Оформление студентами дневника по учебной практике




Инструкционная карта

Группы – 2 курс

Учебное место – животноводческое хозяйство или учебная ветеринарная клиника

Вид занятия – учебная практика

Продолжительность занятия – 6 часов

Форма организации – звеньевая

Оборудование, материалы: Тематический план, инструкция по ТБ, журнал регистрации прохождения ТБ, дневник учебной практики. Спецодежда, веревки и щипцы для фиксации животных, ветеринарные инструменты (термометры, плессиметры, перкуссионные молоточки, фонендоскопы, фонарик), корм, вода для опытного кормления и поения, зевники, пищеводные зонды, часы, вазелин, вата, спирт 70%, тампонница, средства личной гигиены, полотенце, медицинская аптечка. Исследуемые животные, птица.

Литература

1) Учебник Г.Г. Щербаков, А.В.Яшин, С.П. Ковалев, «Внутренние болезни животных», СПб, издательство «Лань», 2012.

2) Учебное пособие для студентов «План клинического исследования животных».

Учебная практика № 6

Тема: Клиническое исследование системы органов пищеварения и печени.

Цель занятия – формировать практические умения исследования пищеварительной системы.

Задачи:

Образовательные – освоение навыков исследования пищеварительной системы животных.

Развивающие – развитие профессиональных навыков проведения диагностических ветеринарных манипуляций с использованием специального инструментария, развитие профессионального интереса, профессионального мышления.

Воспитательная – умение соблюдать элементарные правила техники безопасности, личной гигиены, привычку бережного отношения к ветеринарным инструментам, ответственности и аккуратности при работе с животными и оформления документации.

I. Осваиваемые профессиональные компетенции:

ПК 2.1. Обеспечение безопасной среды для сельскохозяйственных животных и ветеринарных специалистов, участвующих в лечебно - диагностическом процессе.

ПК 2.2. Выполнение ветеринарных лечебно-диагностических манипуляций.

ПК 2.3. Ведение ветеринарного лечебно-диагностического процесса с использованием специальной аппаратуры и инструментария.

II. Инструктаж по технике безопасности.

III. Содержание работы и последовательность выполнения:

Работа №1. Исследовать акт приема корма и питья у животных и птиц.

Ход работы.

Аппетит. Его определяют по результатам опроса (анамнез) и на­блюдений за животным при приеме корма.Выясняют распорядок дня или время обычного кормления животного, принимало ли животное корм перед исследованием. Физиологическое изменение аппетита. Может проявляться уменьшением вследствие плохого качества корма или резкой его смены, чрезмерной физической нагрузки, стресса. Увеличение аппетита отмечают после умеренной физической нагрузки, в период выздоровления после продолжительных изнурительных болезней, при беременности. Патологическое изменение аппетита. Может проявляться в количественном и качественном отношениях.

Особенности приема корма и питья. Животному дают корм (воду) и наблюдают, обращая внимание на то, как оно захватывает корм или принимает воду (способ), насколько энергично и в каком количестве, а также на движение губ, нижней челюсти, языка, на акт глотания. После этого ему дают обычный (повседневный) доброкачествен­ный корм и наблюдают. Изменения в приеме корма и воды могут быть обусловлены поражением губ, языка, зубов, жевательных мышц, челюстей, мышц затылка, слизистой оболочки ротовой полости, нервной системы и клинически проявляться как изменением способа захвата корма (приема воды), так и в виде расстройства жевания или глотания.

Жевание. Многие животные после прима корма тщательно и энергично его пережевывают, за исключением жвачных, плотояд­ных и птиц, что связано с особенностями их пищеварения. В акте пережевывания принимают активное участие язык, зубы, же­вательные мышцы, щеки. Продолжительность жевания зависит от вида корма. Степень расстройства жевания зависит от тяжести патологи­ческого процесса, в который вовлечены органы ротовой полости, челюсти, жевательные мышцы и нервная система.

Глотание. Расстройство глотания (дисфагия) у животных может быть вызвано разными причинами и выражено в разной степени.

Жвачка. Это физиологический акт, присущий жи­вотным с многокамерным желудком и представляющий собой тщательное пережевывание отрыгнутого из преджелудков пище­вого кома.При исследовании жвачки обращают внимание на время ее на­чала после приема корма, продолжительность пережевывания од­ногопищевого кома, продолжительность одного жвачного перио­да и на число жвачных периодов в течение суток.

Отрыжка. Это физиологический акт у жвачных жи­вотных, которые таким путем освобождают рубец от скопившихся газов. Газовая отрыжка сопровождается характерными звуками и специфическим запахом. Появление отрыжки у моногастричных животныхслужит при­знаком нарушения желудочного пищеварения и указывает на рез­кое усиление газообразования в желудке. Рвота у всех видов животных служит призна­ком патологии.

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с текстом задания. При проведении задания пользуйтесь учебником Г.Г. Щербаков, А.В. Яшин, С.П. Ковалев, «Внутренние болезни животных», СПб, издательство «Лань», 2012 (стр.36-37). Выполните записи в дневнике по практике.

 

Работа 2. Исследовать ротовую полость, глотку, пищевод у животных и зоб у птиц.

Ход работы.

Исследование ротовой полости. Применяют осмотр, пальпацию. При осмотре ротовой полости отмечают состояние губ, щек, плотность закрытия ротовой полости, наличие слюнотечения, не­произвольных движений губами, сыпей, трещин, ссадин, ран, не­крозов, наложений, зуда. Слюнотечение наблюдают при расстройстве глотания (фа­рингит, бешенство) или в результате повышенного слюноотде­ления (гиперсаливация) при таких болезнях, как ящур, боту­лизм, стоматиты.

Чтобы исследовать слизистую оболочку губ и десен, двумя руками оттягивают губы — верхнюю губу вверх, нижнюю — вниз. Доступ к органам ротовой полости получают, раскрывая рот или руками, или с помощью специальных инструментов — зевников. При исследовании слизистой оболочки оценивают ее цвет, це­лостность, влажность, местную температуру и чувствительность. У здоровых животных слизистая бледно-розовая, умеренно-влаж­ная, без нарушения целостности и повышения местной темпера­туры. При исследовании языка отмечают характер его поверхности, наличие налета, трещин, подвижность, размеры, плотность, болез­ненность органа, его температуру. Зубы исследуют прежде всего на соответствие их числа видо­вым особенностям, затем оценивают целостность, прикус, цвет, пра­вильность стирания, наличие зубного камня, смену зубов у мо­лодых животных, состояние десен. Обращают внимание на запах из ротовой полости, который зависит от характера патологического процесса. Гнилостный запах встречается при разложении эпителия, скопившейся слюны, за­державшегося корма; кариозный — при кариесе зубов; ацетоно­вый — при кетозах.

Исследование глотки проводят наружным и внутренним осмотром и пальпацией. При наружном осмотре без применения инструментов обращают внимание на положение головы и шеи, изменение объема в области глотки, нарушение целостности тка­ней, а также на слюнотечение, пустые глотательные движения, болезненную реакцию животного при глотании. При внутреннем осмотре обращают внимание на характер сли­зистой оболочки, наличие припуханий и наложений, ран, новооб­разований, инородных предметов и т. д.

Наружная пальпация глотки заключается в следующем: пальца­ми обеих рук постепенно сдавливают глотку, при этом пальцы располагают перпендикулярно друг к другу и к поверхности шеи в области верхнего края яремного желоба, за ветвями нижней че­люсти и над гортанью.

В случае патологий в области глотки удается выявить повы­шенную чувствительность, болезненность (животное реагирует беспокойством, агрессией, кашлем, выделением слюны и пустыми глотательными движениями), повышенную местную температуру, уплотнение тканей, инородные тела, а также диагностировать па­ралич глотки (в последнем случае у животных не отмечают при­знаков боли, отсутствуют и глотательные движения). Внутреннюю пальпацию применяют при подозрении на заку­порку глотки инородным предметом, наличие абсцессов, новооб­разований, паралич и т. д.

Исследование пищевода проводится при нарушении проходимости пищи через пищевод. Исследованию общими методами доступна только шей­ная часть пищевода, грудную его часть (от входа в грудную клетку до желудка) исследуют с помощью зондирования, эндоскопии, рентгенологических методов и эзофагоскопии. Осмотром устанавливают затрудненное про­хождение проглоченного корма. Осматривают область левого ярем­ного желоба, обращая внимание на волнообразные движения вдоль него, которые в норме, при сохраненной проходимости пищевода, появляются при приеме корма и воды. Осмотром устанавлива­ют также увеличение объема в области пищевода, что может быть следствием воспалительного отека, новообразования, закупорки ино­родным телом, дивертикула или разрыва пищевода. Пальпация. Техника ее состоит в следующем: левой рукой под­держивают вентральную часть пищевода с правой стороны, а пра­вой рукой пальпируют его шейную часть вдоль яремного желоба. С помощью данного метода устанавливают болезненность пище­вода и окружающих тканей, наличие инородных тел, выявляют крепитацию и т. д.

Зондированиемудается диагностировать закупорку, сужение и разрыв пищевода, дивертикул и т. д. Зон­дировать пищевод возможно как через ротовую полость ротожелудочным зондом, так и через носовую — носожелудочным.

Исследование зоба у птиц. Применяют методы осмотра, пальпации, перкуссии и зондирование. Осмотром определяют объем и форму зоба. При пальпации обращают внимание на степень его наполнения, чувствительность, консистенцию содержимого и наличие инородных предметов. Перкуссией можно выявить тимпанический звук, характерный для вздутия зоба, а при уплотнении содержимого — тупой. Для зондирования используют резиновую трубку с закругленным концом, диаметром 4—6 мм и длиной 50 см. Птицу необходимо зафиксировать, раскрыть ей клюв; зонд, смазанный вазелином, ввести в область глотки и продвигать дальше в пищевод и зоб.

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с текстом задания. При проведении задания пользуйтесь учебником Г.Г. Щербаков, А.В. Яшин, С.П. Ковалев, «Внутренние болезни животных», СПб, издательство «Лань», 2012 (стр.37-40,15-16). Выполните записи в дневнике по практике.

 

Работа 3. Провести наружный осмотр и пальпацию живота.

Ход работы.

 

При исследовании живота применяют общие методы: осмотр, паль­пацию, перкуссию, аускультацию. Осмотр. Живот осматривают поочередно с обеих сторон и сзади животного; устанавливают форму живота, его объем, нижние кон­туры, симметричность; обращают внимание на подвздохи и голод­ные ямки. У здоровых животных объем и форма живота обуслов­лены видовыми и породными особенностями, видом корма, бере­менностью, условиями эксплуатации и т. д. Пальпация. Ее начинают с боковых поверхностей и постепенно переходят на внутреннюю. В зависимости от целей исследования применяют все способы пальпации: сначала поверхностную, а при необходимости и другие. По отношению к крупным животным по­ступают так: встают сбоку животного лицом к его крупу; например, при исследовании с левой стороны становятся слева от животного, кладут на него левую руку, а правой пальпируют живот (при исследо­вании с правой стороны поступают наоборот).

Методом пальпации определяют местную температуру, выяв­ляют болезненность, повышенную напряженность брюшных сте­нок, скопление жидкости в брюшной полости. Перкуссия и аускультация. Методы эффективны при исследова­нии органов брюшной полости, особенно при скоплении жидкости вбрюшной полости и нарушении перистальтики кишечника.

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с текстом задания. Выполните записи в дневнике по практике.

 

Работа 4. Отработать методы исследования преджелудков, сычуга, кишечника и печени у жвачных.

Ход работы.

Исследование рубца. У жвачных животных рубец зани­мает всю левую половину брюшной полости. Его состояние опре­деляют с помощью осмотра, пальпации, перкуссии, аускультации и дополнительных методов (руменографии, анализа содержимого рубца и т. д.). При осмотре обращают внимание не только на левую половину брюха, где рас­полагается рубец, но и правую, сравнивая их между собой. Опреде­ляют форму живота, его объем, состояние голодных ямок, обращая внимание на движение брюшной стенки в области левой голодной ямки (волнообразное), обусловленное сокращениями рубца. В норме у животных до кормления обе половины брюха при­близительно одинаковы по объему. После кормления левая поло­вина несколько увеличивается и левая голодная ямка выравнива­ется. При внимательном наблюдении у здоровых животных за областью левой голодной ямки можно заметить, как периодичес­ки изменяется положение брюшной стенки (она то, приподни­мается, то опускается), что особенно хорошо проявляется после кормления. При пальпации определяют чувстви­тельность (болезненность) и степень наполнения рубца, консис­тенцию его содержимого, характеризуют сокращения рубца по силе, частоте и ритму.

Используют глубокую наружную (проникающую) и глубокую внутреннюю (ректальное исследование) пальпацию. Пальпировать начинают в области левой голодной ямки и по­степенно переходят на другие участки левой половины брюха; на­давливают кистью или кулаком правой руки, при этом левую руку кладут на область последних пар ребер животного. У здоровых животных рубец безболезнен, умеренно напол­нен, консистенция содержимого тестообразная. Сокращения рубца умеренной силы, ритмичные: их подсчитывают в течение 2 мин. В норме у крупного рогатого скота число сокращений рубца за 2 мин 2...5, у овец 3...6, у коз 2...4.

Перкуссию осуществляют перкуссионным молоточком и плессиметром.Перкутируют сверху вниз, начиная с области левой голодной ямки. У здоровых животных перкуссионный звук в этой области тимпанический, от­тенок его зависит от количества скопившихся газов. При тимпании перкуссионный звук более громкий (звуч­ный); при переполнении рубца — притуплённый тимпаничес­кий или тупой.

При аускультации применяют непосредственный метод (рубец аускультируют с левой стороны левым ухом через простынку или по­лотенце) или инструментальный. Прослушивают периодически появляющийся, постепенно уси­ливающийся шум, который наиболее выражен в период максималь­ного сокращения стенок рубца и совпадает с моментом наибольше­го выпячивания голодной ямки. Самый громкий шум аускультируют вскоре после приема корма: он напоминает отдаляющиеся рас­каты грома или грохот катящейся по мостовой телеги и т. д.

Исследование сетки. Основная патология сетки у крупного рогатого скота — ретикулит травматического происхождения, который диагностируют, вы­являя болезненность с помощью следующих методов: надавливают в области мечевидного отростка грудной кости ближе к его каудальному концу кулаком (или с помощью палки. В этом случае пробу выполняют два человека). Врач при этом встает слева от животного, согнутую в колене правую ногу под­водит ближе к вентральной стенке живота, кладет на колено пра­вую руку, согнутую в локтевом суставе, и кулаком надавливает на мечевидный хрящ. Применяют пробу Рюгга: поднимают животному голову так, чтобы линия лба оказалась в горизонтальном положении, и одно­временно собирают в складку кожу на заднем склоне холки. При ретикулите животное резко опускается на грудных конечностях, прогибает спину и издает стон. При использовании этой пробы очень важно отличать болезненность от реакции на неприятные ощущения (особенную чувствительность проявляют совершенно здоровые молодые животные). На ретикулит может также указывать и поведение животного. Например, больные животные отстают от стада, избегают идти под гору, в гору поднимаются охотно. В стойле принимают вынуж­денное положение и «позу варана»: локти расставлены, голова вы­тянута; яремные вены резко выделяются, венный пульс положи­тельный; животные стараются принять такую позу, чтобы грудные конечности оказались выше тазовых или становятся тазовыми в навозный желоб.

Исследование книжки проводят при нарушениях аппетита, жвачки, отрыжки и при атонии рубца. Используют методы пальпации, перкуссии, аускультации и в некоторых случаях прибегают к пункции. Пальпацию проводят, чтобы выявить болезненность, характерную для воспале­ния книжки, закупорки ее и травмы инородным предметом. Перкуссию проводят с правой стороны в области 8...9-го межреберий по линии плечелопаточного сочленения. С по­мощью сильной перкуссии при воспалительных процессах выяв­ляют болезненность. Книжку аускультируют непосредственным или инструментальным методом справа в области 8... 10-го ребер по ли­нии плечелопаточного сочленения. У здоровых животных слыш­ны шумы, похожие на шумы рубца, но более тихие, глухие и час­тые. Во время жвачки и приема корма шумы книжки усиливаются и отчетливее слышны. При засыхании (закупорке) содержимого книжки шумы ослаблены или исчезают. Усиление шумов наблю­дают также при активной работе книжки.

Исследование сычуга проводят посредством пальпации, перкуссии и аус­культации. У взрослого крупного рогатого скота препятствием для исследования служит сильное напряжение брюшной стенки. У те­лят и мелкого рогатого скота брюшная стенка напряжена меньше и ее толщина незначительна, что облегчает исследование. Сычуг пальпируют с правой стороны, становясь ли­цом к задней части тела животного. Правую руку кладут на живот­ное, а левой, подведенной под реберную дугу в области прилегания сычуга, исследуют в направлении от места соединения хряща 12-го ребра с реберной дугой до мечевидного хряща грудной кости. У взрослого крупного рогатого скота сычуг пальпируют с целью выявить болезненность; у молодняка с помощью данного метода не только устанавливают болезненность, характерную для воспаления сычуга, но и выявляют безоаровые шары, казеиновые сгустки. Перкуторный звук над областью сычуга — притуп­лённый тимпанический, переходящий в тупой при переполнении сычуга и в тимпанический при скоплении газов. При аускультации области сычуга у здоровых животных слышны слабые крепитирующие звуки, напоминающие шумы полоскания, переливающейся жидкости или шумы перистальтики кишечника.

Исследование кишечника у жвачных животных. У жвачных ки­шечник располагается в правой половине брюшной полости: верхнюю часть ее занимает толстый отдел, а нижнюю — тонкий.Кишечник исследуют как общими методами, так и дополни­тельными (ректоскопия, пункция и т. д.). С помощью осмотра определяют конфигурацию жи­вота, как общую, так и с левой стороны, а также состояние ануса, характер акта дефекации и физические свойства кала. У крупных животных метод малоэффек­тивен из-за толщины и напряженности брюшных стенок, объема брюха, поэтому у них применяют внутреннюю пальпацию (рек­тальное исследование). С помощью пальпации выясняют расположение, форму, объем, подвижность, болезненность кишечника, консистенцию его со­держимого, наличие инородных предметов, диагностируют заку­порку, инвагинацию. Перкуссию начинают собласти голодной ямки. Перкуторные звуки в зоне расположения кишечника меняются от тимпанического до притуплённого и тупого, что зависит от содер­жимого кишечника (газообразное, плотное и т. д.). Перистальтические шумы толстого и тонкого отделов кишеч­ника жвачных сходны; слышны в виде резких коротких журчаний или напоминают шумы переливания жидкости. Однако в толстом отделе, в отличие от тонкого, шумы более грубые и глухие. При нарушениях функции кишечника и особенно при патоло­гиях, связанных с усилением бродильных процессов и образова­нием газов, перистальтические шумы громкие, а при механичес­кой непроходимости кишечника они приобретают звенящий (ме­таллический) оттенок.

Исследование печени. Печень располагается в передней части брюшной полости за диафрагмой, большей частью в правом подреберье. Исследуют осмотром, пальпацией, перкуссией. Осмотром области печени при резком ее увеличении можно обнаружить выпячивание правого подреберья. Пальпацию проводят по межреберьям для выявления болезненности и за последним ребром справа в верхней части брюшной стенки, погружая кончики пальцев вглубь. При резком увеличении печень выступает за последнее ребро. Перкуссией устанавливают увеличение или уменьшение печеночного притупления, болезненность, можно обнаружить увеличение печени.

Инструкция. Внимательно ознакомьтесь с текстом задания. При проведении задания пользуйтесь учебником Г.Г. Щербаков, А.В. Яшин, С.П. Ковалев, «Внутренние болезни животных», СПб, издательство «Лань», 2012 (стр.40-46,49). Выполните записи в дневнике по практике.

Контрольные вопросы:

1.Перечислите основные методы клинического исследования пищеварительной системы.

2.Назовите характеристики исследования ротовой полости.

3.Назовите топографию преджелудков жвачных животных.

4.Какие методы исследования применяют при травматическом ретикулите?

5. Назовите топографию печени у разных видов животных.

6.Какие дополнительные методы исследования применяют для исследования органов пищеварительной системы?

Оформление студентами дневника по учебной практике

 

№п/п Дата и место прохождения практики Содержание работы Примечание
       

 

-записи в дневнике должны быть сделаны аккуратно;

-оформление каждой работы должно быть выполнено на занятии;

-после каждого выполнения и оформления работы, студент предъявляет отчет преподавателю для просмотра и отметки;

-при отсутствии оформленного и сданного дневника по учебной практике, учебная практика не может быть оценена.

Критерии оценки

1.Организация контроля.

2.Оценки за выполнение практических занятий могут выставляться по 5-балльной (100-балльной) системе или в форме зачёта и учитываться как показатели текущей успеваемости студентов (за что ставим «5», «4»,«3», «2»).

Критерии оценки практических и теоретических заданий:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: