Основные группы | Составляющие отдельных групп средовых ресурсов |
Предметные ресурсы | объем, освещенность, цветовое решение помещений, соответствие их санитарно-гигиеническим требованиям; размер и функциональность мебели; объекты с выраженными и/или усиленными существенными и опознавательными признаками (размер, яркость цвета, толщина контуров и т. д.); коллекции сенсорных эталонов; предметные коллекции в соответствии с программой обучения; объекты с привнесенными деталями приспособительного характера (озвученный мяч); учебные материалы и оборудование, оснащенное специальными приспособлениями (закладки, метки, разлиновки, фиксаторы); информация, представленная ребенку в доступной форме (крупным шрифтом, на аудиокассете или видеокассете, с помощью системы Брайля, жестов, специальных символов); специальные компьютерные программы; средства индивидуальной коррекции (фиксирующие, оптические, слуховые и т. д.); средства обеспечения лучшей видимости объектов (приближение, подсветка, контурирование, фонирование, экранирование и т. д.) |
Пространственные ресурсы | освещенность, цветовое решение; подиумы, ограничительные линии, турникеты; сигнальные опоры, помогающие ориентироваться на рабочем поле, рабочем месте, в закрытом и открытом пространстве; структурирование пространства (выделение разнообразных функциональных зон); организация безопасных маршрутов; сигналы, направляющие движение |
Организационно-смысловые ресурсы | построение жизнедеятельности детей в соответствии с дневным ритмом (каждая часть суток со своими атрибутами), недельным ритмом (четкое структурирование таких сфер жизнедеятельности, как быт, учеба, свободное время), годовым ритмом (цикл ежегодно повторяющихся событий); дозировки нагрузки (интеллектуальной, физической, зрительной, тактильной, слуховой и др.); планы, алгоритмы, памятки; правила, регулирующие взаимодействия и отношения с окружающими. |
Социально-психологические ресурсы | событийность и сотрудничество; высокая эмоциональная насыщенность всех видов взаимодействия; ситуации успеха; шефство; активная оценочная деятельность всех участников образовательного процесса; благоприятный внешний вид ребенка; благоприятный социальный статус ребенка; способность видеть сильные стороны ребенка; наличие желания и умения взаимодействовать с ребенком; адекватные установки по отношению к детям с особенностями психофизического развития со стороны педагогов, школьного персонала, здоровых детей, родителей; адекватные конкретной ситуации мотивы взаимодействия; образец поведения педагогов по отношению к детям с особенности ми психофизического развития; примеры достижений людей с особенностями психофизического развития; словарь, с помощью которого описываются люди с особенностями психофизического развития и их проблемы; наличие среди сотрудников учреждения образования людей с особенностями психофизического развития; постоянная презентация разнообразных критериев оценки человека. |
|
Все средовые ресурсы используются для проектирования образовательной среды в условиях интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования.
С.Е.Гайдукевич выделяет группу специфических средовых ресурсов:
|
1. ресурсы, которые обеспечиваются за счет привнесения в среду специальных объектов, позволяющих формировать у ребенка разнообразные знания и умения компенсаторного характера, либо ограничивать нежелательные действия (коммуникативные альбомы, речевые памятки, утяжеляющие манжеты, ограничители и т.д.);
2. ресурсы, которые появляются за счет модификации (адаптационных изменений) уже существующих объектов, наполняющих окружающую ребенка среду (увеличение размеров, привнесение деталей приспособительного характера, использование специальных маркеров, меток и т.д.);
3. р есурсы, которые способствуют оптимизации взаимодействия ребенка с разнообразными объектами (освещение, обеспечение необходимых дистанций, структурирование пространства, блокировка скольжения по поверхности, экранирование, режимы, дозировки, правила и т.д.).
Автор подчеркивает, что «основная функция специфических ресурсов – обеспечить профилактику появления препятствий и барьеров во взаимодействии ребенка с окружающим».