- «2 + 1», то есть два дружественных класса (рабочие и крестьяне)
и прослойка интеллигенции. При этом ряд западных
исследователей М. Восленский, М. джилас вьщеляли новый
высший класс Советского Союза — «номенклатуру».
47. Гендер — это психологические, социальные и культурные различия между полами, это “не физические различия между мужчиной и женщиной, а социально формируемые особенности мужественности и женственности, социальные ожидания относительно поведения, рассматривающегося как соответствующее для мужчин и женщин” (Э. Гиддеис).
Гендер – одно из основных понятий современной социологии, которое обозначает ролевые социальные ожидания представителей разного пола друг от друга.
Впервые термин «гендер»-был введен в науку американским психоаналитиком Робертом Столлером, когда в 1968 году был опубликован его труд «Пол и гендер»:
Гендер в отличие от понятия пола касается не сугубо физиологических свойств, по которым отличаются мужчины и женщины, а социально сформированных черт, присущих «женственности»(feminity) и «мужественности»(masculinity).
Если пол детерминирован биологически, то гендер (род) конструируется культурно. Существуют, таким образом два пола(мужской и женский) и два гендера(маскулинный и феминный).
Гендерные ориентиры:
1) андрогинность – наличие у человека в высокой степени как мужественных, так и женственных характеристик;
2) фемининность – высокая степень мужественности и низкая степень женственности;
3) маскулинность – высокая степень женственности и низкая степень мужественности;
4) недифференцируемость – низкая степень как мужественных, так и женственных характеристик.
Многие современные женщины уверенно чувствуют себя в деловом костюме, умело ведут переговоры, с легкостью занимают кресло главы фирмы. Они могут учесть массу деталей в обустройстве офиса, подборе персонала с такой щепетильностью, которая с лихвой перещеголяет любого мужчину.
|
Стереотипы полового поведения изменились. Женщины теперь делают карьеру, а мужчины воспитывают детей.
Что такое "стеклянный потолок"?
1)это некий уровень в карьерной иерархии, выше которого мужчины не могут подняться;
2)это некий уровень в карьерной иерархии, выше которого не могут подняться люди нетрадиционной ориентации;
3)это некий уровень в карьерной иерархии, выше которого женщины не могут подняться.
Социология пола - отрасль социологии, изучающая:
- закономерности дифференциации мужских и женских ролей и статусов;
- разделения труда между полами;
- культурные символы и социально-психологические стереотипы полов;
- влияние пола на различные аспекты социального поведения.
Сексизм [лат. sexus - пол] - социальные стереотипы, убеждения и верования, утверждаюшие превосходство одного пола над другим и тем самым обосновывающие социальное неравенство мужчин и женщин. По своим идеологическим функциям в отношениях между полами С. аналогичен расизму в отношениях между расами и этносами. Наиболее распространенная форма С. - мужской "шовинизм", но существует и женский С. Истоки С. коренятся в абсолютизации и биологизации половых различий, многие из которых на самом деле производны от конкретных социальных условий и культурных норм, многогранны и многоуровневы, а некоторые вообще являются воображаемыми, иллюзорными. Принцип социального равенства полов не означает одинаковости, тождественности их качеств, но их изучение и интерпретация должны быть методологически корректными.
|
Проявления сексизма:
1) Запрет женщинам заниматься некоторыми профессиями только на том основании, что они женщины;
2)Низведение женщины до роли сексуального объекта или вещи, у которого нет прав и по отношению к которому не может быть никаких обязанностей;
3) Убеждение, что мужчина имеет право на супружескую измену, а женщина нет.
48. Молодежь - это особая биосоциальная возрастная группа людей от 13 - 14 до 29 - 30 лет (женский и мужской пол), которая занимает переходное положение между общностями людей подросткового и взрослого зрелого возраста. Возрастная подгруппа от 13 - 14 до 16 - 17 лет старшее отрочество, или старший подростковый возраст. От 16 - 17 до 20 - 21 года — юность, или юношеско-девический возраст. Возрастная подгруппа от 20 - 1 до 25 - 26 лет — первая молодость, или первый молодой взрослый возраст. Лица от 25 - 26 до 29 - 30 лет относятся к подгруппе второй молодости, или второму молодому взрослому возрасту. Молодежную культуру отличает то, что это скорее культура досуга, а не работы, в ее рамках социальные отношения организованы не вокруг семьи, а вокруг равных групп, предметом особого внимания молодежных групп является стиль. К молодежным субкультурам относятся хиппи, панки рэпперы, металлисты, рокеры и др.
Возрастным статусом называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. Таким образом, в обществе устанавливаются возрастные роли.
|
49.Пожилые. Возрастным статусом называется положение в обществе, которое человек занимает в зависимости от своего возраста, т.е. количества лет, прожитых со дня рождения. Таким образом, в обществе устанавливаются возрастные роли.
Термин эйджизм обозначает дискриминацию, осуществляемую одной или несколькими возрастными группами по отношению к возрастным группам.
Возрастная когорта включает всех людей, родившихся в данном году или в пределах нескольких лет. Главной причиой увеличения числа пожилых людей на планете является, падение рождаемости. В области геронтологии (науки о старости) создано несколько теорий старения. Согласно теории освобожденя, по мере того как люди становятся старше, происходит взаимное отчуждение между ними и людьми более молодого возраста. в теории активности утверждается, что, прекращая исполнять свои прежние роли, пожилые люди страдают от ощущения утраты и чувства своей ненужности. Сторонники теории субкультуры
считают, что приобщение к “субкультуре пожилых людей” помогает ее представителям поддерживать свой психологический тонус. Согласно точке зрения сторонников теории распределения материальных средств, пожилые люди представляют собой слой населения, находящийся в неблагоприятном положении: они страдают из-за потери работы, уменьшения дохода и утраты трудовых навыков.
Геронтосоциология. Основные направления исследований:
1) Социальные механизмы биологического и психологического старения индивида, определяющие длительность и уровень жизнедеятельности человеческого организма;
2) Образ жизни как широкая сфера общения организма человека с окружающей средой, комплекс влияния факторов среды на течение биологических процессов;
3) Положение престарелых как особой социальной и возрастной группы, являющейся важным компонентом социальной и демографической структуры общества.
Геронтосоциологические теории американских социологов:
1) Теория разъединения(Э.Камин, У. Генри)- Старение – неизбежное взаимное отчуждение, снижение взаимодействия между стареющей личностью и обществом, ведущее по мере старения к полному дистанцированию. Эту теорию еще называют «теорией освобождения», потому что старение якобы «освобождает» пожилого человека-пенсионера от всех обязательств перед обществом.
2) Теория активности - Вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества.
3) Теория субкультуры (А.Роуз) - Культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, и создает особую близость между ними и в то же время обосабливает их от других возрастных когорт. Авторы теории утверждают, что культура пожилых особая, отличная от культуры всех других возрастных групп.
4) Теория возрастной стратификации - Предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению.
50. Методы изучения О.М.
1) Опросы;
2) Контент-анализ, дискурс –анализ…;
3) Наблюдение.
О.М. - это состояние массового сознания, совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение различных совокупностей людей к событиям и фактам социальной действительности.
Это не простая сумма мнений, а органический продукт, возникающий в процессе сложных коммуникаций.
Когда возникает общественное мнение???
Общественное мнение продукт гражданского общества.
Условия возникновения О.М.:
1) Общественность, осознающая себя субъектом социальной жизни;
2) Свободная и доступная информация;
3) Интерес масс к этой информации;
4) Способность масс артикулировать свои позиции;
5) Сети каналов коммуникаций.
Субъект и объект О.М.
- Объект – проблемы, факты, события, значимые для коллективных субъектов.
- Субъект – соц. Общности.
Структура О.М.:
1) Эмоции, массовые настроения, чувства;
2)Оценки - рациональные и эмоциональные, основанные на теоретическом и обыденном знании (соответствие объекта представлениям субъекта);
3) Воля – ориентации людей на реализацию их мнения.
!!Характеристики О.М.:
1) Направленность (положительная/отрицательная; одобряющая / неодобряющая);
2) Интенсивность (сильно/слабо);
3) Распространенность (кол-во социальных групп, разделяющих это мнение);
4) Стабильность и динамичность;
5) Зрелость (компетентность, сознательность).
!! Функции общественного мнения:
1) Регулятивная и коммуникативная;
2) Информационная;
3)Контрольная;
4) Консультативная;
5) Директивная.
!! О.М. в обществе имеет двойственную природу:
1) Это атрибут общества, обеспечивающий демократическое участие
2) Это средство контроля и социальной интеграции предмет влияния и манипуляций.
Общественное мнение представляет собой такое проявление общественного сознания, в котором отражается отношение (оценка) больших социальных групп, народа в целом к актуальным явлениям, это совокупность мнений людей по общественно значимым вопросам. Активный интерес к общественному мнению возникает в Новое время, в эпоху Просвещения, г.к. общественное мнение важный атрибут гражданского общества. Существование общественного мнения предполагает наличие общезначимой проблемной ситуации, относительно которой может возникнуть дискуссия, существование нескольких вариантов решения проблемы, коллективного субъекта, который способен осознать собственные интересы и обсуждать возможности их реализации. Общественное мнение бывает представлено в виде симбиоза суждений «здравого смысла», отдельных теоретических положений и заблуждений.
Функции общественного мнения: экспрессивная, контролирующе директивная и консультативная.
Общественное мнение исследуется при помощи статистических методов — путем опроса выборки из населения. В процессе изучения общественного мнения фиксируется, прежде всего, направленность мнения (положительное или отрицательное), а также его интенсивность (слабое или сильное). Выявляется степень интереса к проблеме, ее дискуссионность. В России исследованиями общественного мнения занимаются Фонд «Общественное мнение», Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ), РАМИР, Центр А. Киссельмана и др.
51.О.М. - это состояние массового сознания, совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение различных совокупностей людей к событиям и фактам социальной действительности.
!! О.М. в обществе имеет двойственную природу:
1) Это атрибут общества, обеспечивающий демократическое участие
2) Это средство контроля и социальной интеграции предмет влияния и манипуляций.
!! Способы формирования О.М.:
1) Эмоциональные (преимущественно на основе психологического внушения в процессе межличностной коммуникации);
2) Стихийные (преимущественно на основе усвоения мнений транслируемых СМИ или отдельными лидерами;
3) Рационально-сознательные (целенаправленная выработка позиций и формирование каналов их трансляции).
!! 2 этапа формирования О.М.
1. От СМИ к неформальным лидерам
2. От лидеров к последователям и массам
«Инновационные группы» первыми усваивают новые ориентиры
!! Общественное мнение как АРТЕФАКТ - Пьер Бурдье «Общественное мнение не существует».
Какие устоявшиеся постулаты под сомнением? Все опросы исходят из признания следующего:
1) Все люди могут иметь мнение;
2) Все мнения значимы;
3)Тот факт, что всем задается один и тот же вопрос, предполагает гипотезу о существовании консенсуса в отношении проблематики, т.е. Согласия, что вопросы могут быть заданными.
Морализующе-нормативная концепция Ю.Хабермаса: О.М. формируется публикой, обладающей собственностью, образованием, властью и служит инструментом в руках господствующего класса, когда политические средства оказываются недостаточно эффективными.
Никлас Луман - У общественного мнения нет субъекта, а артикулируемые мнения фиксируют лидирующие темы общественной дискуссии
Концепция «спирали молчания» Ноэль – Нойман: Страх перед угрозой коммуникативной изоляции приводит к тому, что люди считают свою позицию позицией меньшинства, предпочитают ее не демонстрировать. Большинство виртуально увеличивается - растет страх.
Методы изучения О.М.
1) Опросы;
2) Контент-анализ, дискурс –анализ…;
3) Наблюдение.
Общественное мнение продукт гражданского общества.
Условия возникновения О.М.:
1) Общественность, осознающая себя субъектом социальной жизни;
2) Свободная и доступная информация;
3) Интерес масс к этой информации;
4) Способность масс артикулировать свои позиции;
5) Сети каналов коммуникаций.
Субъект и объект О.М.
- Объект – проблемы, факты, события, значимые для коллективных субъектов.
- Субъект – соц. Общности
Структура О.М.:
1) Эмоции, массовые настроения, чувства;
2)Оценки - рациональные и эмоциональные, основанные на теоретическом и обыденном знании (соответствие объекта представлениям субъекта);
3) Воля – ориентации людей на реализацию их мнения.
!!Характеристики О.М.:
1) Направленность (положительная/отрицательная; одобряющая / неодобряющая);
2) Интенсивность (сильно/слабо);
3) Распространенность (кол-во социальных групп, разделяющих это мнение);
4) Стабильность и динамичность;
5) Зрелость (компетентность, сознательность).
!! Функции общественного мнения:
1) Регулятивная и коммуникативная;
2) Информационная;
3)Контрольная;
4) Консультативная;
5) Директивная.
52.) Работа Бурдье: общественное мнение не существует. О м не существует, как артефакт(то что создано человеком). Самого о м может и не быть, когда мы начинаем проводить опрос о м тем самым мы сами формируем о м. Какие устоявшие постулаты ставят под сомнение? Все признаки исходят из признания следующего: все люди могут иметь мнение, все мнение значимы, тот факт, что всем зад-ся 1 и тот же вопрос, предпологает гипотезу о существ-ния консенсуса в отношении проблематики т. Е. согласия, что вопрос могут быть заданными.
53. Работа Дюргейма: «метод социологии» Дюркгейм - представитель позитивизма в социологии. Он пре-тендовал на то, что его социологическая теория, якобы чуждая "крайностям" материализма и спиритуализма, должна быть названа рационализмом, а при дальнейшем уточнении - позитивизмом. Социологические взгляды Дюркгейма враждебны материалистическому пониманию истории и во многом сближаются с идеализмом и религией"В работе "Правила социологического метода" (1895, в рус.пер. - "Метод социологии",1899) Дюркгейм определяет предмет социологии как социальные факты, существующие вне индивида и обладающие по отношению к нему принудительной силой".с 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руково-дил изданием журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов
54. Работа Маркса, Энгельса «Манифест коммунистической партий» Революционный девиз «Союза коммунистов» — «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» — получает в нем всестороннее научное обоснование. Центральное место в этом гениальном произведении занимает идея диктатуры пролетариата, необходимость которой раскрывается путем анализа сущности и развития капиталистического строя, анализа классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Маркс и Энгельс вскрыли действительную основу всего многообразия общественных отношений — производство материальных благ, развитие которого определяет все остальные стороны общественной жизни. Исследование материального производства и его главной производительной силы — трудящихся масс — привело Маркса и Энгельса к важнейшему выводу о решающей роли народных масс в истории. Только Маркс и Энгельс доказали, что философское познание, как и всякое знание о действительности, непрерывно развивается и никогда не получит окончательного завершения. Философия не может и не должна быть «абсолютной наукой», претендующей на «разрешение всех загадок». Революционный переворот в философии, осуществленный Марксом и Энгельсом, означал превращение философии в научное мировоззрение, неразрывно связанное с освободительным движением рабочего класса и коммунистическим преобразованием общественных отношений. Благодаря марксизму философия, исчерпавшая возможности прогрессивного развития на буржуазнойпочве, стала великой могущественной идейной силой общественного развития.
55. Работа Вебера «Понятие социологии и смысла социального действия» Социология есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие. “Действием” мы называем действие человека. Социальным” мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него. Как же определяет В. само социальное действие? По В., "действием" следует... называть человеческое поведение (безразлично, внешнее или внутреннее деяние, недеяние или претерпевание), если и поскольку действующий или действующие связывают с ним некоторый субъективный смысл. Но "социальным действием" следует называть такое, которое по своему смыслу, подразумеваемому действующим или действующими, отнесено к поведению других и этим ориентировано в своем протекании. Таким образом, социальное действие, по В., предполагает два момента: субъективную мотивацию индивида или группы, без которой вообще нельзя говорить о действии, и ориентацию на другого (других), которую В. называет еще и "ожиданием" и без которой действие не может рассматриваться как социальное.
56. Работа Дорендорфа «элементы теории социального конфликта» как отмечает Р. Дарендорф, для любой общественной системы свойственно неравенство социальных позиций, занимаемых людьми по отношению к распределению власти, и именно отсюда проистекают различия их интересов и целей, что, в свою очередь, вызывает взаимные трения, антагонизмы, и как результат этого – структурные изменения самого общества. Для него наличие конфликтов — естественное состояние общества. Не наличие, а отсутствие конфликтов является чем-то удивительным и ненормальным. Конфликты отнюдь не всегда являются угрозой для данной общественной системы, напротив, они могут служить одним из источников ее изменения и сохранения на основе порождаемых конфликтами позитивных изменений. В отличие от К. Маркса, Р. Дарендорф полагает, что главным источником конфликта являются неэкономические, а политические противоречия между социальными группами, связанные с концентрацией власти у одних и ее отсутствием у других. отношения господства и подчинения, его атрибутом является конфликт; 2) основой социальной жизни, ее конфликтности являются властные отношения, господство одних групп над другими 3) общество представляет собой систему конфликтующих групп. Конфликты неизбежны, универсальны. Существует множество разновидностей конфликтов, в том числе внутриличностные, внутригрупповые межличностные и межгрупповые, на уровне общества в целом, межгосударственные и др. Поэтому правильнее говорить не о разрешении конфликтов, а об их регулировании, поскольку конфликты полностью никогда не исчезают;
57. Работа Козера «Функции социального конфликта» • обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;
• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;
• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.
58. Работа Дюркгейма «Самоубийство»Он считал, что только социология способна объяснить различия в количестве самоубийств, наблюдаемые в разных странах в разные периоды. В качестве альтернативного объяснения Дюркгейм выдвинул предположение, что самоубийство — социальный факт — продукт тех значений, ожиданий и соглашений, которые возникают в результате общения людей друг с другом.Дюркгейм выделил следующие типы самоубийств, обусловленных различной силой влияния социальных норм на индивида Эгоистическое самоубийство — намеренный разрыв человеком своих социальных связей. Альтруистическое самоубийство — возникает вследствие абсолютной интеграции индивида в социальную среду. Например, капитан, который согласно кодексу чести, в случае кораблекрушения должен утонуть вместе с кораблем. Аномическое самоубийство — самоубийство, связанное с потерей ценностной системы в обществе; когда в обществе старые социальные нормы уже не работают, а новые — ещё не сформировались. Это состояние Дюркгейм назвал социальной аномией, которая, с его точки зрения, характерна для трансформирующихся обществ (например, переживающих быструю урбанизацию). Фаталистическое самоубийство — возникает вследствие чрезмерного контроля общества над индивидом, «чрезмерной общественной регламентации», незначительно распространён. На основе полученных результатов Дюркгейм пришёл к выводу, что типичной причиной самоубийств в современном обществе служит ослабление социальных связей, индивидуальная изоляция. Чем выше уровень интеграции (сплочённости, солидарности) социальной группы, тем ниже уровень самоубийств. «Самоубийство», в отличие от всех других работ автора, зиждилась на анализе конкретного статистического материала. Таким образом, Дюркгейм стал основоположником прикладной социологии и способствовал развитию в социологической науке количественного анализа. В работе был предложен термин «аномия» для обозначения одного из важнейших факторов, способствующих росту самоубийств. Аномия — это состояние, возникающее вследствие разрушения системы общественных норм и ценностей.
59. Работа Дэвиса, Мура «Некоторые принципы стратификации» Под стратификацией они понимали неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа в зависимости от функциональной важности позиции. Важность позиции определяется оценкой ее, во-первых, личностью в качестве объекта социального действия, во-вторых, самого общества. По мнению К. Дэвиса и У. Мура, «каждое общество независимо от того, является оно простым или сложным, должно дифференцировать людей по престижу и уважению и должно иметь определенную степень институализированного неравенства». Таким образом, социальное неравенство выполняет ряд очень важных функций. Напротив, всеобщее равенство лишает людей стимулов к продвижению, желания прилагать максимум усилий и способностей для выполнения обязанностей. Функциональная теория неравенства У.Мура и К.Дэвиса легла в основание созданной ими теории социальной стратификации. Согласно функциональной теории стратификации высшие управленческие посты в обществе должны занимать самые способные и квалифицированные люди. Теория У. Мура и К. Дэвиса направлена на объяснение позитивных и негативных последствий неравенства. Среди негативных последствий надо назвать социальное возмущение неравенством, которое иногда перерастает в открытый конфликт. Элита и группы наиболее богатых, стремясь сохранить свои привилегии и преимущественное положение в обществе блокируют продвижение наверх талантливых и предприимчивых представителей низов. Неравенство питается пассивностью низов, смирившихся со своей судьбой верящих в то, что при существующей системе правления у них никогда не будет шансов выдвинуться и активно участвовать в политической жизни страны.
60) Работа Сорокина «социальная мобильность, ее формы и флуктуации» Основной темой своего исследования Сорокин называет социокультурные флуктуации, то есть процессы, время от времени повторяющиеся в социальной и культурной жизни и в человеческой истории. Он исследует цикличную траекторию социокультурной динамики во времени и п
61. Работа Р.К. Мертона «Явные и латентные функции». Роберт Мертон считается одним из классиков структурного функционализма. Декларируемые цели можно назвать я в н ы м и. Но кроме бросающихся в глаза, очевидных для стороннего наблюдателя, могут быть I) латентные, т, е, скрытые, цели, иногда даже более существенные для понимания поседения люде:1; и того, как именно они ведут свое дело.
Новое дело может увенчаться успехом, а может кончиться крахом. Могут быть достигнуты и явная и латентная цели, либо только явная или только латентная. Не зная латентной цели, нельзя понять, почему человек, чье дело явно «не клеится», доволен, а триумфатор недоволен.
Если дело не новое, явные цели, как правило, совпадают с фактическими результатами, степень достижения латентных целей также известна участникам. Окружающие более пли менее точно знают, чего ожидать, и строят свои планы, исходя из этого знания.
62. О.М. - это состояние массового сознания, совокупность суждений и оценок, характеризующих отношение различных совокупностей людей к событиям и фактам социальной действительности.
Это не простая сумма мнений, а органический продукт, возникающий в процессе сложных коммуникаций.
!! Методы изучения О.М.
1) Опросы;
2) Контент-анализ, дискурс –анализ…;
3) Наблюдение.
Субъект и объект О.М.
- Объект – проблемы, факты, события, значимые для коллективных субъектов.
- Субъект – соц. Общности.
Документ, как объект исследования, может быть, подвергнут как качественному, так и количественному анализу.
Виды качественного анализа: социологический, исторический литературный, лингвистический, психологический.
Виды количественного анализа: контент-анализ
Наблюдение — это метод сбора первичной социологической информации об изучаемом объекте путём непосредственного восприятия в прямой регистрации событий. Виды наблюдения: невключённое, включённое и скрытое.
Триангуляция -комбинация нескольких методов в одном исследовании, кот. дополняет или проверяет др.
ОПРОС:
1)Наиболее быстрый сбор данных о большом количестве людей по большому количеству вопросов;
2)Возможность прямого сравнения ответов.
Опрос состоит из АНКЕТИРОВАНИЯ и ИНТОРВЬЮИРОВАНИЯ.
Требования к проведению опроса:
1) удобное время, помещение, атмосфера;
2) От простого к сложному, от факта к оценке;
3) Не более 40 минут.
63. Социальные изменения — это переход общества из одного состояния в другое. Изменение, в ходе которого происходит необратимое усложнение (или дифференциация) общественной структуры, называют социальным развитием. Различают эволюционньий и революционный путь развития. Эволюционный путь предполагает: постепенное накопление изменений; естественно обусловленный характер этих изменений; органический характер процессов на основе функциональных взаимосвязей. Социальная революция связана с относительно быстрыми и коренными изменениями; субъективно направляемыми изменениями; изменения имеют неорганический, часто насильственный, характер.
Существуют три точки зрения на процессы развития общества:
1. Развитие общества имеет линейно-восходящий характер, при котором происходит смена последовательных стадий развития с присущими им способами накопления и передачи информации, системами добывания средств жизнеобеспечения, разделения труда, коммуникаций. Примеры: марксистская теория, теория «социал..дарвинизма», теории индустриального и постивдустриального общества (Д. Белл, А. Тоффлер);
2. Развитие общества имеет циклический, повторяющийся характер: период социальной стабильности сменяется периодом упадка, а на смену периоду упадка приходит период социальной стабильности. Формы циклических процессов: маятниковые изменения (спады и рост производства), волновые процессы (рост и падение количества каких-то фактов и событий на определенный период времени), спиралевидные изменения (возвращение к старому на новом уровне);
З. Нелинейные процессы социальных изменений предполагают анализ влияния на общества среды, т.е. других обществ, природных процессов; случайньтх, неконтролируемых факторов. Социальные изменения не всегда логичны, и их нельзя объяснить только причинно-следственными отношениями
Социальные изменения - это трансформация культурных и социальных институтов с течением времени. С.И. –неизбежно.
Доиндустриальные общества меняются медленнее; скорость изменений возрастает по мере развития
Основные дискурсы изменений:
1) Дискурс прогресса (изменчивость, инновации благо сами по себе);
2) Дискурс кризиса. Изменения имеют негативные непреднамеренные результаты;
3) Дискурс травмы. Даже в целом прогрессивные изменения могут иметь
дестабилизирующее последствие.
!! Какие изменения ведут к травме?
1) Резкие, внезапные, происходящие в короткий срок;
2) Изменения в широкой сфере общественной жизни, затрагивающие различные отрасли жизни;
3) Радикальные, глубокие, затрагивающие главные ценности;
4) Изменения неожиданные, шокирующие.
!! Причины социальных изменений:
• Изобретения, открытия, культурная диффузия;
• Конфликты (классовая борьба по Марксу);
• Идеи;
• Политическая организация;
• Окружающая среда.
!! Что такое социальный прогресс?
1) Социальный прогресс = общество в котором доминируют общественные ценности?
2) Социальный прогресс = приближение к обществу справедливости?
3) Социальный прогресс = увеличение богатства общества?
Теории исторического развития:
1)В чем суть исторического прогресса?;
2)Исторический процесс закономерен / случаен/фатален?;
3)Исторический процесс однолинейный/ многонаправленный?.
!! Эволюционизм:
1)Изменения охватывают одновременно все человечество;
2)Изменения прогрессивны;
3)Западно-европейские и северо-американские общества образец позитивных изменений.
64. Социальные изменения - это трансформация культурных и социальных институтов с течением времени. С.И. –неизбежно.
Доиндустриальные общества меняются медленнее; скорость изменений возрастает по мере развития.
Разные элементы культуры меняются с разной скоростью.
- Теория культурного лага Уильяма Огбурна: материальная культура меняется быстрее, чем духовная.
!! Иногда социальные изменения намеренны, однако чаще всего происходят без всякого плана:
1)Невозможно предвидеть все последствия;
2)Противоречивость результатов;
3) Некоторые изменения более важны.
Теории исторического развития:
1)В чем суть исторического прогресса?;
2)Исторический процесс закономерен / случаен/фатален?;
3)Исторический процесс однолинейный/ многонаправленный?.
!! Эволюционизм:
1)Изменения охватывают одновременно все человечество;
2)Изменения прогрессивны;
3)Западно-европейские и северо-американские общества образец позитивных изменений.
!! Теории эволюционизма(О.Конт,Г.Спенсер, Э.Дюркгейм) Социобиология П.Д.Берга, Эдварда Уильсона.
1)Человек не является уникальным видом, он просто один из видов фауны;
2) Формы поведения не приобретаются в процессе социализации, а унаследованы;
3) Социальные изменения происходят не благодаря идеям, культуре и т.д., а в тайном невидимом мире генов. Позже признали роль культуры и выдвинули теорию генетическо-культурной коэволюции.
!! Теория модернизации (либерализм):
1)Развитие однолинейное, закономерное от слаборазвитости к развитой экономике, социальной сфере, институтам демократии.
Аграрное - индустриальное – постиндустриальное;
2)Модернизация шире эволюционизма, т.к. это не только эндогенный, но и экзогенный процесс (экон. помощь и транзиты демократии, культуры…).
!! Марксизм: исторический материализм: Однолинейное и закономерное развитие к бесклассовому обществу через классовую борьбу и социальные революции. Рабовладельческое – феодальное - капиталистические - коммунистическое.
Теории цикличности: отказ от принципов эволюционизма:
- Изменения не имеют направленного и прогрессивного характера;
- Западные общества не образцы позитивных изменений, они переживают собственные этапы развития;
- Н.Данилевский: предмет развития не человечество в целом, не люди, а цивилизации - целостные, относительно автономные культурно-исторические образования. Каждая цивилизация проходит жизненный цикл, разные цивилизации проходят разные этапы жизненного цикла;
- О.Шпенглер «Закат Европы». История не имеет уникальных законов, каждая культурная единица обладает своими закономерностями. Есть только один закон: каждая культурная единица переходит от роста и расцвета, определяемых как стадия культуры, к распаду и разложению, определяемых как цивилизация;
- П.Сорокин «Социальная и культурная динамика». Ход истории – волны культурных изменений. Культурные системы циклично меняются.
65. Революции, основные черты:
1) Масштабность, всеохватность;
2)Глубина, радикальность;
3)Применение насилия;
4)Высокая скорость;
5)Активность больших масс людей;
6)Сильные эмоциональные переживания.
!! Модели революций:
1)Конструктивистская модель. Революции результат целенаправленной деятельности (вулканическая модель, констпиративная модель);
2) Структуралистская модель. Сочетание общественного недовольства и структурных ресурсов.
!! Теории революций:
- Марксистская;
- Революции как патологические действия П.Сорокина;
- Политические теории: революции как борьба за власть противоположных политических элит (Чарльз Тилли);
- Структуралистская модель. Сочетание общественного недовольства и структурных ресурсов.
66. Социальные движения - разл. объединения социальных, демографических, энических... групп для достижения общих целей.