Перечень дисциплин коррекционной области АООП




 

№ вар Категория обучающихся с ОВЗ Рекомендуемые дисциплины коррекционной области
1.1. Глухие «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия); «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия); «Развитие слухового восприятия и техника речи» (фронтальные занятия); «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные занятия).
2.1. Слабослышащие и позднооглохшие «Развитие восприятия неречевых звучаний и техника речи» (фронтальные занятия); «Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи» (индивидуальные занятия); «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия).
3.1. Слепые «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие осязания и мелкой моторики»; «Развитие коммуникативной деятельности».
4.1. Слабовидящие «Ритмика»; «Адаптивная физическая культура (АФК)»; «Развитие зрительного восприятия»; «Социально-бытовая ориентировка»; «Пространственная ориентировка»; «Развитие коммуникативной деятельности».
5.1. С тяжелыми нарушениями речи «Произношение», «Логопедическая ритмика», «Развитие речи».
6.1. С нарушениями опорно-двигательного аппарата «Речевая практика», «Основы коммуникации», «Психомоторика и развитие деятельности», «Двигательная коррекция».
7.1. С задержкой психического развития «Коррекционно-развивающие занятия (логопедические и психокоррекционные)» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия); «Ритмика» (фронтальные и (или) индивидуальные занятия).
8.1. С расстройствами аутистического спектра «Формирование коммуникативного поведения» (фронтальные и индивидуальные занятия), «Музыкально-ритмические занятия» (фронтальные занятия), «Социально-бытовая ориентировка» (фронтальные занятия).

«Содержание данной области может быть дополнено образовательной организацией самостоятельно на основании рекомендаций ПМПК, ИПР обучающихся» [2].

На ведение данных коррекционных курсов выделяется не менее 5 (но не более 6) часов из общего количества часов внеурочной деятельности. В Стандарте говорится:

«Часть Учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, включает часы на внеурочную деятельность (10 часов в неделю), предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю)…»[2].

Соответственно оплата труда педагогов и узких специалистов, реализующих данные дисциплины, производится из средств, предназначенных на оплату внеурочной деятельности.

Третьим компонентом АОП является описание (план) участия ребенка с ОВЗ во внеурочной деятельности, в программе духовно-нравственного развития, в программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Включение этого компонента в АОП является закономерным, поскольку ведущими задачами образования обучающихся с ОВЗ (наряду с формированием основ учебной деятельности) в Стандарте названы:

«- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;

- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями; …» [2].

Участие ребенка с ОВЗ во внеурочной деятельности должно соотноситься с его психофизическими особенностями и, в то же время, должно максимально социализировать ребенка, делая его равным среди сверстников, помогая ему стать успешным и уверенным в своих силах и возможностях.

Четвертым компонентом АОП является Программа коррекционной работы.

С программой коррекционной работы педагоги общеобразовательных школ впервые столкнулись при введении ФГОС начального общего образования. Структура этой программы в Стандарте для детей с ОВЗ практически совпадает с программой, ранее разрабатывающейся образовательными организациями при введении ФГОС НОО.

Например, в примерной АООП для слабослышащих обучающихся указано, что эта программа включает следующие взаимосвязанные направления [1]:

1. Коррекционно-развивающая работа

2. Диагностическая работа

3. Консультативная работа

4. Информационно-просветительская работа

5. Психолого-педагогическая работа (формирование комфортного психологического климата в образовательной организации)

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

- осуществление индивидуально-ориентированной психолого-медико-педагогической помощи обучающимся с ОВЗ с учетом особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей обучающихся (в соответствии с рекомендациями ПМПК).

Разумеется, в программах коррекционной работы для обучающихся с ОВЗ есть и существенные отличия. Связаны они с особенностями в развитии детей с разными диагнозами и довольно подробно описаны в примерных АООП, разработанных авторами Стандарта. Программа коррекционной работы утверждается образовательной организацией самостоятельно в соответствии со Стандартом и с учётом Примерных программ.

Дополнительным компонентом Программы коррекционной работы является ИПР – индивидуальная программа реабилитации инвалида, которая разрабатывается только если у ребенка есть официально подтвержденный статус инвалида. Эта программа разрабатывается медицинскими работниками и специалистами ПМПК, а школа обязана обеспечить её реализацию.

«АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида в части создания специальных условий получения образования» [2].

Таким образом, адаптированная образовательная программа, разрабатываемая для обучающихся с ОВЗ, которые учатся в условиях инклюзии, создается в соответствии с 1-м вариантом АООП НОО и с учетом рекомендаций ПМПК.

Что касается оформления АОП конкретного обучающегося, то оно может быть аналогичным оформлению АООП. Например:

1. Пояснительная записка:

- обоснование разработки программы (нормативно-правовые основания, психолого-педагогическая характеристика ученика, рекомендации ПМПК),

- цели и задачи реализации программы,

- краткое описание структуры программы,

- механизмы реализации (через взаимодействие педагогов и узких специалистов),

- планируемые результаты.

2. Обязательные предметные области учебного плана и основные задачи реализации содержания предметных областей (перечислить, сделать ссылку на ООП школы и на примерную АООП, являющуюся основой разработки).

3. Коррекционно-развивающая область и основные задачи реализации содержания (описать с опорой на АООП соответствующего варианта).

4. План участия обучающегося во внеурочной деятельности.

5. Программа коррекционной работы (с включением ИПР по необходимости).

6. Система оценки достижения планируемых результатов освоения АОП (по аналогии с ООП, но с учетом специфических результатов коррекционно-развивающей работы).

7. Условия реализации АОП (кадровые, материально-технические, учебно-методические).

Таким образом, адаптированная образовательная программа, составляемая для конкретного обучающегося с ОВЗ, получающего образование в условиях инклюзии, обеспечивает сопоставимость результатов его образования с результатами его здоровых сверстников, но учитывает его психофизические особенности и образовательные потребности.

Литература

1. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабослышащих и позднооглохших детей (проект).

Источник:https://fgos-ovz.herzen.spb.ru/wp-content/uploads/2015/10/02 ПрАООП_слабослыш_ 18.10.2015.doc.pdf

2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с ОВЗ (Приказ МО РФ № 1598, от 19.12.2014 г.)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: