Задание 1. Психологическая характеристика обучающегося




Задания по психологии на практику 4 курса

Задание 1. Составьте психологическую характеристику учащегося.

Задание 2.

Письменно ответьте на вопросы:

· почему Ваше внимание привлёк этот ученик?

· какие трудности возникают у Вас или у других учителей при взаимодействии с данным ребёнком?

· какие способы психолого – педагогического воздействия Вы можете применить на своих уроках по отношению к нему?

Задание 3. Рефлексия. Письменно проанализируйте: какие личностные и профессиональные ресурсы и дефициты помогали или мешали мне в работе с учеником.

Помните, что ресурсы – это уже имеющиеся у Вас личностные, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, необходимые в работе учителя.

Дефициты – те компетенции, которых Вам как учителю не хватает, над чем нужно работать.

Задание 1. Психологическая характеристика обучающегося

Провести структурированное наблюдение за учеником и заполнить карту наблюдения.

 

Карта наблюдения представляет собой таблицу, предназначенную для фиксирования данных наблюдения. На основании записей в карте с учащимся проводится беседа и составляется психологическая характеристика, а так же может быть принято решение о проведении диагностического исследования при помощи психологических методик. В карте приведены критерии наблюдения, которые соответствуют внешне наблюдаемым, поведенческим проявлениям, характеризующим различные психические процессы и особенности личности учащегося.

Инструкция по заполнению карты: во время присутствия на уроке (лекции), на внеклассном мероприятии определите учащегося, за которым вы будете наблюдать. Основанием для выбора могут стать: особенности поведения учащегося, которые привлекают внимание, препятствуют учебной работе; рекомендации преподавателей, классного руководителя (куратора), работающих с этим учащимся. Наблюдения проводятся во время учебных и внеклассных занятий. Оцените по трехбалльной шкале выраженность представленных в таблице особенностей поведения. Отметьте знаком «Х» уровень соответствия в нужной колонке. В колонке примечание – можно дополнить свое наблюдение записью об особенностях проявления, которые не отражены в таблице.

 

КАРТА НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ УЧАЩЕГОСЯ

Дата: Имя ребенка:_______________________________________________________

Класс (группа): _____________Возраст ребенка: ________

 

Показатели поведения и состояния ребенка Наблюдения Примечания
Нет, редко 1 балл Иногда 2 балла Да, всегда 3 балла
ВНИМАНИЕ
1. Сосредотачивает свое внимание на объяснении преподавателя        
  2 Не отвлекается, всегда включен в работу        
3. Не делает ошибок по невнимательности        
4. Слушает внимательно        
5. Исправляет свои ошибки        
6. Быстро сосредотачивается на работе        
7. Преподаватель не делает замечания, направленные на дисциплинирование учащегося.        
ПАМЯТЬ
1. При ответе выученного материала прослеживается логическая структура        
2. Не воспроизводит механистически выученный материал.        
3. Запоминает разнообразный материал.        
4. При изложении, выученного материала избегает ошибок и неточностей        
5. Запоминает сложные слова и понятия        
6. При ответе опирается на дополнительные вопросы учителя        
7. Не жалуется на то, что учил, но ничего не запомнил        
МЫШЛЕНИЕ
1. Быстро решает задачи и отвечает на поставленные вопросы        
2. Предлагает оригинальные решения        
3. Задаёт существенные уточняющие вопросы        
4. Быстро усваивает материал        
5. Логически рассуждает        
6. Использует шаблоны для решения задач        
7. Обобщает, делает выводы        
РЕЧЬ
1. Грамотная речь        
2. Большой словарный запас        
3. Четко понимает смысл слов        
4. На вопросы отвечает четко логично.        
5. Правильно произносит слова        
6. Дает четкие ответы на поставленные вопросы        
7. Проговаривает вслух то, что делает        
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
1. Эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слез, взволновать рассказ, кинофильм        
2. Раздражается без видимой причины.        
3. Проявляет грубость в общении с другими.        
4. Часто бывает без эмоционален и безразличен к происходящему.        
5. Быстро возбуждается и быстро успокаивается.        
6. Проявляет робость, боится проявлять себя, старается оставаться незаметным.        
7. Вспыльчив, часты сильные эмоциональные вспышки по незначительному поводу.        
ПРОЯВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ
1. Проявляет интерес к учебе        
2. Проявляет интерес к отношениям с другими людьми.        
3. Проявляет интерес к игре        
4. Проявляет интерес к спортивным занятиям        
5. Проявляет интерес к повседневным бытовым поручениям        
6. Проявляет интерес к творческим видам деятельности (указать каким)        
7. Принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего времени.        
8. Любую работу всегда выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо.        
9. Всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело.        
10. Выступает зачинателем многих дел, не стремясь получать за это никого признания.        
11. Правильно распределяет и в срок выполняет свою работу        
ОСОБЕННОСТИ ТЕМПЕРАМЕНТА И ХАРАКТЕРА
1. Живой, энергичный, работоспособный        
2. Быстро адаптируется к новому        
3. Не проявляет болезненной чувствительности        
4. Нескоро утомляется, работоспособен        
5. В трудных ситуациях сохраняет спокойствие и невозмутимость        
6. Легко сходится с новыми людьми        
7. В поведении проявляет стереотипность        
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДСТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ
1. Проявляет заботу о знакомых и незнакомых людях, старается оказать помощь и поддержку        
2. Правдив в отношениях с другими. Говорит правду и тогда, когда ему это невыгодно        
3. Активно борется с тем, что считает несправедливым.        
4. В своих поступках руководствуется соображением пользы делу или другим людям, а не собственной выгоде.        
5. Охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать с другими.        
6. Сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами.        
7. Пользуется безусловным авторитетом практически среди учащихся: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела.        
               

 

Обработка результатов

Просуммируйте баллы отдельно по каждому компоненту карты наблюдения. По результатам подсчета заполните следующую таблицу.

Профиль поведенческих особенностей обучающегося

Компонент карты наблюдения Набранный балл Качественная оценка
Внимание    
Память    
Мышление    
Речь    
Особенности эмоционального реагирования    
Проявление личностных качеств    
Особенности темперамента и характера    
Социальная подструктура личности    

 

В столбце «набранный балл» указывается общая сумма баллов по каждому параметру наблюдения. В столбце «качественная оценка» приводится значение набранного балла в соответствии со следующим ключом.

 

1) Ключ для качественной оценки уровня развития внимания, памяти, мышления, речи.

19-21 баллов – очень высокая оценка.

16-18 баллов – высокая оценка.

13-15 баллов – средняя оценка.

10-12 баллов – низкая оценка.

7-9 баллов – очень низкая оценка.

2) Ключ для качественной оценки интенсивности эмоционального реагирования.

19-21 баллов – очень высокая интенсивность.

16-18 баллов – высокая интенсивность.

13-15 баллов – средняя интенсивность.

10-12 баллов – низкая интенсивность

7-9 баллов – очень низкая интенсивность.

3) Ключ для качественной оценки выраженности проявления личностных качеств.

30-33 баллов – очень высокая степень выраженности.

25-29 баллов – высокая степень выраженности.

20-24 баллов – средняя степень выраженности.

15-19 баллов – низкая степень выраженности.

11-14 баллов – очень степень выраженности.

4) Ключ для качественной оценки адаптивности особенностей темперамента и характера.

19-21 баллов – очень высокая адаптивность.

16-18 баллов – высокая адаптивность.

13-15 баллов – средняя адаптивность.

10-12 баллов – низкая адаптивность

7-9 баллов – очень низкая адаптивность.

 

5) Ключ для качественной оценки уровня развития социальной подструктуры личности.

19-21 баллов – очень высокая оценка.

16-18 баллов – высокая оценка.

13-15 баллов – средняя оценка.

10-12 баллов – низкая оценка.

7-9 баллов – очень низкая оценка.

Задание 2.

Письменно ответьте на вопросы:

· почему Ваше внимание привлёк этот ученик?

· какие трудности возникают у Вас или у других учителей при взаимодействии с данным ребёнком?

· какие способы психолого – педагогического воздействия Вы можете применить на своих уроках по отношению к нему?

 

Пример: На своих уроках в 9 «Б» классе я столкнулась с такой ситуацией, что один из учеников никогда не нарушал школьной дисциплины, правил, требований, мною было замечено, что он практически не общался с учениками, письменные задания выполнял на «отлично», с ярким содержанием, но всегда выполнял их долго, если я не ограничивала во времени и не поторапливала. Устного же ответа было дождаться сложно, то есть не желание выходить на диалог с учителем проявлялся очень сильно. Когда же я мотивировала его на диалог, то ученик был краток, всячески избегал рассуждений. При разговоре с классным руководителем я узнала, что подросток уделяет большое внимание лишь учебной деятельности, у него почти нет друзей, не посещает никаких внеурочных мероприятий, секций, кружков. Социальный педагог дал мне понять, что ребенок никогда не был замечен в конфликтах, и характеризуется, как спокойный, трудолюбивый, молчаливый.

Родители всячески поддерживаю его старания, и желание заниматься с репетитором и не видят ничего плохого, что он не социально активен.

Тогда я и поняла, что данный ученик с явными чертами «избегание неудач» в пассивной форме. Он использует постоянно этот способ защиты, который привёл к явной неспособности в социальном развитии, и мои предположения подтвердили другие учителя. Использование им «временной потери способности выполнять необходимые действия» проявлялись в том, что он на должном уровне может устно отвечать на вопросы. Но постоянно ссылается на брекет-сисему, которая ему якобы мешает разговаривать, но при его устной речи я никаких дефектов не выявила.

При личном разговоре ученик дал понять, что он не любит быть замеченным, быть в центре внимания и критику.

Так как с академических проблем у подростка не было я решила помочь в преодолении социальной изоляции путем включения ученика в отношения с другими людьми.

Для начала я поговорила с классным руководителем и договорилась о проведении классного часа, где провела различные упражнения на сплочение, групповую работу, такие как: 1. «Перекинь мячик», 2. «Пишущая машинка», 3. «Циферблат», 4. «Поиск сходства», 5. «Стеклянная дверь», 6. «Волшебный ключ». Второй классный час представлял собой, что каждый из учеников представит самопрезентацию, краткий «Рассказы о себе вчерашнем, сегодняшнем, завтрашнем».

На своих уроках я использовала метод: «формирование отношения к ошибкам как к нормальным и нужным явлениям», тем самым дала понять, что точки зрения бывают различны, и нет ничего страшного, если человек думает иначе, то есть более спокойно относиться к критике в свой адрес.

Получилось ли у меня помочь ребенку? Я увидела, что у него стала проявляться социальная активность в виде неформального общение с одноклассниками, у них нашлись общие интересы после «Самопрезентации» на классном часу, но устных ответов так же сложно добиться.

Задание 3. Рефлексия.

Какие личностные и профессиональные ресурсы помогали мне в работе с учеником:

1.Культура профессионального общения «педагог – ребенок».

2.Педагогический такт, проявляющийся в умении сохранять личное достоинство, не ущемляя самолюбие детей.

3.Ответственность, уважение к людям, эмоциональная уравновешенность, интерес к жизни учащихся, самокритичность, отзывчивость, доброжелательность.

4. Одно из профессиональных качеств – владение технологиями педагогического труда.

5. Профессиональная ответственность.

6. Организаторские умения и навыки.

7. Есть интерес к профессии учителя.

8. Владение предметом преподавания.

 

Какие личностные и профессиональные дефициты мешали мне в работе с учеником:

1. Не всегда умею смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания.

2. Не всегда конструктивно реагирую на ошибки и трудности, возникающие в процессе реализации педагогической деятельности

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: