Методика преподавания раздела «Кинематика» (основная школа)
1. Система педагогических целей и задач по разделу
2. Логическая структура учебного материала
3. Содержание учебного материала
4. Тематическое планирование
5. Формы и методы изучения темы(раздела)
6. Средства обучения, используемые при изучении материала
7. Система контроля
8. Система учебных физических задач
9. Система демонстрационного и учебного физического эксперимента
10. Система лабораторного физического эксперимента
11. Учебные материалы нетрадиционного характера
Система педагогических задач при изучении основ кинематики
1. Сформировать у учащихся первоначальные представления о таких мировоззренческих важных понятиях, как материя, движение, относительность движения, пространство и время.
2. Ввести такие важные для физики понятия, как материальная точка, траектория, тело отсчета, система отсчета, поступательное движение.
3. Разъяснить и дать определение основным кинематическим величинам — скорости, перемещению, пути, ускорению, периоду и частоте обращения.
4. Рассмотреть примеры прямолинейного движения (равномерного, равноускоренного и равнозамедленного), а также движения по окружности.
Структурно- логическая схема
Тематическое планирование 7 класс А.В.Перышкин Взаимодействие тел (21 час)
11/1 Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.
12/2 Скорость. Единицы.
13/3 Расчет пути и времени движения. Решение задач
14/4 Явление инерции. Решение
15/5 Взаимодействие
16/6 Масса тела. Единицы массы. Измерение массы тела на весах.
17/7 Лабораторная работа №3
Тематическое планирование 9 класс А.В.Перышкин Законы взаимодействия и движения тел (27 часов)
|
1/1 Материальная точка. Система отсчета
2/2 Перемещение
3/3 Определение координаты движущегося тела
4/4 Перемещение при прямолинейном равномерном движении
5/5 Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
6/6 Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
7/7 Перемещение при равноускоренном движении
8/8 Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости 9/9 Лабораторная работа №1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости»
10/10 Решение задач по теме «Равноускоренное движение»
11/11 Контрольная работа №1 по теме «Кинематика»
12/12 Относительность движения
Способы описания механического движения
1) С помощью пути (как функции времени), пройденного материальной точкой вдоль траектории;
2) С помощью радиус-вектора и его изменения со временем (перемещения).
В основной школе – первый способ
Скорость равномерного и прямолинейного движения вводят в два этапа: сначала как скалярную величину, а затем этой величине приписывают направление.
Общий метод решения задач базового уровня
1. Установить явление, которому соответствует ситуация задачи
2. Выделить элемент знания об этом явлении, указанный в вопросе задачи, с учетом условия
3. Дать словесную формулировку элемента знания или записать соответствующую формулу
4. Применить формулировку или формулу к конкретной ситуации
Для элемента, который нельзя раскрыть в виде формулы
- перевести формулировку в действия
- выполнить эти действия
|
Для формулы, по которой требуется провести расчет
- найти в тексте задачи или рассчитать значения величин в правой части формулы
- подставить эти значения в формулу
Для формулы, по которой требуется провести сравнение
- записать формулу для одного случая
- записать формулу с коэффициентами, соответствующими заданному увеличению или уменьшению величин
- рассчитать искомый коэффициент
5. Сформулировать ответ
Практика
Решение.
При движении вниз шайба начинает соскальзывать под действием силы тяжести в проекции на ось Ox . Этой силе противостоит сила трения скольжения, равная . Таким образом, равнодействующая сил равна
,
и в соответствии со вторым законом Ньютона, имеем:
,
откуда ускорение равно
.
А) Модуль ускорения соответствует ответу 1.
Б) Модуль проекции силы тяжести на ось Ox – ответ под номером 3.
Ответ: 13.