Занятие по внеурочной деятельности № 4
«Хочу все знать»
Ноября 2021 года
Тема: Имена вещей. Кис- кис! Мяу!, или Кое- что о звукоподражаниях
Прочти новый материал.
Что такое слово? Почему белое, сверкающее на солнце вещество называется снегом, а сияющее в небе светило солнцем? Как образуется связь между звуками и смыслом?
Есть такая притча. Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?
Тот, кто никогда не видел белого цвета, пытался представить себе белизну, цвет как нечто осязаемое, конкретное, доступное его органам чувств.
Из чего же состоит слово? Как получается, что мы узнаём слова, знаем их значение?
1) Слово – это сочетание звуков? На первый взгляд, это так. Слово можно произнести, спеть, слово можно записать. Но слово – это больше, чем сочетание звуков. Звучание или буквенное обозначение – это только внешняя оболочка слова, одежда, по которой мы слово узнаём.
2) У слова есть и другая, невещественная, нематериальная сторона: то, что нельзя увидеть или услышать – это его значение. Без значения нет и слова. Вспомните, звучание слова белый не помогло слепому понять, что же такое белый цвет. Ведь он не знал значения этого слова, потому что никогда не видел ничего белого. Незнакомые слова для нас – это «пустой звук», сосуды с неизвестным содержимым, пустые оболочки слов.
|
Не все сочетания звуков обладают значением. Рассыпаясь на отдельные звуки, слово теряет свой смысл. СНЕГ – это слово (звуковое единство, комплекс звуков, за которым закреплено значение). А СНГЕ – это не слово, а набор звуков без значения.
Итак, слово = звучание (звуковое единство) + значение.
Поиграй в игры
«Игра слов»
- Измени одну букву в каждом слове, чтобы получилось новое слово. Например: сода – сова.
ВОСК, МОТ, ЛЕС, ГОЛ, ЩИТ, ЛИСТ, РОЗА, КОРОНА, ГОРКА.
«Составитель»
Придумай слова, в которых есть маленькое словоЕЛЬ
«Самый быстрый»
Прочти загадки, отгадай их и запиши в строчку первые буквы слов-отгадок. Если ты все сделаешь правильно, то из полученных 15 букв у тебя образуются 3 слова.
Ответь: к какой части речи относится каждое из них?
- Поверчу волшебный круг, и меня услышит друг.
- Этот сказочный герой любил кататься на печи.
- Это маленькие кони, а зовут их просто…
- Сама не ем, а людей кормлю.
- Чем кончается лето?
- Любимое лакомство мышей?
- Игра в мячик с ракетками.
- Пчелиная стая называется…
- Страшная, зубастая морская хищница.
- Пять ступенек –лесенка, на ступеньках – песенка.
- К нам приехали с бахчи, полосатые мячи.
- Сушёный виноград.
- Так называют дырку и в дереве, и в зубе
- Быть должны всегда в порядке твои школьные
- Что такое салочки?
«Нарисуй пословицу»
Необходимо с помощью рисунка показать смысл пословицы.
- «Одна голова хорошо, а две лучше».
- «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь».
«Пословица мы тебя знаем… ».
(Исправь ошибки.)