Лекция 4. Философия Возрождения. Общая характеристика гуманизма и антропоцентризма философии Возрождения.




 

В историческом развитии Возрождения можно выделить три периода:

· Первый (14 в.) — период размежевания со средневековой философией и рождения гуманизма.

· Второй период (15 — нач. 16 вв.) — это этап созревания альтернативных мировозренческих моделей, вынужденных до определенного времени сосуществовать вместе и искать компромисса.

· Третий, последний период философии Возрождения (16- нач. 17 вв.) знаменуется началом общеевропейской религиозной революции – Реформации, которая стимулировала ряд дискуссий с далеко идущими для европейской философии последствиями.

Итак, подробнее остановимся на первом этапе философии возрождения. В этот исторический период меняется общая ориентация философии и сам стиль философствования. На первый план выходит проблема человека, определившая гуманистическую направленность развития философской мысли.

Задача воспитания «нового человека» осознается как главная задача эпохи. Греческое слово («воспитание») является самым четким аналогом латинского humanitas (откуда берет свое происхождение «гуманизм»). Humanitas в ренессансном представлении подразумевает не только овладение античной премудростью, чему придавалось огромное значение, но также самопознание и самосовершенствование.

Гуманизм связан с такими именами, как Леон Баттиста Альберти, Лоренцо Балла, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и др. Это время отвержения догматической схоластики и обоснования идеи возрождения человека из духа античности. Гуманистическое течение представлено философами и поэтами Данте Алигьери и Франческо Петрарка.

Как в своих поэтических произведениях, так и в философских трактатах мыслители проводят идею ценности земной жизни, критического отношения к официальной религии и ее представителям, а главное они — постулируют новое отношение к человеку, его чувствам, его месту в мире. Эти взгляды становятся в оппозицию к религии и университетам, придерживающимся схоластических традиций.

Человек у гуманистов ставится в центр вселенной и выступает как творец самого себя. Он не просто природное существо, а господин природы. Это, в свою очередь, приводит к изменению морально-этических построений, которыми должен руководствоваться человек. В основе - принцип равенства всех людей, а доблести человека оказываются важнее происхождения. Утверждаются антиаскетические ценности и проповедуется необходимость чувственности и наслаждения человека.

Господство антропологизма, т.е. философской концепции, усматривающей в понятии человек основную категорию и исходящее из нее в объяснении природы, общества и мышления, сказывается и в искусстве. Именно здесь человек уподобляется Богу и творит. Т.о. в центре возрожденческого восприятия оказывается уже не Космос античности, не Бог средневековья, а человек.

Проблема духовного творчества, которая, охватывая все сферы бытия, бесконечной своей энергией доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель», и «доблесть»). Натуроподобно отражая эти идеалы, Возрождение придает воспитательным чаяниям эпохи убедительно-чувственную наглядность. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога.

 

Философия Николая Кузанского

Для характеристики тех изменений, которые происходили в философии, можно в качестве примера рассмотреть творчество одного из наиболее последовательных и глубоких мыслителей эпохи Возрождения Николая Кузанского (1401—1464), с именем которого связывают переход от средневекового к ренессансному стилю мышления.

Николай Кузанский (наст. имя и фам. Николай Кребс) являлся философом, теологом, ученым, а также церковно-политическим деятелем. В 1440 выходит его первая и самая известная философская книга «Об ученом незнании». Нужно отметить, что Кузанский являлся автором множества философских трудов, среди которых особенно выделяются сочинения: «Об искании бога», «О даре Отца светов», «О становлении»; «Книги простеца»: «Простец о мудрости», «Простец об уме» и др. В них он синтезирует идеи неоплатонизма и пифагореизма, интерпретируя их в духе витающих в воздухе идей Возрождения.

Главные проблемы философии Н.Кузанского это:

· Отношение Бога к миру,

· Место и роль человека в мире,

· Природа познания.

 

Как диалектик, Николай Кузанский разработал важнейший методологический принцип: совпадение противоположностей в едином предмете. Это приводит его к антитеологической трактовке Бога. Кузанский сблизил бесконечного Бога и конечный мир, преодолевая присущий теизму разрыв между творцом и его творением.

Бог — «абсолютный» или «бесконечный максимум», мир — это проявление Бога, «ограниченный максимум», «абсолютный минимум» или потенциальная бесконечность. Бог, вмещая в себя все сущее, присутствует в любой, самой ничтожной вещи. Соответственно этому понятие бесконечного становится мерой всего сущего. Мир у Кузанского не бесконечен, так как в центре его находится Бог, который одновременно его и ограничивает. Но этот мир нельзя мыслить конечно, так как он не имеет пределов, не замкнут. Принцип о том, когда единое становится всем, Кузанский развил в оригинальный вывод о том, что единое не имеет противоположностей, а значит, тождественно беспредельному и бесконечному.

Николай Кузанский возродил античный взгляд на человека как на микрокосмос - своеобразное подобие природы и Бога. Человек – существо, соединяющее в себе божественное и земное, он воспроизводит в себе окружающий мир, подобен ему.

Особенно примечательны гносеологические принципы философа. Познание осуществляется, по Николаю Кузанскому, благодаря взаимодействию чувств, рассудка и разума. Чувственное познание, которым обладают и животные, является ограниченной способностью ума. Рассудок, опираясь на материал, поставленный чувствами, образует общие, абстрактные понятия. Он самоуверенно и догматически исходит из нерушимости своих установлений.

На самой высокой ступени познания расположен разум, который преодолевает ограниченность чувственного познания и рассудка. Именно разум (интеллект) — является главным отличием человека от животных.

Николай Кузанский диалектично подходил к истине, видя ее неотделимо связанной с заблуждениями. Разум, пребывающий в состоянии «ученого незнания» и противостоящий гордыне рассудка, бесконечно приближается к истине. Центральный герой ряда его диалогов, «простец», противостоящий схоластической «учености», выступал у Николая Кузанского как персонификация разума.

Натурфилософия эпохи Возрождения. Философия Д. Бруно

Во второй половине XVI и в начале XVII в. на сцену выходит специфическая философская область - философия природы (натурфилософия). Ее приход был подготовлен всем предшествующим развитием гуманистической философии и культуры Ренессанса. В этот поворотный период человек открывает новые горизонты, приходит к убеждению своего прочного, творческого и свободного закрепления в этом мире, верит, что он способен познать естественный характер мира и самого себя в нем. Идея незаменимой ценности и достоинства человека, идеалы свободы являются духовным климатом, в котором рождается и новая философия природы.

Натурфилософия Ренессанса исходила из античного наследия - платонизма, стоического пантеизма, ионической философии. Она обращается к неортодоксальным традициям средневекового философского мышления, аверроистским и неоплатонистским направлениям. Характерным для философии природы в период Ренессанса является, прежде всего, отвращение к схоластике. Схоластическое учение о природе, в сущности, никогда не переходило границ теоретических спекуляций. В противоположность этому философы Возрождения на первый план выдвигают опыт, исследование природы в целостности, умозрительное истолкование.

Новые тенденции в натурфилософии получили отражение в творчестве ее наиболее знаменитого представителя - Джордано Бруно (1548-1600). Он еще более углубил тенденцию, характерную для Николая Кузанского мыслить высшее начало бытия как тождество противоположностей (единого и бесконечного).

Бруно создал последовательно пантеистическое учение, враждебное средневековому теизму. Он опирался не только на Николая Кузанского, но и на гелиоцентрическую астрономию Николая Коперника. Коперник разрушает важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, отвергая вместе с ним и представление о конечности космоса. Коперник считает, что Вселенная неизмерима и безгранична; он называет ее «подобной бесконечности», одновременно показывая, что размеры Земли но сравнению с размерами Вселенной очень малы.

Отождествляя космос с бесконечным божеством, Бруно получает и бесконечный космос.

Снимая, далее, границу между творцом и творением, Бруно разрушает и традиционную противоположность формы - как начала неделимого, а потому активного и творческого, с одной стороны, и материи как начала беспредельного, а потому пассивного, с другой.

Таким образом, Бруно не только передает самой природе то, что в средние века приписывалось богу, а именно активный, творческий импульс, он идет значительно дальше, отнимая у формы и передавая материи то начало жизни и движения, которое со времен Платона и Аристотеля считалось присущим именно форме. Природа, согласно Бруно, есть «бог в вещах».

Взгляды Бруно прокладывали путь к материалистическому пониманию природы. Неудивительно, что его учение было осуждено церковью как еретическое. Инквизиция требовала, чтобы итальянский философ отрекся от своего учения. Однако Бруно предпочел смерть отречению, и в 1600 году был сожжен на костре.

Новое соотношение между материей и формой, новое понимание материи свидетельствует о том, что в XVI веке сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческого философа предел выше беспредельного, завершенное и целое прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения возможность богаче актуальности; движение и становление предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия. И не случайно в этот период особо притягательным оказывается понятие бесконечного: парадоксы актуальной бесконечности играют роль своего рода метода не только у Николая Кузанского и Джордано Бруно, но и у таких выдающихся ученых конца XVI-начала XVII века, как Галилей и Кавальери.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: