В Вопроснике использованы рекомендации И.А. Разумовой
И. А. Разумова
Доктор исторических наук, главный научный сотрудник Центра гуманитарных проблем Баренц региона Учреждения Российской академии наук Кольского научного центра РАН. Специалист в области фольклористики, этнографии, социальной антропологии, устной истории. Автор 175 опубликованных научных трудов, в том числе 4 монографий: «Стилистическая обрядность волшебной сказки» (Петрозаводск, 1991); «Сказка и быличка: мифологический персонаж в системе жанра» (Петрозаводск, 1993); "Потаенное знание современной русской семьи: быт, фольклор, история" (М., 2001); "Культурные ландшафты Кольского Севера. Города у «Большой воды» и Хибин" (СПб., 2009).
Проводила полевые исследования на Крайнем Севере и Северо-западе России. Занимается преподавательской деятельностью, профессор кафедры философии и социологии Кольского филиала Петрозаводского государственного университета, руководит аспирантами по специальности «Этнография, этнология, антропология» в КНЦ РАН.
https://nenuda.ru/%D0%B8-%D0%B0-%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%83%D0%BC%D0%BE%D0%B2%D0%B0-%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%B8%D0%BA-%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D1%84%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D1%80.html
Вопросник «Семейные традиции и фольклор».
Вопросник рассчитан как на самозапись студентов с включением в нее записей рассказов родственников, так и для последующей самостоятельной работы с различными информантами в ходе выполнения фольклорной практики.
Раздел 1. Оформляется как самозапись студента, в виде связного развернутого текста. Постарайтесь ответить на максимально большое количество вопросов.
1.Генеалогия и родственное пространство.
1.Что вам известно о своих предках, по рассказам родных и близких? Если известно мало, то почему? Сколько поколений знаете? Можете ли начертить генеалогическое древо?
|
2. Знаете ли о происхождении своей фамилии?
3. Как вы связаны с дальними родственниками? Много ли их у вас?
4. Есть ли (была ли) традиция переписки? Кто ее ведет?
2.Семейные рассказы.
1. Какие яркие факты вам известны из истории рода, семьи (страшные, смешные, любопытные)?
2. Считаете ли вы кого-либо в роду «интересными личностями», почему? Что о них рассказывают?
3. Кто и что рассказывает о жизни семьи в различные исторические периоды? О чем больше любят вспоминать и рассказывать бабушка, дедушка, родители, другие родственники?
4. Интересные случаи, биографические факты, которые дома неоднократно вспоминают, повторяют (может быть, коллективно)?
5. Есть ли семейные рассказы, связанные с профессиями?
6. Рассказы о детях; о вашем детстве, со слов старших.
7. Рассказы о домашних животных; растениях.
8. При каких обстоятельствах, в каких ситуациях в семье чаще вспоминается прошлое, рассказываются все эти истории?
3. Наследственность и связи родственников.
Передаются ли в вашем роду по наследству внешность, способности, интересы, личные качества, иные свойства?
1. Не было ли в истории семьи таинственных закономерностей, повторяющихся событий?
2. С кем из родственников, живых или умерших, вы ощущаете наибольшую связь или сходство?
3. Обращаетесь ли и в каких формах за помощью (или за чем-либо иным) к умершим родственникам?
4. Не было ли у Вас и других членов семьи чувств, ощущений, мыслей о родственниках на расстоянии, впоследствии оправдавшихся?
|
5. Наблюдались ли явления родственников после их смерти?
4. События семейной жизни.
1. Знаете ли вы, как познакомились (поженились) бабушки и дедушки, родители, другие родственники?
2. Не наблюдалось ли предзнаменований создания семьи (сбывшихся гаданий, сновидений, предсказаний и т.п.)?
3. Знаменательные случаи, связанные со свадьбой.
4. Были ли случаи использования магических действий, направленных на создание или распад семьи?
5. Приходилось ли кому-либо предпринимать магические действия, направленные на предотвращение развода или внешнего вредоносного воздействия на семью?
6. Есть ли интересные обстоятельства, связанные с рождением детей?
7. Не было ли примет, вещих снов о рождении ребенка?
8. Почему Вас так назвали (имя)?
9. Что вы знаете об именах других членов семьи?
10. Не было ли особых, с Вашей точки зрения, обстоятельств, связанных со смертью родственников?
11. Наблюдались ли приметы, предчувствия, вещие сны, предзнаменования смерти?
5. Память о предках.
Как обычно поминаете умерших родственников?
1. Есть ли семейные реликвии? С чем они связаны?
2. Храните ли фотографии?
3. Есть ли семейный альбом?
4. Какие из фотографий вам особенно дороги?
5. Есть ли интересные подписи на фото?
6. Есть ли домашний архив? Что в него входит?
7. Какие документы представляют наибольшую, на ваш взгляд, ценность?
8. Храните ли письма, открытки, другие рукописные свидетельства прошлого?
9. Есть ли домашние альбомы (рукописные журналы, газеты) о каких-либо событиях, периодах жизни?
|
10. Была ли (или есть) в семье «книга рода»?
11. Не сохраняются ли мемуары, дневники членов семьи?
12. Кого в вашей семье можно назвать «хранителем памяти»?
6. Дом.
Какое место вы считаете «родиной»?
1. Какое помещение (место) в доме (квартире) у вас самое любимое и почему?
2. Где и когда семья (родственники) собирается вместе?
3. Не было ли необычных происшествий, связанных с домом, квартирой?
4. Приходилось ли кому-либо сталкиваться с домовым?
7. Праздники.
1. Какие праздники вы считаете семейными?
2. Отмечаете ли государственные праздники и какие (8 Марта, 1,9 Мая, другие)?
3. Отмечаете ли религиозные праздники, например, Пасху? Всегда ли так было в семье?
4. Как отмечаете Новый Год? Какие ритуальные моменты обязательны?
5. О чем говорите за новогодним столом? Есть ли любимые тосты?
6. Есть ли традиция новогоднего представления для детей в семье?
7. Как отмечаете Дни рождения?
8. Есть ли отличия Дня рождения ребенка и взрослого члена семьи?
9. Какие формы поздравлений приняты в вашей семье?
10. Расскажите о праздновании юбилеев.
11. Приняты ли (сохраняются) домашние поздравительные стихи или другие тексты (пожелания и пр.)?
12. Отмечаются ли даты свадеб?
13. Какие события в жизни родственников становятся праздниками семьи?
14. Являются ли таковыми профессиональные праздники?
15. Кто в доме обычно руководит застольем и праздником? Как распределяются обязанности?
8. Повседневное общение.
1. Есть ли у вас дома распорядок дня? Приняты ли совместные обеды, ужины?
2. Какие совместные виды занятий и формы досуга (общесемейные или групповые) приняты в вашей семье?
3. Каковы формы ежедневных приветствий и прощаний?
4. Формы напутствий в дорогу (в различных ситуациях).
5. Есть ли «семейные» приметы (как традиционные, которым вы следуете, так и «домашнего» происхождения)?
6. Домашние (фамильярные) формы имен членов семьи.
7. Не называете ли вы бабушек, дедушек, родителей по имени или как-либо иначе; почему?
8. Какими формами наименований, образованных от слов «бабушка», «дедушка». «мама», «папа» и др., пользуетесь?
9. Как принято обращаться к тетям и дядям? К братьям и сестрам бабушек и дедушек? Ко всем ли одинаково?
10. Есть ли прозвища: у кого, какие, почему?
11. Клички домашних животных.
12. Нет ли семейных названий для отдельных помещений, предметов (например, дачи, автомобиля и др.)?
13. Устойчивые высказывания, наименования, характеристики предметов, явлений, ситуаций, людей, понятные только членам вашей семьи.
14. Шутки, дразнилки, в т.ч. понятные только вам. Как они произошли?
15. Типовые упреки, высказывания и т.п. в случае размолвки; слова для примирения.
9. «Исполнительские» роли.
1. Кто в вашей семье лучше знает родственников, больше и интереснее рассказывает о семейном прошлом?
2. Чьи профессиональные рассказы занимают большее место в семейном словесном общении?
3. Кто из членов семьи знает заговоры, молитвы и постоянно пользуется ими?
4. Есть ли в семье традиция пения? С кем из родных она связана?
5. Кого в семье можно назвать главным шутником, знатоком анекдотов, мастером давать прозвища и т.п.?
Ребенок в семье.
1. Что в вашей семье поют и рассказывают детям, в т.ч. на ночь? Что Вам пели и рассказывали в детстве? Если нет, чем заменяется пение и рассказывание?
2. Есть ли сказки, которые взрослые сами сочиняют для детей в вашей семье? (Если можно, расскажите).
3. Какие сказки и игры придумывают, когда ребенок не хочет ложиться спать, есть, не слушается и т.п.?
4. Чем и в каких формах пугают детей, если они непослушны или плохо учатся?
5. Формы (в т.ч. словесные) поощрений. Кого приводят в пример?
6. Что обычно следует за словами; «Вот мы в твое время...»? (У разных членов семьи).
7. Что вам рассказывали (и вы рассказываете детям), чтобы, не поучая, дать пример поведения?
8. Привлекается ли и каким образом для этого семейная история?
9. Какие высказывания («жизненная мудрость») старших памятны Вам с детства?
10. Какие события жизни ребенка отмечаются в вашей семье?
11. Что считалось в вашей семье (считается сейчас, если у вас «своя» семья) признаком взрослости?
12. Нет ли примет (кроме успеваемости по предмету), связанных с будущей профессией ребенка?