Язык в действии
Из истории пунктуации
Знаки препинания, дающие возможность сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами, помогающие выразить различные смыслы слов и чувства того, кто пишет, представляются настолько системными и привычными, что, кажется, существовали всегда и появились вместе с алфавитами. Но, конечно же, это не так.
Само слово пунктуация произошло от латинского punctus - ‘точка’. Но это слово первоначально имело совсем не тот смысл, который мы вкладываем в него сейчас. До середины XVII века пунктуацией называлось употребление точек около согласных для обозначения гласных звуков в тексте на иврите, в то время как написание знаков в латинском тексте называлось простановкой точек. И только в середине XVII в. слово пунктуация стало употребляться в привычном для нас значении.
Развитие пунктуационной системы в Европе
Первые свидетельства об употреблении знаков препинания относятся к V в. до н.э. Так, драматург Еврипид отмечал перемену говорящего лица остроконечным знаком, возможно, произошедшим от ламбды (<); философ Платон иногда заканчивал разделы своих книг знаком, аналогичным современному двоеточию.
Появление первого значимого знака препинания связано с именем философа Аристофана, жившего в IV в. до н.э. Это был параграфос – короткая горизонтальная линия внизу у начала строки. Употреблялся для указания на изменение смыслового значения и, следовательно, на новый, достаточно объемный раздел текста, который и в наши дни мы часто называем параграф, хотя обозначаем другим знаком (§).
Использование знаков пунктуации для разделения текста на меньшие смысловые отрезки началось примерно со II века до н.э. Грамматик и лексикограф Аристофан Византийский, будучи главой Александрийской библиотеки, изобрёл систему трёх точек: точка внизу – комма – ставилась в конце самого короткого отрезка; точка вверху – периодос – делила текст на большие отрезки, а точка в центре – колон – на средние.
Есть предположение, что именно Аристофан изобрёл множество других пунктуационных знаков, например, дефис для написания составных слов, наклонную черту, которую ставил возле слов с неясным значением. Безусловно, эти знаки не получили широкого распространения, употреблялись спорадически и достаточно бессистемно.
Первая попытка ликвидировать эти неудобства была предпринята англосаксонским учёным Алкуином (735-804 гг.), руководившим придворной школой в Аахене (сейчас город в Германии). Реформируя систему Аристофана, Алкуин сделал несколько добавлений. Именно он ввёл в обиход punktum (.) и puktumversus (;) для обозначения пауз и изменения интонации. Но, несмотря на эти усовершенствования, системность в использовании знаков так и не была достигнута, и лишь в XV в. венецианский печатник Альд Мануций стал вводить в печатаемые им книги знаки пауз, вдоха, изменения интонации, а наиболее часто употребляемыми были точка, точка с запятой, двоеточие.
Первым человеком в Англии, заявившим о роли знаков препинания в синтаксическом плане, то есть об использовании их для определения структуры высказывания, был английский драматург Бен Джонсон. Сделал он это в работе «Английская грамматика» (конец XVI в.).
К началу XVII в. большинство современных знаков уже было введено в обиход. Первое издание В. Шекспира (1623) уже использует точку, запятую, точку с запятой, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки. В конце столетия в английской пунктуации появились кавычки.
История русской пунктуации
Русская пунктуационная система в начале своего развития ориентировалась на греческую, поэтому основным знаком препинания была точка. Первоначально точки ставились произвольно, ибо тексты довольно долго писались без деления на слова и предложения. Это могла быть одна точка (внизу, вверху или посередине строки) или их сочетание в разных вариантах. Каких-либо правил, естественно, не было. Ориентиром служил смысл высказывания, и точки ставились для выделения смысловых частей. Кроме точек, в древнерусских текстах ставились линии внизу строки (_), змийцы (~), а также разные сочетания линий и точек.
Впервые попытка упорядочения постановки знаков препинания на смысловой основе была предпринята М. Греком (XVI в.). Именно он в работе «О грамотике Инока Максима Грека святогорца объявлено на тонкословие» высказал стремление обозначить роль таких знаков, как точка, иподиастоли – запятая, иподиастоли с точкой – точка с запятой. Точкой предполагалось обозначать конец высказывания, иподиастоли должна была дать гово рящему пере дышку при чтении, знаком ипод иастоли с точ кой реко мендовалось обоз начать вопрос.
В эту же эпоху в руко писных сбор никах появ ляются статьи анон имных авторов, в кото рых или только пере числяются знаки преп инания, или даются немн огочисленные советы по их упот реблению. Здесь пред ставлено опис ание таких знаков, как запятая, подо столия – запя тая (чем они разл ичались – уста новить трудно; кроме того, в неко торых рабо тах подо столией назы валась точка с запятой), кенд ема (знак” в конце выск азывания), статия (~,) и др.
Конец XVI – начало XVII вв. озна менованы выхо дом печа тных грам матик Лавр ентия Зиза ния («Грам матика Слов енска…» 1596 г.) и Меле тия Смот рицкого «Грам матики Слов енския прав ильное синт агма» (в 1616 г. – первое издание, в Москве напе чатана в 1648 г.), кото рые сыгр али опре делённую роль в разв итии русс кой пунк туационной системы.
Лавр ентий Зиза ний гово рит о шести знаках преп инания – это запя тая (,), срока (ё), двос рочие (:), подс толия (;), съед инительная (-), точка. В опре делении функ ций знаков преп инания Л.З иза нием поло жен смыс ловой принцип, заве ршённость или неза вершённость выск азывания. Точка – в конце зако нченного целого. Запятую, сроку и двос рочие реко мендуется упот реблять как разд елительные знаки в сере дине пред ложения. Подс толия – знак выра жения вопр осительной инто нации. Съед инительная – знак пере носа слов (кстати, ничего не говоря о слог овом член ении слов, Л.З иза ний в прив одимых прим ерах демо нстрирует учёт их морф емной стру ктуры).
И. И. Срез невский спра ведливо отмечал, что «в грам матике Л. Зиза ния нере дко набл юдается смеш ение сроки, запя той и двос рочия, а в неко торых случ аях не разг раничены функ ции сроки и точки». И всё же стре мление опре делить место кажд ого знака в тексте – боль шая засл уга Л. Зиза ния в разр аботке пунк туационной системы.
Меле тий Смот рицкий выде ляет уже десять «стро чных преп инаний» – это черта (/), запя тая (,), двот очие (:), точка (.), разъ ятная, един итная (-), вопр осная (;), удив ная (!), вмес тная [ ], отло жная (). Как видим, имен ования знаков преп инания уже неск олько иные, чем у Л. Зизания.
В основе упот ребления «стро чных преп инаний» у М. Смот рицкого лежит инто национный прин цип с учётом смысла выск азывания. Так, черта – это коро ткий отдых при чтении; запя тая позв оляет гово рящему сдел ать более длит ельную паузу; двот очие упот ребляется тогда, когда мысль выск азана не вся, а лишь только её часть, но части пред ложения более само стоятельны, чем при разд елении запятой; точка став ится в конце зако нченного выск азывания, вопр осная – в конце вопр осительного выск азывания; разъ ятная и един итная – знаки пере носа.
М. Смот рицкий впер вые в исто рии русс кой пунк туации выде лил три новых знака: удивная, отло жная и вмес тная, чётко опре делив их функции. Удив ная – в конце пред ложения, прои зносимого с особой (воск лицательной) инто нацией; вмес тная – вклю чает менее само стоятельную часть пред ложения; отло жная – такую, кото рую можно полн остью изъять из пред ложения.
Несм отря на неко торое несо вершенство опис ания правил упот ребления знаков преп инания, грам матика М. Смот рицкого долгое время была осно вным учеб ным посо бием для изуч ающих грам матику, орфо графию и пунк туацию русс кого языка той эпохи. Знач ение её неод нократно подч ёркивали такие изве стные линг висты, как В. А. Бого родицкий, В. В. Вино градов и др.
След ующий серь ёзный этап в разв итии русс кой пунк туации связан с именем В. К. Тред иаковского. В 1748 году в Санкт-Пете рбурге выхо дит из печати его дост аточно объё мная (460 листов), изве стная и в наши дни работа «Разг овор между чуже странным чело веком и росс ийским об орто графии стар инной и новой и о всем, что прин адлежит к сей материи». Именно В. К. Тред иаковскому прин адлежит засл уга форм улирования правил упот ребления знаков с точки зрения синт аксических особ енностей; им уста новлены отде льные случаи упот ребления знаков с учётом стру ктуры прос того или слож ного пред ложения, с аргу ментацией кажд ого поло жения прим ерами. Кроме того, В. К. Тред иаковский ввёл в свой текст вопр осительный знак (правда, опис ание его функ ции встр ечаем в «Росс ийской грам матике» М. В. Ломо носова) и пред ставил упот ребление точки с запя той в совр еменном пони мании – уже не в конце вопр осительных пред ложений, а для разд еления частей слож ного пред ложения и (иногда) при обра щении.
В сере дине XVIII в. выхо дит в свет «Росс ийская грам матика» М. В. Ломо носова. В V главе этого труда вели кого учён ого под назв анием «О прав описании» пред ставлена крат кая теория пунк туации.
М. В. Ломо носов не вводит новых знаков, но опре деляет осно вной прин цип их упот ребления: с учётом не только смысла пред ложения, но и расп оложения частей и знач ения союзов, кото рые служат «к сопр яжению и снош ению понятий». Таким образом, в пунк туации М. В. Ломо носов утве рждает два тесно взаи мосвязанных прин ципа: смыс ловой и синт аксический. Но М. В. Ломо носову не удал ось пред ставить полных и разв ёрнутых правил упот ребления знаков преп инания. Так, функ цию запя той он опре деляет лишь для разд еления одно родных («один аких») членов пред ложения, других же правил испо льзования данн ого знака не форм улирует.
Кавы чки появ ились в XVII веке в форме ковы чька – «крюк овой знак», совр еменное прои зношение и напи сание с а появ илось в резу льтате разв ития аканья и закр епления его на письме.
Инте ресна исто рия такого знака пунк туации, как тире. Введён в упот ребление Н. М. Кара мзиным, описан в «Росс ийской грам матике» А. А. Барсова, где и был имен ован молч анка, затем черта, позд нее – знак мысл еотделительный (А. Х. Вост оков). Всё это бывшие назв ания совр еменного тире.
Даль нейшее разв итие пунк туационной сист емы напр авлено на более дета льную разр аботку её основ в разных напр авлениях: логи ческом (смыс ловом), грам матическом (синт аксическом) и инто национном. «Несм отря на расх ождения во взгл ядах пред ставителей разных напр авлений, общим у них явля ется приз нание комм уникативной функ ции пунк туации как важн ого сред ства офор мления пись менной речи».
Таким образом, знаки преп инания возн икли из потр ебности разд еления пись менного текста на само стоятельные отре зки (с боль шей или мень шей степ енью само стоятельности) в соот ветствии со смыс ловой стру ктурой выск азывания. Первые знаки преп инания обоз начали паузы разной длит ельности; по мере разв ития пись менности и расп ространения книг опечатания сист ема пунк туационных знаков усло жнялась и углу блялась, пока не дост игла того сост ояния, кото рое сохр аняется в своих осно вных чертах в совр еменных евро пейских языках.
В русс ком языке этим ологически собс твенно слав янскими терм инами явля ются такие назв ания, как точка – термин обра зован с помо щью суф. –ьк- (совр. –к-) от точь <…>, восх одящего к тъчь, явля ющемуся прои зводным поср едством темы –ь- от основы тък-, выст упавшей в тъкати, тъкн ути <…>; к перед ь изме нилось в ч; запя тая – прои схождение «от глаг ола запяти – «восп репятствовать, заде ржать». Ср. запонка, путо, преп ятствие (обра щаем вним ание на то, что слово запя тая одно коренное со слов ами знак преп инания, запи нка и др.); скобки, кавы чки (собс твенно-русское) – «ковы чька» – обра зование с суфф иксом –ьк- (совр. –к-) от ковыка; к изме нилось в ч перед ь – до сих пор в гово рах сохр анилось слово ковыка - ‘помеха, зами нка’; черта – обра зовано от той же основы, что и глаг олы чьрсти, чьрту - ‘черт ить’ 6. Несл авянского прои схождения совр еменные назв ания таких знаков преп инания, как тире, дефис, апос троф, асте риск. Термин тире заим ствован в XIX веке из фран цузского языка. Впер вые фикс ируется в Слов аре Даля. От франц. tiret – чёрт очка, явля ется прои зводным от tirer – тянуть. Слово дефис пришло в русс кую пунк туацию из неме цкого Divis от лати нского divi sio – разд еление, расч ленение. Апос троф – из греч еского apos trophos – обра щённый в стор ону или назад. Асте риск (*) – из греч еского aster – звезда; этот знак у нас пред почитают назы вать собс твенно русс ким словом звёз дочка.
В разв итии русс кой пунк туации обра щают на себя вним ание две особ енности:
· Изме нение наче ртаний знаков. Так, мног оточие перв оначально обоз началось шестью точк ами (……) и назы валось просто точки – это отме чено в «Грам матике…» Н. И. Греча; затем четы рьмя, а к концу XIX века так же, как сейчас – тремя. Иначе писа лись кавы чки – не как в совр еменном письме, а с пово ротом на 180° (» «).
· Разн ообразие изме нений в назв аниях. Хотя А. И. Моис еев и говорит, что, «…судя по испо льзованным исто чникам, кажется, только запя тая сохр анила неиз менным своё перв оначальное имя», более тщат ельный анализ грам матик и статей анон имных авто ров XVI – XVII вв. убеж дает, что запя тую назы вали ипод иастоли (М. Грек), иногда подс толия. Точка назы валась срока; двое точие – двос рочие, двот очие, позд нее две точки, малая точка, мног оточие – точки, неск олько точек, трое точие; точка с запя той – ипод иастоли с точкой, подс толия, знак полу членный (А. А. Барсов); тире – молч анка, черта, черт очка; скобки – вмес тная, отло жная, вмес тительный знак; кавы чки – отме нительный знак, внос ной знак, внос ные знаки, чуже слов; воск лицательный знак – удивная, удив ительная, удив ительный знак. Дефис – съед инительная, един итная, един ительная, един итный знак, черта един итная или един ительная, гори зонтальная полу черта, чёрт очка.
Несм отря на то, что знаки пунк туации широко испо льзуются во всём мире, в коли чественном отно шении сист ема знаков преп инания не дост игла своей заве ршённости. В норм ативных доку ментах, опре деляющих прав ила пост ановки знаков преп инания в русс ком языке, пред ставлены 10 кано нических знаков: точка, запятая, точка с запятой, двое точие, тире, вопр осительный знак, воск лицательный знак, мног оточие, скобки, кавычки, хотя факт ически их знач ительно больше. Как пока зывает прак тика пись менной речи, в наст оящее время широ коупотребителен дефис; редко, но всё же испо льзуются пара граф, косая черта, асте риск. В посл едние годы выск азываются мнения об адек ватности наим енований таких знаков, как две запя тые – как единый парный знак (в выде лительной функции), два тире или двой ное тире – как парный выде лительный знак. Эти знаки служат для внут реннего член ения пред ложения.
Таким образом, как спра ведливо указ ывает А. И. Моисеев, пунк туационную сист ему «как и сист ему букв, можно назв ать алфа витом. Он обла дает опре делёнными приз наками: сост авом знаков, их наче ртанием и назв аниями, знач ениями или функ циями. Правда, букв енный алфа вит хара ктеризуется ещё стро гим поря дком букв: А, Б, В и т.д. Этот пара метр у знаков преп инания по суще ству ещё не выра ботался». След овательно, пунк туационная сист ема ещё не заве ршила своего разв ития.
Рекомендованная лите ратура
1. Фоли, Джон. Энци клопедия знаков и симв олов: научно-попу лярное изда ние /Джон Фоли. – М.:Вече.Аст, 1997. – С.71-80. https://padabum.com/d.php?id=18859
2. Гаев ская, Т. И. Вопр осы русс кой пунк туации в трудах грам матистов XVI-XVIII веков: Посо бие для студ ентов/ Т.И.Гаев ская. - Пермь, 1973.- с.8 https://search.rsl.ru/ru/record/0100 7241600
3. Моисеев, А. И. Из исто рии пунк туации: молч анка-черта-черт очка-тире/ А. И. Моис еев // Русс кая речь.- 1989.-№ 1- С. 54-58. https://russ kayarech.ru/ru/archive/1989-1/54-58