Расчет на прочность фрикционной передачи.
Основным критерием работоспособности передачи с металлическими катками является усталостная прочность рабочих поверхностей,которые оцениваются величиной контактных напряжений,возникающих в зоне контакта катков.
5) Зубчатые передачи. Это такие,движения в котрых передается зацеплением зубьев.
Меньшее колесо-ведущее-шестерна,большее колесо-ведомое-зубчатое колесо. Эти передачи нашли широкое применение в технике.
Достоинства: высокая надежноть работы в широком диапазоне нагрузок и скоростей,малые габариты колес и передач,большая долговечность,высокий кпд,сравнительно небольшие нагрузки на валы и подшипники,простота обслуживания,постоянство передаточного числа.
Недостатки: сложность изготовления,высокие требования точности изготовления,требуют точного монтажа,шум при работе.
Классификация:1.в зависимости от взаимного расположения колес пространства:цилиндрические с параллельными осями,конические с взаимно перпендикулярными пересекающимися осями,передачи оси скрещиваются в пространстве(червячные,винтовые)2. для преобразования движения вращательного в поступательное-передача рейкой,где рейка-это развертка окружности зубчатого колеса.3.в зависимости от расположения зуба:прямозубые,параллельные оси колеса,косозубые,шевронные,со спиральным или круговым зубом.4. по профилю зуба: эвольвентный-профиль зуба очерчивается эвольвентной окружности,такие передачи имеют широкое прим., циклоидальный-профиль зуба очерчивается циклюидой –имеет меньшее приборостроение.,зацепление Новикова-профиль зуба очерчивается дугой окружности,эти передачи мощные.5. по взаимному расположению колес в пространстве: с внешним зацеплением,с внутренним зацеплением6. по испонению:открытые передачи,закрытые.
|
Основные Геометрические параметры эвольвентного зубчатого зацепления.
О,О2- центры вращения колес
А-межосевое расстояние
D1,d2- диаметры начальных окружности шестерны и колеса
Для отдельно взятого зубчатого колеса,начальные и делительные диаметры совпадают,тогда как для пары зубчатых колес,находящихся в зацеплении начальных окружностей не совпадает.
П- точка пересечения начальных окружностей с линией центра колес ,называется полюс зацепления,имеет постоянное нахождение.
Линия тт- касательная к начальным окружностям.
Линия NN- проведенная под углом альфа, называется линией зацепления,по ктр перемещается точка зацепления.
S пары зубьев за время зацепления называется угол зацепления.
Н- высота зуба
ha-высота головки,hf-высота ножки,L-длина зацепления
Р-шаг зацепления-расстояние между одноименными точками 2 соседних зубьев.
Коэффициент перекрытия показывает сколько пар зубьев находится в зацеплении в данный момент времени.
Изготовление зубчатых колес. Для изготовления зубчатого колеса,необходимо изготовить заготовку,ктр может быть выполнена. Существует следующие спообы изготовления: способ накатывания зубьев-загтовка нагревается до 1200 град. И устанавливается между колесами-накатниками., способ нарезания зубьев,ктр делится на 2 метода: метод копирования-прорезание впадин на ободе заготовки модульными или другими фрезами.,метод нарезания трудоемкий,применяется для изготовления зубчатых колес.,метод обкатки-воспроизведение зубчатого зацепления.
|
7) Материал для изготовления зубчатых колес обычно используется термически обработанные стали.
Доводка зубьев. 1.шевингование-тонкая доводка рабочих поверхностей зубьев незакаленных колес инструментом.,2.шлифование-тонкая доводка зубьев закаленных колес модульным шлифовальным кругом по методу обкатки.3. притирка- тонкая доводка зубьев закаленных колес абразивными пастами и притирами.
Износ зубьев. Поломка зубьев происходит обычно в открытых зубчатых передачах. Материал для изготовления зубчатых колес обычно используется термически обработанные стали.
8) Цилиндрические прямозубые передчи. Это такие, оси валов которых параллельны в прострнстве. Эти передачи самые простые из вех зубчатых передач,но не нашли особо широкого применения. Недостатки: шум при работе,размеры передач ограничиваются передаточным числом,не больше 7.
Все геометрические параметры эвольвентного зацепления относятся к кривозубой цилиндрической передачи.
Силы в зацеплении. Вся нагрузка в передаче парой зубьев,находящихся в зацеплении которая передается через точку контакта. Окружная сила всегда направлена по касательной к детильной окружности и всегда совпадает с напрвлением вращения.