Обучающие ситуационные задачи по теме.




Задача 1

Больная жалуется на слабость, головокружение, сердцебиение при подъёме на 2-й этаж. Выпадение волос, извращение вкуса (ест уголь, мел), отсутствие аппетита. Страдает запорами, отмечает примесь крови в кале. Находится в послеродовом отпуске – ребенку 6 месяцев, кормит грудью.

Объективно: кожа бледная, волосы тусклые, секущиеся, ногти ломкие, ЧСС -100 в мин (при нагрузке), ЧДД – 20 в мин. АД – 100/70 мм рт.ст., тоны сердца приглушены, на верхушке короткий систолический шум без луча проведения.

А) Выделите основной клинический синдром.

Б) Какое заболевание предполагаете, обоснуйте?

В) Какие дополнительные исследования необходимы для подтверждения диагноза?

 

 

Задача 2

Больной предъявляет жалобы на слабость, головокружение, утомляемость, сердцебиение и одышку при физической нагрузке, жжение языка, чувство ползания мурашек, онемения в конечностях, чувство тяжести в эпигастрии, поносы.

Объективно: кожные покровы и видимые слизистые бледные, с желтушным оттенком, температура 37,2°. Тоны сердца приглушены, ритмичны. Пульс 84 в мин, ритмичный.Ад -100/70мм рт.ст. Язык малиновый, гладкий, живот при пальпации мягкий, чувствителен в эпигастрии. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2см. край печени гладкий, эластичный, безболезненный.

ОАК: эритроциты – 1,2*1012/ л, гемоглобин -60 г\л, цветовой показатель -1,5, лейкоциты – 3,8*109/л, соэ -38мм\ч.В мазке крови: пойкилоцитоз. выраженный анизоцитоз с преобладанием макроцитов, мегалобластов.

А) Выделите основной клинический синдром.

Б) Оцените ОАК.

В) Каково ваше мнение о заболевании.

Г) Какие дополнительные исследования следует провести для подтверждения диагноза?

 

Эталоны ответов

№1 А) Основной клинический синдром - анемический.

Б) Предположительно диагноз – железодефицитная анемия – поставлен на основании: жалоб на слабость, сердцебиение, одышку, извращение вкуса; данных анамнеза – геморроидальные кровотечения, период лактации: объективных данных - бледность кожи, ломкость волос,ногтей, склонность к тахикардии, гипотонии, приглушенность тонов, короткий систолический шум на верхушке без луча проведения.

В) Дополнительные исследования: ОАК, содержание сывороточного железа, ферритина в крови.

 

№2 А) Синдром анемии (имеются симптомы гипоксии мозга и сердца).

Б) В ОАК: снижено количество эритроцитов, гемоглобина, увеличен цветовой показатель (гиперхромная анемия), СОЭ ускорено.

Картина мазка характерна для мегалобластной анемии, связанной с дефицитом витамина В12 и фолиевой кислоты.

В) На основании наличия у больной анемического синдрома, симптомов поражения желудка (возможно атрофический гастрит) и нервной системы(парастезии, онемение в конечностях), ощущения жжения и изменения языка, характерных для дефицита витамина В12, увеличения печени, результатолв ОАК можно думать о В12 дефицитной анемии.

 

Литература

1.Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. В.Х. Василенко с соавт. М., 1989г.

2.Клинические лекции.

3.Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов «Семиотика заболеваний системы крови» / Под ред. М.А. Зубарева,2006г

4.Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов.Т.1 Диагностика болезней системы крови: - М: мед. лит, 002-560с.

5.Руководство по гематологии /Под ред. Воробьева А.И. М, 1985г, ТI,II.

6.Срутынский А.В. Баранов А.П. Ройтберг Г.Е. Галоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Учебное пособие – М: МЕД пресс –информ, 2004г – 2-е изд, перераб. и доп. – 304с.

7.Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону. Под ред. Э.Фаучи, Ю. Браунвальда и др. Т2- Пер. с англ – М, Практика – Мак – Гроу – Хилл, 2005 – 764- 891с.

 

. Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин.

Б) тестирование студентов для определения исходного уровня знаний – 10 мин.

В) опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15-20 мин.

Г) демонстрация методики общего осмотра преподавателем на студенте в учебной комнате - 15 мин;

Д) самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение общего осмотра, исследование кожи, степени питания, костно-мышечной системы аускультация сердца, пальпация печени, селезенки, анализ ОАК, биохимического анализа крови. – 20 мин;

Е) обсуждение полученных в результате расспроса данных – 10 мин;

Ж) итоговое тестирование – 10 мин;

З) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.

 

Длительность занятия - 2академических часа.

Место проведения занятия: учебная комната и палата

Оснащенность занятия: таблицы, схема истории болезни, тесты, ситуационные задачи

Форма отчетности

-устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем

-результаты тестирования

-результат решения ситуационных задач

-результаты обследования больного, анализ ОАК, биохимического анализа крови, определение того или иного синдрома.

 

Методические разработки для студентов

III курса подготовила ассистент кафедры

Зорина Г.А.

 

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ МЕДИЦИНИСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АКАД. Е.А. ВАГНЕРА»

 

 

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав.кафедрой,профессор

_________В.Ю.Мишланов

«___»__________2009г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: