Где грань между разумным контролем и всеобъемлющей опекой?




Родители-вертолеты: пора покончить с домашним микроменеджментом

Где грань между разумным контролем своего ребенка и всеобъемлющей опекой?

 

В управлении есть такое понятие как микроменеджмент.

По сути, это ситуация, когда начальник постоянно контролирует своих подчиненных. Руководитель вместо стратегических вопросов занимается изучением деталей, полностью погружается в мелкие проекты, не умеет делегировать полномочия.

Но самое опасное в такой ситуации то, что без его одобрения в коллективе не принимается ни одно решение. Особенно это вредно в тех сферах, где необходимо создавать креативные продукты и генерировать новые идеи.

Примерно такая же ситуация часто складывается в отношениях взрослых и детей.

Микроменеджмент в отношении детей у нас повсюду, начиная от регламентации игр, заканчивая подготовкой уроков и выбором программы обучения в университете.

На детской площадке то и дело можно встретить маму, которая бегает за ребенком с носовым платком, караулит его возле горки, даже когда он уже готов кататься самостоятельно.

Или ребенок спокойно играет в песочнице, приходят родители и настаивают на том, чтобы он покатался на самокате или поиграл в футбол. «Сынок, ты неправильно лепишь куличик, давай я тебе покажу, как надо», «Не строй из конструктора домик, построй лучше железную дорогу» — подобные фразы настолько банальны, что большинство не видит в них ничего странного. Тогда как еще примерно 20 лет назад родители в принципе не знали, во что играют их дети.

Особенно печально дело обстоит с домашними заданиями.

Родители почему-то полностью лишают детей ответственности и самостоятельности: «А что тебе задали?», «А ты отступил четыре клеточки?», «А наклон у этой буквы у тебя такой же, как на образце?» Понятно, что после такого пристального контроля вы будете делать уроки с ребенком и в пятом, и в десятом классе. Просто на место прописей постепенно придут сочинения, а на смену арифметике — тригонометрия.

Микроменеджмент в отношении детей — общемировая тенденция. В английском языке есть даже такой термин, как «Helicopter Parent» — дословно «родитель-вертолет», характеризующий родителей, которые подобно вертолету парят над своим чадом и не дают ему шагу ступить без контроля.

Согласно международным исследованиям гиперопека и микроменеджмент родителей-вертолетов приводят к тому, что в старшем возрасте дети часто испытывают страх, беспокойство и в целом склонны к депрессиям. Кроме того, выявлена прямая зависимость между наличием родителей-вертолетов и успеваемостью ребенка: чем больше вы его контролируете и опекаете в школе, тем хуже он учится в университете.

В младшем возрасте родители контролируют изготовление поделок и домашние задания, в студенчестве — сдачу экзаменов и устройство ребенка на работу. Но самое главное в отношениях — это доверие.

Когда вы полностью контролируете своего ребенка — вы даете понять, что ему не доверяете. Но и он перестает вам доверять. Ведь этот процесс взаимный.

Где грань между разумным контролем и всеобъемлющей опекой?

Полностью контроля избежать нельзя. В таком «управлении» есть определенные плюсы: чем младше ребенок, тем больше он нуждается в маленьких задачах и контроле. Дети, как правило, очень любят режим и четкую последовательность действий. К примеру, им всегда нужно знать, что за купанием и чисткой зубов идет переодевание в пижаму, затем сказка на ночь и сладкий сон.

Дети до определенного возраста вообще очень консервативны: любят определенную одежду, еду и скучную в нашем понимании рутину. Но даже в таких бытовых вопросах важно сразу обозначить ребенку правила игры и зоны его ответственности. К примеру, трехлетний малыш еще не умеет читать, но вполне способен сам выбрать книгу на ночь. Или ребенок не может полностью взять на себя уход за животным, но кормление котенка — его ответственность.

Конечно, постепенно количество этих зон увеличивается. Причем дети, как правило, сами дают это понять: не зря их любимая фраза зачастую «я сам».

Плохой руководитель — это тот, кто не умеет делегировать полномочия, просит ставить себя во все копии писем, контролирует все этапы работы, доделывает за подчиненными проекты вместо того, чтобы четко поставить задачи и переложить ответственность на другие уровни.

Родители-вертолеты поступают примерно так же, когда забирают нож из рук ребенка, чтобы он не порезался, вместо того, чтобы научить пользоваться прибором. Кормят, обувают, одевают, выполняют домашние задания, ведь так быстрее и лучше. Водят 12-летнего ребенка в школу, потому что это проще, спокойнее и безопаснее. В итоге у него нет возможности проявить самостоятельность и научиться чему-то на собственных ошибках. Но не во всех культурах это так.

Например, к тому, чтобы воспитать самостоятельных детей, очень стремятся французы. Их опыт благодаря бестселлеру Памелы Друкерман «Французские дети не плюются едой. Секреты воспитания из Парижа» стал известен почти во всем мире.

Такой подход и правда работает: если ребенок банально сам пользуется прибором с момента, как научился сидеть, если ему позволено самостоятельно выбирать еду и решать, есть суп из брокколи или оставаться голодным до следующего приема пищи, то большая вероятность, что он рано поймет, что у него есть ответственность за свой выбор, а у любого действия есть свои последствия.

Микроменеджеры и в компаниях, и дома с детьми — очень трудолюбивые и целеустремленные люди. Как правило, они хорошо учились в школе и университете, получали высокие оценки, имеют красный диплом или какие-то другие значимые достижения. Они так рьяно желают успеха детям, что делают для них слишком много. У них в голове есть очень четкий план, как именно должен расти ребенок. Если они видят сына футболистом, то никогда не отдадут его на танцы. Если математиком, то с презрением будут смотреть на литературный кружок.

Все эти ситуации приводят к тому, что дети долго зависят от взрослых и, вступая в самостоятельную жизнь, не могут принимать решения, им постоянно не хватает энергии, они не знают, чем хотят заниматься.

В какой-то степени это веяние времени: современные дети не гуляют одни, так как в СМИ постоянно транслируется негатив, поэтому им нужно придумывать какой-то досуг, который они, к сожалению, не могут потянуть самостоятельно. Надо отвезти, переодеть, поговорить с тренером или преподавателем, снова переодеть, привести домой, сделать уроки.

Сегодня вся детская рутина подчинена взрослым. Изменить ситуацию, особенно в больших городах, практически нереально. Тем не менее мы в состоянии как-то на нее повлиять.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: