Скифы: происхождение, расселение, образ жизни




Ски́фы — древний кочевой или полукочевой ираноязычный народ, существовавший в VIII в. до н. э. — IV вв. н. ээ. Впервые о скифах мир узнал более 3 тыс. лет тому назад от греков, которые тогда начали осваивать Северное Причерноморье и столкнулись здесь с воинственными племенами искусных всадников. Геродот сообщает, что самоназвание скифов — сколоты. Слово "скифы" имеет древнегреческое происхождение. Его принято употреблять для обозначения всех североиранских кочевников.

 

Скифы обитали на равнинных территориях Причерноморья и Северного Кавказа, между Дунаем и Доном. Древние греки называли эту местность Скифией. Скифы разделялись на несколько крупных племён. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — занимали степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их —скифы-пахари.

 

Геродот зафиксировал также легенды о происхождении скифов. В одной из них утверждалось, что скифы появились на своей земле (как первый ее народ) за тысячу лет до нашествия Дария (то есть в середине II тыс. До н. Э.) И были связаны с Днепром, поскольку их первопредок Таргитай считался сыном Зевса и нимфы — дочери Борисфена (Днепра).

Другая легенда, которую рассказали Геродоту греки, относила происхождения скифов до Низовья Днепра, потому что первым скифским царём был Скиф — сын Геракла и девы-Ехидны, которая жила в Гилеи.

 

У скифов были свои национальные мужской и женский костюмы. Скифы носили длинные кожаные штаны и куртки с длинными рукавами. Штаны были с вышивкой или с металлическими накладками, куртки — меховые или кожаные, с кожаным поясом. На рукавах сверху была вышивка (наподобие вышивки на одеянии византийских императоров или гораздо более поздней ирано-монгольской одежде). Об одежде скифских женщин известно немного. В целом, она была длиннее, шире и наряднее мужской и изготовлялась из шерстяной материи. Скифские женщины носили серьги, браслеты, перстни.

 

Скифы вели кочевой или полукочевой образ жизни. Главным занятием скифов было кочевое скотоводство. Они разводили коней, крупный и мелкий рогатый скот. Скифы умели перерабатывать и заготовлять впрок продукты животноводства: употребляли в пищу мясо и молоко. Очень широко использовали кожи, шерсть и кость для изготовления конской упряжки, одежды, предметов обихода. Мужчины охраняли и пасли скот, а также охотились на дичь. Женщины работали дома, а домом для скифа была кибитка — 4х колесная повозка, запряженная быками и укрытая войлоком. В местах длительных стоянок скифы занимались и ремеслами. Скифы умели получать и обрабатывать бронзу, железо, золото. Кроме этого скифы вели торговлю с греками и продавали им своё зерно, шерсть, мёд, лён, скот.

 

Скифы постоянно вели войны и поэтому они прекрасно владели оружием. Основное оружие, это короткий меч — акинак, лук с двойным изгибом, четырехугольный щит и копья. Воины носили бронзовые шлемы в греческом стиле и кольчуги. Сражались скифы как правило на конях, хотя со временем, по мере роста оседлости, появилась и скифская пехота. Сбрую богато украшали декоративными элементами в виде рогов оленя, ростков лотоса, изображениями оскалившегося тигра, грифона. Скифы первыми в истории войн успешно применили стратегическое отступление с целью коренного изменения соотношения сил в свою пользу.

 

Характерной отличительной чертой искусства скифов является так называемый «звериный стиль». Зверь был главный соперник скифов в повседневной жизни, он представлялся скифам выразителем таинственных и могучих сил природы. Многие золотые украшения скифов были выполнены в виде некоторых животных — оленя, пантеры, барса. Скифы обожествляли природу и символически связывали светлый образ божества с образом оленя, несущего на своих рогах солнце. К шедеврам скифского «звериного» стиля относятся эмблемы, которые крепились на щиты. Эти предметы были найдены в кубанских курганах, захоронения в которых датированы VII в. до н. э. Одни искусствоведы считают, что скифское искусство с его «звериными» мотивами сложилось во время скифских походов в Переднюю Азию. Другие склонны думать, что скифское искусство сложилось в недрах степей Евразии. Один из известнейших шедевров Эрмитажа — золотая фигура оленя, найденная археологами в скифском кургане у станицы Костромской на Прикубанье. Рельефная фигура оленя выполнена в VI веке до н. э., олень красовался на круглом железном щите в погребении скифского вождя.

 

Основные знания о материальной культуре скифов сложились по результататм раскопок курганов, которые условно называют "царскими", поскольку именно в них находили наиболее роскошные, драгоценные вещи. В каждом крупном скифском кургане хоронили слуг и наложниц усопшего, а также до нескольких десятков лошадей. Наиболее характерной чертой позднескифского погребального обряда являлось использование для многократных захоронений семейных усыпальниц, представлявших собой выкопанные в земле или высеченные в скале склепы, входные ямы которых забивались камнями. Умерших сопровождали предметы, которыми они пользовались при жизни: посуда, детали одежды, украшения, орудия труда и оружие.

Самые известные курганы в Крыму:

Курган Куль-Оба, в окрестностях Пантикапея (Керчь) раскопан в 1830х. Там находился саркофаг скифского царя, а также женское погребение и множество золотых предметов и украшений.
Курган Чаян близ Евпатории, разграблен в 1880х.

Золото они использовали потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид, и они считали украшение оберегом даже во время боя. Толщина украшений — несколько миллиметров, но они часто выглядели грубовато, потому как скифы хотели вместить как можно больше золота в изделие.

В 2014 году скифские золотые изделия (почти 2000 предметов) как экспонаты крымских музеев были предоставлены на выставку в Нидерланды, Амстердам. После этого они так и не вернулись на родину. Сначала суд постановил отдать коллекцию Украине, однако крымские музеи подали аппеляцию. Рассмотрение дела о скифском золоте ведется до сих пор.

 

Язык скифов

Известно, что речь кочевников принадлежала к индоевропейским языкам. Если более точно, то к их иранской группе. Скифский язык откололся от единой иранской языковой общности на рубеже 1 тыс. до н. э. Скифы не имели письменности, из их языка известны всего несколько слов. Из современных языков осетинский наиболее похож на скифский.

 

Некоторые учёные, такие как Д. Хинге и Д. И. Эдельман, отстаивают генетическое единство скифского и сарматского языка. В частности Эдельман считает возможным использовать понятие «скифо-осетинские языки». Стоит однако упомянуть, что не все учёные придерживаются одной и той же научной позиции. Так, например, в отличие от В. Абаева, М. Фасмер и Я. Харматта разделяют сарматский от скифского — диахронически, то есть, как древний язык и его более молодое продолжение. Я. Харматта, при этом, выделял четыре диалекта в сарматском. А чешский учёный Л. Згуста, отделяя скифский материал от сарматского, считал их диалектами одного языка. В свою очередь, Э. Грантовский доказывал существование особого специфического сколотского диалекта (или диалекта царских скифов) в скифском языке, указывая на его принадлежность к южной подгруппе восточноиранских языков (бактрийский, пушту, мунджанский).

 

Другая научная точка зрения, начало которой положил польский лингвист К. Витчак, отрицает существование скифо-сармато-осетинского языкового континуума, полагая, что разделение сарматского и скифского языков произошло уже на древнейшей стадии развития восточно-иранских языков. Скифский, таким образом, относится к южной подгруппе восточноиранских языков, в то время как сарматский — к аналогичной северной подгруппе.

 

Основным источником при восстановлении языка являются личные имена правителей скифов и сарматов, записанные греческими, ассирийскими и персидскими авторами. Известно несколько десятков имён скифов, и более двухсот имён сарматов (преимущественно в греческих надписях из античных городов Северного Причерноморья и Приазовья). В комедии Аристофана (Aristophanes, Ran., 608.), упоминаются четыре скифских имена – это скифы-полицейские:

Дитилас — Διτυλας – Скифское имя-прозвище Дитилас — «здоровяк» (родственное слово в рус. яз. «детина»).

Пардокас – Παρδοκας — историк Бледйз читает скифское имя Пардокас, как Спардокас — Σπαρδοκας или Спардакос -Σπαρδακος, и считает это имя тождественным латинскому имени Spartacus – Спартакус – Спартак.

скиф Скивлиас –Σκεβλυας – «Скиф-Лиас» и Скиф-Тахотай — (греч. σκυθαι τοξοται)– «Тахо-Царь».

 

Известны также следующие имена: Скиф Матасий — Ματασυς – это имя написано в письме жителя Березани Ахиллодором в 30-10 гг. VI в. до н. э. Из письма следует, что Матасий был владельцем построек и рабов.

Имя сына скифского царя Скилура (II в. до н. э.) — Палак — означает «сильный, мощный». Древнегреческий географ и историк Страбон и римский писатель Плиний Старший связывали название гавани и крепости Палакион или Балаклава с именем сына скифского царя Скилура Палака. Бала — bala — власть, сила, мощь, энергия, сила. Клава — крепость.

 

Значительное количество топонимов в Северном Причерноморье имеет скифо-сарматское происхождение. В частности, названия крупнейших рек региона — Дон, Дунай, Днепр и Днестр, — скифского происхождения. Они происходят от индоевропейского корня dānu «река, вода, русло».
«Сиваш» — искаженное тюркское «сайбаш»: «сай» («мелкий») + «баш» («сторона») — «мелкая сторона».

«Кавказ» — это слово образовалось от тюркского «капу» («дверь»/«про — ход») + этноним «кас» с общим значением «проход сасов». Древние каспии жили в Закавказье, главным образом на западном берегу Каспийского моря, в том числе в районе Дербента. В древности Дербентские ворота назывались «воротами касов» («Кавказ»). Потом это название распростра­нилось на весь регион. Арабы называли Кавказ «Каб»/«Габг», а персы — «Каф»/«Гаф». Эти термины восходят к тюркскому «Капу»/«Капыг». Плиний писал, что скифы называли Кавказские горы «Кроукас», т. е. «белые от сне­га». Этот термин состоит из «къырау» («изморозь», «снег») + «кас» («екала»), т. е. «снежная скала». «Кас» имеет также значение «бровь», «вал», «возвышенность», «высокий гребень».

 

 

Из словаря скифского языка, составленного В.И. Абаевым, следующие скифские слова имеют славянские корни:
Зевак — Zevak – ленивый (родственное слово в рус. яз. — зевака),
Гасти — Gasti – гость (рус. яз. — гость),
Кана — Kana — конопля (греч. κανναβις).
Казар — Kazar — дом (греч. καραρυες) — хаза – (родственное слово в рус. яз. — хата, казарма).
Кути — Kuti — собака — (греч. κουζαιος). (родственное слово в рус. яз. кутя).

Мука – Muka- семя (греч. Μουγισαγος).

 

Скифская лексика по данным письменных источников:

Акинак – короткий, прямой скифский меч. Слово имеет скифское происхождение. В русском языке есть близкое по звучанию – «клинок», и абсолютно то же самое значение. Но В.И. Абаев связывает слово «акинак» согдийским и хорезмийским словом «кинк» -kynk – меч, клинок, впрочем, в русском языке и слово «кинк» — kynk тоже сохранилось — кинжал и клинок.

 

Анаксирида – широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, они заправлялись в сапоги. Геродот сообщал, что «скифы имели на головах прямые остроконечные шапки, носили анаксириды, имели местные луки, кинжалы и топоры-сагарии».

 

Саравара — Σαραβαρα – так комедиограф первой половины IV в. до н. э. Антифан в своей комедии «Скифы» назвал скифские штаны: «все одеты в шаровары и хитоны». Греки не знали штанов, поэтому Антифан для обозначения штанов, использовал скифское слово «шаровары». (Антифан, комедия «Скифы») В греческом языке нет шипящих звуков «ц», «ч», «ш», «щ», поэтому Геродот, записывая скифские слова, заменял звук «ш» на похожий греческий звук «с» — «шаравары» он записывает, как «саробары».

Сагарий или сагарис – σαγαρις – скифский топор (секира). Оружие скифов, записанное Геродотом, как «топоры-сагари» — это «топоры-секиры» — оружие древних славян.

 

Бутир – взбитое молоко до густоты сливок или сметаны. (Гиппократ, «О болезнях»). Скифское слово Бутир созвучно с немецким «Butter» – масло.

 

Эор – мужчина, муж по-скифски. Лингвисты отмечают, что скифское слово «эор» похоже на тюркское ойор, эйр, эр – мужчина. Но гораздо раньше тюркского, в ведическом санскрите появилось слово: арья\арий — Ā́rya, ari̯a — «господин», «хозяин дома», мужчина. В древнерусском «оратай» — пахарь, земледелец, мужчина.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: