Тема урока: Подготовка к домашнему сочинению-допуску по творчеству И.А.Бунина.
Цели урока:
Обучающая:
ü обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,
ü научить писать сочинение-допуск,
ü научить самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.
Воспитательные:
ü воспитать вдумчивого и внимательного читателя,
ü воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;
ü воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведений И.А.Бунина
Развивающая:
ü развивать познавательные навыки учащихся,
ü развивать критическое и творческое мышления,
ü развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.
Ход урока
I. Введение в тему...
Приём «Извлеки информацию»
ü Итоговое сочинение... Итоговое! Что стоит за этим словом?
ü Страшно? Страшно и Вам, и мне. Но мы с вами вспомним пословицу «Не боги горшки обжигают» и возьмём её в качестве руководства к действию. Вперёд!
Задание 1:
1) Прочитайте темы, которые я предлагаю вам для написания сочинения:
|
ü Что их объединяет? (Все они относятся к первому направлению)
ü Посмотрите на слайд. Продолжите начатый мною ряд:
|
ü Почему именно эти существительные вы добавили к данным прилагательным?
|
ü Творчество какого писателя поможет нам написать сочинение?
ü Обратите внимание на прилагательные, которые легли в основу названий рассказов И.А.Бунина.
ü Как вы думаете, с каким словом их можно связать: со словом «разум» или со словом «чувства»?
ü А теперь ещё раз прочитайте темы сочинений и выберите одну из них.
ü Аргументируйте свой ответ.
II. Обсуждение и выбор темы сочинения по направлению «Разум и чувства». Объединение в группы (по выбранной теме). Заполнение таблицы «Тезис + аргументация»
ü анализ формулировки темы и постановка задачи по её раскрытию;
ü вычленение опорных слов темы, анализ их смысла и взаимосвязей.
Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?»
МИР
РАЗУМ? ЧУВСТВА
ü Как вы понимаете смысл этого вопроса?
ü Может ли миром управлять разум? Почему?
ü А чувства?
ü Давайте обратимся к рассказу И.А.Бунина «Господин из Сан-Франциско».
ü Что символизирует разум господина? (разум, в данном случае, - это бездуховность, подчинение всей жизни человека служению «золотому тельцу», что является преступлением перед самим собой)
ü Какие приемы использует Бунин, чтобы осудить бездуховное существование «господина из С.-Ф.»?
ü К каким выводам подводит нас писатель? (мир хрупок, поэтому смысл жизни не в приобретении богатства, разум должен быть направлен на что-то важное в духовном смысле).
ü Запишите выводы в форме тезиса в таблицу «Тезис + аргументация»
Тема 1 - «Что правит миром – разум или чувства?» | |
Произведение И.А.Бунина | тезис |
«Господин из Сан-Франциско» | Бездуховна жизнь человека, в которой всё подчинено разуму (служению «золотому тельцу»), в которой нет места чувствам. Человек не должен забывать о том, что мир хрупок, как стекло, и прекрасен, и им должны управлять не только разум, но и чувства. |
|
ü Может ли человек, подчинённый законам разума, чувствовать и ощущать полноту жизни, счастье, радость?
ü В каком из рассказов Бунина, на ваш взгляд, наиболее полно раскрывается власть чувства? Почему? Запишите название этого (этих) рассказа в первый столбик таблицы.
ü Запишите тезис, который вы будете доказывать, во второй столбик.
Произведение И.А.Бунина | тезис |
«Солнечный удар»// «Чистый понедельник// «Тёмные аллеи» | Однозначного ответа на данный вопрос дать нельзя: всё в мире взаимосвязано, и выбор между разумом и чувством глупо. Это подобно выбору между отцом и матерью, между небом и землей, между пищей и водой: и то, и другое человеку необходимо! |
Задание тем ученикам, которые выбрали тему 1:
ü Напишите вступление к данной теме
Тема 2 – «Стихия чувств и холод разума...»
Приём «Слово-магнит»
ü Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «стихия» и «холод»? Запишите ассоциативный ряд.
ОГОНЬ ПРОХЛАДА