Предпосылки возникновения георетической социологии.




Парадигмы в социологии

Основные теоретические парадигмы в социологии:

1) Теория социального факта, Ориентация – Макро социологическая; Образ общества- Система, состоящая из взаимосвязанных частей; Основные вопросы- Как возможно общество?

2) Структурный функционализм; ---; Система устойчива и стабильна; Как общество интегрировано, из каких частей состоит, как они взаимодействуют?

3) Конфликтологическая теория; ---; Система основана на неравенстве, поэтому конфликтна и изменчива; Как общество разделено? Как люди защищают свои права?

4) Социального поведения/ теории социального обмена; Микросоциологическая; Поведение индивидов стремящихся к максимизации выгод; Как обмен ценностями между людьми сделать справедливым?

Теоретические дилеммы:

1).Каково соотношение действий человека и социальной структуры?

Насколько мы свободны в своих действиях?

2.) Каково соотношение в обществе консенсуса и конфликта? Что органично для общества – гармония и порядок Или противоборства и напряженность?

3). Какое место в социологической теории должна занимать проблема гендера?

!! Насколько современный мир сформировался под влиянием экономических условий, выделенных Марксом? Насколько глубоки другие влияния – социальные, политические или культурные?

 

Предпосылки возникновения георетической социологии.

Социология возникает в середине ХIХ века в Западной Европе на фоне:

1. бурного развития капитализма, разрушения старых феодальных порядков и формирования нового индустриального общества (общества модерна);

2. формирования гражданского общества на основе утверждения нрав и свобод человека;

З. обострения социальной борьбы: восстание лионских ткачей во Франции, силезских рабочих в Германии, возникновение чартистского движения в Англии. Высшей точкой этого противостояния стал 1848 год, когда по всей Западной Европе прокатилась волна буржуазных революций;

4. кризиса социально-философского знания. Социальная философия, вершиной развития которой стало Французское Просвещение ХIII века (Вольтер, Руссо, дидро), исчерпала свои возможности и не способна ответить на вопросы, поставленные в эпоху модерна;

5. стремительного прогресса, естественных наук: открытий в физике, химии, биологии, в частности; теории эволюции Ч. дарвина

Великая Французская революция 1789 г. Развитие капитализма, формирование гражданского общества, обострение социальной борьбы.

Промышленная революция,формирование индустриального общества, урбанизация.Кризис социально-философского знания «Раздавите гадину католическую церковь!» А.Вольтер (1694-1778).«Ранняя социология развивалась как противостояние идеям Просвещения».

1) Теология: Общество – продукт божественного творения

2) Просвещение: Общество – продукт творения человека

Из 1 и 2 = Социология Общество продукт естественного развития = консерватизм, отрицание революции.

Прогресс в естественных науках. Разделение естественных наук, создание научных лабораторий, обоснование экспериментальных методов

 

4. О. Конт (1798 — 1857) — основоположник социологии. Социальное мышление становится научно — социологическим в той мере, в какой проникается «позитивным духом», т.е. только положительные, научные знания о природе и обществе, основанные на наблюдении и эксперименте, по О. Конту, могут способствовать обнаружению «неизменных законов естественных явлений». Но человечество лишь постепенно сможет прийти к позитивной науке об обществе. Исследуя развитие человеческого ума в различных областях, О. Конт вывел закон трёх стадий его развития: теологического, метафизического и научного (позитивного). Социологию французский учёный подразделял на «социальную статику» и «социальную динамику». Первая изучает условия существования и законы функционирования социальных систем, а вторая — законы их развития и изменения.

ОГЮСТ КОНТ (1798-1857). Верил в мир, которым в конце концов будут управлять социологи-священники.

1) Исключен из Политехнической школы за «бунтарское поведение»

2) Работал секретарем А.К.Сен-Симона

3) Обладал фотографической памятью

4) Главный (6 томов) труд

5)«Курс позитивной философии» издан в 1830-1842 гг. Здесь обосновывается идея о том, что социология главная наука

6) В 1851 г. опубликована «Система позитивной политики»

Цель науки «знать для того, чтобы предсказывать, предсказывать для того, чтобы контролировать».

Идеал общества в лозунге «ПОРЯДОК И ПРОГРЕСС».

Закон трех стадий:

Мир в своем развитии проходит через три стадии интеллектуального развития:

1) Теологическая (до 1300 г)

2) Метафизическая (1300-1800)

3) Позитивная (с 1800 г.)

Вера в науку: отказ от поиска абсолютных причин (Бога или природы) и наблюдение социального и физического миров в поисках тех законов, которые ими управляют

Позитивный метод - способ познания, опирающийся на науку

1) Общество, так же как и природа, продукт естественного развития;

2) Поэтому науки об обществе должны быть подобны наукам о природе, должны пользоваться теми же методами;

3) Результаты исследований должны быть принципиально проверяемы;

4) Исследователь должен быть ценностно нейтральным.

 

5. Натурализм в социологии — теоретико-методологическая ориентация на методы на естественных наук. В социологии ХIХ — начала ХХ века существовал в 2 основных формах: социал - биологизм (стремление понять законы развития и функционирования общества путем установления аналогий с биологическим организмом или биологической эволюцией) и социал — механицизм (стремление объяснить общественную жизнь и поведение человека, распространяя на них закономерности, установленные в физических науках). Социал-дарвинизм рассматривает эволюцию как универсальный процесс, объясняющий все изменения в природе и в социуме.

6. Марксизм. Учение К. Маркса опирается на диалектико-материалистическое понимание истории. Общество - это продукт многообразных взаимодействий между людьми, система их взаимосвязей, являющаяся результатом, прежде всего их трудовой деятельности. Исторический процесс, по К. Марксу, представляет собой последовательную и закономерную смену общественно-экономических формаций: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической. К. Маркс является основателем конфликтологического направления в социальной науке. Конфликты — это постоянное и повсеместное состояние общественной жизни. В социальной сфере — это конфликт классов. Марксизм положительно оценивает роль конфликтов в обществе («революции — локомотивы истории»).

К.Маркс (1818-1883) с другом и соратником Ф.Энгельсом обосновал материалистическое понимание истории.

Теория Маркса:

1)Категория «общественно-экономическая формация»;

2)Категория «отчуждения». Отчуждение от труда, от продукта труда, от других рабочих, от человеческой сущности.

Классовый конфликт и революция:

1)«История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов»;

2)«Пролетариям нечего терять кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир».

Теория стратификации:

1) По Марксу главный классообразующий признак – отношение к средствам производства.

2) Вебер дополняет теорию Маркса: значение имеют ПРЕСТИЖ, ВЛАСТЬ (ПАРТИЙНОСТЬ).

!! Марксизм: исторический материализм: Однолинейное и закономерное развитие к бесклассовому обществу через классовую борьбу и социальные революции. Рабовладельческое – феодальное - капиталистические - коммунистическое.

7. Герберт Спенсер (1820-1903)- Социал-дарвинист и натуралист в социологии.

Доктрина «laissez-faire».

Теория Герберта Спенсера:

1) Мир со временем становится лучше БЕЗ ВНЕШНЕГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА. В отличие от Конта это развитие обусловлено не развитием идей, а эволюцией общества как организма;

2)Социальные институты, как растения и животные, постепенно позитивно приспосабливаются к своему социальному окружению. При этом выживает сильнейший.

 

8. Эмиль Дюркгейм (1858-1917). РАБОТЫ: 1) «Правила социологического метода» (1895); 2) «Самоубийство» (1897); 3)«Общественное разделение труда»(1893).

!! Социология – есть исследование социальных фактов и объяснение этих фактов.

- Социальный факт – это коллективные представления, общепринятые нормы и стандарты жизни. Они внешние по отношению к человеку, но имеют принудительную силу;

- Социальные факты нужно рассматривать как вещи;

- Социальные факты должны объясняться другими социальными фактами.

!!«Самоубийство» 1897 г.:

1) Дюркгейм исследовал причины самоубийства не отдельного человека: его интересовали различия между группами.регионами, странами и разными категориями людей;

2) К различиям в распространенности самоубийств приводят социальные факты и их изменения, например, война или экономический кризис.

Э. Дюркгейм полагал, что социология должна изучать социальную реальность, имеющую особые, только ей присущие качества. Элементами социальной реальности являются социальные факты, совокупность которых образует общество. Социальным фактом является всякий образ действия, способный оказывать на индивида внешнее влияние и существующий независимо от него. Так, при рождении индивид находит уже готовые ценности и нормы, законы, религию, денежную систему. Эти образы мыслей и действий существуют самостоятельно, объективно. Также Э. Дюркгейм уделяет внимание понятию солидариости — общественного сознания, способствующего объединению людей. для традиционного общества характерна механическая солидарность, а для современного общества — органическая.

 

9. М. Вебер является основоположником субъективистской социологии. Его учение получило название «понимающая социология» поскольку в его основе лежало сосредоточение внимания на поведении и действиях людей, на выявлении смысла, который они в них вкладывают. М. Вебер выделяет четыре типа социального действия: целерациональное, ценностнорациональное, аффективное и традиционное. Каждый вид представляет собой идеальный тип - теоретическое построение, с которым можно соотносить социальную реальность. Сопоставление с идеальным типом позволяет проводить сравнительный анализ разных обществ. Вклад М. Вебера в политическую социологию велик и разнообразен. Типология легитимного господства: легальное, традиционное, харизматическое. Типы политиков: политики «по случаю», политики «по совместительству», политики-профессионалы. Также М. Вебера интересовала проблема бюрократии как важного элемента управления государства. В своей социология религии

М. Вебер рассматривает прежде влияние мировых религий на экономическую жизнь общества. В своём знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» он утверждает, что появление протестантизма способствовало развитию культуры, в рамках которой формировалась новая трудовая этика, оказавшая влияние на развитие капитализма.

МАКС ВЕБЕР (1864-1920):

-Обоснование процесса рационализации;

- Метод понимания.

!!Социальные действия:

1) Традиционные;

2) Аффективные;

3) Ценностно-рациональные;

4) Целе-рациональные.

!! Власть:

1) Традиционная

2)Харизматическая

3)Рационально-легальная

Теория стратификации:

1) По Марксу главный классообразующий признак – отношение к средствам производства.

2) Вебер дополняет теорию Маркса: значение имеют ПРЕСТИЖ, ВЛАСТЬ (ПАРТИЙНОСТЬ).

!! «Протестантская этика и дух капитализма» (1904)

1) Идеи – автономная сила, способная влиять на экономику;

2) Протестантизм как система идей способствует возникновению другой системы идей «духа капитализма» и, в конечном итоге, на капиталистическую экономическую систему.

 

10. П. Сорокин вошёл в историю науки как создатель интегрального направления в социологии, концепции смены социокультурных суперсистем, теории социальной стратификации и социальной мобильности и теории конвергенции. Культура, представляющая собой систему, элементы которой взаимозависимы, по П. Сорокину, является интегрирующим фактором общественной жизни.

- П.Сорокин «Социальная и культурная динамика». Ход истории – волны культурных изменений. Культурные системы циклично меняются.

Питирим Сорокин (1889 – 1968)

самый известный русский социолог, которого принято считать последним представителем классического этапа социологии

Питирим Александрович Сорокин

? Родился в деревне Турье Вологодской губернии, в семье ремесленника

? В 17 лет арестован за революционную деятельность (1906), в тюрьме читает социологическую литературу.

? Экзамен за гимназический курс сдает экстерном, в 1909 г. поступает в Психоневрологический институт, в котором была единственная кафедра социологии; затем переходит на юридический факультет университета

Питирим Александрович Сорокин

? За годы студенчества опубликовал 55 работ

? Член Учредительного собрания в 1918, от расстрела спасает вмешательство В.И.Ленина, написавшего работу «Ценные признания Питирима Сорокина»

? После февральской революции – секретарь А.Керенского

? В 1922 г. покидает Россию, с 1923 г. – в США

? В1930 г. основал кафедру социологии в Гарварде

Питирим Сорокин: основные концепции

Теория социальной стратификации

Теория социальной мобильности

Теория культурной типологии

ПРОСТО КАК ДОБАВЛЕНИЕ(МОЖНО НЕ ПИСАТЬ):Теории стратификации

К.МАРКС: Частная собственность ведет к образованию классов и неравенству;

М.ВЕБЕР: есть дополнительные к экономическим факторы - престиж статуса и власть/партия (солидарные действия):

П.БУРДЬЕ: имеют значение культурно-символические факторы (капиталы), стили жизни, досуга, потребления.

Факторы стратификации:

Экономические: богатство, доход, благосостояние…

Социальные: престиж статусной группы, обладание политической властью…

Культурно - символические: образование, содержание труда, язык, потребление

 

11.Особенности социолгии в России. Русская социология второй половины ХIХ — начала ХХ века развивается как часть западной социологической науки. Испытывая влияние со стороны различных течений западной социологии, она выдвигает и оригинальные теории, в которых отражается своеобразие развития российского общества. Основные направления: географическое (Л.И. Мечников), органичсское (А.И. Стронин, П.Ф. Лилиенфельд), субъективное (П.Л. Лавров, Н.К. Михайловский), Психологическое (Н.И. Кареев, Л.И. Петражицкий), позитивистское (М.М. Ковалевский, Г.Ф. Шершеневич, В.13. Ивановский).

Марксизм в отечественной социальной науке был представлен двумя теориями: «легальный марксизм» (П.Б. Струне, ММ. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев) и революционный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Представители революционного марксизма, в целом, разделяли основные положения теории К. Маркса, но при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В. Плехановым и В.И. Лениным существовали серьёзные различия, которые перешли к 1917 году в стадию непримиримой борьбы. Появление «легального марксизма» было связано с увлечением либеральной интеллигенцией марксистскими идеями накануне революции 1905

— 1907 годов.

П. Сорокин вошёл в историю науки как создатель интегрального направления в социологии, концепции смены социокультурных суперсистем, теории социальной стратификации и социальной мобильности и теории конвергенции. Культура, представляющая собой систему, элементы которой взаимозависимы, по П. Сорокину, является интегрирующим фактором общественной жизни.

Возникновение

? Первая реакция на труды О.Конта в 1845 г. В.Майков заявил о необходимости создания в России новой науки – СОЦИОЛОГИИ

? Катализатор – реформа 1861 г.

индустриализация и урбанизация

? Метод – позитивизм

Позитивистская социология в России – идеология?

? Социология отражает требования буржуазной модернизации «пойти на выучку капитализму» (П.Струев)

? Социология критикует негативные аспекты капиталистического развития и предлагает разные, часто утопические, способы их снятия

? Первые русские социологи жертвы полицейских преследований

 

 

12. Социологические школы в России.

СУБЪЕКТИВНАЯ ШКОЛА

Петр Лаврович Лавров (1823-1900); Ник.Конст.Михайловский (1842-1904), Серг.Ник.Южаков (1849-1911)

? Наиболее влиятельное направление

? Существовала с конца 60-х г. до конца 20-х г. ХХ века.

? Впервые на русском языке осуществили КРИТИЧЕСКИЙ систематический анализ западных теорий

? Нацеленность на проблемы России

Н. Михайловский

? Субъективный метод:

«Коренная и ничем не изгладимая разница между отношением человека к человеку и к остальной природе состоит прежде всего в том, что в первом случае мы имеем дело не просто с явлениями, а с явлениями, тяготеющими к известной цели, тогда как во втором цель эта не существует» Н.Михайловский

Естественные науки? Результат «правда-истина»;

Социология? Результат «правда-справедливость

Истина в социологии

? Методологически истина проверяется и обеспечивается «конечным идеалом», реализуемым в ходе исторической деятельности

? Этизация социологии

? С.Южаков предлагает сменить термин: вместо «субъективная школа» -

«этико-социологическая школа»

Петр Лавров

? «Органом прогресса является личность, характеризующаяся критическим сознанием, стремлением к изменению застывших общественных форм»

Историческая школа:

Василий Осипович Ключевскийи(1839-1911)

? Общество такой же факт, как и жизнь природы

Главное в динамике общества не рациональный расчет, планы, мотивы, цели и программы людей, а «стихийная необходимость» человеческих действий

Географическое направление:

Лев Ильич Мечников (1833-1888)

? Географическая среда – это та часть природы, которая вовлечена в процесс труда и видоизменяется под его воздействием.

? Главный фактор развития – гидрологический – реки, моря, океан.

? Если в природе борьба и сотрудничество уравниваются, то в человеческом обществе доминирует КООПЕРАЦИЯ

Бихевиористская социология

? Создал ученик И.Павлова профессор Г.Зеленый, поддержан В.Бехтеревым, В.Вагнером и др.

? Термин «бихевиоризм» возник в США после перевода статей Г.Зеленого

? Методология – естественно-научная

? Отказ от ценностей, мотивов, смыслов и изучение наблюдаемого поведения в единстве со стимулами среды

Питирим Сорокин (1889 – 1968)

самый известный русский социолог, которого принято считать последним представителем классического этапа социологии

Питирим Александрович Сорокин

? Родился в деревне Турье Вологодской губернии, в семье ремесленника

? В 17 лет арестован за революционную деятельность (1906), в тюрьме читает социологическую литературу.

? Экзамен за гимназический курс сдает экстерном, в 1909 г. поступает в Психоневрологический институт, в котором была единственная кафедра социологии; затем переходит на юридический факультет университета

Питирим Александрович Сорокин

? За годы студенчества опубликовал 55 работ

? Член Учредительного собрания в 1918, от расстрела спасает вмешательство В.И.Ленина, написавшего работу «Ценные признания Питирима Сорокина»

? После февральской революции – секретарь А.Керенского

? В 1922 г. покидает Россию, с 1923 г. – в США

? В1930 г. основал кафедру социологии в Гарварде

Питирим Сорокин: основные концепции

? Теория социальной стратификации

? Теория социальной мобильности

? Теория культурной типологии

? ИНТЕГРАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ

Интегральная социология

Результат разочарования в возможностях сциентизма и бихевиоризма

Нужно соединить положительное, ценное от позитивизма и антипозитивизма

«Социальная и культурная динамика» (1937-1941)

? Европейская история за последние 3000 лет имеет циклический характер, обусловленный сменой типов культур

? Чувственная культура (материалистическое мировоззрение,

утилитарные, гедонистические цели)? ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, ИЛИ СМЕШАННАЯ, ПЕРЕХОДНАЯ? Умозрительная культура (рациональное и интуитивное сознание, ценности, нравственно-религиозные устремления)?

 

13.Советская социология.

Марксизм в отечественной социальной науке был представлен двумя теориями: «легальный марксизм» (П.Б. Струне, ММ. Туган-Барановский, Н.А. Бердяев) и революционный марксизм (Г.В. Плеханов, В.И. Ленин). Представители революционного марксизма, в целом, разделяли основные положения теории К. Маркса, но при решении конкретных проблем общественного устройства между Г.В. Плехановым и В.И. Лениным существовали серьёзные различия, которые перешли к 1917 году в стадию непримиримой борьбы. Появление «легального марксизма» было связано с увлечением либеральной интеллигенцией марксистскими идеями накануне революции 1905 — 1907 годов.

П. Сорокин вошёл в историю науки как создатель интегрального направления в социологии, концепции смены социокультурных суперсистем, теории социальной стратификации и социальной мобильности и теории конвергенции. Культура, представляющая собой систему, элементы которой взаимозависимы, по П. Сорокину, является интегрирующим фактором общественной жизни.

«Социальная и культурная динамика» (1937-1941)

 Европейская история за последние 3000 лет имеет циклический характер, обусловленный сменой типов культур

 Чувственная культура (материалистическое мировоззрение,

утилитарные, гедонистические цели)  ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ, ИЛИ СМЕШАННАЯ, ПЕРЕХОДНАЯ  Умозрительная культура (рациональное и интуитивное сознание, ценности, нравственно-религиозные устремления) 

 

14. Основные принципы структурного функционалнэма (Т. Парсонс, Р. Мертон) отражают консенсусный подход к изучению общества. Это попытка перечислить необходимые условия, обеспечивающие равновесие социальной системы, все составляющие её элементы и механизмы интеграции. Т. Парсонс пытался обосновать центральную идею своего учения, идею «социального порядка», в котором над конфликтом доминирует согласие (консенсус).

!! Структурный функционализм. Талкотт Парсонс рассматривал крупные социальные институты и структуры общества, их взаимоотношения и ограничения, накладываемые на человека

 

15. Теория конфликта (Л. Козер, Р. дарендорф), в свою очередь, в пику структурному фуикционализму акцентирует внимание на социальной нестабильности, конфликтах и преобразованиях. Роль конфликтов признаётся важным фактором общественного развития. Феноменологическое направление в социологии (А. IЦюц), продолжал субъективистскую традицию «понимающей» социологии М. Вебера, рассматривает социальную реальность как продукт интерпретирующей деятельности людей. По А. Щюцу, социальная реальность представляется нам в виде «интерсубъективного мира» - сложившегося способа понимания друг друга и формирования общих восприятий и общих представлений о мире. Символические интеракционисты (Дж. Мид, И. Гоффман) рассматривали общество как результат взаимодействий людей друг с другом, как обмен символами, ожиданиями. Этнометодология (Г. Гарфинкель) изучает обыденные нормы, правила поведения, регулирующие взаимоотношения между людьми, исследует процедуры интерпретаций и скрытых, неосознаваемых механизмов межличностных взаимодействий.

 

16. Феноменология. Гуссерль, Бергер, А.Шюц (1899-1959)

Почему люди понимают друг друга в одних случаях и не понимают в других?

Общество образуется в результате духовного бытия человека, поэтому главная задача познать это духовное бытие, НЕЗАВЕРШЕННОЕ ТВОРЕНИЕ

Основные категории феноменологии:

1) Интерсубъективность. Мир переживается как общий, общество это совместно творимые смыслы;

2)«Жизненный мир» = мир повседневности.

 

17. Символический интеракционизм. Джордж Герберт Мид (1863-1931).Общество как продукт повседневного взаимодействия индивидов. Символический интеракционизм:

1) Социальное целое предшествует индивидуальному сознанию

2)У человека нет инстинктов как регуляторов поведения. Люди используют символы, они регуляторы поведения

3)Человек становится членом общества по мере того, как усваивает символы, нормы…

Символический интеракционизм: категории:

1) «Самость» - способность видеть себя как объект;

2)«Обобщенный другой» - сообщество или группа, с позиций которого рассматривают себя.

3)“J”, “ME”

!! Этнометодология. Гарольд Гарфинкель. Изучает повседневные действия при помощи особых методов, напр., нарушения привычного порядке.

18. Общество — совокупность людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей, характеризующаяся устойчивостью и целостностью, саморазвитием, наличием особых социальных ценностей и норм, определяющих их поведение.

Система — это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и взаимоёвязанных частей.

Основные черты общества: территория, автономность, большая интеграционная сила, самовоспроизводство, саморегуляция.

Исторические типы обществ. Вьщеляют доиндустриальное, индустриальное, постиндустриальное общества. Также, традиционное и индустриальное.

Основные теории общества:

- Атомистическая теория;

- Теории социальных групп;

- Организационные или институциональные теории общества;

- Функциональная концепция.

ОБЩЕСТВО по Э.ГИДДЕНСУ - это группа людей, живущих на одной территории, подчиняющихся единой системе политической власти и осознающих свою идентичность, отличную от других групп, соседних с ними.

Общество = население

Общество = государство

Общество как интерсоциетальная система

 

19. Постмодернистская теория. Теории происхождения общества. Инструментальная концепция. Используя орудия труда, люди обучались трудиться. Это привело к функциональному делению общины и закреплению системы разделения труда, а также к появлению экономических различий между людьми и семейными группами. Сексуальная концепция. Регламент воспроизводства населения, принося свои плоды в виде предсказуемой перспективы, возможности планировать хозяйственную жизнь и персональные взаимоотношения, дает социальную организацию. Кратическая концепция. Нормы, сохраняющие и поддерживающие отношения неравенства, ложатся в основу социальной организации. Человеческие ассоциации, способные выполнять сложную целесообразную деятельность возникают из управляющей подсистемы. Гендерная концепция основана на анализе распределения социальных ролей между полами. Семантическая концепция строится на признании слабости человека как биологического существа. Групповое взаимодействие связано с координацией усилий, дифференциацией и комбинированием функций. Большое значение теория уделяет общению, разработке символов коммуникации.

Модерн. Термин, описывающий специфические черты современных обществ. Общество модерна обычно имеет индустриальную капиталистическую экономику, демократическую политическую организацию и социальную структуру, основанную на делении на социальные классы.

Постмодерн. Термин, обозначающий качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными индустриальными обществами. Противопоставляется модерну.

 

20. Типология обществ: различные подходы

А) По уровню развития производительных сил и разделения труда.

ДОСОВРЕМЕННЫЕ, земледельческое, скотоводческое… общества. ПРИЗНАКИ:

1) Основная часть населения в сельском хозяйстве с применением примитивных орудий труда

2)Примитивное разделение труда

3)Упрощенное разделение на классы

4)Социальная система основана на семье, приверженности традициям

АГРАРНЫЕ общества. ПРИЗНАКИ:

1)Плуг, движимый силой животных

2)Возникновение городов

3)Возникновение специализации

4)Появление религиозной, политической и экономической систем

5)Возросшее социальное неравенств

В Аграрных обществах -появление политической сферы и исключительная власть элиты (фараонов, императоров, царей)

ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ общества (Общество модерна). ПРИЗНАКИ:

С 1750 г. до нашего времени

1)Массовое промышленное производство с использованием прогрессивных источников энергии

2)Наемная рабочая сила

3)Урбанизация

4) Частная собственность на средства производства, индивидуальное предпринимательство, конкуренция

5) Конституционная демократия

6) Верховенство закона

7) Суверенность национальных государств

8) Развитая связь и транспортные коммуникации

9)Развитие грамотности населения

10) Военная мощь

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ общества. ПРИЗНАКИ:

1)Технологии, развивающие экономику, основанную на информации

2)Работа, связанная с обработкой информации и услугами, постепенно замещает производство

Постиндустриальное общество = общество постмодерна???

«Общество постмодерна»

Внимание культурным чертам постиндустриального общества:

преобладание потребительских устремлений; общество досуга и игры

размытость грани между знаками и реальностью;

пассивность, инертность, апатичность масс и т.д.

Б) Типология обществ в зависимости от способа производства и типа неравенства общества бывают

- первобытные;

- рабовладельческие;

- феодальные;

- капиталистические;

- социалистические.

Типология обществ

3. Типология обществ в зависимости от типа политических систем общества бывают:

- Открытые;

-Закрытые.

Факторы развития общества: основные теории

-Экологического детерминизма;

- Демографического детерминизма;

- Технологического детерминизма;

-Экономического детерминизма.

 

21. Общество как система:

- Марксизм: общество это экономический базис (производительные силы и производственные отношения) и соответствующая ей политическая надстройка (идеи и ценности, социальные институты: политика/религия/образование/семья);

- Структурный функционализм (Т.Парсонс):

Общество – открытая система, поэтому необходимо учитывать не только внутрисистемные связи, но и факторы окружающей среды (природа, другие общества, цивилизации). Для существования общества необходимо выполнение функций адаптации, целедостижения, поддержания образца, интеграции.

 

22. Факторы развития общества: основные теории

-Экологического детерминизма;

- Демографического детерминизма;

- Технологического детерминизма;

-Экономического детерминизма.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: