Проблемы психолого-педагогического сопровождения обучающихся, испытывающих трудности в обучении




 

 

В современном образовании в настоящее время является актуальным возникновение программ психолого-педагогической помощи или программ «сопровождения». Связано это с необходимостью создания условий полноценного развития личности на начальном этапе ее обучения[Регуш Л.А. История развития практической психологии в системе образования.// Психологическая подготовка в вузе: проблемы и подходы к решению. Часть 2 – Челябинск, 2004г.].(посмотреть автора).

Анализ современный литературы показывает, что под психологическим сопровождением понимается-работа службы психологического сопровождения устремлённая на создание комплекса условий, обеспечивающих самореализацию личности каждого ребенка и социальную адаптацию к быстроменяющимся условиям современной среды. В основе психологического сопровождение лежит положение гуманистической психологии о сопровождении процесса развития ребенка, направлении его развития, а не навязывании ему цели и пути, правильного с точки зрения педагога[Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности// Автореферат на соискание ученой степени кандидата пси. Наук. – СПб, 1992г.]. Программа психологического сопровождения соединяет деятельность всех участников образовательного процесса, обеспечивая необходимую вовлеченность их в решение определенных задач.

 

В психологическом сопровождении выделяют следующие направления:

 

1. Организация среды: материальной, методической, психологической;

 

2. Помощь непосредственно ученику;

 

3. Помощь преподавателям;

 

4. Работа с родителями;

 

5. Сбор и анализ информации, необходимой для реализации обозначенных направлений.

 

По М. Битяновой, смысл сопровождающей деятельности школьного психолога заключается в создании таких условий, в которых ребенок смог бы увидеть, пережить, примерить на себя различные варианты поведения, решения своих проблем, различные пути самореализации и утверждения себя в мире[25].

 

Сопровождение – это взаимодействие сопровождающего и сопровождаемого, направленное на разрешение жизненных проблем развития сопровождаемого.

Умняшова И.Б. представляла психологическое сопровождение в виде трех направлений:

1.Психологическое сопровождение учебной деятельности. Данное направление включает в себя оценку психолого-педагогических условий реализации ФГОС общего образования; сопровождение программы формирования и развития универсальных учебных действий; сопровождение программы индивидуализации и дифференциации обучения на всех ступенях общего образования (выявление и развитие способностей обучающихся, сопровождение одаренных, высокомотивированных детей и обучающихся, испытывающих трудности в обучении); сопровождение предпрофильного и профильного образования; сопровождение процессов подготовки и проведения итоговой аттестации обучающихся.

2.Психологическое сопровождение процессов воспитания и социализации.

Цель данного направления является проведение просветительско-развивающих профилактических и/или коррекционных мероприятий, влияющие на повышение психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам самопознания, развитие навыков эффективной коммуникации и конструктивных способов решения конфликтных ситуаций, развитие ценности здорового и безопасного образа жизни, повышение уровня самопринятия, развитие навыков саморазвития и самоактуализации. В данном направлении также актуальна работа психолого-педагогического консилиума образовательной организации, направленная на предотвращение (профилактику) или исправление (коррекцию) различных отклоняющихся форм поведения обучающихся с учетом анализа причин выбираемых моделей поведения (копингстратегий). Наиболее значимое место в данном направлении отводится мониторингу психологической безопасности образовательной среды с целью раннего выявления социальных рисков, работа по устранению или хотя бы минимизации которых является задачей всего педагогического коллектива и родительской общественности.

3.Психологическое сопровождение программы коррекционной работы. Данный вид сопровождения ориентирован на поддержку родителей и учитилей по вопросам организации образовательного процесса детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательной организации; участие в создание инклюзивной среды образовательной организации и сопровождение процесса обучения детей с ОВЗ в образовательной организации.

 

В современной литературе представлено несколько направлений работы службы психологического сопровождения.

 

Целью одного из направлений является профилактика школьной дезадаптации. Предполагается, что микросреда в чем-то несовершенна, как и ребенок, который имеет право на ошибки в своей деятельности, а поскольку ее наполняют взрослые, то они несут основную ответственность за эту ситуацию. Они должны совершенствовать свои отношения, и вследствие этого будет меняться ребенок. То есть проблема решается через работу со средой окружающих ребенка взрослых. Другое направление основывается на том, что психолог осуществляет общий контроль за ходом психического развития детей на основе представлений о нормативном содержании и периодизации этого процесса[17,34].

 

Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого единство четырех функций:

 

- диагностики существа возникшей проблемы;

 

- информации о проблеме и путях ее решения;

 

- консультации на этапе принятия решения и выработки плана проблемы;

 

- первичной помощи на этапе реализации плана решения;

 

Основные принципы психологического сопровождения:

 

1. Ответственность за принятие решения лежит на субъекте развития, сопровождающий объект обладает только совещательными правами;

 

2. Приоритет интересов сопровождаемого;

 

3. Непрерывность сопровождения;

 

4. Мультидисциплинарность сопровождения.

 

Психолог в этом процессе не просто наблюдатель, стоящий рядом: он активен, так как создает оптимальные социально-психологические условия для развития не только детей, но и педагогов и родителей[25].

 

М.М. Безруких выделила основные принципы помощи детям, имеющим трудности обучения.(6)

 

Первый принцип – любой ребенок, имеющий школьные проблемы, в состоянии получить полноценное начальное образование при соответствующей и вовремя организованной системе коррекционной помощи.

 

Второй принцип – коррекция комплексных трудностей – многоаспектная задача, следовательно, для ее успешного решения необходимо учитывать как внешние, так и внутренние факторы.

 

Третий принцип – помощь детям со школьными проблемами — это помощь, при которой корректируются не трудности обучения письму и чтению, а причины, вызывающие их.

 

Четвертый принцип – системная помощь детям с трудностями в обучении, включающая меры неспецифической (оптимизация учебного процесса, нормализация режима, ликвидация конфликтных ситуаций в семье и школе и т.п.) и специфической несформированности или нарушений в развитии познавательных функций.

 

Пятый принцип – организация комплексной помощи детям с трудностями в обучении. Это системная работа и системное взаимодействие педагога, психолога, логопеда и родителей.

 

В соответствии с этими принципами строится система комплексной помощи, включающая:

 

– наблюдение и анализ возникающих проблем, определение причин школьных трудностей;– консультации специалистов;– четкое определение целей и конкретных задач помощи;– составление индивидуального плана организации работы комплексной помощи (с учетом индивидуальных особенностей работоспособности и состояния здоровья);– составление индивидуального плана обучения (для детей с прогнозом школьных трудностей);– опору при обучении на сформированные функции и параллельное «подтягивание» несформированных функций (в системе специальных занятий);– постепенность (пошаговость) освоения учебного материала;– переход к новому этапу обучения лишь после полного освоения предыдущего (индивидуальный темп обучения);– регулярное повторение пройденного материала;– независимую оценку результатов работы и функционального состояния ребенка не реже двух раз в год.

 

Главным условием эффективности помощи при трудностях обучения является определение точки отсчета, с которой следует начинать коррекционную работу. А для этого нужно вернуться к элементам предварительной подготовки, выяснить, все ли освоил ребенок. Если нет, надо начинать с того, что вызывает затруднение.

 

Эффективная коррекция школьных трудностей не возможна без соблюдения ряда условий.

 

ПЕРВОЕ УСЛОВИЕ – наличие современных методов психофизиологической и психологической диагностики трудностей, их причин, выделения их особенностей.

 

ВТОРОЕ УСЛОВИЕ – знание педагогами причин и механизмов школьных трудностей, умение выделить эти причины, владение методиками и технологиями организации помощи.

 

ТРЕТЬЕ УСЛОВИЕ – возможность получения необходимой консультативной помощи специалистов – психолога, логопеда, врача – и разработки комплексной программы помощи.

 

ЧЕТВЕРТОЕ УСЛОВИЕ – совместная работа и единая тактика работы и семьи при организации помощи ребенку, имеющему школьные проблемы.

 

ПЯТОЕ УСЛОВИЕ – наличие специалистов, помещений, материальных средств и т.п. для организации комплексной системной помощи учащимся.(6)

 

Помощь психолога в содействии саморазвития ребенка начинается с диагностики. Ее цель – выявить основные трудности в обучении школьников. Наиболее эффективными методами и психологической диагностики неуспеваемости школьников являются тестирование, анкетирование, анализ школьной документации, наблюдение. Необходимо учитывать, что диагностика должна осуществляться в самом процессе обучения и проводиться систематически. Только в этом случае, возможно будет прослеживать положительные результаты работы с неуспевающими детьми. Психолого-педагогическое изучение учащихся с трудностями в обучении целесообразно осуществлять по простой общей схеме: выявление трудностей в обучении, выявление причин, которые обусловливают эти трудности.

 

Исходя из оценки проблем, которые испытывают дети с трудностями в обучении в рамках учебной деятельности, можно выделить две группы взаимосвязанных задач коррекционно-педагогической работы с ними:

 

• устранение причин трудностей в обучении, которые определяются особенностями психического развития этих детей;

 

• восполнение пробелов предшествующего обучения.

 

Решение указанных задач осуществляется в процессе работы по направлениям, которые достаточно полно и четко охарактеризованы

 

В.В. Гладкой и сведены в три блока:

 

1) формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков (формирование учебной мотивации, формирование общеучебных интеллектуальных умений, развитие личностных компонентов познавательной деятельности);

 

2) развитие до необходимого уровня психических функций, которые обеспечивают учебную деятельность (зрительного восприятия, пространственной ориентировки, фонематического восприятия и др.);

 

3) формирование базовых представлений и умений (об окружающем, количественных, графических и др.), которые нужны для усвоения программного материал.(13)

 

Другое дело, что формирование учебной деятельности и коррекция ее недостатков осуществляются главным образом на уроках и их нецелесообразно выделять как самостоятельное направление (раздел плана) коррекционных занятий.

 

Задачи же второго и третьего блоков применительно к коррекционным занятиям неоспоримы и в обобщенном виде названы выше.

 

При планировании коррекционных занятий необходимо учитывать:

 

• результаты психолого-педагогического изучения учащихся;

 

• объем коррекционных занятий, который зависит от условий организации обучения.

 

Многовариантность причинно-следственных связей при выяснении причин трудностей в обучении определяет сложности с определением круга возможных психологических нарушений (причин), выбором необходимых в данный момент адекватных психодиагностических методик и эффективных коррекционных упражнений. Связать воедино все эти элементы помогают школьному психологу средства психодиагностического описания объекта психодиагностики, представленные в виде психодиагностических таблиц. В них связываются воедино практически все элементы диагностического процесса — от запроса до выдачи рекомендаций. В настоящее время различными исследователями уже разработаны психодиагностические таблицы(А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина, Н.П.Локалова). (2)

 

В них выделены наиболее часто встречающиеся трудности в обучении школьников, возможные психологические причины трудностей и методы их диагностики.

Проведенный анализ привел к убеждению, что в подавляющем большинстве школьных трудностей, какими бы они ни были и какие бы они внешние формы ни принимали, в своей глубинной основе они имеют недостатки в когнитивном развитии учащихся. Именно это является первопричиной многих трудностей учащихся не только познавательного характера, но и в поведенческом плане. Повышение познавательных возможностей детей, их интеллектуального потенциала, формирует у младших школьников психологическую основу обучения, помогающую им успешно преодолевать возникающие в процессе обучения трудности.

 

Итак, анализ изученного материала позволяет сделать выводы о том, что школьные трудности – это серьезная психолого-педагогическая проблема, к которой обращались многие исследователи. Были изучены способы диагностики и разработаны методы коррекции с ними. Однако это не снижает остроту данной проблемы.

Л.С. Выготский (1956) обосновал возможность и целесообразность обучения, преследующего как основную и важную цель развитие ребёнка. Л.С.Выготским предложена схема диагностического изучения ребёнка (практическая реализация принципов коррекционно – педагогической помощи проблемным детям:

 

-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка;

 

-индивидуализация воспитательных приёмов и методов;

 

Создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;

 

-необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;

 

-ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания; -воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка; -создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей;

 

-создание условий для каждого ребёнка условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей.

 

Понимание причин, лежащих в основе неуспеваемости, учёт недостаточной готовности психических функций к освоению определённых знаний – вот принципы, которыми следует руководствоваться при определении содержания обучения детей с трудностями в обучении и при разработке методик преподавания учебных дисциплин и коррекция отклонений в психическом развитии. Выявление на разных этапах слабых звеньев психического развития помогает представить общую картину специфических особенностей ребёнка и наметить комплекс адекватной помощи различных специалистов(психологи, дефектологи, логопеды, социальные педагоги).З.И.Калмыкова считает, что необходимо учитывать замедленный темп формирования знаний, интеллектуальную пассивность детей, повышенную утомляемость в процессе интеллектуальной деятельности. Оптимальным для таких детей является обучение в несколько замедленном темпе (особенно на начальном этапе изучения нового материала), с более широкой наглядностью и словесной формулировкой общих положений, с большим количеством упражнений, с постепенным сокращением помощи со стороны взрослого и повышением трудности заданий.

 

В 1995 году институтом коррекционной педагогики была разработана единая концепция «Концепция коррекционно - развивающего обучения в условиях общеобразовательной школы».Многоаспектность школьных трудностей позволяет специалистам разных профилей по–разному определять значимость тех или иных факторов в возникновении трудностей у детей в процессе обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: