Подготовка и проведение урока русского языка в начальной школе.




(как предлагает учёный-методист М.С. Соловейчик)

Каждому учителю понятно – чтобы урок мог стать «педагогическим произведением»,

он должен быть тщательно обдуман.

Два первых компонента деятельности учителя связаны с предварительным обдумыванием урока еще за письменным столом, третий и частично четвертый – с непосредственной работой в классе, четвертый – с анализом урока после его завершения.

I этап – осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности. Это процесс многоплановый, многокомпонентный, и именно здесь, как правило, невсе придумывается учителем. В чем же нужно сориентироваться, что для себя решить?

1. Ориентировка в предметном содержании урока, т. е. в самом лингвистическом материале.

– Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого явления в языке, в речи?

– Что я сам об этом явлении знаю? Какими признаками оно характеризуется, как они выявляются?

– С какими другими лингвистическими понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду, нa какие опирается, для каких служит базой? Почему это понятие вводитсяименно в данный момент обучения?

2. Ориентировка в конкретных условиях обучения.

– Что учащиеся об этом понятии знают, что узнают в будущем? Что должны узнать, отработать на данном уроке, в какой степени, до какого уровня?

– Какие признаки понятия должны быть в центре внимания?

– На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться?

– Какие учебные действия необходимы для освоения материала?

– Какие конкретные трудности должны быть преодолены? Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия?

– Какая другая языковая (речевая) работа может быть органично связана с освоением данного понятия, умения? Почему?

3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения.

– Какие способы организации учебной работы, виды задании, средства обучения, отвечающие общему замыслу урока, я знаю?

– Как предлагает работать учебник? Какова цель каждого из заданий, логика их расположения?

– Какие способы работы, какой конкретный материал подсказывают другие средства методической помощи (собственная методическая картотека, пособия, журнальные статьи и т. п.)?

– Как, по каким критериям оценить, освоили ли ученики понятие, способ действия?

Как видим, первый этап методической деятельности учителя по подготовке урока довольно объемен по своему содержанию. Результатом его должны быть

ü во-первых, уяснение темы урока и его места в ряду других;

ü во-вторых, актуализации собственных лингвистических и методических знаний в рамках темы;

ü в-третьих, примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ, т. е. того, чему целесообразно учить на данном языковом материале.

II этап – составление плана урока.

1. Какова цель урока, т. е. каким должен быть конечный результат? (Какое понятие ввести, какие его признаки помочь учащимся осознать, какие действия они должны освоить или закрепить?)

2. Как прийти к достижению цели урока, через решение каких промежуточных задач? (Что по логике действий нужно выполнить, выяснить сначала, что потом и т. д.?)

3. Какие дополнительные задачи обучения (из области лексики, грамматики, орфографии, речи и т. д.) следует реализовать на этом уроке? На каких его этапах? Почему?

4. Как организовать урок?

1) Как поставить перед детьми учебную задачу, чтобы включить их в активную деятельность:

a. что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает;

b. как сделать, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»?

2) Как обеспечить усвоение на уроке необходимой информации? (Можно ли организовать, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия; если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: отослать ли школьников к учебнику, сообщить все в готовом виде или, сообщив часть информации, организовать совместный поиск окончательного ответа и т. п.?)

3) Как добиться освоения детьми необходимых действий и в целом осознанное овладение материалом? (Как использовать способы и средства обучения, в какой последовательности, какой дидактический материал и т. д.?)

Как видим, на этапе планирования происходит окончательное решение учителем вопросов,

ü во-первых, о целях урока, о промежуточных задачах и их последовательности;

ü во-вторых, об основных видах деятельности детей на каждом из этапов урока (где она должна быть частично поисковой, где может носить характер восприятия готовой информация, где необходимо только исполнительство, т. е. действие по образцу, где репродуктивной деятельности особенно важно придать осознанный характер, добиться осуществления пошагового самоконтроля и т. п.)

ü в-третьих, о средствах и способах организации деятельности детей, в частности о способах мотивация познавательного интереса, постановки учебной задачи, руководства ее решением, отработки необходимых учебных действий и подведения итогов урока.

Важно, чтобы все решения, которые принимает учитель, были для него достаточно обоснованы каждый из пунктов плана урока он должен быть в состоянии объяснить (в первую очередь самому себе). Это важнейшее условие подготовки урока.

Оценивая план урока, прежде всего следует исходить из общих требований:

– все ли лингвистически грамотно в плане (или конспекте) урока, правильно ли отражена сущность изучаемого явления;

– удалось ли органично соединить обучение школьников с развитием у них познавательного интереса и готовности приобретать конкретные знании и умения, добиваться решения возникших вопросов, с воспитанием других личностных качеств;

– получился ли урок целостным, завершенным, ясна ли логика движения мысли ученика, логика его действий, полнокровен ли урок, т. е. достаточно ли использованы возможности, предоставляемые темой, языковым материалом, для развитии мышления детей, их речи (устной или письменной), языкового чутья, внимания к слову и т. д.;

– удалось ли учителю отвести себе в уроке роль человека, не только спрашивающего, объясняющего, оценивающего школьников, но и активно участвующего в коллективном познавательном деле, интересно ли будет ученикам на уроке.

Такой анализ составленного плана – это элемент самоконтроля, который обязательно должен присутствовать на всех этапах работы над уроком.

III этап методической деятельности учителя – реализация на практике намеченного плана, т. е. проведение урока.

Здесь от учителя требуется ряд умений:

ü во-первых, умение организовывать деятельность учащихся на каждом из этапов урока – от постановки учебной задачи до обобщения и подведения итогов, грамотно пользоваться способами обучения, избранными для достижения целей;

ü во-вторых, умение общаться с учащимися, обеспечивая желаемую атмосферу урока;

ü в-третьих, умение контролировать ход работы, т. е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости вносить возможные коррективы.

IV этап – итоговая самооценка урока, которая предполагает:

а) решение вопроса о том, удалось ли осуществить намеченную программу;

б) анализ конкретных результатов обучения, выявление достижений, удач, недостатков, просчетов; в) внесение необходимых уточнений, изменений в план дальнейшей работы по теме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: