Основным критерием работоспособности открытых передач является прочность зубьев на изгиб. Допущения:1.вся нагрузка передачи передается одной парой зубьев.2.зуб колеса представляется как консольная валка,нагруженная в вершине зуба.
10) Расчет на прочность закрытых цилиндрических прямозубых передач. Основным критерием работоспособности этих передач является усталостная прочность рабочих поверхностей зубьев,ктр оценивается величиной контактный напряжений,возникающих в зоне контакта зубьев.
11) Цилиндрическая косозубая передача. Это такая,зубья колес которых наклонены под углом бета-углом наклона зубьев. Достоинства: плавность работы,т.к. зубья входят в зацепление не сразу по вей длине зуба,а постепенно,меньший шум при работе,высокая прочность зуба,долговечность, компактность конструкции. недостатки: в передаче возникает осевая сила, направленная влоодь оси вала, поэтому для восприятия этой нагрузки требуется установки более дорогих радиально упорных или роликовых конических подшипников.
12) Расчет на прочность закрытых цилиндрических косозубых передач. Основным критерием работоспособности этих передач является усталостная прочность рабочих поверхностей зубьев, ктр оценивается величиной контакнтных напряжений,возникающих в зоне контакта зубьев. Расчет считается удовлетворительным если недогрузка передачи составляет не более 10 %,а перегрузка не более 5 %,если это так,то необходимо повторить расчет.
13) Прямозубые конические передачи. Широкое применение: автомобилестроение,в тех механихмах,в ктр нужно передать движение под углом 90 град. Эта передача,оси валов которой пересекаются под углом 90 град. Достоинство: передача движения под углом 90 град.,недостаток: шум при работе,большие габариты передачи,малая долговечность из за консольного расположения шестерней по отношению к колесу из за неравнрмерности распределился нагрузки как по длине так и между зубьями,наличие осевой силы.
|
Расчет выполняется как проектный,в ктр определяется окружной модуль передачи, ктр расчитыается до 4 знака после запятой,затем рассчитывается размеры колес. Проектный расчет закрытой цилиндрической передачи заключается в определении внешнего диаметра выступов колеса. Проверочный расчет заключается в проверке прочности зубьев колеса. Расчет считается удовлетв,если перегрузка не более 5 %,недогруз-10%.
15) Червячная передача. Это такая,оси валов котрые скрещиваются в пространстве под углом 90 град. Достоинтсва: плавность и бесшумность работы, большие передаточные числа до u<1000,возможность получения самотормозящий пары-гпм. Самотормозящая пара-движение передается только от червяка к колесу. Недостатки: меньший кпд,повышенный нагрев передачи(из-за трения),требует дополнительных охлаждающих устройств,наличие большой осевой силы. Червяк-это короткий стальной винт с трапеуиадальной резьбой.-вдущее звено. По конструкции червяк бывает одно и четырех заходный,левый и правый. Геометрические параметры:ps-ход винтовой линии червяка,p-шаг. Ps=p
Ход винтовой линии -расстояние между одноименными точками одного и того же витка в осевом направлении. D1-диаметр делительного цилиндра червяка.
Червячное колесо по конструкции может быть цельным и составным. Зубья колеса имеют дугообразную форму с углом охвата червяка не менее 100 град.
|
Материал для изготовления червяка применяются малоуглеродистые высоколегированные стали,ктр проходят термообработку. Силы в зацеплении. Окружная сила на червяке всегда совпадает с направлением вращения червяка,она равна осевой силе на колесе.
Расчет на прочность. Проектный расчет передачи заключатся в определении межцентрового расстояния передачи.
17.передача винт-гайка.состоит из винта и гайки оси валов которой скрещиваются, параллельны в пространстве.это предача нашла широкое применение в технике и служит для преобразования вращательного движение в поступательное .достоинство:1.прочность конструкции.2простота изготовления.3.высокая надёжность.4.плавность и безшумность работы.5.большой выигрыш в силе.6.возможность малых и точных перемещений.7.компактность при большой нагрузке. недостатки:1. низкий кпд.2.повышенный износ в резьбе.применение в прессах домкратах в тисках в станках.классификация.передачи классифицируются с винтами:1грузовые винты служат для перемещ
ения и поднятия грузов.2.ходовые винты предназначены для перемещения механизмов передачи станков.
18.ремённые передачи.она состоит из двух шкивов ведущего и ведомого шкива и гибкой связи ремня.она нашла широкое применение в технике.достоинства:1.простота конструкции дешевизна изготовления.2безшумность работы.возможность передачи мощности на большие расстояния до 15м.3.плавность работы.недостатки.большие габаритные размеры.малая долговечность ремня.классификация.по форме поперечного сечения ремня.плоскоременная передача.круглоременная зубчатоременна
|
19.геометрические соотношения.для обеспечения работоспособности передачи т.е.для создания достаточного трения ремень надевается на шкивы с силой эф.напряжения в ремне.при работе в ремне возникают силы предварительного натяжения, которые по величине определяются из таблиц.ремень на шкифе испытывает деформацию изгибов в ремне возникают нормальные напряжения изгиба.
20.расчёт клиноременной передачи по тяговой способности.основным расчетом является расчёт по тяговой способности основано на коэффициенте тяги которые определяются по графику кривых скольжений.весь этот расчет сводится к определению числа ремней.определив число ремней проверяют прочность ремня по шагу пробегов в единицу времен
21.цепные передачи.ц.п.это передачис зацеплением с гибкой связью. Они нашли широкое применение в технике.передача состоит из ведущей и ведомой звездочки и цепи.в зависимости от вида цепи передачи бывают втулочные зубчатые.звёздочки по конструкции отличаются от зубчатых колес лишь профиелм зуба которые зависят от типа цепи. достоиноства.1постояноство передаточного числа.2.передача мощности на большое расстояние до 8 м.3.передает большие мощности до 3000 квт и выше.4.более компктные чем ременные передачи.5.передача движения от одной звёздочки многим звездочкам. недостатки.1. шум при работе в следствие удара звеньев цепи о звездочку.2.большой и быстрый износ.3.требует точного изготовления и монтажа.4.высокая стоимость изготовления.
22.Расчет на прочность цепной передачи. Fn-нагрузка на валы и подшипники цепной передачи. Fn=Kb*Ft+2*Fo Kb-коэф. нагрузки. Основным крытериям работоспособности цепи, которая отценивается велечиной среднего давления возникающего в шарнире цепи.p=Ft*K/Aш <= [p] Ft-передаваемая нагрузка. Aш-площадь опорной поверхности звена цепи. Aш= в*d d-диаметр оси вала. в-ширина цепи.К=Kp*Kрег*Kc.c.*Ко*Ka*K дин.
23. Редуктор (механический) — механизм, передающий и преобразующий крутящий момент, с одной или более механическими передачами. Основные характеристики редуктора — КПД, передаточное отношение, передаваемая мощность, максимальные угловые скорости валов, количество ведущих и ведомых валов, тип и количество передач и ступеней.Редуктор со ступенчатым изменением угловой скорости называется коробкой передач, с бесступенчатым — вариатор.Прежде всего редукторы классифицируются по типам механических передач.Также редукторы можно классифицировать по типу корпусов, по способу охлаждения, по типам используемых подшипников, по скоростям вращения, передаточному числу; передаваемой, преобразуемой, распределяемой мощности.
24. Валы и оси служат для поддержания сидячих на них детали и для обеспечения передачи движении вращательного.Валы передают врачающий момент а оси нет. Валы и оси состоят из цапфы-это учаток вала лежачей в опорах.Валы и оси по конструкций бывают гладкие и ступенчатые, целевые и полные, кроме этого валы бывают прямые, коленчатые, и гибкие. Оси бывают подвижные и неподвижные.Материал.Валы и оси должны изготавливаться из прочных хорошо обработываемых стилей с высоким модулем упругости. Прямые валы обычно изготавливают из малоуглеродестой сталей Ст 5, 10, 15 с последующей термохими обработкой обычно поверхностой цементаций.Расчет валов и осей. Проектный расчет. Заключается в опр. основных геометр.размеров валов и осей. Во время работы валы испытывают сложную деформацию изгиба и крущения тогда как оси не испытывают деформацию крущения, поэтому валы- расчитывается по изгибу и кручению.При выполнений проектного расчета вала изгибающего нагрузка как зарание не известно поэтому для обеспечения достаточного запаса прочности вала проектный расчет выполняется по касательным напр. крущения с пониженным значеним допускаемого касательного напряжения.
25.расчет валов на усталостную прочность. Расчет заключается в определении коэффициента запаса прочности.
27.подшипники качения.нашил широкое применение в машиностроении.они применяются для валов с ударными и вибрационными нагрузками.для каленчатых валов. Для валов с особой точностью работы.для высоко скоростных алов. достоинства. 1.хорошо воспринимают ударные и вибрационные нагрузки.2.точность работы.3.безшумность работы.4 монтаж демонтаж .недостатки. 1.меньший кпд.2.потеря на трении.3.требует постоянного надзора.4.высокие требования к смазе.5.большой расход смазки.материал.для хорошей работы материал должен отвечать требованиям:1.иметь достаточную износостойкость.2.иметь малый коэффициент трения.3.высокая теплопроводимость.4.стойкость к разрушению.к этим материалам относится бронза из них обычно изготавливают неразъемные подпишники.
Подшипники качения-.это узел который состоит из калец между которыми установлены тела качения шарики или ролики удерживаемые на одинаковом расстоянии сепораторами.подшипники нашли широкое применение в технике.достоинства.1.небольшая стоимость из-за их массового производства.2.высокая степень взаимозаменямости.3.малые потери на трении.4.высокий кпд.5.малый расход смазки.6.не требует особого ухода.недостатки.плоховоспринимают ударные и вибрационные нагрузки.классификация.по роду воспринимаемой нагрузки:родиальные родиально-упорные упорные.по форме тел качения.шариковые и роликовые.с цилиндрическим с коротким с длинным с витым с коническим с сферическим.по числу рядов качения: однорядные многорядные.по способу установки не самоустанавливающие самоустанавливающие.по габаритным деталям на серии.подшипники маркируются нанесением ряда цифр и букв на торце кольца подшипника.две последние справа цифры указывают на внутренний диаметр кратный 5.третья справа цифра обозначает серию подшипника.четвёртая цифра указывает на тип подшипника.5 и 6 цифра указывает на отклонение конструкции подшипника от основного вида.через тире точность изготовления
28.потбор подшипников качения.основным критериям работоспособности является долговечность, которая оценивается грузоподъёмностью подшипника которая бывает динамическая и статическая. На статическую грузоподъемность рассчитывается угловая скорость вращения меньше 0.105 рад в сек.если более 0.105 рад в сек.то это динамическая грузоподъемность.динамические грузоподъемность представляет собой условную приведённую нагрузку в кило ньютонах, которая может выдержать подшипник к течение 1 ляма оборотов.этот расчет обеспечивает долговечность подшипника по усталостному выкрашиванию рабочих поверхностей тел качения что является видам разрушения подшипник
29.шпоночные соединения.нашли широкое применение в технике. достоинства. 1.простота конструкции.2.высокая надежность работы.3.низкая стоимость.4.возможность монтажа и демонтажа.недостатки.ослабляет сечение вала по прочности и создаёт динамическую концентрацию напряжений.классификация. по характеру соединения шпоночные соединения бывают не напряженные которые получаются при применении призматических и сегментических шпонок.бывают с кругленным торцом.с одним плоским торцом.с плоскими торцами.основным критериям работоспособности шпоночных соединений является прочность которая оценивается величиной напряжения смятия возникающих на рабочих поверхностях шпонки.
30. Шлицевые соед. Достоинства: 1. меншее число соед. деталей ВАЛ И СТУПИЦЫ. 2. Высокая надежность работы при различных нагрузках и скоростях 3. обеспечивает точное центрирование детали и осевое перемещение их в даль вала.4. обеспечивает болшую передачу больших моментов при динамических ударных нагрухках.5. Монтаж и демонтаж .Недостатки: 1. Сложность изготовления. 2. Высокая стоимость, зацепления в соединений происходит зубьями на валу и впаденами ступицы.Классификация: 1. По характеру соед. Подвижные-позволяющие перемещать ступицы в даль вала при остановке или во время движения неподвижные-перемещения нет.2. По сфере Зуба: эвальвентные, прямобочные, треугольные. 3. По способу центрирования: 1. По внутренниму диаметру шлица. 2. По наружному диаметру шлица.4. По Боковым поверхностям зубьев. 5. По грузоподьемности:легкая серия, в основновном для неподвижных соед. Средняя-для подвижных. Тяжелая серия-подвижные соед. Они отлючаются друг от друга кол-вом зубьев и размерами.Расчет на прочность: Основным критериям роботоспособности шлецевых соед. является их прочность как и шпоночные соед.Прочность отценивается нормальной напряжениям смятия возникающии на рабочих поверхностях шлица.
31.резьбовые соединения.это наиболее распространенный вид соединения основным элементом которого является винт это стержень с резьбой.резьба образуется путем поворота вокруг цилиндра прямоугольного треугольника.основные параметры резьб.шаг резьбы.основные типы резьб.метрическая резьба основная крепежная резьба треугольного профиля я углом профиля 60 градусов.дюймовая резьба.трубная резьба цилендрическая это крепежно цилиндрическая резьба имеет треугольный профиль 55 градусов.трапециидальная резьба угол профиля 30 градусов.
32.виды расчетов резьбовых соединений.под действием нагрузки болт испытывает деформацию растяжение.согласно условиям прочности при рястяжении расчет сводиться к определению диаметра резьбы болта
33. неразъемные заклепочные соединения. Заклёпочное соединение — неразъёмное соединение деталей при помощи заклёпок. Обеспечивает высокую стойкость в условиях ударных и вибрационных нагрузок. На современном этапе развития технологии уступает место сварке и склеиванию, обеспечивающим большую производительность и более высокую прочность соединения. Однако по-прежнему находит применение по конструктивным или технологическим соображениям
Заклёпочные соединения делятся на: прочные (рассчитанные только на восприятие и передачу силовых нагрузок), плотные (герметичные) (обеспечивают герметичность конструкций в резервуарах с невысоким давлением), прочноплотные (восприятие силовых нагрузок и герметичность соединения)
34.сварные соединения.получается в следствии сварки соединенных элементов. Сварка бывает плавленая электродуговая.они подразделяются на автоматическую под слоем флюса и на полуавтоматическую под слоем флюса и ручная сварка.достоинства.малая стоимость, меньшая масса соединения на 25%, герметичность и плотность соединения, возможность автоматизиции процесса.недостатки.прочность шва зависит от квалификации сварщика.плохо выдерживает ударные нагрузки.классификация.соединение в стык, в нахлестку бывают лобовые, фланговые.
35.муфта - в технике, устройства для постоянного или временного соединения валов, труб, стальных канатов, кабелей и т. п. Различают М. соединительные, которые в зависимости от выполняемой функции обеспечивают прочность соединения, герметичность, защищают от коррозии и т. п), и М. приводов машин и механизмов, которые передают вращательное движение и вращающий момент с одного вала на другой вал, обычно соосно расположенный с первым, или с вала на свободно сидящую на нём деталь (шкив, зубчатое колесо и т. п.) без изменения вращающего момента. Кроме того, М. приводов выполняют др. важные функции: компенсацию небольших монтажных отклонений, разъединение валов, автоматическое управление, бесступенчатое регулирование передаточного отношения, предохранение машин от поломок в аварийном режиме и т. д. М. применяют для передачи как ничтожно малых, так и значительных моментов и мощностей. Различные способы передачи вращающего момента, разнообразие функций, выполняемых М., обусловили большой типаж конструкций современных М. Наиболее распространённые из них стандартизованы.