не только от раздражителей, но и от личности воспринимающего, ее прошлого опыта, мотивов ее деятельности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека получила название апперцепции. Благодаря апперцепции можно управлять процессом восприятия, создавая определенные установки на восприятие. Как показали исследования, установка может определять даже восприятие роста человека. Так, различным группам студентов одного из университетов был представлен один и тот же человек, но каждый раз ему присваивались новые звания и титулы Когда человек был представлен как студент, его рост определялся в среднем в 171 см; когда его назвали ассистентом кафедры психологии, то его рост вырос до 176 см; при звании «старший лектор» его рост превысил 180 см, а рост профессора стал равен 184 см.
Восприятие выступает важнейшим регулятором всех внешних форм активности личности. В процессе восприятия человек производит множество перцептивных действий и перемещений своего тела в пространстве для того, чтобы сформировать адекватный образ предметов и явлений окружающего его мира.
Образы предметов и явлений, сформированные в процессе ощущений и восприятий, а также связанные с ними действия, чувства, мысли могут быть воспроизведены впоследствии в отсутствие самих предметов и явлений, т.е. в памяти.
Память
Память - отражение прошлого опыта человека, запечатление, сохранение и последующее воспроизведение того, что было содержанием прошлого опыта. Без сохранения в памяти прошлого опыта человек был бы вообще не способен ориентироваться в окружающем мире, он, по словам И.М.Сеченова, оставался бы «вечно в положении новорожденного».
Память представляет собой сложный и непрерывный процесс запоминания и воспроизведения определенного материала.
Запоминание можно определить как процесс закрепления и сохранения в памяти полученных от объектов и явлений впечатлений. Однако в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувства, а только то, с чем человек действует. Иначе говоря, процесс запоминания определяется мотивами, целями и способами деятельности личности. В соответствии с целями деятельности, в которую включены процессы запоминания, различают непроизвольное и произвольное запоминание.
Непроизвольное запоминание протекает без особых усилий, как бы «само собой». Оно может быть достаточно продуктивным, если запоминаемый материал требует активного понимания или имеет для человека важное жизненное значение, вызывает у него определенный интерес и эмоции.
Любая деятельность (игровая, учебная, трудовая), обусловленная определенными целями и задачами, нуждается в произвольном запоминании многого из того, что составляет сущность и содержание этой деятельности. Так, учебная деятельность основана на произвольном запоминании разнообразных знаний, умений, навыков. Произвольное запоминание есть результат специальных анемических действий, таких как ориентировка во всем материале, вычленение в нем определенных смысловых единиц, установление связей между ними. Специально организованное произвольное запоминание называется заучиванием. Оно может осуществляться либо механически, либо логически.
Механическое запоминание представляет собой заучивание частей материала без осмысления связи между ними. Механически заучив тот или иной материал, учащийся способен его пересказать, но ответить на вопросы экзаменатора по содержанию заученного, как правило, не может, ибо не продумал то, что учил. Обычно механически запоминают материал тогда, когда не понимают его или ленятся его осмыслить. Механическое запоминание учебного материала может привести к поверхностному, неглубокому усвоению знаний и требует значительного времени.
Экспериментальные исследования показывают, что важнейшим и непременным условием логического запоминания является понимание. По своему опыту каждый знает, как трудно выучить доказательство теоремы, если оно непонятно. Понятное запоминается быстрее и прочнее, потому что содержательно ассоциируется с уже освоенными ранее знаниями. Улучшает понимание материала воспроизведение, особенно своими словами. Различают следующие виды воспроизведения: узнавание, собственно воспроизведение и припоминание.
Узнавание есть установление сходства между предметом, воспринимаемым в данный момент, и тем образом, который закрепился в нашей памяти от предшествующего восприятия этого или похожего на него предмета. Так, в процессе восприятия мы узнаем предмет, который ранее воспринимали. В противном случае каждый раз мы воспринимали бы предметы как новые.
Собственно воспроизведение представляет собой оживление образов памяти без опоры на повторное восприятие того или иного предмета. В тех случаях, когда материал закреплен прочно, воспроизведение происходит легко. Но иногда для воспроизведения нужной информации приходится использовать некоторые приемы, такие как активное вызывание в себе образов соответствующих объектов, намеренное вызывание опосредствующих ассоциаций и т.п. Такое воспроизведение получило название припоминания.
Процессы воспроизведения возможны только тогда, когда исключено полное забывание материала. Однако дело обстоит таким образом, что не все из запоминаемого человеком полностью сохраняется в его памяти, многое забывается. В основном не забывается то что, включаясь в деятельность личности, остается для нее значимым. Лучшим средством против забывания является повторение. Недаром говорят: «Повторение - мать учения». Только повторять учебный материал следует как можно раньше, а не тогда, когда он почти полностью забыт. Важным средством борьбы с забыванием является также применение усвоенных знаний на практике, в деятельности.
Особенности деятельности, в которой осуществляются процессы запоминания и воспроизведения, выступают основанием для деления памяти на виды. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, память делят на двигательную (запоминание и воспроизведение различных движений, проявляющиеся в физической ловкости, сноровке в труде), эмоциональную (память на чувства), образную (память на представления, звуки, запахи, вкусы) и словесно-логическую (намять на мысли).
По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. Для непроизвольной памяти характерно отсутствие какой-либо цели что-то запомнить, а произвольная память дает возможность преднамеренно заучить то, что необходимо.
По продолжительности закрепления и сохранения материала вычленяют кратковременную, долговременную и оперативную память. Кратковременная память характеризуется мгновенным сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия и немедленным ее воспроизведением. Для долговременной памяти свойственно длительное хранение материала после многократного его повторения и воспроизведения. В ведении оперативной памяти находится материал, поступающий как из кратковременной, так и из долговременной памяти.
Индивидуальные различия в памяти людей проявляются в разных типах памяти. Одни люди отличаются наглядно-образным типом: особенно хорошо они запоминают предметы, изображения, цвета, звуки, лица и т.п. Других можно отнести к словесно-отвлеченному типу: они лучше запоминают словесно-абстрактный материал - понятия, определения, словесные формулировки, числа и т.д. В зависимости от содержания запоминаемого материала различают также двигательный, зрительный и слуховой типы памяти. Однако «чистые» типы памяти встречаются редко, поэтому чаще всего говорят о смешанном типе: зрительно-двигательном, зрительно-слуховом и др.
Индивидуальные различия памяти обусловлены индивидуальными особенностями личности и спецификой ее деятельности. Например, у художника исключительно сильно развита зрительная память, а у музыканта - слуховая.
Мышление
Образы памяти называют представлениями. Это образы предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но которые были восприняты ранее.
Физиологически возникновение представлений объясняется тем, что после действия определенного раздражителя, зафиксированного в акте восприятия, в коре головного мозга остались нервные следы (связи), которые в последующем актуализируются.
Представление не есть нечто раз и навсегда данное. Это процесс. Всякое новое восприятие предмета ведет к изменению представления этого предмета. Представление всегда включает в себя элемент обобщения. В представлении материал отдельного восприятия обязательно связывается с материалом предыдущего опыта, с материалом предшествующих восприятий. Представление - это переход от чувственной ступени отражения окружающей действительности к мышлению. Настоящий расцвет мышления возможен лишь на основе представлений.
Мышление - это высший познавательный процесс. С помощью мышления человек познает то общее в предметах и явлениях, те закономерные и существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность объективной деятельности. Например, нельзя непосредственно наблюдать физиологические процессы в коре головного мозга, нельзя видеть строение атома, развитие человечества тысячу лет назад. Однако человек познает и закономерности физиологических процессов, и строение атомов, и историю человечества.
Мышление опирается не только на представления. Главной опорой мышления служит речь. Речь выступает как носитель мысли и одновременно как средство общения. Связь мышления с речью сохраняется в любом случае - выражает ли человек свои мысли вслух или думает молча, «про себя». В обоих случаях наблюдается действие одних и тех же нервных механизмов, использование одних и тех же речевых сигналов. Разница заключается лишь в том, что, когда человек думает молча, движение мускулов речевого аппарата ослаблено.
Элементы человеческой речи возникают в ходе совместной трудовой деятельности. Первоначально язык выполнял указательную функцию: слова обозначали конкретные предметы и действия. Постепенно слово, закрепляясь за целым классом сходных предметов и действий, стало выделять их общие устойчивые связи. Таким образом, в слове начали фиксироваться результаты познания. Одной из основных познавательных форм интеллектуальной деятельности человека является понятие. Закрепляясь в словах, понятие сохраняет накопленные человечеством знания и передает их из поколения в поколение.
Фундаментом для формирования понятия служат такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция. Понятие - это выражение общего и наиболее существенного в окружающих нас предметах и явлениях. Образование понятия означает постоянное расширение и углубление знаний о каком-либо предмете или явлении. А с развитием человечества обогащается само содержание понятий. Например, содержание понятия «свет» все время менялось. Было время, когда оно объяснялось корпускулярной теорией, потом - волновой теорией, последние исследования ученых говорят о том, что свет - это то, что обладает одновременно свойствами и волн, и частиц, и в то же время в целом это и не волны, и не частицы. Таким образом, овладение понятием означает овладение знаниями о том или ином предмете, раскрытие существенного и закономерного в нем.
Понятия являются главным материалом для построения суждения. Суждение состоит из нескольких понятий, определенным образом связанных друг с другом. Суждение - это утверждение или отрицание связей, взаимоотношений между предметами и явлениями действительности, между их свойствами и качествами. Утверждающим, например, будет суждение: «Возникновение и развитие психики человека является одной из самых сложных проблем». «Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду» - это пример отрицательного суждения.
Большое значение в проверке правильности суждения имеют умозаключения. Умозаключение - это сопоставление и анализ различных суждений и образование на этой основе новых общих или частных выводов. Умозаключения бывают индуктивные и дедуктивные. Индукция предполагает установление общих законов, правил положений на основании рассмотрения частных, единичных фактов, случаев, явлений. Дедукция раскрывает отдельные, частные явления, факты на основании знания общих законов и положений
Итак, мышление осуществляется в трех основных формах: понятиях, суждениях и умозаключениях. Это логические формы мышления, их изучением занимается логика. Она отвлекается от непосредственных условий возникновения и развития тех или иных мыслей, ее интересуют четко сформулированные мысли, готовые продукты мышления. В отличие от логики психология изучает процесс мышления индивида, в ходе которого возникают и развиваются новые мысли, догадки, предположения, замыслы, планы.
В зависимости от сочетания мыслительных операций, форм мышления, их содержания различают три типа отражения реальной действительности: художественный, мыслительный и средний.
Художественный тип присущ людям, живущим впечатлениями и эмоциями, у них преобладает образное мышление. Это мышление, которое опирается на представления и в процессе решения той или иной мыслительной задачи оперирует конкретными наглядными образами.
Мыслительным типом обладают люди, которые в своей жизни главным образом руководствуются понятиями и абстракциями, у них развито абстрактно-теоретическое мышление. Очень часто такие люди заходят далеко в своей оторванности от действительности. Некоторым из них важно, чтобы их теоретические построения сообразовывались с логикой их концепций, а как поведет себя при этом действительность, их мало касается.
Люди, у которых образное и абстрактное мышление находятся в равновесии, относятся к среднему типу. Среди великих людей такое равновесие наблюдается чрезвычайно редко.
У каждого человека мышление индивидуально. Индивидуальные различия мыслительной деятельности человека есть следствие его ума. Они проявляются в таких качествах ума, как его широта, глубина, самостоятельность, критичность, гибкость, быстрота.
Широта ума основана на всестороннем знании окружающего мира и проявляется в охвате познанием самых разных вопросов действительности. Глубина ума означает умение постигать причины вещей, предвидеть тенденции их развития. Самостоятельность ума выражается в способности человека ставить новые вопросы и самому находить на них ответы, творчески усваивать и использовать знания и опыт других людей. Критичность ума предполагает умение человека всесторонне проверять и оценивать свои и чужие мысли. Гибкость ума заключается в том, что человек может изменять намеченные решения в зависимости от обстоятельств. Быстрота ума необходима в тех случаях, когда человеку требуется в очень короткий срок разобраться в сложной ситуации, обдумать и принять правильное решение. Быстроту ума не следует путать с торопливостью мышления, которая заставляет человека принимать первое попавшееся решение, основанное на плохо обдуманных фактах.
Все перечисленные качества ума тесно взаимосвязаны друг с другом, взаимообусловивают друг друга и в целом определяют мышление человека.
Ум бывает теоретический и практический. Считалось, что люди, занимающиеся теоретической деятельностью, наделены более «высоким умом», чем практики. Даже психологи еще на рубеже XIX - XX веков расценивали интеллектуальную деятельность практиков как более элементарную по сравнению с деятельностью теоретической. Впоследствии стали сравнивать не теоретический ум с практическим умом, а условия, в которых осуществляется интеллектуальная деятельность теоретиков и практиков. Оказалось, что при единстве мыслительных процессов теоретики и практики в разных условиях решают разные проблемы и задачи.
В обыденном сознании утвердилось мнение, что ученые - очень рассеянные люди. С психологической точки зрения, это не рассеянность, а, напротив, большая концентрация внимания, сосредоточенность на решаемой проблеме. Когда Ньютона спросили, каким путем он пришел к своим великим открытиям, он ответил, что всегда думал о них. Именно такая сосредоточенность на одном каком-то предмете или проблеме и приводит многих ученых к ослаблению, даже потере общей ориентации; тогда многие действия в таком состоянии реализуются автоматически.